Научно-практические конференции ученых и студентов
с дистанционным участием. Коллективные монографии.

Контакты

Мы будем рады ответить

на Ваши вопросы

в рабочие дни

с 9.00 до 18.00

(время Новосибирское)

 

E-Mail: mail@sibac.info

тел: 8 (383) 291 38 00

тел: 8 913 915 38 00

Skype: sibac.info

 

Подписка на новости

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ В ГЕРМАНИИ

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ В ГЕРМАНИИ

Кадиров Эльмин Кариб оглы

магистрант 2-го года обучения ТГУ, г. Томск

E-maielminkadirov@gmail.com

Ющенко Ольга Ивановна

канд. ист. наук, доцент ТГУ, г. Томск

E-maioliv54@mail.ru

 

Важнейшей составляющей иммиграционной политики государства является интеграция иммигрантов в общество. В Германии этот вопрос возник еще в 1970-е гг., когда, несмотря на закрытие программ трудовой иммиграции, количество приезжих продолжало увеличиваться. К 1988 г. число иностранных граждан в ФРГ составляло 4,5 млн. чел., или 7,3 % всей численности населения [1].Таким образом, проблемы, которые обострились в последние годы, берут своё начало именно в 1980-х гг., так как в то время практически не существовало законодательной базы и мер, способных содействовать интеграции.

После принятия Закона об иммиграции 2005 г. вопрос интеграции стал ещё более острым. Германия признала себя страной иммиграции, значит, обязалась регулировать все процессы, связанные с ней. По инициативе федерального канцлера Германии А. Меркель в июле 2006 г. в Берлине был проведен первый саммит по проблемам интеграции иммигрантов, на котором была озвучена необходимость разработки политического интеграционного проекта и поставлены сроки его разработки (до июля 2007 г.). В результате через год, в июле 2007 г., был утвержден «Национальный план по интеграции». Концепция плана включала в себя около 400 отдельных мер по интеграции иммигрантов [9]. На программы по интеграции иммигрантов правительством было выделено около 750 млн. евро, 2008 г. был объявлен в Германии «годом интеграции». Это дало свои результаты: уже к 2010 г. число различных интеграционных курсов насчитывало 16 тысяч. В основном это были курсы по немецкому языку, истории и основам общественно-правовых наук. Также в 2008 г. на постоянной основе введен тест на получение гражданства. Он ориентирован на тех иностранцев, которые проживали в Германии длительное время и желали получить паспорт, не имея немецкого свидетельства об окончании школы [9].

В дальнейшем был проведён ещё один саммит, результатами которого явились решения по увеличению продолжительности и интенсивности интеграционных курсов, проведение их для новых категорий иммигрантов и с более раннего возраста. Также в концепцию плана интеграции вошли программы по обеспечению хорошего образования и обучения, повышение шансов на рынке труда, улучшение жизненной ситуации женщин и девочек, осуществление равноправия, поддержке интеграции на местах, содействию культурному многообразию, осуществлению интеграции через спорт, продвижению разнообразия средств массовой информации, укреплению интеграции через гражданскую активность и равноправное, открытию возможностей науки для всего мира.

Примером успешной практики интеграции явилась первая в истории Германии политическая партия мигрантов-мусульман «Союз за обновление и справедливость», которая выступала в защиту интересов иммигрантов-мусульман, за улучшение их положения и интеграции в немецкое общество. Глава партии Х. Йыльдыз надеется привлечь симпатии тех мигрантов, кто не видит должного отклика на свои чаяния со стороны традиционных немецких партий, таких как ХДС, СДПГ, СвДП, «Зеленые» или «Левые» [5]. Но к этой партии в немецком обществе относятся весьма скептично. У партии ещё нет чётко выраженной программы и политической линии. В 2009 г. ей удалось провести двух своих кандидатов в городской совет Бонна, но активность они проявляли только тогда, когда дело касалось вопросов религии, например, вопроса о ношении традиционного мусульманского платка женщинами в общественных местах. В планы партии входит в 2013 г. выступить на выборах в Бундестаг.

Ещё одним ярким примером успешной интеграции мигрантов в политической сфере служит Партия зелёных, которая 15 ноября 2008 г. на партийном собрании в Эрфурте впервые в своей истории избрала своим сопредседателем германского политика турецкого происхождения Д. Оздемира. Он получил почти 80 % голосов депутатов, став, таким образом, первым руководителем общенациональной политической партии Германии, который по своему этническому происхождению не являлся немцем. Следом одна из крупнейших партий страны, Социал-демократическая партия Германии, ввела у себя обязательные квоты для выходцев из иммигрантской среды в органах партийного управления. Доля выходцев из иммигрантской среды в руководстве СДПГ должна составить в будущем 15 % [8].

Интеграционные саммиты и политическая партия мигрантов-мусульман являются примером удачно проводимой интеграционной политики, но, к сожалению, неудачных, спорных опытов пока больше. Не все иммигранты хотят интегрироваться. В 2010 г. министр иностранных дел Германии Т. де Мезьер, ссылаясь на статистику Федерального ведомства по делам мигрантов и беженцев, заявил, что от 10 до 15 % мигрантов в ФРГ не хотят интегрироваться: они не посещают курсы по интеграции, отгораживаются от немецкого общества и не признают немецкое государство. Кроме того, еще около 10 % мигрантов, которые начали посещать курсы, так и не закончили обучения. Также де Мезьер признал ряд упущений в проводимой политике по интеграции, добавив, что к проблеме мигрантов власти подходили зачастую легкомысленно [11].

По данным министерства внутренних дел, в общей сложности 1,1 миллиона иностранцев в стране не знают толком немецкого языка. Естественно, что в условиях, когда приезжие даже не желают учить язык принявшей их страны, об интеграции не может быть и речи. Слова де Мезьера подтвердило Федеральное агентство по статистике, по данным которого в 2010 году 13 % иммигрантов не посещали обязательных интеграционных курсов [12].

Крупные немецкие политики, в том числе канцлер Германии А. Меркель, не исключили введения санкций в отношении тех мигрантов, которые отказываются интегрироваться. Речь может идти о наложении штрафа или урезании социальных пособий. Проблема в том, что германская модель интеграции является в больше степени моделью «ассимиляции», по которой предполагается, что приезжий человек полностью примет традиции, законы, нормы жизни и язык приютившей его страны. Эта модель решения иммиграционного вопроса возникла одной из первых, и каждый раз, когда вставал вопрос, что делать с иммигрантами, раздавались призывы к более решительной политике ассимиляции. В обществе звучали требования разговаривать в общественных местах только на немецком, принять христианство, перестать носить религиозные знаки отличия и традиционную одежду. Эта позиция немецких властей и немецкого общества и вызывала недовольство в среде иммигрантов, которые не желали забывать свои корни, поэтому и с интеграционными курсами возникает столько проблем.

Сейчас идёт поиск компромиссного варианта интеграции, некоторые подвижки в этом есть, но до окончательного решения этой проблемы предстоит приложить ещё немало усилий.

После принятия иммиграционного закона 2005 г. ведущими немецкими политиками было сделано заявление, что Германия встает на путь построения мультикультурного общества. Спустя чуть более 5 лет канцлер Германии и лидер правящей партии А. Меркель 21 октября 2010 г., выступая на собрании молодежной организации ХДС в Потсдаме, заявила о провале политики мультикультурализма: «Мы — страна, которая еще в начале 1960-х гг. пригласила к себе гастарбайтеров. Сейчас они живут рядом с нами. Мы долгое время врали себе, что они не останутся здесь навсегда, что когда-нибудь они уедут. Это неправда. И, конечно, попытка сказать: «Давайте-ка сейчас устроим мультикультурализм и будем жить вместе и радоваться друг другу» провалилась. Абсолютно провалилась» [11].

Говоря о проблеме мультикультурализма, необходимо сначала дать определение данного феномена. Мультикультурализм (многокультурность) представляет собой относительно недавнее явление: он возник в 70-е гг. XX в. в Канаде и США. Мультикультурализм выступает одновременно и как реальное социальное движение, и как определенное течение мысли и идеологии [4]. В политическом плане мультикультурализм — это политика, направленная на сохранение культурных различий, культурного разнообразия, между людьми различных убеждений, конфессией и политических взглядов, проживающих по соседству. Европейские государства не раз заявляли о своих попытках построить мультикультурное общество, т. е. общество, где общенациональные ценности стояли бы над ценностями этническими, где каждый человек имел бы равный доступ к различным культурам и мог формировать собственную позицию. И вот лидер крупнейшей европейской страны заявила о провале такого рода попыток.

Ранее об этой проблеме говорили и другие видные немецкие политики. Например, лидер ХСС, премьер-министр Баварии Х. Зеехофер заявил: «Мультикультурализм мертв». Так же, одним из главных критиков проводимой иммиграционной и интеграционной политики являлся бывший член правления Бундесбанка, член СДПГ Т. Сарацин. В августе-сентябре 2010 г. в Германии возник громкий скандал в связи с публикацией его книги под названием «Германия — самоликвидация». В книге говорилось о том, что рост числа иммигрантов, которые не воспринимают немецкую культуру и не стремятся интегрироваться в немецкое общество, ведет к упадку Германии. Как показали опросы, большинство населения поддержало Саррацина. Многие немцы заявляли, что разделяют критические высказывания автора «Самоликвидации» относительно мигрантов. Книга Саррацина стала хитом продаж. Второе место после нее, к слову, занимала книга таинственным образом погибшей берлинской судьи К. Хайзиг «Конец терпению», в которой описывался рост подростковой преступности, в том числе, в иммигрантской среде и дискриминация немецких школьников со стороны учеников-мигрантов [11].

Причин для провала мультикультурализма можно найти не мало. С одной стороны, это могут быть недостатки в законодательстве. С другой стороны, это поведение самих иммигрантов: нежелание посещать интеграционные курсы, требование социальных пособий, но в то же время отказ пойти искать работу. Особенно чётко это проявилось у так называемой второй волны иммиграции — детей приехавших ранее иммигрантов, получающих всевозможные пособия, которых им вполне хватает на жизнь.

Ещё одним фактором, приведшим к неудаче политики мультикультурализма, стала общинная жизнь в отдельных этнических кварталах, за пределы которых большинство из приезжих и не считает нужным выходить. Чаще всего это изолированные мусульманские кварталы, к которым в Германии применяют термин «параллельное общество».

В журнале «Шпигель» была опубликована статья двух берлинских учителей, рассказавших, что в ряде берлинских школ немцы оказались фактически на положении изгоев, постоянно подвергаемых унижениям и нападкам со стороны турецких сверстников.

Одной из острейших проблем является зачастую демонстративное нежелание иммигрантов учить немецкий язык. Тем не менее, проблему языка не стоит сваливать только на приезжих. Власти Германии создали множество условий для того, чтобы обходиться и иметь возможность работать и вовсе без знания языка. Конечно, это касается непрестижной и невысокооплачиваемой работы, но она зачастую вполне приемлема для большинства иммигрантов.

Ярким примером спорного поведения иммигрантов явился проходивший 8 октября 2010 г. на Берлинском олимпийском стадионе матч сборных Германии и Турции по футболу, встретившихся на отборочном матче за выход в чемпионат Европы. Берлин, в котором проживает очень много турок, разделился на два спортивных лагеря. Но если немецкие болельщики дружелюбно приветствовали обе сборные, то болельщики-турки сначала освистали игравшийся перед матчем гимн Германии, а затем стали оскорблять игрока немецкой национальной сборной Мезута Озила — этнического турка, гражданина Германии. Особенно турецкие болельщики негодовали, когда Озил забил в ворота сборной Турции второй гол: трибуны взорвались криками «Предатель!» [10].

В русле мультикультурализма современная иммиграционная политика предлагает сближение социально-экономических прав иммигрантов и граждан принимающей страны. Однако одним из главных препятствий для реализации этой глубоко гуманной и правильной идеи является изначально неравное положение иммигрантов, даже тех, кто приехал уже давно, по сравнению с их сверстниками. Отсутствие необходимого языкового уровня, а отсюда и невозможность получить приличное образование, ментальные и культурные барьеры, семейные традиции часто затрудняют путь молодого иммигранта к карьерным вершинам, которые легче достижимы для представителей коренного населения принимающей страны. Сколько бы сил государство ни тратило на поддержку программ социальной и культурной интеграции иммигрантов, без желания самого молодого иммигранта добиться успеха, приложив к этому максимум усилий, программы не осуществятся [6]. Политика построения мультикультурного общества, проводимая правительством, несмотря на всю кажущуюся правильность, не приносит должных результатов, а планов, как изменить такое положение вещей, пока нет.

Вопрос построения мультикультурного пространства на территории Германии, безусловно, очень тесно переплетен с решением миграционного вопроса. Только когда удастся решить вопрос миграции и поменять отношение самих немцев к этой проблеме, можно будет говорить и о построении мультикультурного общества. В решении этой проблемы заинтересованы обе стороны — как немцы, так и иммигранты, т. к. последствия социальных противоречий могут отразиться не только на культурной сфере, но и на политической ситуации, а также экономическом состоянии стран, поэтому, чем быстрее обе стороны сядут за стол переговоров, тем больших проблем удастся избежать в будущем.

Иммигранты сформировали обширные диаспоры, по существу, новые этнические меньшинства. Возникли целые отрасли экономики — строительство, общественные работы, сфера услуг — которые основаны преимущественно на труде иммигрантов. Правительства принимающих стран оказываются перед дилеммой: сохранение демократических традиций, открытости общества, стремление оказывать помощь нуждающимся, с одной стороны, а, с другой, сложная внутриполитическая и социальная ситуация, вызванная притоком иммигрантов, в том числе нелегальных.

Нахождение в стране большого числа иностранцев создает немало трудностей и проблем, имеют место случаи недружественности к ним части местных жителей. Недовольство граждан вызывает большой объем социальной помощи иностранцам, что ложится на плечи немецких налогоплательщиков, общинная замкнутая жизнь многих иммигрантов, уклонение от уплаты налогов, несоблюдение иностранцами своих статусных обязанностей. К примеру, у них есть право на политическое убежище на территории Германии, которое предоставляется беженцу ввиду опасности его нахождения на родине, но в то же время часть беженцев, подходящих под эту категорию, проводит на родине, где их якобы преследуют, свой отпуск.

Реалии современного общества изменили отношение к иммигрантам в Германии, да и по всей Европе. Такие негативные понятия как экстремизм, терроризм, радикализм, ассоциируются теперь с иммигрантами, особенно с мусульманами. Сам ислам теперь воспринимается как угроза, как религия, несущая насилие. Некоторое недовольство граждан вызывает то, что выходцам из исламских стран, иммигрировавшим в Германию, всё чаще и чаще удаётся занять важные политические посты в органах управления. Например, министром по социальным вопросам Германии является Айгюль Эзкан, ставшая первой иммигранткой, которая смогла занять министерский пост в Германии.

Неэффективность иммиграционной политики приводит к росту ксенофобии и экстремизма как со стороны местного, так и приезжего населения, что выливается в прямые столкновения и беспорядки на улицах городов. По данным Ведомства по защите конституции, в 2009 г. число ультраправых экстремистов в ФРГ достигло 30 тысяч (в 2007 г. — 20 тысяч), среди которых 4800 — неонацисты. В 2008 г. ультраправые националисты совершили почти 20 тысяч преступлений, из которых 1094 связаны с проявлениями насилия [3]. Еще более настораживающие данные опубликовал Фонд Фридриха Эберта. Согласно исследованию, от 20 до 40 % немцев исповедуют праворадикальные и ксенофобские взгляды. Так, 35,6 % немцев заявили, что Германия «опасно переполнена мигрантами», а 34,3 % — что иностранцы «приезжают в Германию, чтобы наживаться на ее социальной системе». При этом 8,8 % немцев заявили о желательности введения «в определенных условиях» диктатуры, 13,2 % пожелали видеть во главе страны «вождя, сильной рукой ведущего страну к процветанию», а 23,6 % мечтают о «единственной партии, которая объединит весь народ» [10].

Происходит рост влияния и популярности радикальных ультраправых идей. Они навязывают обществу образ врага в лице иммигрантов, активно критикуя иммиграционную политику и политику мультикультурализма. Постоянное оперирование образом какого-либо врага, будь то терроризм, ислам или иммиграция — всё это противопоставляется гражданскому обществу. Мультикультурализм, толерантность, политическая корректность преподносятся как причины краха европейской идентичности [11].

Такие позиции находят всё больше и больше сторонников среди немцев, особенно молодых. Наряду с легально действующими партиями: Национал-демократической партией Германии и Немецким народным союзом — важной формой организации правых радикалов являются бригады (камерадшафты). Речь идет о действующих в провинциальных городках объединениях, состоящих преимущественно из молодых парней и имеющих, как правило, не более 20 членов. Бригады выступают на демонстрациях, публикуют листовки или поддерживают интернет-сайты. Они, как правило, ответственны за притеснения и нападения на мигрантов из других стран и своих политических противников, позиционируя себя как силы правопорядка на местном уровне.

Праворадикальные идеи проникают в популярные среди современной молодёжи субкультуры, звучат в песнях музыкальных коллективов, выходят как на экраны как арт-хаус фильмы.

Проблема возрастания популярности праворадикальных идей в Германии может ещё больше осложнить и без того сложный вопрос иммигрантов. Задача властей оградить молодёжь от попадания в сети такого рода организаций и предотвратить ещё большее усиление антинационалистической пропаганды. Германия, признав факт того, что является страной иммиграции, встала на сложный путь построения общества, где как местному, так и приезжему населению будет одинаково комфортно проживать. Сейчас, как видно, проблем связанных с проведением иммиграционной политики очень много. Трудности интеграции, построения мультикультурного общества, недовольство граждан Германии, всплеск ультраправых идей — это лишь небольшая часть проблем, с которыми предстоит столкнуться немецкому обществу. Но понимание того, что без «иммигрантской прививки» развиваться, а тем более быть в лидерах Европы Германии не удастся, уже существует и закрепилось в умах немцев. Германия — относительно молодая иммиграционная страна, которой требуется время на сглаживание углов проводимой ею политики по отношению к приезжим. Методом проб и ошибок, спустя некоторое время, Германия придёт к решению проблем, связанных с иммиграцией, просто потому, что за этим её будущее.

 

Список литературы:

  1. Данные федеральной службы статистики о количестве иностранцев // Федеральное ведомство статистики Германии — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://www.destatis.de/basis/e/bevoe/ bev_tab7.htm
  2. Знание немецкого языка среди иммигрантов Германии // Федеральное министерство внутренних дел Германии — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://www.bmi.bund.de
  3. Красинский В.В Национализм как элемент идеологии ультраправых партий и его использование на выборах в Германии //Российский общественный институт избирательного права (РОИИП) [сайт]. — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://www.roiip.ru/publication/publication227.htm
  4. Миронов В.В. Мультикультурализм / Философия: учебник для ВУЗов // Библиотека «Полка букиниста» — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://society.polbu.ru/mironov_philosophy/ch127_ii.html
  5. Немецкая партия мигрантов-мусульман впервые примет участие в земельных выборах // Электронное периодическое издание «Лента.ру» интернет-газета (LENTA.RU) — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://www.lenta.ru/news/2010/05/07/big/_Printed.htm
  6. Потемкина О.Ю.От «миски с салатом» к «томатному супу»: кризис мультикультурной модели интеграции иммигрантов? // Фонд «Социальная экология» — [Электронный ресурс.] — Режим доступа —URL: http://www.soc-eco.ru/docs/migr_Potiomkina.doc
  7. Радикальные молодежные движения Германии // Интеллектуальная Россия. — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://www.intelros.ru/readroom/nz/nz_61/3276-radikalnye-molodezhnye-dvizhenija.html
  8. СДПГ ввела у себя квоты на мигрантов // Социальная сеть и база вакансий Naim.ru— [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://www.naim.ru/nodes/Социал-демократическая-партия-Германии-ввела-у-себя-квоты-на-мигрантов003229.html
  9. Скорняков И.А. Эволюция законодательства в области регулирования репатриационных, иммиграционных и интеграционных процессов в ФРГ // Научная библиотека Томского государственного университета: — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/327/image/327-055.pdf
  10. Сумленный С. Мигранты ответят за всё // Интернет-проект «Эксперт онлайн» — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://expert.ru/expert/2010/42/migranty_otvetyt_za_vse/
  11. Шестакова К. С. Нарастание антимиграционных настроений в Германии. Вопросы истории международных отношений и документоведения: сборник материалов Российской молодёжной научной конференции Томск: Изд-во Томского университета, 2011. с. 108—109.
  12. Jeder funfte ZuwandererschwanztIntegrationskurse — // Немецкая ежедневная газета Weltonline — [Электронный ресурс.] — Режим доступа — URL: http://www.welt.de/politik/deutschland/article10390420/Jeder-Fuenfte-schwaenzt-Pflicht-Integrationskurse.html

Добавить комментарий

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении научных статей.


Защитный код
Обновить