Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 16 ноября 2011 г.)

Наука: Социология

Секция: Методология и методика социологического исследования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сараева О.В. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Сараева Ольга Валерьевна

к. соц. н., доцент КИ РГТЭУ, г. Казань

E-mailolgasaraeva2010@yandex.ru

 

Социологический подход к изучению трудовой миграции населения включает:

Позитивистский подход связан со стремлением вскрыть объективные закономерности миграций с целью оценки их социальных последствий и определения эффективности управленческих мер. Суть этого подхода состоит в том, что миграционное поведение каждого отдельного индивида или семьи рассматривается как результат индивидуального выбора, зависящий от целого ряда факторов — географических, экономических, экологи­ческих. Характерным примером данного подхода могут также служить работы M. Тодаро [7, с. 361—402]. В основе этого подхода лежит теория рационального выбора и отводится довольно значимая роль индивидам в принятии решения о миграции, но не рассматривается воздействие внешних по отношению к индивиду обстоятельств на его индивидуальный выбор. Важнейшим мотивом миграционного поведения позитивисты рассматривают заинтересованность индивида или семьи в улучшении своего положения, и, прежде всего, в повышении дохода.

Большое внимание вопросам исследования миграции уделяли теоретики Чикагской школы Р. Парк, Э. Берджес и Р. Маккензи [6, с. 215], обосновавшие идею о том, что миграция зачастую выступает как показатель и ускоритель социальной мобильности.

Методология структурного функционализма ориентирована на исследование детерминирующих миграции социальных факторов в их системно-функциональном единстве (Т. Парсонс). Миграции насе­ления оказывает влияние на длительные социальные трансформации, происходящие в общностях людей, и, таким образом, выполняют устойчивые социально значимые функции либо вызывают дисфункциональные состояния (Э. Дюркгейм). В соответствии с теоретическим подходом Р. Мертона, социальные функции миграций также могут быть классифицированы как явные и латентные.

Системный и функциональный подходы рассматривают миграцию населения как серию явлений взаимодействия людей друг с другом или серию явлений, происходящих в организации и структуре групп, изменяющих отношения между людьми или же отношения между составными элементами общества.

Отдельно выделяют конфликтологический подход к иссле­дованию миграционных процессов. Яркий представитель данного подхода российский конфликтолог А.В. Дмитриев. Конфликт, связанный с миграцией, рассматривается как взаимодействие двух основных участников: постоянных жителей и мигрантов. В данный конфликт зачастую вмешивается власть, как третий участник. Суть конфликта — в восприятии участниками поведения друг друга, как ущемления своих материальных и духовных устремлений [1, с.23].

Ассимиляционная теория (Гордон [2, с. 54], Хандлин [3, с. 45] и др.) основывается на принципе однолинейности процесса адаптации иммигрантов к обществу страны въезда. Ассимиляционная теория есть частный случай более общей функционалистской парадигмы в социологии, применяемой к вопросам иностранных меньшинств.

Теория социального действия в ее «понимающих» (М. Вебер), системно-структурных (Т. Парсонс) традициях и более современных концепциях феноменологической (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман) и этнометодологической (Г. Гарфинкель) интерпретации социальной реальности позволяет отрабатывать различные модели социального взаимодействия в ситуациях контактов «место — мигранты», эффективно используя при этом инструментальность качественных методов.

Бихевиористский подход. В качестве предмета исследования берется поведение индивидов, которые испытывают на себе влияние среды и под этим влиянием происходит формирование новых образцов поведения.

Структурный подход, здесь судьба людей рассматривается в зависимости от условий, в которых они оказываются. Каждый человек испытывает на себе влияние различных структур, которые определяют его образ жизни: социальной, экономической, полити­ческой, информационной и др. Определенные структуры «вытал­кивают» их из родных краев в стремлении к более достойной жизни.

Теория социальных изменений дает основание рассматривать миграционные процессы как атрибут социальной реальности, как однородные серии актов социального взаимодействия, приводящих к изменениям социально-функционального и социально-структурного характера и, таким образом, исследовать и более полно интерпретировать социальные функции миграций.

Концепция «притяжениявыталкивания», которая позволяет рассматривать миграцию как функцию относительной привлека­тельности стран выезда и въезда, а наличие препятствий, возрастающих с увеличением расстояния между этими странами, в качестве ограничения миграционных процессов.

Миграционная система связей (сетей) или теория «миграцион­ной цепи»К сетевой теории имеет прямое отношение широко известная на Западе и в нашей стране концепция социального капитала. Экономист Гленн Лоури [5, с. 153-186] применил концеп­цию социального капитала для установления набора нематериальных ресурсов в семьях и сообществах, которые способствуют социальному развитию молодых людей.

Сетевая гипотеза теории социального капитала заключается в следующем утверждении: люди, которые социально связаны с текущими или прошлыми мигрантами, имеют доступ к социальному капиталу, который значительно увеличивает вероятность того, что сами они станут мигрантами.

Теория жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности. В рамках данной теории миграция является результатом взаимодействия социального пространства и жизненных сил, вследствие которого складываются новые потребности, что в свою очередь активизирует индивидуальную и социальную субъектность личности, а также средством, с помощью которого осваивается оптимальное социальное пространство для реализации жизненных сил.

Теория рационального выбора превратилась в один из ведущих подходов в социологии миграции. Наиболее важные черты, харак­теризующие подход рационального выбора это возможные перспек­тивы. Теория рассматривает социальное взаимодействие в процессе социального обмена и не исключает важность экономической состав­ляющей при принятии решения. Ядром теории рационального выбора является субъективная модель ожидаемой полезности [4, с. 585—605].

Теория совокупной причинной обусловленности заключается в том, что каждый акт миграции изменяет социальный контекст, в пределах которого последующие перемещения людей становятся более вероятными. Выводы данной теории состоят в том, что: происходит социальное расслоение профессий на «иммигрантские» и для местного населения; с течением времени, даже при значительной внутренней безработице, правительство не в состоянии сократить трудовую миграцию и начать принимать на работу коренное население на места, ранее занимаемые иммигрантами, т. к. произошло изменение ценностей у своих рабочих, которые отказываются от «иммигрант­ских» рабочих мест.

В рамках социологии доминируют два основных подхода к трактовке процессов миграции.

Во–первых, изучается роль миграции в изменении социальной стратификации общества. В центре анализа обычно находятся отдель­ные страны, и миграционный поток рассматривается не полностью, а только в той части, которая затрагивает элиту общества (сюда относят и высококвалифицированных специалистов). Обосновывается это тем, что именно перемещение элиты генерирует и воспроизводит социальные слои, наиболее активные в политическом и экономическом отношении. Это утверждение согласуется с концепцией новой экономики миграции, предполагающей, что решения о перемещениях принимают наиболее активные и продвинутые семьи.

Во-вторых, используют личностный социальный подход, при котором  выявляются побудительные социальные причины миграции и ее последствия для конкретной личности.

 

Список литературы:

1.Дмитриев А.В. Миграция: конфликтное измерение. — М.: Альфа—М,2007.с. 176.

2.Gordon M.M. Assimilation in America: the theory and reality// The ethnic factor in American politics. — Columbus, 1970. P. 204.

3.Handlin O. Race and nationality in American life. — Englewood Gliffs, 1957. P. 322.

4.Haug, Sonja (2008) 'Migration Networks and Migration Decision—Making', Journal of Ethnic and Migration Studies, P. 622.

5.Loury G. A dynamic theory of racial income differences // Women, minorities, and employment discrimination. / Eds. P. Wallace, A. LaMond. — Lexington, Mass: D.C. Health & Company. — 1977. — P. 286.

6.Park R., Burgess E, McKenzie R The City. Chicago, 1925. P. 515.

7.Todaro M. Internal migration in developing countries: a survey // Population and economic change in developing countries. / Ed. R. Easterlin. — Chicago: University of Chicago Press. — 1980. — P. 443.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.