Статья опубликована в рамках: LIX-LX Международной научно-практической конференции «История, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты» (Россия, г. Новосибирск, 05 сентября 2022 г.)
Наука: Философия
Секция: Философские проблемы образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ВОСПИТАНИЕ И ПРОГРЕСС СОГЛАСНО ДИДРО
EDUCATION AND PROGRESS ACCORDING TO DIDRO
Anna Chernitskaya
Student, “Philosophy”, Faculty of Humanities, National Research University Higher School of Economics,
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Расцвет эпохи Просвещения приходится на XVIII век. Именно в это время произошел ряд предложений и изменений в педагогической среде, в области образования и воспитания. Одной из значимых фигур этой эпохи является Дени Дидро. Д. Дидро (1713-1784 гг.) - французский философ, писатель, драматург, входит в ряды крупнейших представителей французской эпохи Просвещения, был почетным членом Академии наук и Академии художеств в Санкт-Петербурге. Он оказал большое влияние на процесс образования и воспитания, а также на прогресс и развитие в сфере науки.
ABSTRACT
The heyday of the Enlightenment dates back to the 18th century. It was at this time that a number of proposals and changes took place in the pedagogical environment, in the field of education and upbringing. One of the significant figures of this era is Denis Diderot. D. Diderot (1713-1784) - French philosopher, writer, playwright, one of the largest representatives of the French Enlightenment, was an honorary member of the Academy of Sciences and the Academy of Arts in St. Petersburg. He had a great influence on the process of education and upbringing, as well as on the progress and development in the field of science.
Ключевые слова: воспитание, образование, Просвещение, Энциклопедия, терпимость, нетерпимость, опыт, обучение, прогресс.
Keywords: upbringing, education, Enlightenment, Encyclopedia, tolerance, intolerance, experience, learning, progress.
В XVIII веке понятие “воспитание” понималось только, как скопление различных факторов, которые воздействуют на человека разными способами. Соответственно, просветители того времени, в число которых входил и Дени Дидро, хотели внести больший смысл в это понятие и придать более глубокое значение воспитанию и образованию. Просветители полагали, что воспитание человека напрямую зависит от государства и тех законов, которые приняты в этом государстве. Получается, что залог хорошего воспитания - это разумно составленное законодательство. Все люди от рождения имеют равные права. Поскольку человек по своей природе помимо интересов законодательства имеет свои личные интересы и желания, необходимо составить законы таким образом, чтобы они не причиняли вреда государству, другим людям, живущих в этом государстве и в то же время покрывали потребности и желания человека. После этих идей и предложений просветителей XVIII века образование стало естественным правом человека. Впервые это было закреплено в 1793 году в Конституции как “естественное право человека на образование” [7].
В XVIII веке также издается большое количество учебной литературы, большой интерес приходится на новый вид литературы - энциклопедии. Культовым произведением этой эпохи считается сочинение “Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел”. Эта “Энциклопедия” получила большой интерес в кругу всех слоев населения: и низших, и высших. Над ней работали многие выдающиеся мыслители, писатели и философы, в том числе, и Дени Дидро. Сочинение “Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел” принято считать наиболее важным трудом в жизни французского философа. Она состоит из 35 томов, которые издавались с 1751 г. по 1780 г.
Что же такое “Энциклопедия”? Термин “Энциклопедия” сам по себе имеет древнее происхождение, в переводе с греческого он означает “круг знаний”. В древнем мире эти знания содержали в себе знания о семи свободных искусствах: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В Средние века издавались книги, похожие по содержанию на энциклопедии, но таковыми не были названы. Современное понимание энциклопедии появилось только в XVIII веке, когда С. Чемберс выпустил свою “Энциклопедию”, состоящую из двух томов. Д. Дидро ставил перед собой задачу перевыпустить это сочинение. Но у него получилось абсолютно новое произведение, которое изменило взгляды на образование и воспитание общества. Многие понимают под энциклопедией взгляды и знания всего общества, то есть она отражает то, на каком этапе развития находится общество во время ее написания. И это, на мой взгляд, верное замечание, которое имеет прямое отношение к такому новому и знаковому сочинению. Несмотря на то, что Дидро изначально не ставил цели написания своей “Энциклопедии”, в одной из своих статей он писал: «Целью «Энциклопедии» является собирание и сведение воедино разрозненных по всей земле знаний и изложение их общей системы людям, которые будут жить после нас с тем, чтобы труд прошедших веков не остался бесполезным для веков грядущих и чтобы наши потомки, становясь образованными, в то же время становились более счастливыми, а мы бы приобрели заслугу перед человеческим родом» [1, c. 348]. Дени Дидро этим трудом хотел не только распространить знания, но и обратить внимание на ценность каждой науки, искусства и ремесла. Он видел ценность в каждой работе, в каждой мысли. Он хотел донести до других людей, что каждый человек, даже самого низшего ранга, имеет право на существование, образование и реализацию. Дидро много работал над этим сочинением, много писал статей, посвященных ему, он привлек большое количество известных и умных людей того времени для того, чтобы обогатить “Энциклопедию…”, он вложил душу в нее. И я считаю, ему удалось достучаться до людей, которые до этого, можно сказать, были слепы на то, что творилось вокруг них. Ему удалось привлечь большой интерес к своему сочинению.
В философии Дени Дидро главной темой является тема воспитания человека. Он считал воспитание одним из самых важных критериев организации жизни, также большое внимание он уделял исследованиям в области личного опыта человека. Дидро был уверен, что образование должно быть доступно для всех, поэтому он вкладывал в систему публичного воспитания, не сложный, а средний уровень ума, для того чтобы большему количеству учащихся был доступен процесс обучения. Также Дидро считал, что основной задачей обучения был следующий принцип: "обучать тому, что полезно для каждого". Это было необходимо, на мой взгляд, для того, чтобы каждый был вовлечен в обучение и заинтересован самим процессом получения знаний, а также смог в дальнейшем воспользоваться теми знаниями, которые в него вложили.
Французский философ писал и об особенностях строения и функционирования организма, которые влияют на процесс воспитания. Однако он также утверждал, что ряд способностей можно развить. Например, умственные способности людей формируются на основе упорядоченности мозга и мыслей, а также специфики строения организма, которые в каждом заложены от природы. Но намного большее значение имеет наличие дальнейшего развития для человека - каким образом воспитывается, образовывается и в каком обществе растет. Если этот процесс развития не продолжать, то задатки человека будут угасать. Поэтому Дени Дидро призывал к тому, чтобы преподаватели и воспитатели развивали своих учеников и как можно больше раскрывали их природные дарования. Он также считал, что преподаватели и воспитатели должны глубоко знать свой предмет, чтобы достойно преподавать его учащимся. Более того, воспитатель должен обладать высоконравственными качествами, он должен быть примером. Таким образом, на преподавателей возлагалась огромная ответственность, они обязаны были развивать и воспитывать в детях положительные качества и отучать от дурных, чтобы не затуманивать рассудок. Эти педагогические взгляды французского философа имели большое значение для всего образования того времени, а некоторые его взгляды актуальны и до сих пор.
Касательно начального образования, Д. Дидро был уверен в том, что оно должно быть обязательным и доступным для всех, то есть бесплатным. Французский философ считал, что начальное образование закладывает основные способности, знания и навыки у ребенка, поэтому он предлагал для большего удобства даже организовать бесплатное питание для всех учащихся. В одной из заметок “О публичных школах”, адресуемых Екатерине II, Дени Дидро писал, что “низшие слои общества во всех государствах останутся рассадниками добрых нравов, знаний, талантов; они, как теперь, так и в будущем, будут источником славы и величия своего народа", именно им нужно дать шанс для того, чтобы проявить себя в бесплатных начальных школах [там же, с. 190]. По мнению Дени Дидро, существует два вида знаний: основные (первоначальные) и вторичные (условные). Поскольку для системы воспитания Дидро было важно, чтобы ребенок обучался предметам в зависимости от их значимости по отношению к будущей профессии, которую он выбрал. Публичная же школа “должна дать лишь первоначальные сведения по возможности большему числу предметов, причем такие знания, отсутствие которых могло бы оказаться пагубным для людей всех состояний” [1, c. 275-291]. По мнению Дидро, в школе должны изучаться основы всех наук и гуманитарных, и естественных, он хотел уйти от системы привычного классического образования. В своем проекте философ описывает должное расписание занятий, режим дня, права и обязанности учеников и даже требования к учителю. Доступность начального образования также обосновывалась так: чем наибольшая часть граждан счастлива, тем благополучнее государство, в котором граждане проживают. То есть в этом также можно найти и политические мотивы.
Дени Дидро полемизировал в некоторых вопросах воспитания и преподавания с участником своего кружка, литератором и философом К.Д. Гельвецием. Он отрицал его мысли по поводу отсутствия субъективных отличий у человека, а также его высказывания о том, что воспитание имеет всесильный характер. Более того, Гельвеций, в отличие от Дидро, поддерживал программу индивидуализации образования, он пытался перестроить образование в духе демократии. Его принцип звучал следующим образом: “людям, обладающим различиями в интеллекте, необходимо и различное образование” [6, c. 196]. В полемику с Дидро также вступали по вопросу всеобщности образования и вседоступности для всех слоев населения. Например, Вольтер был против того, чтобы представители “третьего сословия” получали образование наравне с людьми более высоких сословий: “Лучше, чтобы народом руководили, чем давали ему образование… давать образование надо не рабочим, а добрым буржуа” [6, c. 196]. Вольтер полагал, что рабочие должны и оставаться рабочими, потому что кому-то нужно “уметь обрабатывать землю” [6, c. 195]. Однако Д. Дидро был с этим не согласен, он был за доступность образования. Как я и писала выше, он разрабатывал проект бесплатной школы, которая была открыта для всех слоев населения. Поскольку французский философ сам происходил не из высшего ранга, он был уверен на своем опыте, что “гений, таланты, добродетели скорее выйдут из хижин, чем из дворцов” [6; с. 195]. Основные споры возникали также вокруг проблемы способностей и дарований человека. Одни мыслители были четко убеждены в том, что способности к чему-либо в человека заложены с рождения, другие же - что человек приобретает эти способности в процессе жизни.
Идею Д. Дидро продолжал развивать Ж.-Ж. Руссо. Он также придерживался принципа естественной свободы и равенства всех людей, как и Дени Дидро. Ж.-Ж. Руссо полагал, для того чтобы устранить неравенство и искоренить предрассудки социальной лестницы, необходимо большое место выделять образованию и воспитанию. Поддерживал идеи Д. Дидро и Шарль Луи Монтескье, который считал, что к образованию должны приобщаться люди всех сословий. Он предлагал сделать систему общего национального образования, для того чтобы позволить обучаться людям из разных социальных слоев.
Таким образом, Дени Дидро внес огромный вклад в систему воспитания и образования человека, а также продемонстрировал решительный прогресс многих сфер жизни в эпоху Просвещения. Французским философом восхищались разные мыслители, его ставили в пример, им восхищались, с ним полемизировали, и все равно так или иначе продолжали его идеи. С.В. Рождественский в одной из своих работ писал: Дени Дидро "...самый оригинальный. Своими планами и предложениями Дидро обстоятельно и ярко обосновал идею цельной системы народного просвещения". Обстоятельность и яркость философа не угасают уже на протяжении нескольких веков. Это означает только одно: Д. Дидро повлиял на систему образования таким образом, что многие его идеи активно используются до сих пор.
Список литературы:
- Д. Дидро “Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел”, 1751-1780.
- Д. Дидро. “О терпимости”.
- К. Д. Гельвеций, “О Человеке”, 1772.
- Конституция Франции, 1793.
- Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера (Памятники философской мысли), М.: Наука, 1994.
- История педагогики и образования: учебник для СПО/ под общ. ред. А. И. Пискунова. - 4-е изд., пер. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018.
- Конституция Франции, 1793 г.
дипломов
Оставить комментарий