Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 24 ноября 2014 г.)

Наука: Философия

Секция: Онтология и теория познания

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лейба М.В. ОСНОВАНИЯ ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА В ПОНИМАНИИ МЫСЛИТЕЛЕЙ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(41). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОСНОВАНИЯ  ДОСТОИНСТВА  ЧЕЛОВЕКА  В  ПОНИМАНИИ  МЫСЛИТЕЛЕЙ  ЭПОХИ  РЕНЕССАНСА

Лейба  Марина  Васильевна

ассистент  кафедры  истории,  философии  и  русского  языка  Воронежского  государственного  аграрного  университета,  РФ,  г.  Воронеж

E-mail:  marika2203@rambler.ru

 

GROUNDS  OF  HUMAN  DIGNITY  ACCORDING  TO  THINKERS  OF  THE  RENAISSANCE

Leyba  Marina

instructor,  Department  of  History,  Philosophy  and  Russian  language,  Voronezh  State  Agrarian  University,  Russia,  Voronezh

 

АННОТАЦИЯ

Работа  посвящена  выявлению  характеристик  бытия  человека,  на  основании  которых  в  ренессансной  культуре  жизнь  человека  определялась  как  достойная.  Величие  и  достоинство  человека  базировалось  на  его  максимально  активных,  творческих,  разносторонних  проявлениях  в  культуре.  Восторженное  отношение  к  человеку  мыслителей  раннего  ренессанса  выявило,  что  яркая  идивидуальность  человека  оборачивается  для  него  как  силой,  так  и  слабостью.  Для  современного  человека  является  полезным  ренессансный  опыт  проявления  целостной  личности.

ABSTRACT

The  work  is  devoted  to  identifying  the  characteristics  of  human  existence  on  the  basis  of  which  the  Renaissance  culture  defined  one’s  life  as  worthy.  The  greatness  and  dignity  of  the  person  originate  from  his  most  active,  creative  and  diverse  manifestations  in  culture.  The  early  Renaissance  thinkers’  admiration  for  the  man  found  that  expressed  individuality  can  turn  out  to  be  both  one’s  strong  and  weak  features.  Renaissance  experience  of  holistic  personality  expression  is  beneficial  to  the  development  of  dignity  of  modern  men.

 

Ключевые  слова:  основания  человеческого  достоинства;  человек-творец;  ренессансная  личность;  индивидуальность;  достижение  достоинства.

Keywords:  grounds  of  human  dignity;  man  as  creator;  Renaissance  personality;  individuality;  achieving  dignity.

 

Достоинство  человека  чаще  привлекает  интерес  исследователей  с  позиции  этики:  именно  на  основании  норм  морали  и  общественного  поведения  определяют,  достойна  ли  жизнь  конкретного  человека.  Такой  подход  позволяет  увидеть  тесную  взаимосвязь  достоинства  и  других  качеств  человеческой  личности,  которые  поощряются  обществом.  В  связи  с  этим,  при  таком  подходе  на  первый  план  исследования  выходит  анализ  исторических,  культурных  и  других  условий,  в  которых  рассматривается  понятие  достоинства  человека.  Моё  изучение  этого  понятия  имеет  целью  выявить  те  характеристики  бытия  человека,  на  основании  которых  жизнь  человека  определяется  как  достойная.  Поэтому  при  анализе  исторически  обусловленного  (в  данной  статье  ограничусь  периодом  Ренессанса)  понимания  достойного  человека  я  попытаюсь  очертить  онтологию  такого  человека.

Раннее  Возрождение  видело  величие  человека  в  его  красоте,  индивидуальности,  энергичности,  удачливости,  сознательном  отношении  к  действительности.  А  в  таком  явлении  как  гуманизм  мы  видим  утверждение  необходимости  для  достойного  человека  проявлять  свой  творческий  потенциал.  Творческая  активная  деятельность  считалась  земным  предназначением  человека,  являющегося  «неким  смертным  богом»,  как  о  нём  писал  Дж.  Манетти  [1,  c.  35,36].  Манетти  призывал  человека  «стать  как  бы  подобными  самому  бессмертному  богу,  ибо  назначение  ваше  —  познавать  и  действовать  —  является  общим  с  делом  всемогущего  бога»  [1,  с.  68].  В  известной  «Речи  о  достоинстве  человека»  Дж.  Пико  дела  Мирандола  заявляет,  что  бог  поставил  человека  господином  над  всем  земным  бытием.  И  только  человек  имеет  возможность  выбирать  свой  образ:  быть  высоконравственным  ангелопободным  человеком  или  безнравственным  жестоким  злодеем  [4,  с.  507—508]. 

Внимание  ранневозрожденческих  мыслителей  привлекали  честь,  слава,  смелость,  удачливость  человека,  то  есть  внешние  проявления  человеческого  достоинства.  Основанием  для  этих  ярких  внешних  проявлений  видели  индивидуальность,  разносторонность  творческой  деятельности.  Мыслители  раннего  Возрождения  были  зачарованы  силой  человеческой  личности,  индивидуальности,  поэтому  даже  преступления  (пусть  это  преступления,  совершённые  великими  знаменитыми  людьми)  вызывали  некоторое  восхищение.

Таким  образом,  раннее  Возрождение  пришло  к  установке  на  то,  что  человек  должен  активно  проявлять  свою  личность  в  социальной,  политической,  творческой  деятельности,  и  именно  это  является  критерием  величия,  силы  и  достоинства  конкретного  человека.

Раннее  Возрождение  было  своеобразной  «тренировочной  базой»,  на  которой  практически  каждый  человек  мог  попробовать  достичь  величия.  В  итоге  возрожденческие  мыслители  были  вынуждены  осознать  тот  факт,  что  чем  мощнее  проявляется  гениальность,  трудолюбие,  и  другие  положительные  качества  личности,  тем  мощнее  проявляются  и  развращённость,  распущенность,  склонности  к  предательству,  страстям  и  преступлениям.  «Когда  человек  пытается  довести  свои  добродетели  до  крайних  пределов,  его  немедленно  окружают  пороки  [...]  и,  затерянный  в  их  скопище,  он  уже  не  видит  добродетелей.  И  принимает  себя  за  совершенство»  [3,  с.  108].  «Оборотная  сторона  титанизма»  —  вот  как  был  назван  этот  факт  возрожденческой  культуры.

Мыслители  позднего  Возрождения,  осмыслив  уроки  ранневозрожденческого  восторга  перед  человеческой  индивидуальностью,  более  скептически  отнеслись  к  определению  достойного  человека.  Человек  ничтожен,  заброшен,  зависим,  несовершенен,  бессилен  и  пуст  [3,  с.  71].  «Всё  достоинство  человека  —  в  его  способности  мыслить»  [3,  с.  92].  «Изумительно  суетное,  поистине  непостоянное  и  вечно  колеблющееся  существо  —  человек»  [2,  с.  13].  Благодаря  Паскалю,  Монтеню  и  другим  мы  можем  увидеть  более  реалистичный  образ  человека:  эгоистичного,  порочного,  слабого,  но  имеющего  мощную  силу  разума,  величие  которого  определяет  и  величие  самого  человека. 

В  дальнейшем  европейская  философия  пошла  по  пути  поиска  тех  сил  человека,  которые  могли  бы  облагородить  человеческую  натуру,  укрепить  слабость  человека,  сдержать  низкие  проявления.  Этой  силой  видели  разум.  Поэтому  путь  человека  к  достойной  жизни  видели  через  развитие  его  разума.  Новоевропейские  философы,  просветители,  немецкие  классики  —  все  занимались  изучением  прежде  всего  возможностей  разума,  так  и  оставив  в  возрожденческом  прошлом  заманчивый  образ  могущественного  человека-творца.  Очень  притягательный  образ,  но  так  и  не  осмысленный  из-за  своей  мощи,  как  созидательной,  так  и  разрушительной.

Я  уверена,  что  опыты  Возрождения  всё  ещё  нуждаются  в  осмыслении,  ведь  нужно  учитывать,  что  современное  понимание  человека-творца  сводится  скорее  к  пониманию  человека-автора,  который  старается  поставить  свою  подпись,  свой  знак  авторства  везде,  где  может.  Таким  образом,  глубокий  духовный  творческий  потенциал  человека  часто  сводится  в  наше  время  к  довольно  «плоскому»  творчеству:  низкопробной  литературе,  шокирующей  живописи  и  фотографии,  —  извращённым  формам,  которые  всегда  вызывают  интерес  у  людей.  Такая  ситуация  создаёт  иллюзию,  что  современный  человек,  несомненно,  является  творцом.  Но  Возрождение  уже  наглядно  показало,  что  границ  в  творческом  безумии  и  извращении  у  человека  нет,  особенно  если  мы  позволяем  себе  видеть  мощь  бога  в  каждой  индивидуальности. 

Тем  более  стоит  искать  вдохновения  в  культуре  Возрождения  из-за  того,  что  современная  европейская  культура,  распространяющая  свои  ценности  по  всему  миру,  видит  в  человеке  его  разум,  его  права,  его  тело,  его  эго,  но  избегает  глубокого  постижения  духовности  цельного  человека.  Может  быть,  как  раз  изучая  эпоху  Возрождения,  в  которой  материальные  и  духовные  устремления  человека  рассматривались  как  единый  «бульон»,  из  которого  вырастает  достоинство,  мы  сможем  найти  тот  недостающий  нам  сейчас  вектор  внутренней  работы  по  достижению  достоинства  своей  личности.

 

Список  литературы:

  1. Манетти  Дж.  О  достоинстве  и  превосходстве  человека  /  Дж.  Манетти  //  Итальянский  гуманизм  эпохи  Возрождения.  Сборник  текстов  в  двух  частях.  Саратов:  Изд-во  Саратовск.  Ун-та,  —  1988.  —  Часть  2.  —  С.  8—68.
  2. Монтень  М.  Опыты  /  Мишель  Монтень.  В  2-х  томах.  М/:  Наука,  —  1979.  —  Т.  1.  —  703  с.
  3. Паскаль  Б.  Мысли  /  Блез  Паскаль.  СПб.:  Азбука-классик,  2004.  —  336  с.
  4. Пико  делла  Мирандола  Дж.  Речь  о  достоинстве  человека  /  Дж.  Пико  делла  Мирандола  //  История  эстетики.  Памятники  мировой  эстетической  мысли  в  5-и  тт.  М.:  Искусство,  —  1962.  —  Т.  1.  —  С.  506—514.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.