Поздравляем с 1 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 40(126)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3, скачать журнал часть 4, скачать журнал часть 5

Библиографическое описание:
Ушкуров Е.Т. ДВОРЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА, «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. ТУРГЕНЕВА) // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 40(126). URL: https://sibac.info/journal/student/126/194990 (дата обращения: 30.04.2024).

ДВОРЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» А.С. ПУШКИНА, «ОТЦЫ И ДЕТИ» И.С. ТУРГЕНЕВА)

Ушкуров Егор Тимофеевич

студент 1 курса очной формы обучения, направление подготовки 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»

РФ, г. Ростов-на-Дону

Филинкова Елена Анатольевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Ростовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

РФ, г. Ростов-на-Дону

NOBLE CULTURE IN THE SYSTEM OF UNIVERSAL VALUES (ON THE EXAMPLE OF THE ANALYSIS "CAPTAIN'S DAUGHTER" BY A.S. PUSHKIN, "FATHERS AND CHILDREN" BY I. S. TURGENEV)

 

Yegor Ushkurov

1st year full time student In The Field of Training 40.02.01 Social Security Law and Organization Rostov Institute (branch) of FSBOU VO "All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice of Russia),"

Russia, Rostov-On-Don

Elena Filinkova

Scientific Adviser, Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rostov Institute (branch) of FSBOU VO "All-Russian State University of Justice (RPA Ministry of Justice of Russia),"

Russia, Rostov-On-Don

 

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается анализ дворянской культуры дореволюционной России 19 века, в системе общечеловеческих ценностей на примерах литературных произведений: «Капитанская дочка» А.С. Пушкина и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

ABSTRACT

The article proposes an analysis of the noble culture of pre-revolutionary Russia of the 19th century, in the system of universal human values using examples of letter-tour works: "Captain's Daughter" by A.S. Pushkin and "Fathers and Children" by I.S. Turgenev.

 

Ключевые слова: Дворянская культура, система общечеловеческих ценностей, произведения, литературные произведения, ценности.

Keywords: Noble culture, system of universal values, works, literary works, values.

 

Общечеловеческие ценности объединяют людей по всему миру, и не важно, какой у них цвет кожи, разрез глаз, сословие. Они являются фундаментом для жизни человека [5, с. 83]. И конечно же, без них, мы были бы неразумными существами. К этой мысли, хотелось бы добавить цитату Иммануила Канта: «Моральный закон возвышает ценность человека как мыслящего существа».

Под понятием «ценности» мы понимаем то его определение, в котором утверждается, что это социальные определения окружающего мира, выявляющие их положительную или отрицательную полезность и значение для людей и общества [1, с. 177].

Дворянство – это привилегированное сословие, которое было господствующим, получить такой статус, можно было с помощью военной или государственной службы, или же по наследству. Дворянство являлось основой для большинства литературных произведений известных писателей 19 века. Объясняется это достаточно несложно, поскольку сами авторы были выходцами из данного сословия, яркий тому пример Александр Сергеевич Пушкин, который был представителем древнего русского дворянского рода.

Дворянская культура - это патриотические, эстетические и нравственные идеалы - благородство, честь, достоинство – были основными качествами этого сословия [4, с. 132].

Итак, дворянская культура в общечеловеческих ценностях – очень необычное и интересное явление. Самые главные качества для дворян – любовь к родине, патриотизм, верность. Во времена имперской России было авторитетно и модно служить в армии или быть чиновником, то есть находиться на государевой службе [7, с. 27].

В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», можно увидеть пример, отражающий дворянские ценности - когда Пугачев захватил крепость и вербует солдат на свою сторону, чтобы те сражались за него [8, с. 55]. Пугачев спрашивает Гринева о том, будет ли воевать за него молодой дворянин с усердием? Гринев ответил, что он является природным дворянином, присягавшим императрице, поэтому он не может служить разбойнику [2, с. 8].

Тут мы видим, как проявляет себя Петр Андреич – несмотря на то, что предатель – Пугачев, мог убить молодого дворянина, Гринев говорит без лукавства, прямо в лицо преступнику, что он не будет служить мошеннику. В этом примере демонстрируется верность к императрице, соответственно и родине, а также честность и благородство. Кроме того, молодой дворянин не лишен смелости и бесстрашия перед врагом. Гринев говорит, что защита крепости – долг солдат, они должны делать это до последнего издыхания, вдобавок, дворянин говорит, что надобно отправить всех женщин в Оренбург, пока с ними ничего не случилось [2, с. 6]. В этом примере демонстрируется, как Гринев проявляет свое мужество, а также чувство долга. Молодой офицер не боится смерти, его главная цель – это защитить крепость, а также женщин, которые находятся в этом укреплении.

Для полноты анализа дворянских ценностей обратимся еще к одному произведению 19 века - роману «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. В нем можно увидеть гражданскую жизнь дворян, где главным представителем этого сословия является Павел Петрович Кирсанов, а его противником – Евгений Васильевич Базаров, нигилист. Нигилизм — философия, которая ставит под сомнение или отрицает общепринятые нормы нравственности, культуры, идеалы и ценности.

В романе происходит противоборство поколений, в нем можно легко определить идеалы дворян тех времен. К примеру, Евгений Васильевич утверждает, что все люди одинаковы, как физически, так и психологически, но Кирсанов категорически не согласен, он считает, что каждый человек уникален, Представитель аристократии – Павел Кирсанов, думает, что человек, у которого нет ничего романтического – черств в душе [3, с. 12], а Евгений Васильевич – наоборот, считает искусство бесполезной вещью, а также, что ученый намного полезнее, чем всякий поэт или писатель. Отношения «отцов и детей» существовали на принципе подчинения и господства, также основывались на авторитете главы семейства: в источниках отцовская власть часто отождествляется с «непреложной», а приказы и наставления отца – подлежащими «безмолвному и безоговорочному выполнению» [6, с. 6].

В романе говорится и о принципиальности как одном из важных качеств дворянства. Видит читатель это на примере слов Евгения Васильевича Базарова: «…Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» [3, с. 10], которым противостоит точка зрения Павла Кирсанова, как представителя дворянства, который считает, что нормальные люди не могут жить без принципов, особенно аристократия, она строится на этом постулате. Без принципов живут только пустые, безнравственные люди, которые ничего из себя не представляют в обществе [3, с. 14].

Все герои-дворяне в русской литературе живут по принципам, имеют достоинство и честь. Как утверждает Павел Петрович Кирсанов, без этих вещей, не может быть никакого прочного основания для общественного здания [3, с. 14].

Таким образом, дворянские ценности-понятие чести, принципиальность, достоинство, патриотизм и пр. явились основой формирования русской культуры 19 века и нашли яркое отражение в русской классической литературе.

 

Список литературы:

  1. Безруков В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург. 2000. - 937 с.
  2. Пушкин А.С. «Капитанская дочка», собрание сочинений в шести томах. Том 4. Библиотека "Огонек", М., "Правда", 1969. - [электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://ilibrary.ru/text/107/index.html (дата обращения: 20.11.2020)
  3. Тургенев И.С. «Отцы и дети», библиотека всемирной литературы. Серия вторая. Том 117. М., "Художественная литература",1971. - [электронный ресурс] - Режим доступа-URL: https://ilibrary.ru/text/96/index.html (дата обращения: 20.11.2020)
  4. Радугина О. А. Ценностные установки российского дворянского менталитета // Омский научный вестник. - 2012. -No 4 (111). // Издательство: Омский государственный технический университет, Омский государственный университет путей сообщения (Омск) -[электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-ustanovki-rossiyskogo-dvoryanskogo-mentaliteta (дата обращения: 20.11.2020)
  5. Оганесян С. С. О понятии «общечеловеческие ценности» в современном мире // Ценности и смыслы. - 2019. - No 5 (63) [электронный ресурс] - Режим доступа -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-obschechelovecheskie-tsennosti-v-sovremennom-mire (дата обращения: 21.11.2020)
  6. Милешина Н. А. Российское дворянство XVII – начала XX столетий в контексте трансформации внутрисемейных отношений //Вестник Челябинского государственного университета. - 2010. -№ 30 (211) [электронный ресурс]-Режим доступа- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskoe-dvoryanstvo-xvii-nachala-xx-stoletiy-v-kontekste-transformatsii-vnutrisemeynyh-otnosheniy (дата обращения: 21.11.2020)
  7. Царенкова Е. А. Поиск новых философско-антропологических парадигм (к вопросу о милосердии): монография / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, - 2017. [электронный ресурс] - Режим доступа- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32257971 (дата обращения: 21.11.2020)
  8. Цечоев В.К., Рубан Д.Е. Взаимовлияние преступлений и репрессивной системы наказаний в инквизиционной юстиции Российской империи 1864 – 1890-х гг. // Власть закона, - № 1 (33), - 2018. [электронный ресурс] -Режим доступа - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36276300 (дата обращения: 21.11.2020)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.