Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Технологии социально-культурной деятельности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Герлах И.В. МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СУБПРОСТРАНСТВО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

МОЛОДЁЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ СУБПРОСТРАНСТВО

Герлах Ирина Витальевна

канд. пед. наук,доцентАГПА, г. Армавир

E-mailirina_gerlah@mail.ru

 

Молодёжные движения, субкультуры и сообщества сегодня - объективное явление общественной жизни. Молодёжная самодеятельность и инициатива выражается в стремлении юношей и девушек к самостоятельному участию в жизни общества и государства, в удовлетворении и реализации собственных потребностей и интересов приводят к созданию и функционированию общественных движений, сообществ и субкультур. Они провозглашают созидательные цели своей деятельности, которые имеют большой общественный смысл и представляют собой сложившийся институт социализации, создания всего нового, творческого, инновационного.

Молодёжное движение (сообщество) состоит из молодёжных объединений и (или) молодёжных общественных организаций, с которыми взаимодействуют молодые граждане, изъявляющие индивидуальные инициативы в различных направлениях деятельности. Молодёжное общественное объединение может быть самостоятельным или иметь в своем составе молодёжные общественные организации, причем, последние могут также существовать самостоятельно. Молодёжное объединение – это общественное формирование, в котором самостоятельно и добровольно объединяются молодые граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности.

Молодёжная организация является особым видом общественного объединения и отвечает следующим признакам: 1) наличие ценностной идеи (цели), на которую направлена совместная деятельность молодых людей; 2) добровольное вступление в организацию и свободный выход из неё; 3) фиксированное членство; 4) организационная самостоятельность, самоуправление, совместное социальное творчество; 5) чётко выраженная структура, определяющая положение каждого; 6) установленные для всех нормы и правила, гарантированные для всех членов организации права совместной деятельности (право выбора видов, форм и способов деятельности); 7) преобладание в её составе молодых людей; 8) наличие устава, программы, положения [5, с. 223-224].

Сегодня молодёжное движение определяется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под "молодёжным движением" понимается совокупность действий и деятельность всех молодёжных общественных объединений и организаций, существующих в конкретном регионе. В таком значении это понятие употребляется при обозначении им распространенного социального явления, например, молодёжное движение в России или молодёжное движение в каком-либо ее регионе, области, городе, районе. Однако в рамках общего социального явления можно выделить специфику отдельных видов молодёжного движения, отличающихся, прежде всего, содержанием и направленностью деятельности определенного типа объединений и организаций, а также степенью их координированности. Для обозначения отдельных видов молодёжного движения используется понятие "движение" с указанием его видовой специфики: коммунарское движение, скаутское движение; ролевое движение (сообщество), а в ряде случаев и возрастной: молодёжное экологическое движение, юношеское военно-патриотическое движение и другие.

В узком смысле, молодёжное движение — это: а) совместные действия молодых людей, которые объединяются для изменения своего положения в обществе, для изменения самого общества, окружающей его жизни, мира. Эти действия могут выражаться как через стихийные, так и через специально организованные формы; б) участие, включение молодых людей в общественную жизнь и деятельность. Например, в добровольчество, возрождение духовного наследия, благотворительность.

Специфической особенностью молодёжного движения является то, что оно, как правило, создаётся самими молодыми людьми без участия представителей старшего поколения. Молодёжное движение представляет собой воспитательную систему с разнообразными направлениями деятельности позитивного характера, способствующими формированию социально-значимых качеств личности молодёжи, поэтому уместно для раскрытия его педагогических возможностей использовать термин "воспитательный потенциал".

По мнению В.В. Воронова, молодёжная субкультура как фактор социализации молодёжи определяет систему ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличную от культуры взрослых [1, с. 23]. Г.М. Коджаспиров и А.Ю. Коджаспирова понимают под молодёжной субкультурой часть общей культуры, систему ценностей, традиций, обычаев, присущих данной группе молодёжи, которая отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причёской, одеждой, обычаями [5, с. 328]. В.Я. Суртаев отмечает, что субкультурная активность молодёжи наиболее полно проявляется в сфере досуга. Досуг становится "сферой поиска смысла жизни, пространством личного самоутверждения, тем социальным пространством, где рождается молодёжная субкультура, реализуются социальные инициативы" [7, с. 62].

Ведущимифункциями современных молодёжных организаций и объединений, возникающих и существующих в общественных системах, являются следующие: 1) социально-адаптационная; 2) коммуникативно-установочная; 3) актуализационная (самоопределения и самоутверждения); 4) социально-ориентировочная; 5) социально-коррегирующая; 6) диагностико-прогностическая.

На основе теоретического осмысления сущности воспитательного потенциала молодёжных движений, сообществ и субкультур, обобщения и анализа исторического материала нами был определен ряд диагностических методик, с помощью которых изучались: 1) степень включённости испытуемых в воспитательную деятельность молодёжных общественных организаций и объединений; 2) изменения в ценностном отношении испытуемых к качествам и свойствам личности других людей; 3) педагогическая эффективность использования модели синтеза социально-педагогического и игрового проектов (применялось для изучения ролевого сообщества).

Кроме того, дополнительно выявлялись: 1) возрастной и социальный состав испытуемых; 2) мотивы включенности молодежи в деятельность изучаемого движения, сообщества или субкультуры; 3) области жизненных перспектив, связываемых испытуемыми с участием в деятельности изучаемого движения, сообщества или субкультуры; 4) уровень личностной значимости деятельности, организуемой в условиях изучаемого движения, сообщества или субкультуры; 5) виды, формы и направления деятельности движения, сообщества или субкультуры, оказывающие наибольшее воздействие на личность испытуемых.

Схема методики педагогической диагностики воспитательного потенциала молодёжного движения, сообщества или субкультуры показана на рис. 1. Одним из ключевых, показательных моментов в изучении воспитательного потенциала молодёжных движений, сообществ и субкультур мы считаем определение изменения уровня ценностного отношения испытуемых, участников молодёжного движения к социально-значимым личностным качествам других людей. Мы изучали его путём проведения опросов испытуемых в начале и в конце исследования, сопоставления и анализа полученных данных.

Отношение личности, по мнению В.Н. Мясищева, – осознание связи общественных явлений (в т. ч. норм, правил поведения, черт личности и т. д.) с личными потребностями, осознание отражено в переживаниях (в эмоциональных состояниях, эмоционально-оценочных реакциях, чувствах, волевых напряжениях и т. д.) [6, с. 19]. При специальной постановке задачи, требующей оценивания, отношение личности объективизируется на материал опросников. Отношения могут выступать как мотивы поведения личности, закрепляться и трансформироваться в устойчивые свойства личности при воздействии определённых обстоятельств. Обновления или новые отношения личности являются признаком начала изменений свойств личности с тенденцией к будущей трансформации этих свойств в устойчивые личностные черты.

 

Рисунок 1. Схема методики педагогической диагностики воспитательного потенциала молодёжных движений, сообществ, субкультур

 

С 2001 г. нами проводится изучение ролевого сообщества и добровольческого движения в молодёжной среде на базе Армавирской государственной педагогической академии, Армавирской городской молодёжной общественной организации «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр», Армавирской городской общественной организации молодёжи «Жизнь без наркотиков». Результаты исследований были представлены нами на научно-практических конференциях, освещены в различных публикациях [2; 3; 4].

Внедрение разработанной нами методики исследования позволило выявить ряд взаимосвязанных психолого-педагогических, социально-педагогических, организационно-педагогических и организационно-методических условий развития воспитательного потенциала молодёжных движений, сообществ, субкультур. Применённая нами методика является репрезентативной и позволяет получить достоверные результаты.

В ходе исследования было установлено, что молодые люди, независимо от своего социального положения и возраста, проявляют достаточно высокую сензитивность к воспитательному воздействию педагогически организованной деятельности в рамках молодёжных общественных организаций и объединений, являющихся наиболее устойчивыми структурными образованиями молодёжных движений, сообществ или субкультур. Данная деятельность оказывает непосредственное воздействие на построение их жизненных перспектив.

Таким образом, нами установлено, что молодёжное движение это особая форма самоорганизации и самореализации возрастной социальной общности, характеризующаяся набором следующих императивных признаков:

·     созидательная цель, облечённая в некую концептуальную идеологему;

·     равноправный статус субъектов социально-творческой деятельности;

·     широкий спектр направлений деятельности просоциального характера;

·     складывающиеся в ходе этой деятельности товарищеские взаимоотношения субъектов;

·     социальное пространство, освоенное молодёжным движением;

·     относительная независимость первичных подструктур движения, их слабая управляемость;

·     наличие определённых управленческих структур внутри первичный организаций.

 

Список литературы:

1.            Воронов В. В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. М.: Школьная пресса, 2000. 96 с.

2.            Герлах И. В. Воспитательный потенциал молодёжной общественной организации «Клуб ролевых игр» // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2007. № 3. Т. 13. С. 30-33.

3.            Герлах И. В. Воспитательный потенциал молодежных общественных организаций: сущность, средства и условия развития в контексте ролевого движения молодёжи. Монография. М.: МАНПО, 2009. 189 с.

4.            Герлах И. В. Влияние ролевого сообщества на построение жизненных перспектив молодого человека// Международная научно-практическая конференция «Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы инновации». Часть II. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2011. С. 36-45.

5.            Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ "МарТ", 2005. 448 с.

6.            Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности. Тексты; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. 288 с. С. 35-39.

7.           Суртаев В.Я. Молодёжный досуг как социально-педагогическое явление: Дисс. … д-р пед. наук: 13.00.05. СПб., 1995. 332 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.