Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXIX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 декабря 2020 г.)

Наука: Философия

Секция: Социальная философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузнецова Н.А., Долматова И.О. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТАНОВЛЕНИИ КАТЕГОРИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(30). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 55-60.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТАНОВЛЕНИИ КАТЕГОРИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Кузнецова Надежда Алексеевна

студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

РФ, г. Смоленск

Долматова Изабелла Олеговна

студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации,

РФ, г. Смоленск

PHILOSOPHICAL CONCEPTS OF THE HEALTHY LIFESTYLE CATEGORY FORMATION

 

Nadezhda Kuznetsova

student, Federal state budgetary educational institution of higher education Smolensk state medical University of the Ministry of Public Health of the Russian Federation,

Russia, Smolensk

Izabella Dolmatova

student, Federal state budgetary educational institution of higher education Smolensk state medical University of the Ministry of Public Health of the Russian Federation,

Russia, Smolensk

 

АННОТАЦИЯ

Цель исследования – провести социально-философский анализ формирования здорового образа жизни, в рамках отношений человека и общества. В ходе работы над данной темой были использованы документы и источники, находящиеся в открытом доступе. Задействовались общенаучные методы такие как описание, анализ, синтез. Можно констатировать что на протяжении длительного периода времени здоровье представляет собой наивысшую ценность в жизни отдельного человека и общества.

ABSTRACT

The purpose of the research is to conduct a socio-philosophical analysis of a healthy lifestyle development on the basis of the relationship between an individual and society. In the course of work on this topic, some documents and sources that are in the public domain were used. General scientific research methods were involved, such as description, analysis, synthesis. It can be stated that over a long period of time health has been the highest value in the life of an individual and society.

 

Ключевые слова: Здоровье, здоровый образ жизни, ценности, социальное благополучие.

Keywords: Health, healthy lifestyle, values, social well-being.

 

В течение длительного периода времени развития современного общества человеку предъявляются высокие требования, касающиеся здоровья. Прогрессивно развивающиеся страны широко пропагандируют здоровый образ жизни (ЗОЖ), главная цель которого состоит в поддержании и укреплении здоровья населения.

В декабре 2019 года появились сведения о прогрессирующем распространении новой коронавирусной инфекции. На сегодняшний день вирус проник практически во все уголки нашей планеты и приобрёл статус пандемии. Эти события заставили всё человечество серьёзно задуматься о своём здоровье.

В наше время многие люди считают, что идеи о здоровом образе жизни, это совершенно новая тенденция, которая вошла в моду. Однако, их мнение ошибочно, так как в действительности, фундаментальные представления о рациональном подходе к здоровью возникают еще в античной культуре и философии. Например, Эмпедокл и Гераклит полагали, что здоровый образ жизни являлся следствием единства материального и духовного начала в человеке. Сократ и его ученик Платон рассматривали здоровый образ жизни как цель достижения счастливой жизни и возможность обладания всей ее полнотой. Согласно мнению Аристотеля, здоровый образ жизни является благоразумным поведением, которое способствует целесообразному проживанию жизни. Во времена Гиппократа считали появление различных заболеваний как кару или наказание за какие-либо проступки. Сам же Гиппократ не был сторонником этого мнения и считал, что болезни возникают по естественным причинам.  Гиппократ в своём трактате «О природе человека» писал: «В теле человека содержатся кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Они и составляют природу тела, они и определяют болезнь и здоровье» [9]. Греки верили, что их самочувствие зависит от количественного и качественного соотношения этих четырех жидкостей в организме. Для обозначения нормального состава жидкостей и их пропорциональных соотношений был введён термин «краза». В свою очередь, неестественное смешение жидкостей и нарушение их пропорций обозначался термином «дискразия», которая являлась следствием различных заболеваний [5, с.527].

В зависимости от преобладающей субстанции в организме человека Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Так, у сангвиников больше крови, у холериков - желтой желчи, у флегматиков- лимфы, у меланхоликов- чёрной желчи. Склонности к определённому типу темперамента влечёт у людей возникновение соответствующих заболеваний. Вследствие того, что у меланхоликов наблюдается избыток чёрной желчи для них характерны такие заболевания как: образование камней, склероз, депрессия, артрит, запоры и другие. В свою очередь, холерику присущи острые воспаления, гиперактивность органов, кожные заболевания. Флегматики наиболее уязвимы к – респираторным заболеваниям, диарее, затяжным воспалениям, ожирению, вялости, гипоактивности органов, диабету, слабоумию, псориазу. А к заболеваниям, свойственным для сангвиников относятся: геморрой, гиперплазия, инфекции, заболевания сердца, гипоксия, гемодисциркуляторные заболевания [9].

Работы Гиппократа легли в основу учений древнеримского медика и философа Клавдия Галена. Он один из первых задумался о влиянии питания на здоровье человека, в следствии чего составил специальную диету для каждого типа темперамента. Его рассуждения основывались на единой гипотезе: если в организме человека преобладает соответствующая жидкость, то рацион питания должен быть направлен на то, чтобы её количество не увеличивалось.

Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что в античные философы делают первые попытки ответить на вопрос что есть человек и каковы причины формирования, развития и становления его психики. Они акцентируют своё внимание на том, чтобы выяснить является ли человек существом биологическим или социальным, и какое место занимает здоровье в системе его ценностей. Помимо этого, удаётся найти новое решение для лечения некоторых заболеваний, а именно соблюдение специальной диеты, которое впоследствии сформировало представление о правильном питании.

В эпоху Средневековья общепринятая концепция здоровья претерпевает кардинальные изменения. Здоровый образ жизни рассматривался как способ приближения человека к Богу. Ввиду этого здоровым считался истинно верующий человек, способный дисциплинировать своё тело.  Наиболее широкое из всех известных понятий о правильном образе жизни с точки зрения теологического подхода выдвинул выдающийся философ Ф. Аквинский. По его мнению, здоровье является благодатью, дарованной Богом, в то время как тело является «храмом души» [13].   Именно поэтому необходимо тщательно заботиться о нем, и делать все возможное, чтобы сберечь физическое здоровье. Из сказанного становится очевидно: для того, чтобы сохранить человеческое здоровье духовные и телесные практики должны находиться в согласованности между собой. Он подчеркивает важность единства и гармонии человека с самим собой, с окружающей его природой и обществом.

В эпоху Возрождения физическое и духовное здоровье всё так же занимает значимое место в аксиологической системе. Соматические и психические заболевания человека начинают восприниматься не как Божье наказание, а как не связанный с трансцендентным началом процесс. Хотелось бы отметить, что понятия «болезнь» вовсе не существовало, оно заменялось категорией нездоровье. Такого рода качества как невежество, недоброжелательность, насилие, жестокость порождали нездоровье. К ведущим для категории здоровья относились противоположные качества-воздержанность, просвещенность, свобода, миролюбие, благоразумие, которые послужили фундаментом для формирования здорового образа жизни.

В свете сказанного следует отметить, что каждый человек лично несёт ответственность за свое здоровье и хорошее самочувствие, а для этого необходим самоконтроль эмоционального, когнитивного и физического состояния.

В эпоху Нового времени создаются рационалистические представления о здоровье. Например, Ф. Бэкон относил здоровье к высшим благам, которыми обладает человеческое тело, именно поэтому человек может поддерживать здоровый образ жизни, только изучив свою природу. В его работах ключевую роль играет мудрость, позволяющая отличить полезное от вредного для сохранения здоровья человека. Здоровому образу жизни в наибольшей степени способствует благоприятное душевное состояние, жизнерадостный настрой, а также избежание негативных эмоций и чрезмерных удовольствий. Рассматривая здоровье с рациональной точки зрения, Ф. Бэкон выделял значимость правильного питания, которого зачастую может быть достаточно для лечения некоторых заболеваний. Этой же идеей был заинтересован английский философ и врач Дж. Локк. На его взгляд лишь правильный образ жизни ведет к счастью. Он предложил советы, направленные на укрепление и поддержание здоровья. На первое место он ставит приём здоровой пищи, и считает вредным потребление избыточного количества мясного. Помимо этого, он предлагает практиковать закаливание, так как оно влияет на продолжительность жизни. Французский философ Р. Декарт, так же выразил свои соображения относительно того, что здоровый образ жизни рассматривается как единство в человеке телесного, духовного и чувственного. Впоследствии чего, он выдвинул конкретные рекомендации, позволяющие устранить болезни и приостановить процесс старения организма [14]. Здоровый образ жизни по И. Канту основывается на индивидуальности: каждый человек имеет собственный «рецепт здоровья», при несоблюдении которого может быть нанесен вред состоянию организма. В свою очередь, И. Кант даёт эффективные указания, касающиеся укрепления здоровья: строгое соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха, регулярные физические нагрузки, процедуры закаливания, правильные питание [12].

Л. Фейербах с позиции материализма описывает человека как часть природы, совмещающего в себе единство биологического и психического. Но в то же время, человек с самого появления находится в социуме, который оказывает немаловажное влияние на его становление как личности и здоровье.

Итак, в основе человеческого существования лежит в том числе и природный фактор. В любом случае, независимо от природы и источника заболевания, здоровье человека является базой для сопротивления внешним воздействиям. С точки зрения изученных представлений, здоровье – единство физического, духовного и психического в человеке. Именно поэтому ЗОЖ представлен сложным комплексом мер, направленных на улучшение здоровья человека (принцип холизма).

Концепция здорового образа жизни, возникла ещё в античности как основа рационального (разумного) проживания жизни. Здоровый образ жизни рассматривался с различных позиций: 1) как достижение человеческой гармонии и единства тела и духа; 2) как отсутствие болезней; 3) в качестве способа достижения счастливой жизни; 4) как мудрость; 5) как верное, нравственное поведение.

Кроме того, появились первые рекомендации и практики по достижению и укреплению здоровья, целью которых являлось увеличение продолжительности жизни. Всё это стало краеугольным камнем для современных исследований здорового образа жизни, именно благодаря им теперь возможно построение тактик по сохранению здоровья населения и создание путей для его достижения.

 

Список литературы:

  1. Гобозов, И.А. Социальная философия. Учебник для вузов 2-е изд./И.А. Гобозов. –  Москва: Академический проект. Москва, 2010. – 352с.
  2. Димов, В.М. Философия и социология здоровья: Курс лекций / В.М. Димов. – Алматы: КазГМУ, 1998. – 187 с.
  3. Рагимова, О.А. Социальное здоровье: методологические и теоретические основы / О.А. Рагимова. – Саратов: Изд-во ИЦ «Наука», 2006. – 145 с.
  4. Лебедева-Несевря, Н.А. Социология здоровья. Учебное пособие для Вузов / Н.А. Лебедева-Несевря, С.С. Гордеева. Пермь. ПГНИУ. 2011. – 238 с.
  5. Хрусталев, Ю. М. Философия. – учебник для студентов медицинских колледжей / Ю. М. Хрусталев, – Москва: ГЭОТАР-Медиа,2007. – 640 с.
  6. Энциклопедия философских наук [Электронный ресурс] / Г.В.Ф. Гегель. – URL: file:///C:/Users/User/Desktop/cbef5087e885826fe7f6f538013e2af6.pdf (дата обращения: 04.10.2020)
  7. Фрагменты ранних греческих философов [Электронный ресурс]/ А.В. Лебедев. –URL: file:///C:/Users/User/Desktop/6a0554e56dda3524aaf06d22 ef450cb0.pdf (дата обращения: 07.10.2020)
  8. Фрагменты Гераклита / Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура; [Электронный ресурс], общ. ред. и вступительная статья М.А. Дынника. – URL: http://padaread.com/?Book=37 813&pg=1 (дата обращения: 14.10.2020)
  9. Гуморальная теория [Электронный ресурс] / Гиппократ. – URL: https://forum/topic/teorija_o_gumorah_gippokrata_istinnye_prichiny_vseh_boleznej/(дата обращения: 16.10.2020)
  10. Философия здоровья [Электронный ресурс] / О.Е. Баксанский, И.К. Лисеев https://doc222417388_574959344?hash=770ac5ee7bb5ee7819&dl=1e9f13fb30b49ee3ce (дата обращения: 17.10.2020)
  11. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / А.В. Решетников, О.А. Шаповалова. – URL: https://www.studentlibrary.ru/ru/doc/ISBN9785970407912-A000/000. html?SSr=1601343e91214c7a33645044d51ea1e00007472 (дата обращения: 04.11.2020)
  12. Философская азбука здоровья [Электронный ресурс] / В.Н. Кукьян. – URL: https://doc222417388_574538174?hash=1523bff2d929c8272c&dl=e07888bbea946a88bf (дата обращения: 04.11.2020)
  13. История тела в средние века [Электронный ресурс] / Ле Гофф Жак. – URL: file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/Temp1_goff_body_history.zip/goff_body_history.htm (дата обращения: 09.11.2020)
  14. Философия и медицина в Новое время [Электронный ресурс] – URL: http://textb.net/12/6.html (дата обращения: 10.11.2020)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.