Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соломатина В.В. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11. URL: https://sibac.info/archive/social/11.pdf (дата обращения: 17.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЧЕСКАЯ  ПАМЯТЬ  НАРОДА

Соломатина  Виктория  Витальевна

студент  4  курса,  кафедра  истории  России  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,

г.  Якутск

E-mailviksolom999@mail.ru

Аргунов  Валерий  Георгиевич

научный  руководитель,  канд.  ист.  наук,  доцент  СВФУ  им.  М.К.  Аммосова,  г.  Якутск

 

Память  истории  —  своеобразный  пантеон  национальной  идентичности.  Она  содержит  знания  об  исторических  битвах,  судьбоносных  событиях,  жизни  и  творческой  деятельности  выдающихся  деятелей  политики  и  науки,  техники  и  искусства.  Историческая  память  воспроизводит  непрерывность  и  преемственность  социального  бытия.  Вся  история  человечества  —  это  банк  памяти.  История  выступает  в  роли  посредницы  в  смене  поколений.  Добытые  ею  знания  в  прошлом  становятся  необходимым  элементом  в  будущем,  они  необходимы  в  духовной  культуре,  в  которой  всегда  имеется  историческая  основа.  Поэтому  история  входит  в  программу  школьного  образования,  так  как  каждому  начинающему  поколению  необходимы  знания  по  истории  своей  страны.

Д.С.  Лихачев  утверждал,  что  —  «Память  противостоит  уничтожающей  силе  времени.  Память  —  преодоление  времени,  преодоление  пространства.  Память  —  основа  совести  и  нравственности,  память  —  основа  культуры.  Хранить  память  и  беречь  память  это  наш  нравственный  долг  перед  самими  собой  и  перед  потомками.  Память  наше  богатство.  Память  как  «бестелесная  духовная  субстанция»  становится  отчетливой  силой,  особенно  во  время  предельных  испытаний,  выпадающих  на  долю  людей.  Человеку  необходимо  ощущать  себя  в  истории,  понимать  свое  значение  в  современной  жизни,  оставить  о  себе  добрую  память.

Процесс  исторической  памяти  не  означает  механического  повторения  и  воспроизведения  прошлого,  он  отражает  сложность,  неоднозначность  человеческих  отношений,  изменение  духовных  ценностей  и  личных  позиций,  влияние  субъективных  мнений.  Свидетельство  тому  —  «белые  пятна»  и  «черные  дыры»  в  мировой  и  отечественной  истории.

Историческая  память  избирательна,  поскольку  у  каждой  исторической  эпохи  существуют  свои  критерии  ценностей,  отсюда  —  свои  принципы  отбора  ценностей.  В  связи  с  этим  функции  социальной  памяти  свойственно  менять  свое  содержание.  Представители  русской  историографии  XVII  —  начале  XX  в.  почитали  одни  приоритеты,  советская  историческая  наука  —  другие.  Оценки  исторических  событий  также  соответствовали  духу  и  морали  эпохи,  общества.  Суждения  о  прошлом  изменчивы,  например,  меняются  отношение  и  оценки  отдельных  исторических  персонажей  и  событий.  Диктует  отношение  к  прошлому  не  само  прошлое,  а  современная  среда.  Прошлое  само  по  себе  никого  не  может  обязать  к  тому  или  иному  варианту  отношения  к  себе,  следовательно,  не  может  помешать  и  наихудшему  из  них,  грубо  искажающему  реальный  образ  прошлого  в  угоду  настоящему.  Научные  аргументы  воспрепятствовать  этому  не  могут,  следовательно,  область  решения  этого  вопроса  —  не  историческая  наука,  а  общество.  Историческое  познание  в  состоянии  предложить  более  или  менее  адекватный  образ  прошлого,  однако  станет  он  элементом  исторического  сознания  или  нет  —  зависит  от  общества,  состояния  и  расстановки  в  нем  общественных  сил,  позиции  власти  и  государства.

Функция  исторической  памяти  налагает  на  историческую  науку  заботу  об  охране  памятников  истории.  Недаром  существуют  понятия  «историческое  бескультурье»  и  «экология  культуры».  В  исторической  науке  предусмотрена  специальная  отрасль  —  охрана  культурно-исторического  наследия.  Известно  всем,  что  культурно  –  исторические  ценности  это  народное  достояние.  Важность  сохранения  исторических  памятников  осознана  обществом  довольно  рано.  В  457  году  римский  император  Майориан  издал  эдикт  об  охране  памятников  архитектуры  от  охотников  за  хорошо  отесанными  камнями.  В  России  Петр  I  своими  указами  1718  и  1721  наметил  специальную  программу  охраны  российских  древностей.  Он  же  положил  начало  скупке  произведений  искусства,  в  том  числе  античных  статуй  за  рубежом.  В  дальнейшем,  государственные  указы  о  сохранении  исторических  памятников  продолжали  издаваться.  В  1966  году  было  образовано  Всероссийское  общество  охраны  памятников  истории  и  культуры.  Многие  историки  активно  в  нем  сотрудничали.

Формы  исторической  памяти  народа:

1.  Библиотека.  Д.С.  Лихачев  библиотеки  считал  «самым  главным  в  культуре  любой  страны»,  так  как  именно  в  библиотечных  фондах  сосредоточена  историческая  память  народа.  Книга,  изначально  является  вещью  публичной,  рассчитанной  на  массовое  производство,  распространение  и  пользование.  В  это  заключается  ее  выдающаяся  роль  в  передаче  и  сохранении  исторической  памяти.

2.  Музей,  как  и  библиотека,  призван  транслировать  историческую  память.  Музейный  предмет  —  будь  то  произведение  искусства  или  быта  —  может  быть  типичен  или  уникален,  неповторим.  Значительная  часть  музейных  предметов  обладает  также  свойством  реликвийности  по  своему  происхождению  или  принадлежности.  Музейный  предмет  обладает  способностью  познавательного,  зрительного  и  образного,  эмоционального  воздействия  на  человека.

3.  Архив.  Документ  отличается  от  книги  и  музейного  предмета  достоверностью  отражения  исторической  памяти.  Документ  обладает  свойством  юридической  доказательности  зафиксированного  в  нем  факта,  событий,  явления,  процесса  и  по  этой  причине  подлежит  обязательному  хранению  —  вечному  или  в  течении  определенных  сроков.

Библиотеки,  музеи  и  архивы  являются  основными  хранителями  исторической  памяти,  но  существуют  так  же  и  другие  формы  сохранения  исторической  памяти  —  1)  исторические  песни  (песни-славы,  песни-плачи,  песни-хроники,  и  т.  д.),  которые  обладают  конкретным  историзмом.  Сначала  создается  историческое  событие,  потом  рождается  жанр  и  предание,  затем  песенная  форма;  2)  исторические  предания;  3)  былины;  4)  мифы;  5)  баллады  и  т.  д.

Памятники  как  тексты  истории  являются  информационным  и  духовным  ресурсом  цивилизации,  молчащим  свидетелем  перемен  и  противоречивых  мнений.

Социальная  память  складывается  в  сознании  народа  исторически  в  виде  исторических  традиций,  обычаев,  преданий,  исторических  песен.  Чаще  всего  в  них  находят  свое  отражение  народная  оценка  исторических  событий,  явлений,  личностей.  Попытки  искусственно  создать  новые  традиции  и  обычаи,  как  правило  не  удается.

Историческая  память  является  способом  самопознания  общества.  Она  сообщает  обществу  необходимые  устойчивые  знания.  Например  —  если  хотят  подчеркнуть  величие  народа,  то  говорят,  что  его  история  уходит  вглубь  веков. 

Историческая  память  нередко  становится  ареной  идеологических  конфликтов,  душевных  драм  и  трагедий.  Переписывание  истории,  переоценка  прошлого,  свержение  кумиров,  ирония  и  насмешка  разрывают  хрупкую  нить  исторической  памяти,  изменяют  энергетический  потенциал  культуры.  Великие  «отцы»  становятся  забытыми  «дедами»,  новые  памятники  противоречат  прежним  ценностным  ориентирам,  мемориалы  становятся  бесхозными,  книги  оказываются  не  нужными.  Примеров  тому  масса.  Меняются  экспозиции  в  музеях,  восстанавливаются  стертые  цензурой  имена  на  картинах  и  фотографиях,  возрождаются  старые  памятники.

Память  истории  необходима  каждой  цивилизации.  Потеря  исторической  памяти  для  народа  равносильна  потере  памяти  у  человека.  Человек  утрачивая  память  перестает  быть  личностью.

История  —  коллективная  память  народа.  Потеря  исторической  памяти  разрушает  общественное  сознание,  делает  жизнь  бессмысленной,  варварской.  Таковы  бесы  Ф.М.  Достоевского  с  их  четкой  программой:  «Надобно,  чтобы  такой  народ,  как  наш,  не  имел  истории,  а  то  что  имел  под  видом  истории,  должно  быть  с  отвращением  забыто».  В  этом  случае  речь  идет  о  коллективной  памяти  народа,  массовом  историческом  склерозе.  Беспамятство  лишает  возможности  должным  образом  ориентироваться  в  настоящем  и  способности  понимать,  что  надо  делать  в  будущем.

В  цепи  времен  «прошлое-настоящее-будущее»  первое  звено  является  самым  значимым  и  самым  уязвимым.  Разрушение  связи  времен,  то  есть  исторической  памяти  или  сознания,  начинается  с  прошлого.  Что  значит  разрушить  историческую  память?  Это  значит,  прежде  всего,  разорвать  связь  времен.  Опираться  на  историю  можно  только  если  она  связана  цепью  времен.  Чтобы  разрушить  историческую  память,  надо  рассыпать  историю,  превратить  ее  в  несвязные  эпизоды,  то  есть  устроить  хаос  в  сознании,  сделать  его  фрагментарным.  В  этом  случае  из  отдельных  кусочков  нельзя  будет  составить  целостную  картину  развития.  Это  означает  разрыв  диалога  между  поколениями,  что  приводит  к  трагедии  беспамятства  [1,  с.  33].

Разрушить  историческую  память  —  значит  изъять,  конфисковать  какую  то  часть  прошлого,  сделать  его  как  бы  не  существующим,  объявить  его  ошибкой,  заблуждением.

Следует  отметить,  что  экологию  истории  и  культуры  очень  легко  нарушить  различными  способами:  революционными  потрясениями,  распашкой  земель,  кладоискательством,  техническими  просчетами,  халатностью  и  равнодушием.  Например,  забыты  имена  Петра  Бекетова,  основателя  пяти  сибирских  городов,  в  том  числе  Якутска;  Курбата  Иванова,  первооткрывателя  Байкала,  заброшена  деревня  на  реке  Чусовой,  откуда  начал  свой  путь  Ермак.

Большинство  людей  сегодня  знает  и  помнит  события  Великой  Отечественной  войны,  так  как  сохранились  крепкие  традиции  воздания  почести  всем  ветеранам  и  погибшим  участникам  войны,  а  многие  ее  события  мы  хорошо  знаем  по  книгам  и  фильмам.  Хуже  ситуация  обстоит  с  более  ранними  историческими  событиями,  очевидцы  которых  давно  ушли  из  жизни.  Возьмем  например,  некоторые  события  Первой  мировой  войны  или  Крымской  войны  —  многие  соотечественники  мало  знают  о  них.  Также  стирается  память  о  многих  ученых  и  общественных  деятелях  прошлого,  прославивших  страну.

Необходимо  помнить,  что  наша  земля  способна  рождать  самых  достойных  и  талантливых  людей.  К  сожалению,  о  многих  из  них  мы  забываем.  К  таким  людям  относился  губернатор  Якутской  области  Иван  Иванович  Крафт,  имя  которого  до  ни  давнего  времени  было  известно  только  в  узких  кругах,  несмотря  на  то,  что  он  много  сделал  для  развития  сельского  хозяйства,  животноводства,  ветеринарного  дела,  пушного  промысла  в  Якутии.  Развивал  торговлю,  способствовал  статистико-географическому  обследованию  области,  под  его  началом  были  открыты  приюты  для  слепых,  глухих,  умалишенных,  строились  больницы  и  фельдшерские  пункты,  а  также  занимался  городским  благоустройством  и  т.  д.

Связь  времен  рвется  в  периоды  острых  общественных  кризисов,  социальных  потрясений,  переворотов,  революций.  Потрясения  революционного  характера,  приносящие  с  собой  изменения  общественного  строя,  порождали  и  самые  глубокие  кризисы  исторического  сознания.  Однако  исторический  опыт  показывает,  что  связь  времен  в  конечном  итоге  восстанавливалась.  Общество,  во  все  временна,  испытывает  потребность  в  восстановлении  связей  с  прошлым,  со  своими  корнями:  любая  эпоха  порождена  предшествующим  ей  этапом  исторического  развития  и  преодолеть  эту  связь,  то  есть  начать  развитие  с  нулевой  отметки  не  возможно.

Завоеватели  всегда  оскверняли  и  уничтожали  исторические  памятники,  так  как  убить  память  народа  —  значит  убить  сам  народ.  Примером  этому  может  служить  разрушения  фашистов  в  годы  Великой  Отечественной  войны.  А.  Гитлер  утверждал,  что  «было  бы  разумнее  установит  в  каждой  деревне  громкоговоритель,  чтобы  таким  путем  информировать  людей  о  новостях  и  дать  им  пищу  для  разговоров.  Это  лучше,  чем  допустить  их  к  самостоятельному  изучению  политических,  научных,  исторических  и  тому  подобное,  сведений.  И  пусть  никому  в  голову  не  приходит  передавать  покоренным  народам  по  радио  сведения  о  их  прежней  истории».

Историческая  память  по  природе  своей  не  имеет  таких  очевидных  доказательств  своего  практического  применения  в  жизни  общества.  Этот  факт  является  одной  из  причин  предрассудков,  ставящих  под  сомнение  или  совсем  отвергающих  социальное  значение  исторического  познания  в  жизни  людей.  К  примеру  Гегель  говорил  —  «Народы  и  правительства  ничему  не  учатся  —  каждое  время  слишком  индивидуально»,  Ницше  —  «Историческая  память  угрожает  гибелью  от  «затопления»  чужим  прошлым  —  историей.  Из  этого  следует,  что  изучение  прошлого  ничему  не  учит  или  даже  приносит  вред.  Возникает  вопрос:  «Почему  до  сих  пор  ни  одно  поколение  людей  не  прибывало  в  беспамятстве,  но  в  той  или  иной  форме  сохраняло  память  о  своем  прошлом?»  Сохранять  историческую  память,  прежде  всего,  помогают  профессиональные  историки.  Историки  и  писатели  вносят  вклад  в  возвращение  исторической  памяти  в  более  полном  объеме.

В  наше  время  литературные  произведения  (биографические  книги,  мемуары,  исторические  альманахи,  посвященные  тем  или  иным  эпохам),  фильмы  передают  представления  о  трагических  страницах  российской  истории,  могут  возродить  интерес  общества  к  истории,  стимулировать  после  просмотра  фильма,  прочитать  книги  по  истории  той  эпохи  или  биографии  их  героев.  Немалое  значение  имеет  устная  история,  закрепленная  в  воспоминаниях  участников  событий.  Их  достоверность  создает  особый  эмоциональный  канал  сопричастности  к  прошлому.  Без  осмысления  прошлого,  трудно  понять  настоящее  и  построить  будущее.  Поэтому  важно  хранить  историческую  память,  знать  события  прошлого,  жизнь  и  деяния  великих  людей  нашего  народа.

 

Список  литературы:

  1. Смоленский  Н.И.  Теория  и  методология  истории.  —  М.:  Издательский  центр  «Академия»,  2007.  —  272  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (1)

# Евгений 06.01.2020 22:11
Человек единственный вид животных, который знает и чтит своих предков, заботится о них в старости и совершает погребение с уходом за могилами. Такой глубокий контакт с предыдущим поколением обеспечивает не только биологическую (как у прочих), но и интеллектуальную преемственность. Знания и умения передаются только из рук в руки.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.