Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 20(148)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5, скачать журнал часть 6, скачать журнал часть 7

Библиографическое описание:
Волошина Ю.В. КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА: ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ ИЛИ ТРАГЕДИЯ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 20(148). URL: https://sibac.info/journal/student/148/214951 (дата обращения: 19.05.2024).

КОНЦЕПЦИЯ ЛЮБВИ В ПРОЗЕ И.А. БУНИНА: ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ ИЛИ ТРАГЕДИЯ

Волошина Юлия Вадимовна

студент, кафедра отечественной и мировой литературы, Северо-Кавказский федеральный университет,

РФ, г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается концепция любви в прозе И.А. Бунина. Особое внимание уделяется рассмотрению любви как великом счастье в жизни человека или трагедии на примере произведений «Солнечный удар» и цикла «Темные аллеи», в которых бунинская концепция любви получила наиболее полное воплощение.

 

Ключевые слова: концепция любви, Эрос, любовь-«солнечный удар», трагедия, счастье.

 

Тема любви не случайно относится к числу «вечных» в литературе. На протяжении многих столетий художники слова посвящали свои произведения этому великому чувству, при этом каждый находил что-то свое индивидуальное и неповторимое в этой теме.

И.А. Бунин отличается от многих писателей конца XIX – первой половины ХХ века своеобразным взглядом на любовно-философские отношения. Событийная канва многих бунинских рассказов сходна: вспышка любви, яркой страстной и глубокой; момент волшебного счастья в гармонии со всем миром; непреодолимое препятствие; крах всех надежд, крушение гармонии (трагедия). Уже из этого можно отметить, что любовь в понимании писателя – это счастье в жизни человека, но это счастье недолговечно и приводит в конечном счете к трагическому исходу.

Такая трактовка И.А. Буниным темы любви связана с его представлением об Эросе как могучей стихийной силе. Любовь в концепции писателя – это прекрасные мгновения, озаряющие жизнь человека, согласие чувственного и духовного, тела и души, неповторимое чувство полноты жизни, чувство родства с целым миром. Несмотря на все это, она трагедийна в своей основе, так как таит в себе неумолимую катастрофичность (смерть одного из возлюбленных, расставание, безответность чувства и др.).

С 1910 по 1925 года И.А. Бунин создает произведения, которые были объединены глубокой внутренней связью – темой любви. Он исследует «закоулки человеческой души» в рассказах «Грамматика любви» (1915), «Легкое дыхание» (1916), «Солнечный удар» (1925), «Ида» (1925), «Мордовский сарафан» (1925), повести «Митина любовь» (1924), где осознание любви проявляется как некое «высшее начало», которое не может существовать в земной жизни. Любовь ведет к познанию высших ценностей жизни, она дает понимание счастья, но вместе с этим таит в себе трагедию, так как она не может продолжаться вечно и обычно заканчивается катастрофой.

В рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар» любовь изображается как всепоглощающая страсть, стихия, внезапно охватывающая человека. Первые впечатления связываются с солнцем и жарой – лейтмотив всего рассказа: загаром будут пахнуть руки женщины, «страшно душным, горячо накаленным солнцем» окажется номер в гостинице, зноем будет пропитан и весь «незнакомый городишко», с образом солнца сравнит героиня свое чувство: «…на меня точно затмение нашло... Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара...» [4, с. 236]. Этот неожиданный солнечный удар оказывается самым значительным из всего, что происходило и, может быть, еще произойдет с поручиком и незнакомкой.

Заканчивается их история любви расставанием, после которого меняется внутренний мир героя, что И.А. Бунин показывает через антитезу: «пустой и прохладной номер», «во всем было безмерное счастье и великая радость, а вместе с тем сердце словно разрывалось на части» [4, с. 238]. Герой не знает, что ему делать: «Он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние» [4, с. 239], «он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее» [4, с. 240].

Создается впечатление, что герои рассказа не властны над собой, что подтверждается словами незнакомки: «Я совсем не то, что вы могли обо мне подумать…. На меня словно затмение нашло» [4, с. 236]. Именно «затмение» позволяет героям вырваться из мира обыденных вещей и пережить до сих пор неведомое чувство, познать счастье. Однако любовь эта мучительна, так как не может продолжаться вечно, она обречена быть конечной, но тем не менее оставляет после себя глубокий след в душе героя.

Центральным событием в творчестве И.А. Бунина считается цикл рассказов «Темные аллеи» (1937-1944), который целиком посвящен теме чистой и прекрасной любви. Многие рассказы цикла заканчиваются трагически. Трагизм этот заключен не только в смерти одного из героев («Холодная осень», «Таня», «Натали», «Кавказ»), но и для оставшихся жить после смерти возлюбленного или возлюбленной (героиня из «Холодной осени»). Любовь делает жизнь бунинских героев значительной, не оттого только, что наполняет ее радостью и счастьем, а прежде всего – от неизбежности собственной гибели, что придает трагическую значимость и ценность последующим переживаниям.

Образ любви в творчестве И.А. Бунина – это особый синтез духа и плоти (дух, по его мнению, невозможно постичь без плоти). Любовь его героев – это земная радость, загадочное влечение друг к другу любящих, связанное с вечным пробуждением в душе возвышенного, единственно человеческого чувства. Смелость в изображении как духовного, так и плотского начала в любви в сочетании с совершенством художественной формы составляет новаторство И.А. Бунина в раскрытии любви (например, в рассказах «Таня» и «Солнечный удар», повести «Митина любовь»).

За счастьем любви в «Темных аллеях», как правило, следует расставание, убийство или смерть. Оно не может быть вечным (в рассказе «Руся» влюбленных разлучает мать Руси, в рассказе «Таня» погибает Петруша, в рассказе «Натали» Натали умирает в преждевременных родах и т.д.). Своим героя И.А. Бунин позволяет недолго наслаждаться счастьем, а после лишает их радостей, надежд, а в некоторых рассказах даже жизни.

Стоит обратить внимание и на тот факт, что любовь у И.А. Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается семейным браком. Тем самым он лишает своих героев вечного счастья, а делает он это потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви. По мысли И.А. Бунина, любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь искренняя и молниеносная, любовь-«солнечный удар». Подтверждение этому мы находим в рассказе «Темные аллеи», где герой не может жениться на крестьянке Надежде, которую полюбил, но женившись на женщине своего круга, он не обретает семейного счастья. Несмотря на кратковременность, любовь остается вечной: она вечна в памяти героя именно потому, что мимолетна в жизни.

Таким образом, любовь трактуется И.А. Бунина как кратковременный счастливый период в жизни человека (великое счастье), который всегда быстро заканчивается, но долгие годы оставляет в душе героев неизгладимый след (трагедия). Особая связь любви и смерти в творчестве И.А. Бунина раскрывается в оппозиции «Божественного – земного», которая определяет трагичность конфликта любви с обыденным миром.

 

Список литературы:

  1. Афанасьева В. И.А. Бунин. Очерк творчества. - М., 1966.
  2. Бунин И.А. Антоновские яблоки: повести и рассказы/Сост. И предисл. В.И. Кулешова; Художн. Л. Бирюков. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. Лит., 1982. – 365 с., ил. (Школьная б-ка)
  3. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Темные аллеи. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 512 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы)
  4. Бунин И.А. Митина любовь: повести, рассказы / И.А. Бунин. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. – 352 с. – (Азбука-классика)
  5. Михайлов О. Н. Бунин И. А. М.: Дрофа: Вече, 2002.
  6. Михайлов О. Н. «И. А. Бунин. Избранные сочинения», Москва «Художественная литература», 1984.
  7. Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.