Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II-III Международной научно-практической конференции «Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыкальное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Карданова Б.Б. ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ КАРАНОГАЙЦЕВ // Культурология, филология, искусствоведение: актуальные проблемы современной науки: сб. ст. по матер. II-III междунар. науч.-практ. конф. № 2-3(2). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 16-19.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТНИЧЕСКИЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ КАРАНОГАЙЦЕВ

Карданова Бэла Баубековна

кандидат искусствоведения, доцент Карачаево-Черкесского государственного университета  им. У.Д. Алиева

Россия, Карачаево-Черкесская Республика, г. Карачаевск

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема формирования музыкально-фольклорного (инструментального) диалекта караногайцев. Рассматриваются факторы и механизмы, влияющие на формирование данного стиля. Путем использования эмпирического материала и теоретического анализа, выявляются этнические (общеногайские) и региональные (общекавказское) признаки в музыкальном инструментарии и исполнительских традициях данной субэтнической группы.   

ABSTRACT

The article considers the problem of formation of folk music (instrumental) dialect of the Kara-Nogai people's. Considers the factors and mechanisms that influence the formation of this style. Through the use of empirical material and theoretical analysis revealed ethnic (obmenivatsya) and regional (Caucasian) signs in musical instruments and performing traditions of this sub-ethnic group.  

 

Ключевые слова:  субэтническая группа; караногайцы; исполнительский стиль; музыкально-фольклорный диалект; общенациональный; региональный; инструментальная традиция; этнофольклорная консервация; изоляция; общекавказские признаки.

Keywords and phrases: sub-ethnic group; the Kara-Nogai people's; performance style; musical folk dialect; national; regional; instrumental tradition; folk music conservation; insulation; Caucasian features.

 

Караногайцы – субэтническая группа тюркоязычного народа, проживающая на Северном Кавказе (Республиках Дагестан и Чечня), имеющая существенные отличия от других ногайских субгрупп в традиционной культуре, ментальности и психологическом типе. За длительный период проживания в данном регионе  ими сформирован караногайский музыкально-фольклорный стиль (диалект), карта членения  которого территориально соотносится с языковым  диалектом.

Под музыкально-фольклорным (инструментальным) диалектом нами подразумевается наличие местной территориально-стилистической разновидности общенационального инструментального фольклора, а так же наличие определенных инструментов, инструментальных жанров и явлений, неизвестных за пределами распространения данного музыкально-инструментального диалекта [3]. Своеобразие же этой локальной фольклорно- инструментальной традиции определяется тремя признаками: внемузыкальным (характером и формой бытования фольклорных произведений); музыкально-стилистическим (местной стилистической «школой») и исполнительским (типичными приёмами исполнительства)[5]. На формирование этого фольклорного стиля повлияло множество факторов: соседство с иноэтническими культурами, географические и климатические условия проживания и т.д.

Особенностью данного фольклорного стиля является сложение и дальнейшее развитие  в окружении неродственных (иноэтнических) культур народов Дагестана (аварцев, лаков, даргинцев и др.), для которых характерны общекавказские фольклорные черты. Этнофольклорная «изоляция» способствовала «консервации» большей части традиционной культуры, сохранению в народной памяти традиционных музыкальных инструментов, отличающихся от инструментария соседних народов, исполнительских традиций т.д.

О состоянии инструментальной исполнительской традиции в регионе мы узнаем по литературным источникам и экспедиционным материалам. Так, интересные сведения о бытовавших у караногайцев музыкальных инструментах содержатся в публикациях дагестанских исследователей 3.3. Агагишевой [1] и  М.А. Якубова  [6], ногайского исследователя Гагуа Л.А. [2]. Принципиально важно для нас их утверждение, что музыкальные инструменты караногайцев бытовали у других субэтнических групп, например, у кубанских и астраханских ногайцев.

Как показывают данные полевых экспедиций, проводимых нами в 2011 году в ногайских аулах Дагестана и Чечни, у караногайцев в прошлом бытовали общеногайские традиционные инструменты: струнно-смычковый кылкобыз; духовые курай сыбызгы,  камыс сыбызгы, саз-сырнай; самозвучащий щипковый  шынъкобыз; ударные даулпаз, аса таяк и туяк.  До конца прошлого столетия  в первозданном виде сохранялся традиционный инструментальный фольклор: трудовые наигрыши чабанов на роге (муьйиз), детские инструментальные наигрыши (саз) на домбре, домбровая музыка (сазы, кюи) сопровождающая  героический эпос, лироэпические поэмы (дестаны), историко-эпические и героико-эпические песни, домбровые танцевальные наигрыши.

Изготовляли инструменты традиционными способами, например, домбру выдалбливали из цельной древесины или же склеивали из отдельных элементов, детали вырезали из определенной породы дерева:  основной корпус   из бука или орехового дерева, гриф - из сосны, дека – из елового дерева. Струны  обычно делались из овечьих кишок.

До настоящего времени сохранились исполнительские традиции и приемы игры на домбре, например, играют  на ней сидя, левой рукой прижимают струны, а правой  извлекают звуки, бряцая пальцами о струны).  В народе сохранились и названия приемов игры на инструменте: «кагып ойнав» (играть, бряцая), «шеритип ойнав» (играть как дробь), «муьйизлей ойнав» (переменные удары с указательным пальцем и мизинцем), «бармак ойнав» (кистевой удар указательным пальцем вниз-вверх)  и др. [4].

Караногайские информанты до сих пор помнят имена мастеров прошлого, изготовлявших  народные инструменты (Аканъ – Курув агай, Батал йырав агай, Отархан агай и др.),  инструменталистов-импровизаторов (домбристы Кошекбаев Юсу, Озганбаев Ахмед, Кульниязов Ахмат, Романова Зейнап и др.), которые,  как правило, были авторами  поэтических текстов и музыки, а также исполнителями своих произведений. Многие из них участвовали в традиционных публичных состязаниях, способствовавших усовершенствованию их исполнительской практики и популяризировавших их музыку.  Об  искусстве ногайских домбристов можно судить и по сохранившимся в музыкальных фондах радио и телевидения Дагестана,  записям ногайской домбровой музыки многолетней давности.    

Параллельно с  «консервацией» традиционных жанров, музыкальных инструментов, исполнительских практик, технологий изготовления инструментов, в быт караногайцев  проникают новые инструменты, появляются стили,  жанры, которые успешно сосуществуют с традиционными,  происходит поиск новых форм интонирования и др. Например, во второй половине XX  столетия популярными в селениях Ногайского района Дагестана и Чечни стали аккордеон и баян, а  в  Бабаюртовском  районе большим успехом пользовалась вятская 18-клавишная однорядная гармонь, называемая  в народе  кобыз.

В танцевальную музыку караногайцев, все чаще исполняемую на аккордеоне и баяне, проникают общекавказские черты (ритмоинтонации и даже инструментальные жанры,   сопровождающие общекавказские танцы и т.д.).

Таким образом, можно утверждать, что  в музыкально-фольклорном стиле караногайцев прослеживается смешение общеэтнических и региональных признаков. Общеэтнический компонент сохранен в инструментальных и вокально-инструментальных жанрах традиционного фольклора. Почти все музыкальные инструменты являются традиционными и обнаруживают сходство с аналогичными инструментами других ногайских субэтнических групп и этнородственных народов. Региональное восприятие традиций соседних иноэтнических народов проявляется в заимствовании общекавказского инструментального адстрата, но при этом используются музыкальные инструменты, не характерные для кавказского инструментария. Этот факт свидетельствует о наличии в фольклорной традиции караногайцев надэтнических и надрегиональных признаков.

 

Список литературы:

  1. Агагишева  З.З. Некоторые сведения о ногайской инструментальной музыке // Изучение музыкального фольклора. - Ростов/н Дону. - 1986. – С. 59-61.
  2. Гагуа  Л.А. Традиционная музыка караногайцев (по материалам полевой экспедиции) //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2012. № 2. - С. 40-42.
  3. Мусаев Ф.К. Школа игры на домбыре: учебное пособие. - Махачкала: ООО изд. Дом «Эпоха». - 2005.-  93 с.
  4. Гошовский  В.Л. Фольклор и кибернетика // Советская музыка. - 1964. № 11. -  С. 74-83.
  5. Щуров В. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве //Музыкальная фольклористика. В. 3. - М.: Советский   композитор. -  1986.  - С. 11-47.
  6. Якубов  М.А. Атлас музыкальных инструментов народов Дагестана. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН. - 2003. - 240 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.