Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV-XLV Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 02 июня 2021 г.)

Наука: Политология

Секция: История социально-политических учений зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Отман А.Х. ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ И ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. XLIV-XLV междунар. науч.-практ. конф. № 5-6(35). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 41-51.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ И ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Отман Абдуллах Хазаа Отман

аспирант политологии, кафедра политического анализа и управления, «Российский университет дружбы народов (RUDN University)»,

РФ, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В этой статье мы попытаемся обратить внимание саудовской политической жизни. Основой исследования стала философское осмысление событий в попытке объяснить настоящие положение дел в отношениях между Саудовской Аравией и США. Ввиду того, что экономические, социальные и культурные факторы накладывались друг на друга, аспекты внутренней политической жизни оставались недостаточно изученными. Саудовские политологи обосновывали наличие проблем через внешнеполитический фактор, представленный последствиями событий одиннадцатого сентября, а так же внутренними факторами, связанными со спецификой шиитского восприятия западной культуры.

 

Ключевые слова: Саудовская Аравия, факторы, политика, изменение, Шииты.

 

Введение

В свою очередь последствия внешнего фактора привели к пересмотру американо-политических отношений между США и Саудовской Аравией. Что касается внутренних факторов, можно сказать, что аспект человеческой природы важен для исследования, как отмечал Гегель: «Человек не может реализовать себя, когда он осознает свою выдающуюся человеческую идентичность при этом не признается другими, сама форма признания состоит в том, чтобы позволить ему участвовать в принятии политических решений. Поэтому общество в целях признания друг друга идет на равное и взаимное соглашение в целях обеспечения гармоничного развития», данный философия используемая в странах Запада является неприемлемой ввиду религиозной специфики шиитов.

В регионе Персидского залива в последние годы произошли изменения на уровне его руководства, будь то в результате государственного переворота, например в Катаре, или в результате смерти правителя, но эти изменения не свидетельствуют о наличии демократических перемен в политической система, а скорее наоборот указывают на неосведомленность населения в необходимости  участвовать в принятии политических решений.

Можно отметить, что страны Персидского залива и их лидеры стали более осведомленными о возможности и масштабе предстоящих преобразований, происходящих в регионе, но количество реформ и перемен ничтожно мало, поскольку режимы Персидского залива являются, достаточно консервативными системами с замкнутой и несменяемой властью. Кроме того, их основу не составляет опора на общественное мнение, о чем свидетельствует то, что ни в одной стране Персидского залива не произошло значимых естественных политических изменений.

Тем не менее существуют факторы, которые могут способствовать переменами в саудовском обществе, а именно:

1. События одиннадцатого сентября, которые проявили себя в двух аспектах:

Во-первых, это негативное влияние на стратегические отношения, которые начались между Королевством Саудовской Аравии и Соединенными Штатами Америки с 1950-х годов.

Во-вторых, повлияли на внутренние изменения в Саудовской Аравии.

2.  Кастовая дискриминация шиитов в Саудовской Аравии и ее роль в переменах.

1. Последствия событий 11 сентября для Саудовской Аравии

События одиннадцатого сентября 2001 года не являются закономерными с точки зрения глобализации, а скорее являются глобальным событием, которое имело много последствий и стало важным фактором дисбаланса в стратегических отношениях между Соединенными Штатами Америки и Королевством Саудовской Аравии, в свою очередь некоторые саудовские исследователи считают точкой невозврата в истории Саудовская Аравия, о чем будет рассказано далее .

1.1. События 11 сентября

Критическое размышление о данных событиях а и их последствиях является одним из приоритетов внимания исследователей, особенно если считается, что это главное событие, которое повлияло, на будущее человечества, поскольку их критические осмысление обычно воспринимается, как оправдание терроризма, что считается абсолютным воплощением зла, а США - всегда воплощение добра.[1]

Юрген Хэмперс отмечает, что это событие стало отправной точкой в мировой истории, и многие считают, что его можно сравнить с Первой мировой войной 1914 года в том, что она была знаком конца мира во всем мире.[2] Некоторые исследователи считают данные события началом столкновения цивилизации Востока и Запада. [3] В свою очередь сам автор теории о столкновении цивилизаций не видел их поводом для начала открытой вооруженной конфронтации между исламом и странами Запада.

1.2 Последствия событий 11 сентября для Королевства Саудовская Аравия.

Последствия сентября не были ограничены только Королевством Саудовской Аравии, но имели много иных последствий, потому что это глобальное событие, и арабский регион был затронут в двух основных аспектах:

Первый касается стратегических отношений между Королевством Саудовской Аравии и Соединенными Штатами Америки.

Что касается второго, то это влияние а внутреннюю среду политику Королевства Саудовская Аравия.

В первом измерении сентябрьские события влияют на отношения между Соединенными Штатами Америки и Королевством Саудовская Аравия. Внутри американского общества началась активная анти Саудовская кампания, связанная с обвинениями Королевства в поддержке терроризма, выраженная в фильмах, публикациях СМИ и иными формами массовой культуры. Несмотря не действия властей Королевства, изменить ситуацию к лучшему не удалось.  При этом необходимость партнерства и диалога понимают в Вашингтоне, ввиду того, что Саудовская Аравия останется самым важным экспортером нефти в мире, по крайней мере, в течение следующей половины этого столетия .[4]

Джон Брэдли показывает в своей книге), что саудовского государства были построены на неправильных основах, и вскоре стихийная трансформация приведёт к установлению ваххабитского режима, а с другой стороны – большие противоречия между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией, не позволят им полно реализовывать свой внешнеполитический потенциал.

Но перед этим кроме того момента, в котором Брэдли указывает на изменение в саудовское-американских отношениях, которые представляют собой стратегический альянс, представленный защитой безопасности Саудовской Аравии Соединенными Штатами, что было воплощено в войне в Персидском заливе 1991 года. Соединенные Штаты Америки отмечают, что военные расходы Королевства Саудовской Аравии, вынуждают США увеличивать оборонный бюджет. Согласно формуле Бжезинского, которая заключалась в следующем «Нам нужна их нефть, и мы должны гарантировать их дружбу, и поэтому мы стремимся защищать их безопасность, и в то же время они полностью зависят от нас в отношении их безопасности в регионе, где они уязвимы для угроз, что приводит ко взаимной зависимости» .

В свою очередь во время афганского конфликта и войны во Вьетнаме Эр-Рияд и Вашингтон были стратегическими партнерами в борьбе с коммунизмом на протяжении практический всей холодной войны .[5] И все это, будь то саудовско-американский альянс в афганской войне или в войне в Персидском заливе 1991 года, стратегический альянс между Королевством Саудовской Аравии и Соединенными Штатами Америки, корни которого уходят в четырнадцатое февраля 1954 года, где Президент США Франклин Рузвельт и король Абдулазиз бин Сауд встретились на эсминце (USS. Kinsey).

Там президент Рузвельт дал свое согласие на запуск американских нефтяных компаний, инвестирующих в месторождения нефтепродуктов в Саудовской Аравии, после получения эксклюзивного разрешения. инвестировала в Королевство, а так же дал обещания саудовскому королю о том, что США будут лучше противостоять любой угрозе общим интересам, а они состоят из интересов крупные компании, собравшимся под знаменем Aramco, принадлежащим свободному миру и королевской династии Саудовской Аравии.[6]

В дополнение к Рэю Джону Брэдли, на котором указывает изменение в отношениях между Саудовской Аравией и Соединенными Штатами, для Джилл Киль есть не менее важное мнение, в котором он показывает, что одиннадцатое сентября является концом стратегических отношений между двумя странами, как он сказал: «Хотя мир был поражен, тем, что пять десять воздушных пиратов имеют гражданство Саудовской Аравии, и в том, что выходит за рамки словесных войн, события 11 сентября показали, если они выявили ненормальные саудовско-американские отношения, так что они продемонстрировали неясности для общественности, не выдвигая на первый план свои самые мрачные термины, скорее, эти события закончили эру, которую открыли взаимные общения 1950-х годов».

Что касается внутреннего аспекта событий 11 сентября, представленного его последствиями для Саудовской Аравии, то его точно описал, саудовский исследователь Тауфико аль-Сейф указывая на ,что боевики, спонсируемые с 1982 года, уже превратились в угрозу, озабоченную поглощением социальной системы и власти, и признаки этой трансформации появились с 1992 года, но правительство чувствовало, что его аппарат безопасности смог сдержать ожидаемые риски. После появления «Аль-Каиды» в качестве основы религиозной воинственности оказалось, что угроза превосходит многие ожидания и возможности реального контроля над ней. Атаки 11 сентября привели к двум основным событиям: во-первых, правительство почувствовало необходимость пересмотреть свой альянс с радикальным религиозным движением, который позволил воспрепятствовать большинству попыток модернизация, как на гражданском, так и на государственном уровне, всегда была оправданием для ужесточения правительством требований к гражданской реформе. Что повлекло обширные политические события в системе правительства, и первым из которых стало подписание меморандума, известного как (видение настоящего и будущего страны), и был адресован наследному принцу Абдулле бин Абдель Азизу в январе 2003 года этот документ стал основой для диалога всех социальных групп Саудовской Аравии, призывающих к реформе, и явным выражением протеста элиты против проволочек правительства и задержки с реформированием политической и административной системы .[7]

2. Кастовая дискриминация шиитов в Саудовской Аравии и ее роль в переменах

Политика разграничения между религиозными группами восходит к очень давним временам, и американские исследователи писали об этом регионе, в том числе, например, Джордже Липски, который заметил, что саудовские шииты жалуются на активную политику разграничения, но официально она не была объявлена. Эта политика проявляется в различных аспектах, включая лишение гражданства Шииты имеют основные права, такие как свобода вероисповедания и вероисповедания, свобода выражения мнений и публикации, в дополнение к городским правам, таким как занятие государственных должностей в среднем и верхнем званиях, с момента создания королевства в 1932 году и до сегодняшнего дня шиитам было запрещено занимать любую работу на трех самых высоких должностях . На уровне свободы вероисповедания религиозный разум в Королевстве представлен клерикалами-ваххабитами, которые воспользовались историческим присутствием шиитской общины на Аравийском полуострове в качестве источника подстрекательства и поощрения для расширения своего религиозного образования за счет этой группы в следующих городах (Аль-Ахса, Катиф и Медина). Это выявило самые отвратительные сектантские практики в арабской и исламской истории, которые напоминают нам о практиках Европейского Ватикана в средние века по отношению к некоторым религиозным группам, которые противоречат мнению католической церкви, поскольку ваххабиты рассматривали присутствие шиитской общины в оплоте своего влияния Аравийский полуостров, как своего рода серьезный вызов доктрине салафитов. - Аль-Хамбали ,  Ваххабиты - самые ревностные люди своей веры, и все же сегодня они не верят в работу мусульманских ученых, если те нарушают их веру. Один из исследователей говорит: «Я не знаю, какое количество сюрпризов постигнет читателя, когда он узнает, что состояние ислама и защита святынь и защита мусульман во всех частях мира, который платит миллионы долларов на строительство мечетей и я имею в виду Королевство, не позволяющее его шиитским гражданам официально строить мечети в течение пяти лет, и я не знаю, что мусульмане скажут, когда узнают, что правительство Саудовской Аравии не пожертвовало ни копейки, ни участка земли для любая шиитская мечеть, но она запрещает своим шиитским гражданам восстанавливать свои мечети .[8]

Можно ли представить, что шиитам не дают совершать ритуалы, молитвы и  их религии?

В стране, где шииты достигают четверти населения, и шиитам не разрешается преподавать свою юриспруденцию и принципы своей доктрины, и даже традиционные школы были запрещены с пятидесятых годов прошлого века, а в судебных органах им не разрешается судиться в соответствии с их доктриной. Важный круг ведения, но жизнь ее жизни была сокращена, а то, что было издано ретроспективно отменено, и в судебной системе страны шиит считается осужденным, в любом случае, из-за религиозной склонности судей.

На политическом уровне политическая система в Саудовской Аравии классифицируется как авторитарный режим. Философия управления здесь - это философия старого государства, которая наделяет небольшую элиту абсолютной властью и монополией на источники силы и решений, и это проявляется в формировании Совета министров, например, с момента образования в 1953 году и до сегодняшнего дня, и в нынешнем совете, состоящем из двадцати девяти министров, есть двадцать одно место, занимаемое министрами из региона. Аль-Вуста (Наджд), среди них шесть принцев и четыре из Хиджаза .

На лестнице государственных гражданских должностей (отлично, министерское звание) в Королевстве Саудовская Аравия с переписи 2004 года и 2011 года среди них не было ни одного шиитского гражданина.

В течение этого длительного периода правления Саудовской Аравии только трое шиитов получили пятнадцатый ранг, а девять других получили четырнадцатый ранг в силу своего членства в Совете шуры и в Совете Восточного региона, который состоит из четырнадцати членов, назначаемых правительством, и один член представляет шиитов.

Хотя они, по крайней мере, составляют половину населения региона, и на нынешней сессии Совета Шуры пять членов-шиитов из ста пятидесяти одного члена, а в феврале 2009 года король реорганизовал Совет старших религиозных ученых, ответственных за религиозные вопросы, и добавил в него трех ученых, представляющих исламские школы Малики, Ханафи и Шафиитов, кроме восемнадцати членов официальной диаспоры, но шииты исключены из этого формирования.

Что касается гражданства, то Королевство является, пожалуй, наименее признанной страной в гражданских правах гражданина, начиная от гендерного равенства до гражданских свобод, вплоть до участия населения в принятии политических решений, и эта задержка обусловлена факторами в структуре социальной системы, а также политическими факторами, что подтверждает необходимость глубокой реформы, которая прежде всего касается изменения общественно-политической системы на новых основах, соответствующей требованиям времени и потребностям современного общества .

Правительство официально не признает существование меньшинств в стране, обладающих особыми правами, а также не признает существование религиозного разнообразия, которое требует исключений или гарантий в законе. А после того, что было упомянуто о религиозной дискриминации шиитов в Саудовской Аравии, по мнению известных саудовских исследователей, различия будут способствовать изменениям?

Возможно, ответ представлен двумя мнениями: первое указывает на то, что, несмотря на существование многих социальных и политических исследований, которые прямо критикуют саудовский режим и известны своей неспособностью управлять властью и обществом, а также отмечая что все люди страдают от репрессий и политического и интеллектуального угнетения, главой саудовской пирамиды и всей его семьей. Но при этом позиция оппозиционных авторов о неустойчивости режима оказалась провальной, так как на сегодняшний день перемен в обществе ещё не наступило .

Но длится ли этот вопрос долго в свете растущего вопроса идентичности и интереса к отстаиванию собственных прав? И Королевство Саудовская Аравия работает, чтобы стереть идентичности кроме религиозной идентичности, согласно секте ваххабитов и идентичности, представленной Аль Саудом? Что касается второго ответа на вопрос о связи дискриминации с изменениями, он основан на практической и теоретической основе. Эти данные показывают, что с началом арабских изменений, богатый нефтью восточный регион Королевства Саудовская Аравия колеблется между горечью разочарования и признаками надежды. Революция в Тунисе и на площади Тахрир вдохновила активистов, принадлежащих к тамошнему шиитскому меньшинству. Они организовали акции протеста, требуя освобождения политических заключенных и проведения политических реформ, прекращения дискриминации и после правительственных репрессий, которые повлекли много смертей, арест большого числа активистов, оппозиция не отступила. Но в настоящее время идут интенсивные дебаты между поколениями о целях, стратегиях и перспективах реальных перемен. Это особенно очевидно в Awamiya, о котором говорит местный священнослужитель (Awamiyya - это только кратер вулкана, а размер вулкана не измеряется его кратером)  После второй годовщины так называемой Восточной революции, не ясно, что изменилось с марта 2011 года, произошли перемены. Правительство предприняло ряд символических шагов по сокращению религиозных противоречий и защите национального единства, включая закрытие телевизионных станций, транслирующих антишиитскую речь, и назначение заместителя шиита. Еще один шиит в неизбранном Совете шуры и создание центра межрелигиозного диалога в конце ноября 2012 года в Вене, Австрия, на посту, выражающем границы диалога в Саудовской Аравии), но наиболее важным мнением некоторых из них является увольнение принца Мухаммеда бин Фахда, который управлял восточным регионом с 1985 года.

В дополнение к тому, что было упомянуто, религиозный контекст может сыграть свою роль в изменении, поскольку здесь речь идет о идентичности, любой идентичности, она не связана с меньшинством или большинством, но она имеет свои особенности.

Джозеф Джейкоб указывает в своей книге «За пределами меньшинств» альтернативу большинству: «Меньшинства - это история биологического разнообразия человека, и отныне их будут занимать вопросы идентичности, сокращения численности населения и групп коренного населения, ставшие передовыми в любой точке мира». Эта проблема касается не только конкретного континента, но касается всего мира, поскольку она культурна, она формирует государства и охватывает народы, организует и активизирует Новый путь и перемены на мировой арене .[9]

Аналогично, подтверждает, что конфесиональное различие играет роль в изменении мнения, Бурхан Галиун, в его введении к новому изданию написания конфесионального вопроса и проблемы меньшинств, как он указывает «межрелигиозные конфликты и отсутствие национализма или чувство слабости или слабости в интересах религиозной, конфесиональной или племенной нервозности приводит к ослаблению государства и его разделению из-за отсутствия национального духа, и это не плод присутствия религиозного или племенного плюрализма, унаследованного от истории арабского общества, а скорее отсутствие государства, которое одинаково относится ко всем своим гражданам и рассматривает их как членов одного политического объединения, и никто не имеет четкого знака или привилегии над другим, из-за религии, расы или конфессии. Предоставление возможности более точно выражать свою идентичность как граждан, которых объединяет одна национальная семья или семья, что подтверждается практическим и эффективным участием в принятии решений, касающихся их коллективной и политической жизни.[10]

Можно сказать, что дискриминация на религиозной почве и взрыв явления культурной самобытности на уровне мира в целом, а не только на уровне Королевства Саудовской Аравии, указывают на необходимость изменения структуры Саудовской системы, и если это не произойдет в ближайшее время, всё говорит о назревающей в Саудовской Аравии революции.

Заключение

Изучение саудовской политической сцены нуждается в модели, которая зависит от исследования, чтобы помочь исследователю понять ход событий, и здесь сделана попытка представить это с помощью философских положений, диалектика использовалась, чтобы объяснить реальность философских терминов. В арабском мире в рамках многих исследований и конференций были представлены различные взгляды, несмотря на проблемы, с которыми сталкивается исследователь из-за разочарования в результате изменений на уровне политической системы в некоторых арабских странах, но это не означает, что существует необходимость в необходимости изменений, Потому что перемены представляют собой желание людей принимать политические решения, вытекающие из сознания.

И если экономические, социальные и культурные условия пересекались как факторы изменения, то исследуя саудовскую политическую сцену с точки зрения внешнеполитического фактора и двц внутренних факторов, первый из которых представлен стремлением к признанию, которое имеет характер нормального человека, в то время как вторым была дискриминация на религиозной почве, которая затрагивает шиитское сообщество, и поскольку общая основа, на которую пытался опираться исследователь, - это философская основа, одной из особенностей этой философской основы является неспособность вынести неизбежное суждение и абсолютное мнение.

С учетом масштабов событий 11 сентября, последствия которых для Королевства Саудовская Аравия нельзя отрицать, особенно в связи с тем, что большинство планировщиков, исполнителей и спонсоров связаны с ними, что привело к пересмотру американо-саудовских отношений с американскими политиками, а также к более глубоким изменениям религиозной политической системы Саудовской Аравии.

 

Благодарности

Работа поддержана университетской программой РУДН "5-100"

 

Список литературы:

  1. A selection of Russian authors, the philosophical glossary, a Marxist novel, page 18.
  2. Blond, G. Clash of Barbarians, https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb103208-63360&search=books
  3. Burradi, G. Philosophy in the Time of Terrorism, p, 25.
  4. Saadi, M. Conflicts of civilizations,  https://www.neelwafurat.com/itempage.aspx?id=lbb179844-143021&search=books
  5. Jones, Tony, Quicksand the future of US-Saudi relations, p, 92.
  6. Kibel, G. Swars in the homes of Muslims, p, 188.
  7. Al-Saif, T.  To be a Shiite in Saudi Arabia, page 124.
  8. Abdullah, A. Scholars and the throne of dual authority in Saudi Arabia,p,32.
  9. Jacob J. The Beyond Minorities: An Alternative to Multiplicity in Countries, Translated by Hussein Omar, Arab Cultural Center, Casablanca, 2004.
  10. Ghalyoun, B. Sectarian Issue and Minority Rights, Arab Center for Research and Policy Studies, Qatar, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.