Статья опубликована в рамках: XXXVIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 июля 2014 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Теория и история искусства
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ОСОБЕННОСТИ «ВЗАИМОСВЯЗЕЙ» ЭСТРАДЫ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Совгира Татьяна Игоревна
аспирант Киевского национального университета культуры и искусств, Украина, г. Киев
E-mail: Salli777@mail.ru
PECULIARITIES OF "INTERRELATION" OF VARIETY ART AND TELEVISION
Tatiana Sovgyra
graduate student of Kiev National University of Culture and Arts, Ukraine, Kiev
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрено содержание понятий «связи», «взаимодействие», «эстрада» и «телевидение». На основе теоретического исследования особенностей сходства эстрады и телевидения выяснены закономерности взаимодействия двух художественных систем: эстрады и телевидения.
ABSTRACT
Maintenance of concepts of “connections”, “interrelation”, «variety art» and “television” isconsidered in the article. Regularitiesof interrelation of two artistic systems: variety art and television are found outon the basis of theoretical research of particular qualities of the similarity of thevariety artand television.
Ключевые слова: связи; взаимодействие; проникновение; эстрада; телевидение.
Keywords: connections; interrelation; penetration; variety art; television.
Вопрос сходства искусств и их взаимовлияния поднимается на первых этапах истории эстетической мысли, начиная с античности, когда даже само понятие «искусство» не имело однозначного толкования (употреблялось для обозначения любой практической деятельности, всякого умения, а не только художественного творчества). Одни из первых попыток проанализировать черты сходства и даже тождества искусств датируются V в. до н. э. и принадлежат Симониду Кеосского (может быть Кеосскому?), который назвал живопись «немой поэзией» и, наоборот, поэзию — «говорящей живописью». Аналогичные суждения высказал в свое время Калистрат, который сравнивал творчество Скопаса и Демосфена, позже Д. Дидро и Д. Рейнольдс. Французский философ Шарль Батте даже настаивал на тождестве некоторых искусств: «сходство живописи и поэзии настолько значительно, что их можно характеризовать совокупно, заменяя понятия «поэзия», «фабула», «стихотворность» понятиями «живопись», «рисунок», «колорит»» [7, с. 164]. Гераклит сравнивает живопись и музыку, Демокрит, разъясняя свое учение о подражании, настаивает на сходстве ремесла, архитектуры и музыки. С того времени известно много подобных суждений, однако до сих пор недостаточно выяснены теоретические основы этих сравнений, критерии подобия, взаимодействия, взаимовлияния искусств.
Цель данной статьи заключается именно в том, чтобы выяснить сущность процессов, обозначаемые (обозначаемых?) словами «взаимодействие», «взаимовлияние», и на этой основе рассмотреть эти отношения между эстрадой и телевидением. Прежде всего, для этого необходимо уточнить понятия: «эстрада», «телевидение», «взаимодействие», «взаимопроникновение» и «взаимовлияние».
Слово «эстрада» многозначно и употребляется для обозначения определенных явлений и соответственно — понятий. Хронологически первым является определение понятия «эстрада» (от фр. Estrade — «подмостки, помост») как разновидность подмостков для выступлений, «повышение, например, для музыки» [3, с. 456]. Понятие «эстрады» как искусства появилось в нач. XX в. Хотя сам этот вид искусства берет начало с античной культуры: с крестьянского и городского фольклора, балаганного искусства и театральных дивертисментов. В Декрете Совета Народных Комиссаров от 26 августа 1919 г. об объединении театрального дела впервые появляется фраза о «всякого рода эстрад» [6, с. 6]. После этого понятие «эстрады» во многих энциклопедических изданиях, научных сборниках и монографиях трактуется как вид сценического искусства малых форм преимущественно популярно-развлекательного направления. В этом смысле и употребляется в данной статье термин «эстрада».
Телевидение (с греч. Τηλε — далеко + лат. Vīsio — видение) — одно из наиболее массовых средств распространения информации наряду с периодической печатью, радиовещанием и Интернетом, (;) что (оно) характеризуется передачей на расстояние изображений подвижных объектов с помощью радиоэлектронных устройств. Войдя в жизнь в 30-е гг. XX в., данное средство массовой информации стало не только удобным инструментом изучения общества и его развития, но и особым искусством. Сегодня общепризнанно, что телевидение является разновидностью экранного искусства, спецификой которого является «эффект присутствия зрителя на живом представлении» ссылка на источник?. В связи с этим следует определить, что именно этим — присутствием зрителя, — при этом не виртуального, а существующего и даже соучаствующего «в действии», отличается эстрада как разновидность сценического искусства. Именно эти особенности телевидения и эстрады как искусств — за все остальные, также спорные (музыка, хореография, сценография, актерство и т. д.) — и представляют тот особый «мостик», через который начался процесс их «взаимодействия».
При ближайшем рассмотрении оказывается, что этой лексикой обозначается несколько различных процессов: «отталкивание» и «взаимопротягивание», последнее в свою очередь, характеризуется «взаимопроникновением» и «взаимовлиянием» [2]. При этом «проникновение» представляет собой непосредственное, «физическое» материальное вторжение одного явления (системы) в иное как процесс информационного (структурного, идейного и т. д.) — вторжения, опосредованного встречным, что влечет определенные более или менее существенные изменения в «объектные вторжения».
«Проникновение» эстрады в телевидение четко прослеживается в историческом контексте: его отсчет вероятно приходится на 1934 г., с момента первого появления эстрадного концерта на телевизионном экране. Этот эксперимент партнерства эстрады и телевидения свидетельствует о том, что на тот момент наблюдался лишь факт перенесения «действительности», собственно трансформации изображения ее на расстояние, при котором телевидение выполняло лишь функцию «посредника и рассыльного» [5, c. 40].
Появление эстрады на телевидении можно реконструировать по воспоминаниям театрального критика и журналиста В. Саппака. «Я не побоюсь сравнить впечатление от гениального «Броненосца Потемкина» с впечатлением от первой телепередачи, которую можно было принять только в пародийном виде. Но так она не воспринималась... Нет, здесь было ощущение нового качества достоверности. Здесь было ощущение, которое производит искусство. На слове «искусство» я настаиваю... В искусство эти первые кинопленки превращал факт переноса действительности на экран» [5, c. 31].
В течение этого времени — и поныне! — эстрадное искусство не меняло принципиально ни своей конфигурации, ни спектра использования выразительно-изобразительных средств. Поэтому становится ясным, что первые шаги к взаимодействию эстрадного и телевизионного искусств сделало само телевидение: в поисках материала для заполнения экрана, впоследствии обернулось обратным влиянием эстрадного искусства на поэтику телеискусства.
Конечно, в «жизни», на практике, не так четко ясно, как в теории, что или кто был более активным, делал первые шаги. В любом случае, мы можем говорить о «взаимодействии» двух отдельных художественных систем.
«Взаимодействие», как было отмечено, это отношения живых объектов, систем или даже «лиц» в диапазоне от «взаимоотталкивания» к «взаимопритяжению». На первый взгляд может показаться, что «взаимоотталкивание» — малопродуктивное явление: «поссорились и разбежались в разные стороны». Однако, в случае, когда речь идет о художественных системах, это не совсем так. Примером может служить длительная историческая «семейная» ссора кино и театра.
В результате действительно более продуктивного, — процесса взаимопроникновения и взаимовлияния возникли новые разновидности жанров как сценического, так и экранного искусств. Одновременно процесс «отталкивания» способствовал более активному сосредоточению каждого из этих искусств на своем «сокровенном» и в итоге привел к осмыслению каждым собственной специфики — того уникального, чем отличается каждый из них, — а затем и к обновлению художественных изобразительно-выразительных средств и появления произведений, действительно возможных только в рамках каждого из них.
Еще Гегель указывал на то, что «система отдельных искусств» не есть неподвижной, застывшей структурой, а является живым, подвижным, изменяющимся — но изменяющимся закономерно — соотношением форм художественного творчества. В монографии «Моделирование мышления и психики» М. Амосов утверждает, что системы, влияя друг на друга, иначе говоря, обмениваясь энергией или материальными частицами, сами изменяются: другими становятся их структура, энергетический потециал, способность влиять на другие системы [1].
М. Каган отмечает: «при взаимодействии искусств рождаются художественные явления с двухэлементной образной структурой. Такие художественные «двучлены» закономерно возникают на стыках смежных видов искусств» [4] Автор приводит примеры «бинарных» художественных образований: разговорно-музыкального, архитектурно-скульптурного, и указывает, что взаимосвязи обоих компонентов зависят только от способности одного из них подчинить себе, «пристроить» второго (или, наоборот, приспособиться ко второму).
Учитывая то, что эстрада и телевидение представляют собой явления, которые находятся в постоянном движении, то и результатом их взаимодействия также становится подвижный, эволюционирующий, художественный «организм»: явление с двухэлементной образной структурой — «телевизионная эстрада».
Поэтому, затрагивая принципиальные особенности взаимодействия эстрады и телевидения, мы считаем целесообразным различение ее «технической» и «творческой» составляющих, первая из которых касается технических особенностей взаимодействия искусств, а вторая — специфики эстрады на телевидении как нового явления искусства.
Список литературы:
- Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. К.: Наукова думка, 1965 — 303 с.
- Безклубенко С. Д. Телевизионное кино. К.: Мистецтво, 1975. — 275 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 4: C. V. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 576 с.
- Каган М. С. Морфология искусства. М.: Искусство, 1972. — 440 с.
- Саппак В.С. Телевидение и мы. М.: Искусство, 1988. — 168 с.
- Уварова Е.Д. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917—1945 гг.). М.: Искусство, 1983. — 320 с.
- Batteux. Les beaux-arts, reduits a un mesme principe. Leide: Nouv. Ed, 1753. — 290 p.
дипломов
Оставить комментарий