Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сенина М.Ю. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА СОЛИСТАМ И ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЯМ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXI междунар. науч.-практ. конф. № 4(68). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 19-23.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДБОРА РЕПЕРТУАРА СОЛИСТАМ И ФОЛЬКЛОРНЫМ АНСАМБЛЯМ

Сенина Марина Юрьевна

преподаватель Саратовского областного колледжа искусств,

РФ, г. Саратов

В настоящее время большинство аудиоматериалов, записанных в фольклорных экспедициях, нотных материалах, представленных в многочисленных песенных сборниках, представляют определенную сложность для исполнения детскими фольклорными коллективами. Поэтому основная цель настоящей статьи дать методические рекомендации в подборе солистами и фольклорными ансамблями должного репертуара. Следует отметить, что детский репертуар ограничен то жанром, то диапазоном, то содержанием, то сложным мелодическим рисунком и пр. Поэтому преподавателям часто приходится приспосабливать песенные образцы для своего ансамбля, солистов или дуэтов.

Основная задача такой работы - максимальное сохранение фольклорного произведения, создание новой партитуры, близкой оригиналу.

Приступая к аранжировке, следует помнить жанровые и стилистические особенности народных песен. Календарные песни в устной традиции передаются из поколения в поколение с минимальными изменениями.  Это очень устойчивый пласт песенного фольклора. И при переложении для детского хора  надо стараться сохранять партитуру этих песен максимально точно. В хороводных, плясовых, игровых песнях, отличающихся более развитой мелодикой и многоголосием по сравнению с календарными, возможно более серьезное вмешательство в оригинал. При переложении лирических песен допустима еще большая свобода, поскольку вероятность создания вариантов подголосков может быть значительна [1, c.34].

Западнорусские песни по своему складу более доступны для детского хора, чем южнорусские или песни средней полосы России, так как отличаются сравнительно небольшим диапазоном (поются в узкообъемных ладах), краткостью внутрислоговых распевов, четкостью построения формы.

Довольно часто возникает необходимость редактирования поэтического текста, чтобы сделать его доступным для детского понимания и возможным для детского исполнения. Обычно бывает достаточно заменить некоторые слова или словосочетания или сократить текст. Но иногда допустима полная замена текста близким по ритмической организации выбранному образцу [2, c.88-89].

Трава моя, трава.Плясовая Московской области.

(С. И. Русские народные песни Московской области. Вып. 2. – М.: «Советский композитор», 1988. – 336 с., нот.)

Грамотное изменение первоисточника невозможно без знания закономерностей форм русского многоголосия.

Гетерофония – самая простая и  самая древняя форма полифонического разделения напева. При ансамблевом исполнении каждый голос воспроизводит вариант одной и той же мелодии. В гетерофонии голоса приблизительно равны по диапазону, примерно одинаково развиты интонационно и ярко выражены мелодически, сохраняя между собой определенное сходство.

Наиболее элементарный пример гетерофонной фактуры – эпизодическое ответвление той или иной вокальной линии от унисона. Такое многоголосие характерно, в частности, для многих обрядовых жанров западнорусской песенной традиции.  Народные певцы здесь поют преимущественно в унисон, лишь иногда голоса разъединяются и образуют различные интервалы – терции, кварты, квинты. Характерно такое изложение и для песен русского севера.

 

Рисунок 1. Славной звон. Свадебная Кировской области

(Браз С. Песни реки Лузы. – М.: «Советский композитор», 1977. – 34 с., нот.)

 

Гетерофония – наиболее доступный для детей тип многоголосия. С песен в гетерофонном изложении целесообразно начинать формирование навыка многоголосного пения.

Контрастное двухголосие – самый распространенный тип русского многоголосия. Главный принцип – отчетливое, рельефное противопоставление верхней вокальной партии партии нижнего голоса. При этом нижний голос является интонационной основой напева, а верхний имеет вспомогательное значение. Как правило, нижняя партия исполняется запевалой.

В процессе развития напева возможно мелодическое движение в одном голосе на фоне выдержанного тона в другом голосе, противоположное, косвенное движение голосов,  использование элементов дробления, синкоп, пунктирных фигур в одном подголоске на фоне равномерного движения либо выдержанного тона в другом. Это позволяет определить данную форму многоголосия, как полифоническую [2, c. 11].

 

Рисунок 2. Шел милый дорожкой. Лирическая Тульской области

(Песни Ясной Поляны в записи В.Ф. Смирнова./Ред.-сост. С.И. Пушкина. – М.: «Советский композитор», 1986. – 120 с., нот.)

 

Если песня исполняется трио, квартетом или еще большим составом, нижняя партия разветвляется по принципу гетерофонии – содержит варианты основной мелодии.  Верхний подголосок, как правило, противопоставляется фактурно, интонационно, ритмически нижнему. Такой тип многоголосия встречается в Белгородской, Курской областях, на Среднем Дону, у семейских Забайкалья.

По тому же принципу строятся отношения голосов и в контрастном трехголосии, зафиксированном в песнях Белгородской и некоторых районах Воронежской областей [3, c. 66].

Главным мелодическим стержнем оказывается линия среднего голоса, ее обычно ведет запевала. При большом составе исполнителей данную партию по правилам гетерофонии поддерживают еще несколько  певцов. Нижний подголосок выполняет функцию гармонического фундамента. Поэтому отличается сравнительно небольшой ритмической подвижностью и скупостью мелодических средств. Средние и верхние голоса весьма подвижны интонационно и дробны ритмически, они свободно перекрещиваются, переплетаются в кружевном рисунке [4, c.82]. В некоторых курских песнях нижний голос совершенно неподвижен, и образует педаль, на фоне которой развиваются два контрастных голоса. Поскольку партии находятся в тесном расположении, возникает весьма плотная фактура, изобилующая трех-, четырех, пятиголосными, а иногда и более сложными созвучиями.

 

Список литературы:

  1. Артемкина Т.Е., Артемкин А.В. Дети. Фольклор. Творчество. Детский народно-певческий коллектив. Методическое пособие. Владимир: издательство «Транзит – Икс», 2002г.- 92 с.
  2. Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной (крестьянской) песни. – Л.: Музгиз, 1961. – 156 с.
  3. Народное музыкальное творчество. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений./ А. Ф. Камаев, Т.Ю.Камаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
  4. Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. – М.: Московская государственная консерватория, 1998. – 464 с., нот.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.