Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 08 апреля 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бугреев С.В. РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЗНАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. LXXXI междунар. науч.-практ. конф. № 4(68). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 4-18.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЗНАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Бугреев Сергей Владимирович

преподаватель начертательной геометрии и инженерной графики Краснодарского Высшего Военного Авиационного Училища Лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова,

РФ, г. Краснодар

SCHOOL OF DRAWING AND PAINTING AS A BASIS OF THE SUBJECT “ENGINEERING GRAPHICS

 

Sergey Bugreev

Teacher of Perspective and Shadow Projections and Engineering Graphics,  Krasnodar Higher Military Aviation School named after Hero of the Soviet Union A.K. Serova,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется потребность человека к изобразительной деятельности на основе исторической ретроспективы изобразительного искусства. Раскрывается универсальность применения Русского изобразительного искусства во многих областях деятельности человека.

ABSTRAСT

In the article there is analyzed a human need in figurative activity based on the historical retrospective of Russian School of Drawing and Painting. Universal applicability of the Russian School of Drawing and Painting in various spheres of human activities is presented in the article.

 

Ключевые слова: изображение, искусство, познание, воспитание.

Keywords: picture, art, knowledge, education.

 

Анализ работы с обучающимися среднего и высшего уровня дает право говорить о том, что их мышление объемно-пространственными категориями находится на довольно низком уровне. В то же время у сегодняшнего школьника, студента, курсанта имеется большая потребность в поиске стимулов самостоятельно активно развивать качества и способности для дальнейшей творческой и профессиональной деятельности.

В статье кратко рассмотрены некоторые аспекты изобразительного искусства, отразившие уровень развития общества, и как наиболее наглядный и доступный способ показать антологию развития человеческой мысли. Через анализ материальных свидетельств — изображений — показана неразрывная связь творческого созидательного начала Человека и уровень развития технической мысли.

Занятие изобразительным искусством — это «важное средство развития личности, так как формируются настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, активно познается действительность. При этом развивается зрительное восприятие, воображение, пространственное мышление, память, духовно обогащающие чувства. Идет накопление зрительных образов, глубоко и всесторонне познается форма, строение, пространственное положение и особенности освещения» [2]. Это порой нелегкий труд, где умственное начало воплощается в создание реального осязаемого предмета: наброска, эскиза, предложения, проекта, рисунка либо картины.

С первобытных времён.

Образцы наскальных рисунков (рисунок 1) предстают перед нами как памятник первобытной культуры, богатейший источник информации и предмет любования искусным мастерством художника. Угадываются и как бы учебные пособия приемам охоты самого охотника-художника. Ведь тут и схемы загона стада, и животные в реальном движении — в беге. Автор и охотится и любуется предметом своей охоты и им же декорирует свое жилище. И это было, вероятно, первой азбукой для его детей, самой важной, ибо охота давала тем людям все (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Рисунки первобытных художников из пещер

 

Познавая свойства созданного природой материала, человек обнаружил, что каждый ее организм имеет строго определенную форму и строение, которые обеспечивают взаимосвязанную работу всех его частей. Человек понял также, что сделанные им вещи приобретут необходимую прочность и устойчивость, если он будет формировать их по законам природы.

На первом этапе предпочтение, как наиболее прочному материалу, было отдано камню. И каменные пещеры, и сложенные из обтесанных каменных плит жилища, и предметы культового поклонения, а также орудия труда, оружие — все это, уцелевшее и дошедшее до нашего времени, открывает картину жизни и становления Разумного Человека. Грандиозные каменные мегалиты: пирамиды, дольмены, стеллы, статуи, каналы человек использовал для жизни и часто украшал росписями и резьбой (например, выбитый орнамент на каменных стенах дольменов). Ко всему присматривался человек, все его поражало! Он запоминал образы зверей и птиц, носил их в себе, часто боготворил их и воссоздавал их изображения. Дикой таинственной силой дышат эти рисунки и талантом несомненным! Это убедительно доказывает стремление к красоте в каждом человеке, на каких бы ступенях развития он не находился. Украшалась шея, прическа бусами из самоцветных камней, засушенными плодами и костями, расписывалось и натиралось тело различными колерами (рисунок 2), протыкалась кожа для подвешивания украшений.

 

Рисунок 2. Современное исполнение древних ритуалов росписи тела

 

Это убедительно доказывает стремление к красоте в каждом человеке, на каких бы ступенях развития он не находился. Не только красоту несли рисунки, но и послания. Рисунки упрощались, схематизировались. Так и передавались знания и опыт изображениями тысячи и тысячи лет, пока люди не создали первые письмена. Сначала они были рисунками. Кроме камня использовались глиняные плоские бруски, береста или раскатанный в плоскость папирус, проваренные в различных маслах, олифе, покрытые воском деревянные дощечки. Даже тело являлось (и ныне часто является) композицией изображений с глубоким индивидуальным смыслом.

С давних пор художники и мыслители указывали на необходимость постоянной опоры на те или иные науки (например, оптику, анатомию, механику…). По их утверждениям, только в этом случае можно добиться успеха в правдивой и выразительной передаче изобразительными средствами предметов и явлений действительности.

Изобразительное искусство как вид созидательной деятельности в различных областях человеческой деятельности:

1. как интеллектуальная способность исключительно Человека;

2. древнейший способ создания и передачи объекта информации. Символизм и кодирование рисунков привели к созданию письменности, геральдики, картографии, пиктограмм…

3. основа архитектуры, ландшафтного дизайна, инженерной графики;

4. инжиниринг облика как изобразительная культура татуажа и косметических преобразований для самовыражения.

5. необходимое средство работы с материалами в научно-исследовательской деятельности;

6. изучение историками изображений ушедших эпох как основной метод познания;

7. существенный инструмент воздействия на человека специалистов таких областей, как медицина (психаналитика), дознание и криминалистика и т. п.;

8. самое легкодоступное средство для самовыражения личности, начиная с раннего детства, совершенствования и обогащения внутреннего мира, а также нравственного воспитания человека.

Выдающиеся люди писали о важности умения изображать: Известный авиаконструктор Яковлев А.С. в своей книге «Рассказы конструктора» писал: «И еще за одно я очень благодарен школе: там было хорошо поставлено рисование. Рисование вообще было моим любимым предметом. … В школе я не только научился рисовать, но и прочитал несколько книг по искусству … Очень помогло мне в будущем умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге» [4].

Физик Альберт Эйнштейн (1879—1955), характеризуя Исаака Ньютона (1643—1727), писал, что его радость созидания и ювелирная точность проявляются в каждом слове и каждом рисунке.

Технический рисунок.

Технический рисунок существует с древнейших времен. Достаточно упомянуть египетские, времен создания пирамид , и ассирийские изображения таранов и колесниц, доспехов и оружия , устройств для казни и мумифицирования, медицинских инструментов и судов для плавания (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Каменный рельеф древних ассирийцев: Лучники, Таран, Казни на шестах

 

Древнеиндийские и древнекитайские каменные рельефы хранят изображения оборудования для глубоководного погружения и неразгаданных еще аппаратов и механизмов. И античный мир, и средневековая культура ‒ всюду следами расцвета и могущества государств предстают перед нами сохранившиеся изображения тех или иных механизмов, устройств, сооружений и способов производства или строительства того времени Часто те изображения были в виде развернутых картин с участием людей. Лишь позже формат рисунка пришел к виду чертежа.

Из рисования пришли понятия «горизонталь» и «вертикаль», «симметрия», «зрительное равновесие», «зрительная тяжесть, легкость». А также «масштабная сетка». Очень помогает владение рисунком при составлении схем. Например, технологические карты для производственных операций, схемы при освоении сложного оборудования. Или еще пример: ГОСТ 2.103-68 (стадии разработки) устанавливает на стадиях разработки конструкторской документации корректировку этой документации по пространственно-кинематическому взаимодействию с другими изделиями или составных частей изделия между собой, условий эргономичности. Без развитого объемно-пространственного мышления человека эту задачу выполнить будет проблематично.

Таким образом, знакомство с изобразительным искусством, работа над изображением серьезно помогает в развитии и профессиональном совершенствовании технического специалиста, как и любого человека, независимо от профессии, возраста, пола.

Воспитание гражданина и патриота своей Родины.

Каждый взрослеющий человек ищет свой путь в жизни. И этапы этих поисков отражаются и запоминаются. Если это поделки, рисунки, то они памятны, поучительны и бесценны для автора. Они дают практику работы с материалами и инструментами, дают понимание того, что чтобы научиться, нужно долго и много стараться. Это и есть решающий фактор становления личности в обществе как творца и активного созидателя, пробуждающий интерес окружающих к себе. С детства мы восторгались картинами художников на военную тему.

Ведь язык изобразительного искусства самый доступный и понятный для любого возраста. И наша школа изобразительного искусства дала нам замечательных мастеров, талантливых художников! В качестве примера возьмём художников - В.В. Верещагина и А.А. Дейнека, мастеров Студии военных художников им. М.Б. Грекова - Н.Н. Жукова, В.С. Клемашина, А.М. Самсонова и М.И. Самсонова. Если творчество В.В. Верещагина приходится на эпоху дореволюционной России, то творчество остальных относится к послереволюционному становлению молодого советского государства, его трудовой и военной славы. Это и победа над фашизмом, и воспевание трудового энтузиазма, любви к Родине и стремлению к прекрасному. <<Потомки будут изучать нашу эпоху не только по газетным публикациям, документальным фильмам и фотографиям, но и по картинам художников. Точно так же мы сейчас пытаемся понять ушедшие века по полотнам>> Игорь Донцов. [1]

Полотна Василия Васильевича Верещагина (1842-1904 г.г.) всегда поражали своим мастерством отделки в изображении мельчайших деталей обмундирования и оружия ушедших в историю армий, как и поражали масштабом и грандиозностью величайших сражений. Десятки и сотни картин, целая эпопея славных боевых походов и сражений. Только тот мог создать такие картины, кто был в гуще военных событий, кто лично знал славных полководцев и солдат-героев, был одним из них (Рисунок 4). Василий Васильевич Верещагин был таким. <<Средствами живописи он сказал о войне так правдиво и сильно, что его творчество коренным образом изменило прежние представления о возможностях и назначении батального жанра. ..Художник был участником трёх войн — в Средней Азии (Рисунок 5), на Балканах ( Рисунок 6) и на Дальнем Востоке... в Самарканде одна из пуль сорвала с его головы шляпу, другая расщепила ствол ружья на уровне груди; на Дунае турецкая пуля пробила насквозь правое бедро и принесла Верещагину тяжкие страдания. Третья война, русско — японская, отняла у художника жизнь.

..Он понимал грозящую опасность. Но, верный своим художническим принципам, хотел видеть войну воочию, в её беспощадных схватках, в которых гибли тысячи людей, судьбу которых он готов был разделить [2, с. 7]. .Творческая одержимость, владевшая художником, требовала огромного нервного напряжения у мольберта при любом сюжете. Он работал до полного изнеможения. Да и путешествия никогда не были лёгкой и приятной прогулкой. Верещагин рассматривал их как школу познания, как средство художественного освоения неисчерпаемого разнообразия мира. Альбом, карандаш, этюдник стали спутниками художника при любых обстоятельствах, при самых разных условиях. А условия он предпочитал чрезвычайные, сюжеты- ещё не освоенные и порой казавшиеся другим недоступными.>> [2, с. 67].

 

Рисунок 4. В.В. Верещагин «Нападают врасплох» 1871 г.

 

Рисунок 5. В.В. Верещагин «Парламентёры. Сдавайся! - Убирайся к чёрту! 1873 г.

 

Страдания и боль -

вся палитра страданий жгуче и неистово выражена на лице русского солдата. Очень живая экспрессия, динамика движения, поднятая сражением пыль...Мы слышим выстрелы, улюлюкание и визгливые выкрики врагов, стоны и топот ног, грохот разрывов. Мы слышим запахи крови, порохового дыма, пота,

кожаной амуниции, пыльного азиатского зноя. И, как будто находясь там, мы ещё не знаем кто кого победит. Но, видя в дыму не дрогнувшие боевые порядки, мы верим в победу русских. Кто представлял картины войны именно такими? Стыдно стало «Обществу» видеть, каково приходится солдату защищать и отстаивать Россию на её рубежах! Это было как выстрел в лицо благодушной светской сытой общественности того времени. От созерцания картин зрители привыкли получать удовольствие.

Красивые натюрморты и пейзажи, очаровывающая своей красотой натура. И

вдруг вот вам! Это было открытие в живописи, это был шок. Показать Такую Правду в то время было героизмом. Художник Василий Васильевич Верещагин наперекор людскому ропоту и трудностям походной жизни упорно собирал материал для новых и новых картин в боевых походах и экспедициях. Все картины Василия Васильевича Верещагина составляют золотой фонд русской и мировой батальной живописи. Это наша гордость.

 

Рисунок 6. В.В. Верещагин «Смертельно раненный» 1873г.

 

Рисунок 7. В.В. Верещагин «Скобелев под Плевной. Шипка — Шейново»

 

Также большое значение в нашей батальной живописи занимает такой выдающийся художник, как Александр Дейнека.

<<Александр Дейнека — это целая эпоха в истории советской художественной культуры.

..Неистовый жар славной революционной поры, суровая героика гражданской и Великой Отечественной войн, беззаветный энтузиазм первых пятилеток, уверенная поступь коммунистического строительства — всё это нашло воплощение в ярких незабываемых образах, созданных Александром Дейнекой. [3,с.5]

..Спорт был одним из самых сильных впечатлений его молодости. Его достижения в некоторых видах спорта являлись гордостью Художественных мастерских. Эта любовь к спорту, физическому здоровью вдохновляла Дейнеку на создание серии великолепных полотен, монументальных росписей, мозаик и скульптур. [3,с.13]

 

Рисунок 8. А. Дейнека «Бомбовоз» (1932)

 

..Обладая редкой изобразительной памятью, острым видением натуры, Дейнека познавал сущность явлений и предметов в их видимой закономерной стройности, раскрывал внутренний мир героя через формы его зримого облика. [3,с.14]

..Дейнека обратился к авиации, ярко символизирующей достижения советской индустрии, окружённой ореолом романтики. Полёты на самолётах открыли перед художником новые возможности художественного видения, захватили его воображение неожиданными ракурсами, в которых воспринимались земля и небо. Высота, скорость, крутой вираж ломали привычные представления о перспективе, горизонте, соотношении верха и низа, позволяли единым взглядом охватывать огромное пространство (Рисунок 7). Всё это обогатило представление художника о живописных планах, пространственных пределах композиции, обострило в нём чувство вечной красоты земной тверди и небесного простора, помогло отразить неизведанное ощущение свободного полёта, упоительной скорости, власти над земным притяжением. ..Строгие очертания готового к старту самолёта оттеняют красоту окружающей природы, выразительно подчёркивают упругий, спортивный шаг молодых пассажиров. ..За «Гражданской авиацией» последовала целая серия превосходных работ на авиационную тему: «Бомбовоз» (1932), «Парашютист над морем» (1934), «Краснокрылый гигант» (1937), «Над бескрайними просторами» (1937), с впечатляющей эпичностью передающих могучее дыхание вольных просторов Родины, торжество воли, упорства, смелости советских авиаторов [3, с. 21].

..Свою жизнь художник считал неотделимой от жизни Родины. Она раскрывала перед ним стороны прекрасного, показывала себя в развороте событий. Он радовался её достижениям, гордился деяниями её сынов, в ней он черпал всё для своего творчества. И когда для Родины наступил грозный час испытаний огнём, он, как и все советские люди, почувствовал гражданскую ответственность за её судьбу перед лицом фашистской агрессии. Произведения, создаваемые художником в этот период, заключают в себе огромное, организующее волю и душу людей начало, дышат страстным патриотизмом, мобилизуют на борьбу с врагом. [3, с. 44]

..Жестокой зимой 1942 года, вернувшись с фронта из-под Юхнова, Дейнека приступает к созданию «Обороны Севастополя» (1942) (Рисунок 9). Это едва ли не лучшее в истории советской живописи батальное полотно принесло заслуженную славу автору. [3,с.46]

 

Рисунок 9. А. Дейнека «Оборона Севастополя» (1942)

 

Студия имени М.Б. Грекова.

Огромной по своей значимости для нас, для страны, является такое творческое объединение как Студия военных художников имени М. Б. Грекова. Студию имени М. Б. Грекова и Российское военно-историческое общество связывают годы дружбы и объединяет общая идея воспитания граждан России, в том числе подрастающего поколения, в духе преданности и беззаветного служения Родине, уважения к защитникам Отечества и Вооруженным силам Российской Федерации. Студия имени М.Б. Грекова – единственное в мире творческое объединение военных художников. Студия хранит традиции русского и советского реалистического искусства, работает над произведениями батальной и патриотической тематики. Картины сражений периода Гражданской войны положили начало творческого пути боевых художников, объединившихся в студию(Рисунок 10). 29 ноября 1934 года приказом Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова была организована изомастерская самодеятельного искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове.

 

Рисунок 10. М.Б. Греков. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933 г.

 

В первые годы становления в изомастерскую зачисляли одарённых красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Наиболее талантливые ученики получали возможность поступать в художественные вузы. В 1938 году приказом командующего Московским военным округом С.М. Будённым изомастерская была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. С началом Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт вместе с маршевыми ротами. Всю войну художники Студии имени М.Б. Грекова находясь в действующей армии, продолжали фиксировать все увиденное и пережитое, что позволило достоверно и убедительно передать в дальнейшем живое дыхание грозного лихолетья. Плакаты грековцев «Отстоим Москву!» художников Н.Н. Жукова и В.С. Климашина, «Дойдём до Берлина!», «Дошли! Красной Армии Слава!» художника Л.Ф. Голованова стали символом военного времени. Финальным аккордом войны для Студии было участие художественного руководителя студии, замечательного художника-графика Н.Н. Жукова в работе Нюрнбергского трибунала. Результатом этой командировки стала серия из более чем двухсот рисунков этого исторического события. Работы на тему Великой Отечественной войны художников: Б.М. Неменского, Е.В. Вучетича, П.Т. Мальцева, П.А. Кривоногова, А.В. Кокорина, П.И. Жигимонта, В.К. Дмитриевского вошли в сокровищницу национального искусства и стали классикой советской реалистической школы. Послевоенный период в истории Студии стал периодом расцвета. Сложился коллектив профессионалов в различных областях изобразительного искусства, способных решать самые сложные творческие задачи, что и позволило осуществить проекты, которые и сегодня являются эталоном. Наиболее значимыми и масштабными проектами в истории Студии стали: панорама «Сталинградская битва», являющаяся центром мемориального ансамбля-музея «Сталинградская битва» (Рисунок 10, 11) в Волгограде, диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Севастополе, две самые крупные в СССР диорамы «Ясско–Кишинёвская операция» в Кишинёве и «Огненная дуга» в Белгороде, восстановление после пожара панорамы «Бородинская битва» Ф.А. Рубо. Во времена Советского Союза творческая деятельность студии была отмечена государственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды. Художники Студии свято хранят традиции, заложенные старшим поколением грековцев. Богатейший материал для новых произведений мастеров даёт их личное присутствие в войсках, на армейских учениях и в «горячих» точках.

 

Рисунок 11. А.М. Самсонов, М.И. Самсонов. Диорама «Сталинградская битва. Соединение фронтов»

 

Рисунок 12. Кривоногов П.А. Победа. 1948г

 

Среди наиболее значительных современных работ Студии: комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, росписи Храма Христа Спасителя в Москве, диорама «Стояние на Угре» во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области, скульптурные композиции «Первая мировая война 1914–1918 годов» и «Победа в Великой отечественной войне 1941–1945 годов», установленные на Фрунзенской набережной в Москве. География работ художников Студии включает в себя множество проектов — это мемориальная композиция «Героям Ладоги — дороги жизни», в Санкт-Петербурге (автор Л.А. Семикопенко), мемориальный комплекс воинам 2‑й ударной армии «Погибшим при защите Отечества» на трассе М‑11(автор М.М. Малашенко), это памятник «Герою танкисту» в Казани (автор Д.В. Клавсуц) и памятник «Борец с терроризмом» в парке «Патриот» (автор Л.А. Семикопенко), скульптурные композиции по мотивам фильмов Офицеры» и «Они сражались за Родину» перед фасадом здания Министерства обороны Российской Федерации в Москве (автор А.И. Игнатов). Творчество художников Студии востребовано не только у нас в стране, но и за рубежом: памятник–ансамбль «Воинам Советской Армии, погибшим в боях с фашизмом» Е.В. Вучетича (Трептов-парк, Берлин), одна из крупнейших панорам в Европе «Плевенская эпопея» творческого коллектива под руководством Н.В. Овечкина (г. Плевна, Болгария), Все эти скульптурные и панорамно-диорамные комплексы, созданные художниками за рубежом, принесли Студии мировую известность. Сегодня в прославленном коллективе Студии трудится более 30-ти художников. Проекты, осуществляемые студийцами, не перестают восхищать и радовать зрителей высоким профессионализмом и эстетическим совершенством. «Ещё в годы Великой отечественной войны наши писатели и поэты, артисты и художники опровергли древнее утверждение, что музы молчат, когда грохочут пушки. В наши дни художники-грековцы начали создавать полотна о мужестве и героизме наших воинов. Некоторые из них уже сейчас оставляют сильное впечатление. Сегодня всё повторяется. “ Наши вероятные и реальные противники понимают только силу, в том числе и ту, которая останется запечатленной для истории на картинах художников-грековцев двадцать первого века»-пишет автор статей Игорь ДОНЦОВ в журнале «Воин России».

 

Список литературы:

  1. Воин России : литературно-художественный журнал / учред. Министерство обороны РФ. – Москва. – № 3. – 2021. – С.193.
  2. Лебедев А.К., Солодовников А.В. Василий Васильевич Верещагин: Альбом. – М.: Искусство, 1988 – 205 с., ил.
  3. Сысоев В.П. Александр Дейнека. – М.: Изобразительное искусство,1972. – 215 с.
  4. Яковлев А. С. Рассказы конструктора. – М.: Воениздат МВС СССР, 1950. – 96 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.