Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Наука вчера, сегодня, завтра» (Россия, г. Новосибирск, 12 июля 2017 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Матюхина М.А., Ратомская В.С., Стрелка С.С. [и др.] ОБРАЗЫ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. LII междунар. науч.-практ. конф. № 13(47). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-27.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗЫ ИДЕАЛЬНОЙ СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Матюхина Марина Андреевна

студент, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет (НИУ МГСУ)

РФ, г. Москва

Ратомская Вера Сергеевна

студент, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет (НИУ МГСУ)

РФ, г. Москва

Стрелка Семён Сергеевич

студент, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет (НИУ МГСУ)

РФ, г. Москва

Абрамов Никита Михайлович

студент, Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет (НИУ МГСУ)

РФ, г. Москва

В настоящее время существует неоднозначное представление об идеальной семье. В рамках массовой культуры образ семьи поливалентен: с одной стороны, визуальное изображение семьи на фотографии в глянцевом журнале или рекламе «вырвано» из жизненного контекста, фрагментарно и  не имеет жизненной  правдивости, которую ожидает читатель или зритель; с другой стороны, вызывает интерес к «идеальному» образу семьи и желание скопировать «красивую» жизнь семейного благополучия. Коммерциализация культуры идеальных семейных ценностей может привести к деформации «чистых отношений», так как наша современность порождает миф об «идеальной семье», который за рамками «текста» разоблачается, демифологизируется, вскрывая «подводные камни» семейных взаимоотношений за кадром.

«Изначально эталоном семейных отношений в истории российской культуры была патриархальная семья, основанная на законах Домостроя. Патриархальная семья – отец – добытчик, мать – хранительница очага, живут в браке с молодости и до старости и растят детей, заботятся о внуках. Именно такая семья играет восстановительную функцию, и, не случайно, в «Домострое» говорилось, чтобы в семью «как в рай войти» [1, с. 17].

Современная семья – сложный социальный институт, находящийся во власти перманентно ускоряющейся исторической и социокультурной динамики. Реальная ситуация российской действительности отражает все тенденции современных метаморфоз; социально-экономические проблемы влияют на изменение психологии поведения людей, возникает ощущение утраты того «рая» и атмосферы семейного счастья, которое имело место быть в те времена, когда жили наши прадеды. В свою очередь, для молодежи, строящей семейный очаг, важными элементами образа реальной семьи являются эмоциональный комфорт и разнообразное времяпрепровождение. Для исследования используем примеры визуальной репрезентации материалов журналов «Лиза», «Даша», «Семейный доктор», «Няня», «Семь дней», «Новый век», «Добрые советы», «Истории из жизни». Фотографии семейной идилии используются изданиями как в рекламных целях, так и в качестве иллюстраций к статьям. Образ «идеальной семьи», под которой авторы подразумевают «полную» семью, рекламщики используют близкий к реальному составу «идеальной семьи»: отец, мать и один ребенок. Для «идеальной семьи» характерна сплоченность, которая подчеркивается выбором соответствующих поз и мизансцен. Семейный досуг и отдых приносит массу приятных эмоций, развивает физически, укрепляет здоровье; совместное переживание новых ощущений сближает людей и это неотъемлемый атрибут идеальной семьи.  «Идеальная семья» символизирует близость и в психологическом плане: ребенок находится в центре внимания, его оберегают, с взрослением забота и любовь о нем не уменьшаются. Отец остается сильным, нежным, заботливым, любящим свою жену и детей, а жена и ребенок видят в нем опору.

О семье и о том, что с ней связано сегодня говорят публично и даже порой беспринципно. Это в свою очередь ведет к формированию новых ценностей и норм в сознаниях граждан. «В изображениях современной семьи как мозаичной картине, трансформированной из прошлого лубочного образа наших дедов,  вырисовываются западные идеалы «звездных» семейных пар, а так же бизнесвумен, деловой женщины – матери семейства, которая не прерывает свою трудовую деятельность даже после рождения ребенка» [3, с. 67].

На страницах современных глянцевых журналов преобладают визуальные ряды фотографий супружеских пар, где есть муж и жена, преданные своему делу и, главное, семье, рекламируется единственный супружеский брак и «его продукт» – дети. Уже в таких журналах, как «Роды.ру», «Мама и малыш», «Караван истории» и других расширяется пространство семейных фотографий. Читатель уже видит не только одну маму с ребенком, как это было принято ранее в Российских журналах «Крестьянка» или «Работница», но на страницах всегда появляется отец семейства (и даже используется некий рекламный ход, где папа изображен беременным), то есть, запечатлен полный состав семьи. Кроме того, в современных журналах редко, но все же приоткрывается завеса многих закрытых тем, консервативных в советскую эпоху: вопросы секса в браке  или тема гомосексуализма семьи. Однако, как замечает Е.Г. Лапина-Картасюк: «Разнообразие и кажущееся отсутствие запретных тем на самом деле умело подается в таком контексте, на фоне которого читатель «самостоятельно» делает выводы в пользу модели традиционной семьи» [3, с. 68]. Таким образом, постсоветская массовая культура естественным образом совмещает советские традиционные каноны, к которым сегодня тяготеет и ностальгирует большая часть российского общества, и неформальную оригинальность семейного благоустройства, которая во многом для российского гражданина воспринимается как влияние «западной» системы. Эти противоположности вполне жизнеспособны сегодня в рекламе и кино.

Так, например, галерея образов семьи в телевизионной рекламе так же репрезентирует «хорошо забытое старое», где появление старшего поколения – бабушка из «Домика в деревни» или дедушка, предлагающего «Кардио магнил», ассоциируется с традиционностью, устойчивостью, чистотой и качеством. Во многих рекламных роликах прослеживается связь поколений - прошлого, настоящего и будущего. Все чаще появляются рекламные сюжеты, где бабушки, их дети и внуки собираются за одним столом или на одной территории, интегрируясь то в интерьер советской эпохи, то в интерьер современный квартиры. Советская семья, представленная в рекламе как «расширенная семья», состоящая из нескольких возрастных поколений: бабушки, дедушки, со своим укладом и правилами сожительства, ассоциативно воспринимается зрителем в качестве определенного гаранта и эталона стабильности и гармонии. Однако, реже на экранах появляется образ современной семьи, который опосредован подсознательной готовностью молодых людей увидеть образец идеальной семьи, иметь в перспективе такой пример для себя.

Семейное кино в России так же полифункционально и представлено с позиции современной ей эпохи.

В советском семейном кино «Евдокия» (1961 г.) показана простая рабочая семья, в которой воспитываются приемные дети, подкидыши. Многие проблемы и испытания Евдокии и Евдокима были пройдены с достоинством, и в финале киноэпопеи, когда в их бревенчатом домике собралась вся их большая семья - дети, внуки, перед зрителем предстает вполне счастливая семейная идиллия. Данный образ семьи в советской культуре показан как идеальный образ «нуклеарной семьи», где есть отец с матерью и их, хоть и некровные, дети. Многодетная семья борется за свое счастье и получает заслуженную плату – благодарных детей и гармонию в семейных отношениях. Советское кино чутко улавливало пульс семейной жизни. Образ многодетной семьи проживается каждым зрителем и, для многих зрителей советского времени был эталоном идеальной и благородной семьи. Еще один советский фильм для семейного просмотра «Большая семья» (1954 года), где прослеживается история трех поколений судостроителей семейства Журбиных. Несмотря на все сложности героев, семья всегда вместе и показывает пример взаимовыручки. Советские фильмы учат зрителя и невольно вызывают желание образовать «экранную» семью, которой всегда веришь и не сомневаешься в ее подлинности.

Новые фильмы семейных историй отражают современную действительность со всеми жизненными коллизиями. Наиболее популярный сериал для молодежи: «Папины дочки», «Счастливы вместе», «Воронины» представлены как российская версия американских телесериалов в жанре «комедия». Семейные истории не дидактичны и не призывают российского зрителя «быть эталонным образцом», а воспринимаются как легкое и незатейливое кино.

Следует отметить популярную телевизионную передачу «Пока все дома», которая позиционирует себя как «семейно-познавательная программа» и открывает зрителю семейные традиции и ценности «звездной» семьи, которая делится со зрителем своим опытом семейного проживания и воспитания детей. По-новому и благородно звучит истории рубрики «У Вас будет ребенок», которая позволяет разделить радость жизни появления ребенка в новой семье. Телепрограмма популяризирует ценность семьи, гражданственность Российской семьи. В кадре, за столом, собираются как минимум два поколения семьи, здесь совмещаются, с одной стороны, примеры семейных традиций, сохранившиеся или переданные прошлым поколением, с другой стороны, опыт семейных отношений, выстроенных благодаря совместному проживанию вновь созданном пространстве, чаще всего, в новом доме, с современным интерьером и акцентам на стиль, отражающий эмоционально-комфортное состояние семьи.  Таким образом, в массовой современной культуре конструируются противоречивые образы семьи: традиционные, «чистые» семейные образы прошлого и современные прообразы «западного типа».

В истории массовой культуры образ «идеальной семьи» переживает ряд исторических и культурных преобразований. Семья представляется нам как живой организм, который впитывает в себя новые тенденции времени, поэтому сегодня сложно найти своё исконное место в социокультурном пространстве, не изменяя своим собственным традициям.

 

Список литературы:

  1. Глазкова Т.А. Современная семья как социокультурный феномен. // Актуальные проблемы социальной работы: история, современность, перспективы. Сборник научных статей / Под ред. Е.Н. Приступы. - М., 2012. С. 17-21.
  2. Лапина-Картасюк Е.Г. Образы идеальной семьи в Российских глянцевых журналах и телевизионной рекламе // // Вестник РГГУ, №10/08. Ежемесячный журнал. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология» / Гл. ред. Е.И. Пивовар. М.: РГГУ, 2008. С. 67-72
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.