Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XX-XXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2019 г.)

Наука: Культурология

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Понсе Ф.Д., Кириллова Н.К. ПРИМЕНЕНИЕ КЛЕЯ ФУНОРИ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НА ХОЛСТЕ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. XX-XXI междунар. науч.-практ. конф. № 3-4(16). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 24-33.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРИМЕНЕНИЕ КЛЕЯ ФУНОРИ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НА ХОЛСТЕ

Понсе Фернандес Джениффер Арлетт

студент магистратуры по направлению Диагностическая экспертиза и реставрация живописи, Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры

РФ, г. Санкт-Петербург

Кириллова Наталия Константиновна

доц. кафедры Реставрации и экспертизы объектов культуры, канд. техн. наук, Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры

РФ, г. Санкт-Петербург

USE OF ADHESIVE FUNORI FOR OIL PAINTING ON CANVAS RESTORATION

 

Ponce Fernandez Jeniffer Arlett

 student of Master program Expertise and Painting Restoration, St. Petersburg State Institute of Culture

Russia, St. Petersburg

Nataliia Kirillova

 associate professor, Department of Conservation/Restoration Studies, Ph.D (Technology), St. Petersburg State Institute of Culture

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Укрепление красочного слоя при научной реставрации масляной живописи на холсте требует грамотного выбора подходящего клея для консервации, который с течением времени не вызывал бы изме­нений в художественном образе объекта, не причинил бы вреда объекту реставрации.

Фунори — это клей, полученный из морских водорослей японского происхождения, в прошлом применяемый только при монтаже тради­ционных японских предметов, в настоящее время становится все более распространён в области реставрации культурных объектов.

В данной работе рассматриваются физико-химические свойства фунори, приводятся описания технологических методов исследования по использованию его в качестве клея на различных видах культурных объектов с целью сравнения с известными материалами (кроличий и осетровый клей) для укрепления красочного слоя при реставрации масляной живописи на холсте.

ABSTRACT

Consolidation process of oil painting on canvas in professional restoration demands the conservator to choose a suitable adhesive for preserving the artwork over time without harming the object of restoration.

Funori is а glue extracted from a Japanese seaweed, used to mount traditional Japanese artworks and it is becoming more common in cultural properties restoration. Studies suggest that this adhesive constitutes a viable option for using it as a consolidation material in oil on canvas paint layer reinforcing.

This paper will present physical and chemical properties of funori and a review of experimental research methods for evaluation of its use as adhesive on various types of cultural objects with the aim to set down a base for comparing it with known materials (rabbit glue and sturgeon glue) for paint layer consolidation in restoration of oil on canvas painting.

 

Ключевые слова: консервация живописи; реставрация живописи; станковая живопись; укрепление красочного слоя; клеи; фунори.

Keywords: painting conservation; painting restoration; painting on canvas; painting consolidation; adhesives; funori.

 

В области реставрации культурных объектов выбор и применение реставрационных материалов является важной проблемой, так как от них зависит успех долгосрочной консервации. Клей, в дополнение к выполнению основной функции соединения отдельных материалов, также должен иметь такие свойства, как стабильность, совместимость и обратимость.

По этим причинам реставраторы обратились к фунори, который в последнее время находят все более широкое и успешное применение в реставрации различных объектов культуры в странах западной Европы и Америки.

Проблемы применения клеев для укрепления станковой живописи на холсте

Укрепление красочного слоя клеем – обычный процесс реставрации станковой живописи на холсте.

При выборе укрепляющего состава для красочного слоя, важно рассматривать не только его консолидирующие свойства, но и сохра­нение им оптических характеристик авторского произведения, а также стабильности материала в течение времени.

Наиболее часто применяемыми натуральными материалами, исполь­зуемыми в качестве клеев и консолидантов при реставрации объектов культуры, являются белковые клеи, такие как: рыбий (получаемый из костей и хрящей рыб); осетровый (получаемый из плавательных пузырей рыб осетровых пород); кроличий (получаемый из кожи кроликов) и костный (получаемый из бычьих костей, кож и хрящей). Данные клеи, в принципе, характеризуются тем, что состоят из коллагена, однако способы получения каждого из них обеспечивают определённые физико-механические характеристики, например, такие как: температура гелеобразования, вязкость, прочность, эластичность и цвет.

В России осетровый клей имеет большой успех в практике реставрации живописи на холсте, потому что обладает большей адгезионной прочностью, прозрачностью и эластичностью [1]. Он спра­ведливо считается высококачественным материалом для консервации и реставрации. Однако за пределами России и стран Восточной Европы использование осетрового клея не является приоритетным по двум причинам: его низкая доступность и высокая стоимость. Даже на территории России этот вид рыбы находится под угрозой исчезновения; по этой причине сотрудники Государственного Научно-Исследовательского Института Реставрации (ГосНИИР) провели иссле­дования в 2015 г. и рекомендовали к использованию кроличий клей [2].

Тем не менее несмотря на то, что существует определённое недоверие относительно использования кроличьего клея (некоторые реставраторы считают его слишком жёстким и прочным клеем), он используется для укрепления станковой живописи. Смеси осетрового с мездровым клеем или чистый мездровый клей с мёдом также исполь­зуются для профилактического укрепления живописи [3, с. 65].

В этом контексте возможность использования нового материала кажется уместной, поэтому фунори был рассмотрен для использования в случаях, когда картины требуют укрепления красочного слоя.

Фунори: состав и свойства

Фунори — это материал, получаемый из трёх видов красных водорослей (Rhodophyta), произрастающих на побережьях Японии и некоторых районов территории северного Китая: ма-фунори (Gloiopeltis tenax), хана-фунори (Gloiopeltis complanata) и фукуро-фунори (Gloiopeltis furcata) [4]. Доля каждого из видов водорослей в конечном продукте варьируется в зависимости от места сбора урожая [5, с. 30]. Поскольку эти водоросли красные, для использования в реставрации они подвергаются процессу обесцвечивания, который может включать обработку гидроксидом калия и пероксидом натрия, но до отбеливания с упомянутыми реагентами, проводят процесс ферментации [6, с. 128]. Далее водоросли выдерживают на солнце и в результате получаются сухие жёлтые растительные волокна, которые сворачивают и режут на брикеты для продажи. Получение конечного продукта – сухого фунори занимает в общей сложности от 3 до 4 месяцев и производится в летнее время.

Согласно источникам, существует несколько вариантов подготовки фунори к использованию в реставрации, но обычно сухие водоросли погружают в воду на сутки, а затем подвергают нагреванию в течение нескольких минут (или часов); затем он пропускается через сито для отделения не растворившихся частиц. Полученный клей представляет собой вязкую, прозрачную и слегка желтоватую жидкость. После сушки, при повторном контакте с водой, материал способен легко переходить в жидкое состояние.

Фунори находится в клеточных мембранах вышеупомянутых видов водорослей. С химической точки зрения это полисахарид, называемый фунораном, который обладает промежуточными характеристиками между двумя другими полисахаридами аналогичного состава из водорослей: каррагинанами и агарами. И фуноран, и агар состоят из полимерных цепей, состоящих из двух типов циклических звеньев галактозы: 3,6-ангидро-α-L-галактозы и β-D-галактозы. Это указывает на то, что фуноран по составу аналогичен агару; однако, его свойства больше похожи на каррагинаны, потому что оба имеют определенную степень сульфатации в цепях, высокую в каррагинанах и низкую в фуноранах. Присутствие сульфатных групп препятствует выравниванию полимерных цепей в спиральных структурах; вследствие чего каррагинаны и фунораны не переходят в гели при комнатной температуре, в то время как агар переходит [4].

Самые древние письменные источники, где упоминается примене­ние фунори, относятся к 1673 году; однако его использование в Японии и других восточных культурах восходит к более ранним временам. На протяжении веков эти водоросли используются как добавка (в виде раствора) для стирки тканей, средств для ухода за волосами, а также в качестве ингредиента пищевых продуктов, лекарств и косметики.

При реставрации и монтаже японских произведений искусства фунори использовался в качестве клея для временной заклейки, а также загустителя для других природных клеев, таких как животный клей и крахмал.

Согласно источникам, фунори обладает относительно низкой проч­ностью, но достаточен для того, чтобы соединять слои друг с другом, укреплять пористый материал, фиксировать фрагменты или частицы на основе. Его высокая вязкость и способность к влагопоглощению позволяют использовать его в качестве покрытия для поддержания баланса влажности на локализованной поверхности без образования разводов. Он также имеет низкое поверхностное натяжение, что облегчает смачивание поверхностей и проникновение клея в пористые тела [7, с. 70].

Среди других его преимуществ подчёркивается отсутствие блеска или значительного изменения показателя преломления, как происходит с другими клеями, поэтому он подходит для использо­вания в работе с красочным слоем с матовой поверхностью [8, с. 193]. С другой стороны, пластичность, которой обладает фунори, делает его подходящим для включения в те слои и материалы, которые требуют гибкости.

Несмотря на то, что японские реставраторы утверждают, что клеящая способность фунори слишком слаба и рекомендуют исполь­зование его как клея только для временных процессов [9, с. 65], в странах Западной Европы и Америки, тем не менее, фунори завое­вывает все большую популярность в качестве укрепляющего состава при реставрации различных видов объектов.

Исследования в области применения фунори в реставрации объектов культуры в Западной Европе и Америке

Традиционные японские техники и материалы впервые появились в западных странах, когда реставраторы из Японии начали работать в мастерских и музеях Европы и США. Примечательно, что влияние восточных методов консолидации и реставрации в западной практике изначально было в области реставрации произведений на бумаге, со временем это влияние перешло на различные виды объектов, такие как текстиль, скульптура и предметы прикладного искусства.

В Соединенных Штатах, одним из первых источников, описы­вающих методы консолидации «восточных» произведений, является книга «Chinese Pictorial Art as Viewed by the Connoisseur (Китайское изобразительное искусство глазами ценителя)» Р.Х. ван Гулика, (1958) [10, с. 168]. Другие источники, в которых уже подробно описывается фунори, были изданы в последующие годы: «Japanese scroll paintings: a Handbook of mounting techniques (Японских свитков: руководства по технике монтажа)» М. Кояно (1979) [11, с. 5]; «Funori: a Short Description, Recipe and Source (Фунори: краткое описание, рецепты и сырье)» Д. Эванс (1984) [12] и «Vegetables adhesives used in the workshop of the Hyogushi, restorer and mounter of Japanese paintings (Растительные клеи, используемые в мастерской Хёгуши, реставратора японской живописи)» К. Масуда (1984) [6].

Тем не менее, в 2005 Д. Свайдер и М. Смит из галереи Фреер и Саклерс представили публикацию [4], которая станет базой для дальнейших исследований. В статье даётся химическое описание фунори, его свойств, а также рассматриваются различные рекомендации по приготовлению фунори для реставрации.

В том же году был опубликован другой труд, который повлиял на популяризацию фунори. Исследование было проведено Т. Гейгером и Ф. Мишелем из Швейцарского федерального института по тестиро­ванию и исследованию материалов [8]. Они предложили разработать стандартизированный и очищенный фунори, выпущенный на рынок компанией Lascaux Colors & Restauro под названием Jun Funori®; данный продукт предлагается как клей для заклейки, связующее для тониро­вания, чистящее средство и лёгкий состав для укрепления матовых красок, таких как акварель, пастель и т. д.

В последние годы исследования фунори пополнились другими работами. Ч. Туер (2011) из Исторического центра Консервации в Шотландии рассмотрела различные виды клеев для заклейки темперы на деревянной основе в архитектурных интерьерах, включая Фунори и Jun funori® [13]. Ямас и Д. Рамос (2014), из Политехнического универ­ситета Валенсии, провели колориметрическую оценку и устойчивость к старению трёх клеев, используемых при консолидации современных матовых красок Acril 33, Gelvatil и Фунори [14]. К. Катенацци (2016) в Университете прикладных искусств и наук юга Швейцарии (СУПСИ) провела исследование консолидации неорганических пигментов росписей с помощью фунори путем несколько испытаний: измерения адгезии, колориметрии, проницаемости и проверки на микробиологическую активность [15].

Что касается устойчивости фунори к старению, то Е. Суеден и М. Смит (2005) сообщают, что клей, применявшийся для работы с произведениями восточного искусства, в качестве консолиданта пигмента и золотых чешуек на дереве и текстиле между 1975 и 1980 годами, не обнаружил изменений цвета [4]. После искусственного старения фунори в лабораторных условиях, он обнаруживал обратимость и отсутствие видимых изменений цвета и яркости для человеческого глаза, согласно различным исследованиям, проведённым Ч. Туер (2011) [13], К. Катенаци (2016) [15] и Р. Ямас и Д. Рамос (2014) [14].

Относительно эластичности данного материала Т. Геигер и Ф. Мишель (2005) сообщают, что по сравнению с белковыми клеями (осетровый клей, желатин) и эфирами целлюлозы, фунори сохраняет большую гибкость, в отличие от других исследованных клеев, также отмечается эффект потери его первоначального желтоватого цвета при воздействии ультрафиолетового излучения [8].

В дополнение к исследованиям, проведенным в различных странах западной Европы и Америки, японские реставраторы из Национального исследовательского института культурных объектов Токио (НРИКП) также проводили исследования по конкретным характеристикам фунори: Н. Хаякава et al. говорят о различиях между двумя типами экстракции в зависимости от температуры (при комнатной и повышенной) [5]. Авторы также упоминают о различиях между тремя разновидностями водорослей; ма-фунори, хана-фунори и фукуро-фунори; здесь ещё многое предстоит узнать.

Следует отметить, что параллельно с этим в последние годы поступали сообщения о применении фунори в реставрации различных видов объектов культуры: Е. Андрина (2014) из Турина использовала его для консолидации тканей [16]; К. Блаир и К.Томпсон (2014) [17] из Университета Глазго применяли фунори для реставрации разно­образных этнографических объектов; Харролд и С. Визомирска-Нога (2015) [7] (реставраторы, практикующие в Лондоне) ссылаются на использование фунори с 2008 года для различных целей: местное смачивание, удаление пятен, укрепление и очистка; E. Меней [18] в 2017 описывает использование фунори для реставрации папируса в качестве увлажняющего геля, а также в качестве адгезива и консоли­данта.

В России, пока что, единственное упоминание о фунори, как реставрационном материале было в статье А.А. Бринцевой из Государственного института научных исследований и реставрации (ГосНИИР). В 2014-2015 годах в этом институте было проведено успеш­ное укрепление с использованием фунори на трёх картинах XIX века (холст, масло). Несмотря на то, что масляный и эмульсионный грунт станковой живописи на холсте обычно очень чувствительны к воде и фунори содержит до 99% воды по своему составу, А.А. Бринцева оправдывает его применение тем, что этот клей не имеет свободной воды в своём составе и вся она связана с молекулами полисахаридов [19].

Применение фунори в качестве клея для укрепления живописного слоя при реставрации масляной станковой живописи на холсте

На основании описанных выше исследований, в 2018 году на кафедре реставрации и экспертизы объектов культуры СПбГИК была предложена тема магистерской диссертации «Сравнительный анализ применения природных клеев (осетровый клей, кроличий клей и фунори) для укрепления масляной станковой живописи на холсте», выпол­няемая Джениффер Понсе Фернандес под руководством ктн, доц. каф. Н.К. Кирилловой.

Исходя из необходимости лучшего знания свойств фунори, его сравнения с другими консолидантами, применяемыми именно для укрепления красочного слоя, нами проведено сравнение фунори с двумя наиболее распространёнными материалами (осетровый и кроличий клеи). Такие исследования, с нашей точки зрения, являются в данный момент необходимыми для решения ряда проблем в области реставрации и консервации в целом, а также позволят на практике решить, является ли его использование технологически уместным и безопасным в частности для укреплении масляной живописи на холсте.

В проводимой в настоящее время работе представлены результаты исследований методом Фурье спектроскопии, проведены измерения pH и вязкости жидких клеев, полученных различными способами. Кроме того, на полученных свободных плёнках трёх консолидантов проведена оценка таких свойств как: твёрдость, влагопоглощение, адгезионная прочность и блеск. Очень важным вкладом этого исследования будут наблюдения различия между двумя типами экстракции при получении фунори из водорослей, так как этот фактор не был рассмотрен в проведённых ранее исследованиях.

В настоящее время экспериментальный этап исследования завершён, и результаты будет полностью представлено на защите магистерской диссертации.

Выводы

Как показано в предыдущих параграфах, рассмотренные исследо­вания и отчёты подтверждают, что фунори показал хорошие результаты в практике реставрации культурных объектов в странах Западной Европы и Америки в качестве клея, укрепляющего состав и средства очистки. Тем не менее, остается много вопросов по применению фунори в качестве реставрационного материала.

В последнее время наблюдается большой интерес к использо­ванию новых реставрационных материалов, в частности Фунори, о чем свидетельствуют описанные выше публикации. В этой связи нам пред­ставляется актуальным проведение физико-химических и технологи­ческих исследований в этой области. Кроме того, тот факт, что в восточной традиции фунори не используется в качестве консолиданта, оставляет реставраторам мало доказательств его поведения и эффектив­ности в реальных случаях реставрации, вместе с тем, открывая широкое поле для исследований.

В этом контексте мы надеемся, что предлагаемое исследование «Сравнительный анализ применения природных клеев (осетровый клей, кроличий клей и фунори) для укрепления масляной станковой живописи на холсте» внесет определенный вклад в данной области.

 

Список литературы:

  1. Petukhova Т., Bonadies, S. Sturgeon Glue for Painting Consolidation in Russia // Journal of the American Institute for Conservation. -Washington: 1993. - Vol. 32, № 1. - С. 23-31.
  2. Коробкова Е. Реставраторы переходят с осетрового клея на кроличий. [Электронный ресурс] – Известия, 24 августа 2015. - URL https://iz.ru/news/590313 (Дата обращения 14.01.2019).
  3. Алёшин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи. Художественно-педагогическое издательство. – М: 2013. - 223 с.
  4. Swider J., Smith M. Funori: Overview of a 300 years-old consolidant // Journal of the American Institute for Conservation. – Washington: 2005. -Vol. 44, № 2. - С. 117-126. [Электронный ресурс] - URL http://cool.conservation-us.org/jaic/articles/jaic44-02-005.html (Дата обращения 12.01.2019).
  5. Hayakawa N. Characterization of funori as a conservation material: Influence of seaweed species and extraction temperature. // Studies in Conservation. – London: 2014. - Vol. 59, Supplement 1. - С. 230-231.
  6. Masuda K. Vegetable adhesives used in the workshop of the Hyogushi, restorer and mounter of Japanese pantings. // Adhesives and consolidants: IIC Paris Congress Preprints. – London: 1984. - С. 127-128.
  7. Harrold J., Wyszomirska-Noga Z. Funori: The use of a traditional Japanese adhesive in the preservation and conservation treatment of Western objects // Adapt & Evolve 2015: East Asian Materials and Techniques in Western Conservation. Proceedings from the International Conference of the Icon Book & Paper Group. London: 8–10 April 2015. - London, The Institute of Conservation: 2017. - C. 69-79.
  8. Geiger T. and Michel F. Studies on the polisaccaride JunFunori used to consolidate matt paint. // Studies in conservation. London: 2005. - Vol. 50, No. 3. - С. 193-204.
  9. Hayakawa N. Scientific approaches for adhesives in the conservation of Japanese paintings // Adapt & Evolve 2015: East Asian Materials and Techniques in Western Conservation. Proceedings from the International Conference of the Icon Book & Paper Group. London: 8–10 April 2015. - London, The Institute of Conservation: 2017. - С. 60-68.
  10. McClintock T.K., Brigrigg L., LaCamera D. An Overview of overlapping interests in East Asian and Western Conservation // - Adapt & Evolve 2015: East Asian Materials and Techniques in Western Conservation. Proceedings from the International Conference of the Icon Book & Paper Group. London: 8–10 April 2015. - London, The Institute of Conservation: 2017. – С. 168-181.
  11. Masuda K. East to West: The flow of materials and techniques in paper conservation // Adapt & Evolve 2015: East Asian Materials and Techniques in Western Conservation. Proceedings from the International Conference of the Icon Book & Paper Group. London: 8–10 April 2015. - London, The Institute of Conservation: 2017. – С. 1-11.
  12. Evans D. Funori: a short description, recipe and source // The Book and paper group annual, American Institute for Conservation. Washington: 1984. - Vol 3. [Электронный ресурс] - URL https://cool.conservation-us.org/coolaic/sg/bpg/annual/v03/bp03-05.html (Дата обращения 06.03.2019).
  13. Thuer C. Scottish Renassaince Interiors: facing and adhesives for Size-tempera painted wood // Historic Scotland Alba Aoshmor: Edimburg, 2011. Technical paper 11. – 130 c.
  14. Llamas R., Ramos D. Colorimetric evaluation of three adhesives used in the consolidation of contemporary matte paint after artificial ageing // ConservarPatrimonio. - Lisboa: 2014. - ARP. - Vol. 20. – C. 11-21.
  15. Catenazzi K. Evaluation of the use of funori for consolidation of powdering paint layers in wall paintings // Studies in Conservation. -London, 2017. - Vol. 62, № 2. - С. 96-103.
  16. Andrina E. Potentiality of Funori to restore physical breaks of deteriorated cellulosic fibers // CeROArt EGG. – 2014. – Vol. 4. - URL: http://journals.openedition.org/ceroart/3899 (Дата обращения 06.03.2019).
  17. Blair K. and Thompson K. The consolidation of mud-silk: a Southeast Asian textile // Studies in Conservation, IIC Congress. - London: 2014. - Vol. 59, Supplement 1. – С. S1-S4.
  18. Menei E. Use of East Asian materials and techniques on papyrus: Inspiration and adaptation // Adapt & Evolve 2015: East Asian Materials and Techniques in Western Conservation. Proceedings from the International Conference of the Icon Book & Paper Group. London: 8–10 April 2015. - London, The Institute of Conservation: 2017. – C. 118–27.
  19. Бринцева А.А. Фунори как укрепляющий состав. ГосНИИР. – M. [Электронный ресурс] - URL http://www.gosniir.ru/library/articles/conservation/funori.aspx (Дата обращения 12.01.2019).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.