Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 19(231)

Рубрика журнала: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7, скачать журнал часть 8, скачать журнал часть 9, скачать журнал часть 10, скачать журнал часть 11

Библиографическое описание:
Филаретова А.В. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕНЗЫ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2023. № 19(231). URL: https://sibac.info/journal/student/231/291736 (дата обращения: 21.05.2024).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ПЕНЗЫ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Филаретова Анна Вячеславовна

студент, кафедра музыкального образования, Московский государственный институт культуры,

РФ, г. Химки

Труханова Александра Геннадиевна

научный руководитель,

канд. искусствоведения, доц., Московский государственный институт культуры,

РФ, г. Химки

THE HISTORY OF THE FORAMTION OF THE CHORAL CULTURE OF THE CITY OF PENZA IN THE XIX – EARLY XX CENTURY

 

Anna Filaretova

Student, department of music education, Moscow State Institute of Culture,

Russia, Khimki

Alexandra Trukhanova

Scientific supervisor, cand. arts. Associate Professor, Moscow State Institute of Culture,

Russia, Khimki

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена истории становления музыкальной культуры города Пензы в XIX – начале XX века, деятельности педагогов, музыкантов и хоровых дирижеров, оказавших значительное влияние на формирование и развитие хорового исполнительства в городе.

ABSTRACT

The article is devoted to the history of the formation of musical culture of the city of Penza in the XIX - early XX century, the activities of teachers, musicians and choral conductors, who had a significant influence on the formation and development of choral performance in the city.

 

Ключевые слова: хоровая культура, Пенза, А.В. Касторский, А.А. Архангельский.

Keywords: choral culture, Penza, A.V.Kastorsky, A.A.Arkhangelsky.

 

В современном обществе важной социокультурной задачей является исследование региональной хоровой исполнительской культуры в её духовном и историческом развитии. Одним из таких регионов, имеющим свою неповторимую историю и богатую хоровую культуру является город Пенза. Огромный пласт духовного наследия, опыт многих поколений музыкантов изучаемого региона, посвятивших свою творческую деятельность в приобщении населения к хоровому искусству и определили актуальность выбранной темы.

История города Пензы начинается с середины XVII веке, с 1663 года, когда по указу царя Алексея Михайловича было развернуто строительство города-крепости, который на протяжении многих лет являлся заслоном от кочевников – кубанцев (народы Приазовья и Северного Кавказа) и ногайских орд.

Постепенно, начиная с XVIII века, город утратил свое изначальное стратегическое значение и приобрел статус основного района помещичьего землевладения. К этому времени Пенза являлся крупным экономическим центром сельскохозяйственного производства. Здесь активно развивались торговля и промышленность (открывались винокуренные, кожевенные заводы, выпускавшие лучшие сорта кожи, пользовавшиеся спросом за границей, а также суконные и полотняные предприятия, на которых изготовляли ковры и шали). С XVIII века Пенза становится крупным духовным центром благодаря епископу Гаийе, обосновавшему свою резиденцию в Пензе. В городе была учреждена Пензенская епархия, открыта духовная семинария, и началось строительство Спасского кафедрального собора, существующего и в настоящее время.

Со временем Пенза преобразовывалась, и уже в XIX веке город, в котором находилось представительство губернатора, являлся носителем статуса губернский. На территории города открывались различные фабрики и заводы, из-за чего увеличивалась административная часть, численность дворян и чиновников, что вместе с открытием учебных заведений и развитием театрально-музыкальной жизни делали Пензу достаточно крупным культурным центром.

В XIX веке среди значимых учреждений культуры в Пензе прежде всего активно развивается музыкальный и драматический театр:

  • театр П.П. Горихвостова, имеющий огромный успех у простого народа и представляющий в своём репертуаре итальянские оперы;
  • театр Г.В.Гладкова, который славился постановками в жанрах трагедии, драмы и комедии. Театр был доступен для разных сословий, и именно поэтому в нём могли играть как крепостные актёры, а также чиновники и семинаристы;
  • успехом у знатной публики пользовалась губернаторская труппа, руководимая В.И. Кожиным.

В конце XIX века развитая театральная деятельность привела к созданию Пензенского драматического кружка имени В.Г. Белинского, в предреволюционное время преобразованного в Народный театр, на сцене которого ставились пьесы А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.Н. Островского и др. Ныне это действующий Пензенский драматический театр имени А.В. Луначарского.

Знаковым событием для города стало создание во второй трети XIX века симфонического оркестра пензенского губернатора Александра Алексеевича Панчулидзева, считавшегося лучшим в провинциальной России. Коллектив отличался высоким исполнительским уровнем, в репертуаре которого были произведения Л. ван Бетховена, Й. Гайдна, Ф. Мендельсона и др. Оркестр сопровождал Дворянские собрания, театральные представления, давал концерты для горожан, состоящих из двух отделений: в первом звучали симфония или классический репертуар, во втором играли арии и увертюры из опер [1, с. 48.].

Большую роль для развития музыкальной культуры города Пензы в XIX веке сыграло открытие Пензенского отделения Императорского Русского музыкального общества, благодаря деятельности которого в городе в 1882 году были открыты два старейших в стране музыкальных учебных заведения – Первая детская музыкальная школа и Пензенское музыкальное училище, именуемого до 1936 года музыкальными классами. Директором этих музыкальных заведений долгое время являлся выпускник Санкт-Петербургской консерватории, музыкант, теоретик, композитор – М.И. Костромитинов.

Своей целью ИРМО видело в содействии распространения музыкального образования и развитии всех отраслей музыкального искусства. [3, с. 54-55]. В результате к концу XIX – началу XX веков сложилась устойчивая структура начального и средне-специального музыкального образования, появлялись хоровые коллективы в учительских и духовных семинариях. Хоровое пение в городе становилось популярным. Именно поэтому Пензу считали консерваторией, «…где все беспрерывно пели» [2, с. 105].

Во многом благодаря деятельности ИРМО в Пензе начинает активно развиваться и хоровая культура. Первым важным шагом становится открытие при Пензенском отделении Русского музыкального общества классов хорового пения, пост руководителя которого занимал хоровой дирижёр, педагог, руководитель регентских курсов и учитель школьного пения Алексей Николаевич Карасёв. А.Н. Карасёва большое внимание уделял стройности исполнения, вокальному мастерству, которому обучал своих учеников. Главным условием, которое отличало методику А.Н. Карасёва, являлось обучение юных исполнителей основам музыкальной грамоты и исполнение программы наизусть. Такой метод способствовал музыкальному, творческому и интеллектуальному развитию детей.

Хоровая культура в Пензе к началу XX века достигала высокого уровня благодаря деятельности целой плеяды пензенских мастеров хорового искусства, среди которых Алексей Васильевич Касторский, Фёдор Петрович Вазерский, Александр Андреевич Архангельский и др.

Особая роль в развитии хорового исполнительства в городе Пензе принадлежит Алексею Васильевичу Касторскому, начавшему свою деятельность в области организации и развития хорового пения в 1880-е годы.

А.В. Касторский являлся управляющим церковными хорами и показательным художественным хором, а также вёл педагогическую деятельность, являлся воспитателем певчих, преподавал в ряде учебных заведений Пензы. По его инициативе были организованы:

  • «Хоровые собрания» при Пензенском музыкальном училище – первые общественные курсы обучения хоровому дирижированию, на которых искусство хорового пения могли изучать как женщины, так и мужчины.
  • «Сорокадневные курсы» для учителей пения и регентов, которые привлекали внимание всей музыкальной общественности России. С возникновением курсов у А.В. Касторского возникла идея создания Народной консерватории, которая, по его мнению, способствовала бы распространению музыкального просвещения в народных массах и донесению музыки до простого народа.

Большую роль в области хорового исполнительства, как для Пензы, так и для России, сыграл Александр Андреевич Архангельский – уроженец Наровчатского уезда Пензенской губернии, регент и композитор, вошедший в историю как создатель «Исторических концертов».

В начале XX века в Пензе по инициативе Александра Андреевича Архангельского было организовано Церковно-Певческое Благотворительное Общество, открытие которого состоялось по примеру уже существовавшего общества в Петербурге. Именно Пенза стала первым из провинциальных городов-последователей в этом благом начинании. Делами пензенского Церковно-Певческого Благотворительного Общества заведовало Правление, председателем которого являлся А.В. Касторский.

Основными задачами Церковно-Певческого Благотворительного Общества в Пензе стали: духовное развитие населения и расширении способов развития в городе музыкального образования. Такая школа могла выпускать музыкально и певчески-образованных регентов, и учителей пения для уездных и сельских городов, содействовать улучшению певческой среды, развивать художественный интерес певцов, что благотворно влияло на качество хорового пения. Для большей производительности в планах Общества было устройство певческой школы с возможностью устраивать певческие собрания объединенными хорами, в которые можно было бы приглашать ветеранов певческого дела.

Подводя итог следует отметить, что становление хоровой культуры в городе Пензе в XIX – начале XX века происходило в несколько этапов. Большая роль в этом принадлежала хоровым деятелям, заложившим крепкий фундамент для будущего поколения и воспитавшим плеяду мастеров, продолжающих свою деятельность в настоящее время. Особо следует отметить и деятельность Пензенского отделения Церковно-Певческого Общества, работа которого заметно повлияла на рост провинциальных певчих и качество исполнения хоров.

 

Список литературы:

  1. Воронина Н.И. Уникальные ценности провинциальной культуры / Н.И. Воронина, Е.А. Николаева. – М.: Б.и., 1999. – 107 с.
  2. Инсарский В.А. Половодье. Картины провинциальной жизни прежнего времени. – СПб.: Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1875. – 493 с.
  3. Шитова М.А. Начало музыкального образования и воспитания в Пензе // Очерки истории народного образования Пензенского края / [Авершин В.И., Андрейчук Р.Г., Беликова М.Г. и др.; Под ред. В.И. Никулина]; М-во образования Рос. Федерации и др. – Пенза: Изд-во ИПКИПРО, 1997. – С. 54-55.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.