Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 июня 2023 г.)

Наука: История

Секция: История России

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Желифонов М.П. «МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ» ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ТЕЗИСЫ // История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 6(52). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 12-23.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ» ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ТЕЗИСЫ

Желифонов Марат Павлович

канд. физ.- мат. наук, доц. Казанского государственного энергетического университета,

 РФ, г. Казань

A “MICROSCOPIC” APPROACH TO THE DESCRIPTION OF HISTORICAL PROCESSES. THESES

 

Marat Zhelifonov

Candidate of Science, assistant professor, Kazan State Power Engineering University,

Russsia, Kazan

 

АННОТАЦИЯ

В работе обсуждаются технологии формирования нравственных понятий человека на уровне мыслительных процессов, природа и последствия различных вариантов эгоизма.

ABSTRACT

The paper discusses the technologies of forming moral concepts of a person at the level of thought processes, the nature and consequences of various variants of egoism.

 

Ключевые слова: рефлексивные установки сознания; импринтинг; ситуационная модель; эгоизм.

Keywords: reflexive attitudes of consciousness; imprinting; situational model; egoism.

 

 

Многочастичные системы. Человеческое сообщество это система, состоящая из огромного числа индивидуальностей, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам. В физике такая ситуация называется проблема многих тел, и для описания многочастичных систем используют два подхода феноменологический и микроскопический. Микроскопическое описание начинается с определения правил взаимодействия между частицами или, в человеческом сообществе, через правила взаимодействия между людьми [1-3]. Вопрос – как эти правила формируются?

Основные моменты

  • Первейшая задача человеческой жизни – самосохранение, выживание.
  • Каждый человек волнуется о собственном благополучии независимо от возраста и пола, что есть проявление эгоизма. Важны степень этого беспокойства и его последствия.
  • Человек зависит от взаимоотношений со своими соседями и возникают разные варианты эгоизма. При рациональном или здравом эгоизме человек четко оценивает и понимает последствия своих действий. Он живет для себя, но не мешает другим. Его поведение определяет понятие коллективизм –– рефлексивная установка сознания, при которой индивид обращает основное внимание на интересы своей группы и учитывает их в первую очередь при принятии решений.
  • Индивидуализм –– такая рефлексивная установка сознания, при которой индивид обращает основное внимание на личные интересы и учитывает их в первую очередь при принятии решений. Проявление иррационального эгоизма [4].
  •  Синонимами понятий коллективизм и индивидуализм являются понятия справедливость и выгода.
  • Рефлексивные установки сознания вырабатываются в подсознании человека. Это непререкаемые истины, которые автоматически входят в поток наших рассуждений и действий. Их формирование в детстве идет в режиме импринтинга. Это процесс запечатления информации по первому конкретному восприятию, которое запоминается мгновенно, сохраняется на всю жизнь и превращается в устойчивый образец поведения. В результате у человека формируется набор первичных понятий, а затем приобретаются навыки суждения относительно этих понятий [5].
  • Человеческое мышление действует по следующей схеме — мозг человека строит модель ситуации; затем проводит логический анализ модели; делает выводы и отдает команды остальным органам тела [6].
  • Модель конкретной жизненной ситуации строится на основе возникающих обстоятельств и ещё целого набора дополнительных представлений, понятий, установок, инстинктов, которые даже отчетливо не осознаются, а включаются в работу по построению модели на уровне подсознания.
  • Установки рефлексивного характера входят практически во все ситуационные модели людей и играют важнейшую роль в их структуре. Несовпадения среди таких установок у разных людей приводят к не совпадающим моделям ситуации и, порой, к жестким конфликтам.
  • Религия это, прежде всего, система нравственности, система базовых правил поведения людей, а её обряды и мифы это инструмент внедрения этих правил в широкие народные массы. Базовые правила поведения у людей фиксируются на уровне подсознания и в разных сообществах они могут различаться — цивилизационные отличия. Важно, какую общую направленность имеют нравственные понятия в каждой общинной среде – индивидуалистическую или коллективистскую. Это основополагающие установки в жизни сообществ, и они формируются в результате длительного исторического развития.
  •  Каждый человек живет в рамках внутреннего конфликта — постоянно приходится делать конкретный выбор между личными и групповыми интересами. Человек постепенно формирует свой уровень эгоистичности и склоняется в большей степени либо в сторону справедливости к рациональному эгоизму, либо в сторону личной выгоды к иррациональному эгоизму. Носители четко выраженного рационального и иррационального эгоизма ощутимо различаются в своем поведении и совокупно образуют в сообществе две разные психологические идентичности. В результате общая культура поведения любого сообщества расслаивается на две подкультуры, где представители иррациональной подкультуры более активны и агрессивны. Между носителями этих подкультур постоянно возникают конфликты, и в определенный момент одна из подкультур становится главенствующей в сообществе.
  • Исходным нравственным понятием в процессе нарождения ортодоксальной христианской церкви было сострадание, сострадание ко всякой живой душе, сострадание к человеческой беде. Именно сострадание лежит в основе той конструкции нравственных ценностей, которая была наработана церковью в течение нескольких столетий. Кроме того, сострадание – это инструмент, формирующий коллективистскую форму жизни общества. Конкретная забота о сирых и убогих, вызванная состраданием, говорит о высоком уровне сплоченности людей. Глубоко усвоенные уже на уровне рефлекса принципы коллективистской формы жизни стали фундаментальной основой ортодоксального христианского мира.
  • В эпоху раннего средневековья Западную Европу заселяли племена варваров, основным способом существования которых был примитивный разбой. В VI в. среди этих племен стали возникать достаточно крупные варварские королевства (вестготы, остготы, франки, англосаксы), что требовало введение общей религии. Пример процветающей Византии наглядно показывал, что переход к христианскому пониманию жизни может существенно улучшить её качество. Король франков Хлодвиг в конце V века пытался проводить крещение населения своей страны, но только три столетия спустя массовый процесс крещения франков удалось организовать Карлу Великому. После удачного похода в страну аваров на награбленные 7 тонн золота на подвластных ему территориях начали целенаправленно учреждать епископства, строить церкви, приглашать миссионеров священников из Византии. Помимо насильственного механизма внедрения христианства существует также стихийный механизм. Дело в том, что у людей имеется сильный внутренний мотив для активного восприятия христианства. Для каждого человека очень высока ценность его собственной жизни и человека пугает перспектива смерти. В ответ на эти проблемы христианство дарит надежду на спасение и вечное царство небесное при очень простом условии, выполнение которого зависит только от самого человека – соблюдение определенных нравственных правил. Таким образом, у ортодоксов важнейшей стороной жизни становится нравственность т.е. вопросы общения людей, а материальная сторона отходит на второй план. В умах же варваров пошел процесс совмещения рационального и иррационального эгоизма, что привело к зарождению католицизма. Общий результат модернизации, проведенной католиками, это переход к гибридному состоянию – христианское сострадание с уклоном в индивидуализм, т. е. материальная сторона жизни стала выдвигаться на первый план [2].
  • Постепенное усиление индивидуалистического начала в Западной Европе породило Реформацию в XVI и XVII веках. Протестанты объявили о необходимости провести очистку христианства от ненужных наслоений. Божественность Христа и Евангелие милосердия и любви они признавали, но полагали, что Господь открыл врата Рая перед всеми, кто исповедует веру в Христа. Католики считали веру необходимой, но недостаточной. Чтобы заслужить Рай, христиане должны также участвовать в церковных обрядах и делать добрые дела. Сострадание и милосердие к ближним, т.е. суть христианства, у протестантов становились ненужными, провозглашался принцип – каждый человек сам кузнец своего счастья. Были отринуты практически все таинства, кроме крещения. Протестанты отказались от почитания икон, святых, мощей, и молитв за умерших, отбросили все канонические тексты Церкви. На первое место вышла агрессивность древних германских племен, слегка припудренная пустыми разговорами о нравственности и правах человека. Шел процесс ужесточения правил конкурентной борьбы, переход к фашизму. Исходная идея фашизма очень проста – физическое уничтожение конкурентов допустимо, их можно убивать, т.е. христианское сострадание и милосердие к ближнему были полностью опрокинуты [2]. В итоге, католики, протестанты — псевдохристиане, это религии агрессивных индивидуалистов.
  • Ещё в конфуцианской философии древнего Китая ввели следующие определения. Если в общей организации жизни сообщества главенствует принцип справедливости, имеем век устроения, а если главенствует личная выгода, то это век смуты [7, с.63]. Пример. Советский Союз - век устроения, индивидуалистический Запад - век смуты.
  • Оба состояния сообществ век устроения и век смуты неустойчивы и склонны к саморазрушению. Существование века устроения в огромной степени зависит от позиции правящей элиты. Она контролирует распределение материальных благ, и прежде всего в её среде может возобладать искушение к личной выгоде, что затем распространиться на всё сообщество и переведет его в век смуты. Так, партийное руководство в СССР очень быстро перешло к повышению личного благополучия, не обеспечивало устойчивого развития общества и, в конце концов, объявило о переходе страны к рыночным отношениям. Тотальная погоня за прибылью в век смуты неоднократно приводила разные сообщества к очень высокому уровню социальной несправедливости, его ослаблению, восстанию обиженных [8]. Пример. США в своем стремлении к мировому господству разрушает остальные страны мира, включая союзную им Европу, и при этом быстро теряет все свои преимущества гегемона.
  • Каждая цивилизация вырабатывает свой набор базовых правил поведения людей, и в рамках этих правил оцениваются действия не только своих граждан, но и действия граждан других цивилизаций. В результате получаются больше накладки. Когда коллективисты общаются с представителями индивидуалистического Запада, то видят не их стремление всё и вся присвоить себе, а своё собственное отражение и пытаются говорить с ними на человеческом языке. Ведущие российские теле комментаторы, исходя из собственного понимания ситуации, обсуждают проявления политики Запада и удивляются их не логичности и высокомерию. А оппоненты просто исходят из полного приоритета своих личных интересов и вседозволенности своих действий. Всякого рода увещевания на них не действует, они реагируют только на проявление силы, и всё это на уровне рефлекса.
  • Рассмотрим такой пример многочастичной системы как муравейник. Существует множество общих описаний самой кучи муравейника — феноменологический подход. Муравьи живут организовано, действия их разнообразны, но что определяет их наличие и существование? Мозгов у них нет, но есть набор рефлексов, которые и формируют их коллективистское поведение. Поведение людей также определяют, прежде всего, рефлексивные установки сознания плюс имеется способность вырабатывать суждения на их основе. Однако, самим людям кажется, что главное в них это умение мыслить, и они якобы могут произвольно управлять своим поведением. На самом деле основа поведения людей рефлексивная, и система базовых рефлексов поведения формируется по ходу исторического становления этноса. Базовые рефлексы восточных славян это, прежде всего, коллективистское восприятие жизни, приоритет общинных интересов, преобладание принципа рационального эгоизма - живёшь для себя, но не мешаешь жить другим. Действие этих принципов устойчиво сохраняется только в полностью изолированном сообществе, так как отказ от них означает само уничтожение сообщества. Преобладание иррационального эгоизма проявляется только в сообществе имеющем соседей, которых можно грабить. Процесс мировой глобализации в XX веке стал превращать всю планету в жестко изолированную систему и поэтому закономерно её движение в сторону принципов рационального эгоизма. В настоящий исторический момент большинство стран однополярного мира активно стремятся выйти из под агрессивного доминирования США, перейти к принципам рационального эгоизма и в России видят лидера этого движения.

Общий вывод - «микроскопический» подход более основателен, чем феноменологический, как при описании физических многочастичных систем, так и при описании человеческого сообщества.

Этапы формирования цивилизации восточных славян.

  • История Руси распадается на период до монгольского нашествия и последующую историю. В до монгольский период на всей территории Руси еще сохранялся родовой строй, основная масса земледельческого населения жила общиной. Основными поселениями в IX веке стали городища, т.е. посёлки, огороженные тыном из вертикально поставленных бревен. Они застраивались землянками, а иногда наземными протяженными домами. Строения располагались по периметру городища, а в центре его размещались общинные постройки разного назначения и небольшой водоем. Члены общины вели индивидуальные хозяйства, занимались охотой, рыболовством и земледелием. Городища формировали общину социально равных людей. Низкая плотность населения снимала проблему захвата чужих земель, а низкая производительность труда в натуральном хозяйстве не позволяла накапливать какие-либо богатства, пригодные для ограбления. Это обеспечивало достаточно спокойное взаимное существование племен и вырабатывало принцип взаимной терпимости среди разноязычных людей. Важнейшие жизненные решения в городищах принимались на общих сходках, высокий уровень самоорганизации. Люди жили на огромной территории в рамках коллективного владения землей, в достаточно суровых климатических условиях, в зоне рискованного земледелия, и выживать они могли только при активной взаимной поддержке. Историки дают оценку числа городищ восточных славян - около 250. Они располагались, в основном, по берегам больших рек, между их жителями поддерживалась определенная связь и некоторое согласование совместных действий. Внутри общины старшинство рода не переходило от отца к сыну, оно устанавливалось с учетом остальных родственных линий, что со временем делает эту процедуру всё запутанней и сложней. Общественная жизнь строилась на патриархальной основе. Каждый человек понимал свой статус в большой родовой иерархии. Старшие должны заботится о младших, отвечать за них, все стараются жить дружно, и на первый план у людей выходят интересы общины, которая обеспечивает им стабильный уровень выживания. Все это признаки века устроения [9].
  • В южных районах Европы к IX веку в человеческих сообществах уже завершился такой исторический процесс, как переход к частной собственности на землю, что привело к социальному расслоению людей, разрушению первичной общины и появлению сильной правящей власти в сообществах. История Руси показала другой пример. По Восточно-Европейской равнине издревле проходили торговые пути из Скандинавии в Азию - «волжский путь» и путь «из варяг в греки». Но они использовались эпизодически, так как были протяженными и опасными. Как и по всей Европе торговые караваны могли спокойно передвигаться только в сопровождении крупных военных конвоев. Появление воинственных варягов в окрестностях Ладожского озера позволило нескольким славянским и финским племенам привлечь их к организации стабильной системы торговли с азиатским рынком такими товарами как меха, воск, мед. Наступила эпоха Рюрика. В обязанности князя входили защита границ, ведение международной торговли, взимание дани с подвластных земель, причем, «одна треть сборов на государственные нужды и «кормление» дружины, остальное предмет внешней торговли». «Явилась сила, которая мало-помалу должна была сплотить разрозненные племена и роды в одно целое. Силой этой был князь с дружиной своей. Он стоит выше всех родовых споров… Он становится князем всей земли, и для него все подвластные роды и племена равны. Не слушаться его опасно: у него под рукой надежная сила – его верная дружина, с ней он заставит себе повиноваться – словом, в князе у восточных славян явилась сильная правящая власть, которой раньше не было и без которой не может быть государства» [В.Д. Сиповский, «Родная старина», 1910 г.] Появление правящей власти у восточных славян прошло без обычных в таких случаях жестоких междоусобиц и войн с пришельцами, сработал существенный торговый интерес. Все земли Руси постепенно стали вотчиной рода Рюрика, и очередной великий князь стал определяться по родовому принципу. Многочисленные потомки Рюрика стали получать в управление удельные вотчины и при смене главного князя переходить из одной вотчины в другую, т. е. они не имели твердой связи с населением своих вотчин. Ставки удельных князей стали превращаться в достаточно крупные города, где обитала их дружина и формировалась торговая и политическая жизнь. Князья со своими дружинами жили сами по себе, сельское население тоже жило само по себе на патриархальных началах. Образовался двухуровневый уклад жизни для власти и для народа. Важнейшим событием стало крещение Руси в 988 г., которое обеспечило идеологическое, религиозное объединение многочисленных племен, принесло в их жизнь более высокий культурный уровень и существенно усилило коллективистскую направленность жизни людей [9].
  • Важнейшую роль в истории Руси сыграло монгольское нашествие. В 1237-1240 гг. хан Батый возглавил Западный поход и присоединил русские княжества к улусу Джучи. Монголы обложили Русь данью на уровне десятины и не собирались жить на захваченных землях, не замахивались на основы существующей культуры. В течении 240 лет Русь являлась окраинной провинцией Орды, находилась в вассальной зависимости от неё, жила по её законам. Удельные князья получали в Орде марку на правление своим княжествами, часто находились в родственных отношениях с монгольской знатью – становились свояками или побратимыми, и контролировались своей монгольской родней. Монгольские войска участвовали на русской стороне в сражениях с литовцами и поляками. Торговля с Востоком у русских купцов не встречала никаких препятствий. Золотая Орда принесла на Русь конкретный культурный багаж и для многих поколений восточных славян практику жизни в рамках хорошо организованного сильного государства. В результате люди высоко оценили такую форму организации жизни и свой выход из вассальной зависимости стали видеть через созидание собственного сильного государства. Стремление объединиться в государство-семью постепенно укреплялось в подсознании восточных славян и привело их к чрезвычайной сплоченности, что ярко проявилось, например, в момент изгнания польских захватчиков из Москвы в 1612 году. Из практики Золотой Орды были также хорошо усвоены принципы веротерпимости и многоплеменного уклада жизни. Сильная государственность, веротерпимость, многоплеменной уклад жизни это то, чем особенно гордится современная Россия.
  • Так начинала формироваться Славянская ортодоксальная цивилизация. Далее пошел процесс ослабления Золотой Орды и усиления Московского княжества [10, с.159]. С течением времени семья Рюриковичей разрослась, и началось ослабление её внутренних связей. Ослабевало взаимоуважение, повиновение младших старшим, появляются споры между линиями родства. Народонаселение стало вмешиваться в эти споры, стало выбирать князей. Отсюда новые смуты и усобицы. Власть и народ в определенной мере существовали раздельно. Князья были поглощены собственными родовыми спорами, добивались своего старшинства, не занимались установлением прочного порядка вещей. Для преодоления беспорядков и усобиц в самом княжеском роде нужно было упразднить родовые отношения, перейти к государственным, что бы старший в роде князь являлся государем относительно младших, а они подчинялись его власти как подданные. Первый шаг в этом направлении сделал великий князь Андрей Боголюбский. Он переменил обращение к младшим князьям-родичам, стал поступать с ними не как с родичами, а как с подручниками. Такая новизна встретила сопротивление общества, но стала поддерживаться последующими великими князьями. Стали укрепляться элементы государственности, Московские князья начали собирать Русскую землю. Они постепенно подчиняют, и потом присоединяют к своему владению остальные княжества. Окончательное завершение перевода удельных князей в разряд подданных выполнил Иван Грозный, получив при этом титул царя. Определился новый уклад деятельности власти, а для народа сохранялся общинный уклад, общинное землепользование. Перед государством встал вопрос о защитниках, о создании воинского сословия. За каждым воином стали закреплять поместье с некоторым количеством селян, которые обеспечивали его содержание — налоговая нагрузка. Поскольку селяне могли перемещаться из одного места в другое, то возникали безлюдные поместья. Поэтому были приняты законы ограничивающие перемещения селян, что постепенно привело к крепостному праву, и ещё более закрепило общинный уклад жизни в стране, который, в свою очередь, жестко формирует коллективистское восприятие жизни у людей. А именно, на уровне подсознания у великороссов господствуют такие рефлексивные установки, как высокий уровень дружелюбия, предпочтение общинным интересам при принятии решений, стремление улаживать семейные и внутригрупповые конфликты, осознание себя членами Отечества — единого государства-семьи. Действует иерархическое само восприятие человека, он понимает себя относительно окружающих людей по принципу «старше-младше» в своей социальной группе. Силу свою люди ощущают через сплоченность, для решения серьёзной задачи сходятся в товарищества во главе с предводителем, которому все подчиняются. Выйдя из товарищества, человек теряет силу товарищества и сам по себе уже мало что стоит. Рассмотрим как это проявляется, например, в ходе современной политической борьбы. Для коллективиста главное это выбрать предводителя с желательной для себя политической программой и поддержать его при голосовании на выборах. Индивидуалист обязательно должен публично выразить свою личную точку зрения и отправляется на митинги с соответствующим плакатом.   
  •  Процесс разрушения сельской общины в России, переход к хуторскому хозяйству был запущен только в начале XX века. Все предшествующие столетия община и общинное землепользование была мощным инструментом формирующим коллективистское восприятие жизни россиян, что сделало Россию лидером планеты в борьбе за социальную справедливость. Крепостное право, которое так решительно осуждалось в советской литературе, подарило важнейшее своеобразие российской цивилизации. Начало промышленной революции в Европе привело к резкому росту уровня эксплуатации трудового люда и породило мощное революционное движение, которое требовало перехода от разгула личностных интересов людей к системе общественной справедливости, т. е. перехода от века смуты к веку устроения. Нравственно подготовленными к такому переходу оказались именно россияне и поэтому Россия стала родиной Великого Октября, изменившего весь уклад жизни на планете.
  • В царской России среди правящих сословий в отличии от сельского населения господствовало западное, индивидуалистическое восприятие жизни, от сюда и возник в стране затянувшийся идеологический спор между западниками и славянофилами. Сейчас имеем настолько сильное обострение этого спора, что оно соответствует атмосфере жесткой гражданской войны. Сторонникам приоритета личной выгоды очень не нравиться специальная военная операция, которая отодвигает нас от западной индивидуалистической культуры. Они способны даже на прямую антигосударственную деятельность. Опыт Советского Союза показал, что в нашей стране необходимо совместить плохо совмещающиеся установки — приоритет личной выгоды и социальную справедливость в обществе. Требуется установить своего рода баланс между этими крайностями, который человечество постоянно ищет уже много тысячелетий. На текущий момент Китай дал пример решения этой задачи. Нам предстоит найти своё решение, и попытки Запада изолировать Россию благоприятствуют росту нашей самостоятельности. Традиционное коллективистское восприятие жизни должно быть дополнено определенным простором для личной деловой активности людей. Важно отыскать правильные пропорции между крайностями. Это и будет новая идеология России.
  • Южная Русь после монгольского опустошения попала под власть литовских князей, которые приняли русскую веру, русский язык и уклад народной жизни славян существенно не изменился. Затем произошло соединение всех литовских владений с католической Польшей. В итоге Юго-Западная Русь должна была вступить в борьбу с Польшей за свою народность, основой которой была вера. Эта борьба продолжалась несколько столетий, заставляя православных постоянно приспосабливаться к жестким условиям существования. В итоге в народе выработались не бойцовские качества, а другое правило жизни: главное — удачно приспособиться к внешним обстоятельствам. Установка на приспособленчество перешла в разряд рефлексивного элемента сознания, и достаточно явно проявляет себя у большинства малороссов на бытовом уровне и в политике независимой Украины.

 

Список литературы:

  1. Желифонов М. П. «Микроскопический» подход к описанию исторических процессов // Восточно европейский научный журнал EESJ #7(47), 2019, v.4 с.13; #1(53), 2020, v.6 с.59; #11(63), 2020, v.8 с.16,  info@ eesa-journal.com
  2. Желифонов М. П. Конфликт цивилизаций //  Информационное агентство АВРОРА , 2022. https://aurora.network/articles/267-pis-ma-chitateley/100780-konflikt-tsivilizatsiy
  3. Желифонов М.П. Конфликт цивилизаций// Политология, социология, философия, история/ сб. ст. LVIII науч.-практ. конф. № 5(49) с.11 «Интернаука», 2022. http://www.internauka.org/
  4. Эгоизм – что это такое. Виды, признаки и причины // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://amrom.ru/egoizm (дата обращения: 13.06.2022)
  5. Импринтинг как особый вид научения // [Электронный ресурс]. Режим доступа: (https://tepping-test.ru/kontakty/imprinting-referat.html) (дата обращения: 13.06.2022)
  6. Мозговая организация мышления // [Электронный ресурс]. Режим доступа: studopeia.su/18 6947 mozgovaya-organizatsiya-mishleniya.html (дата обращения: 06.12.2018)
  7. Сборник «Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики»» // Редактор Делюсин Л.П., «Наука», Москва. 1982 г.
  8.  Желифонов М.П. Блок-схема исторических событий// Журнал «Интернаука» №4(274) с.10, 2023, journal@internauka
  9. Желифонов М.П. Блок – схема европейской истории // СибАК. История, политология, социология, философия /cб. ст. по материалам LI междунар. науч.- практ. конф. № 12(39), 2021, www.sibac.info
  10. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России // «Правда», М, 1989 г.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.