Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 05 августа 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОЭТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БОРИСА ПАСТЕРНАКА
Аверина Марина Анатольевна
зав. кафедрой лингвистики, к. фил. наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), филиал в г. Озёрске Челябинской области
MUSICALITY AS A POETIC WAY OF THINKING OF BORIS PASTERNAK
Averina Marina
candidate of philological science, the head of the department of linguistics of Federal State Budget Educational Establishment of Higher Professional Education “South-Ural State University” (National Research University), branch in Ozersk, Chelaybinsk region
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется один из способов поэтического мышления Б. Пастернака, его музыкальность, которая находит воплощение в поэтическом языке мастера слова. Музыкальная лексика обладает смысловой и психологической нагрузкой. Она передаёт состояние лирического героя.
ABSTRACT
This article analyzes one of the B. Pasternak’s ways of poetic thought, his musicality, which is embodied in the poetic language of the word-painter. Musical vocabulary has the semantic and psychological load. It conveys the state of the lyrical hero.
Ключевые слова: музыкальность, поэтическое мышление, лексика, метафора, сравнение.
Keywords: musicality, poetic thinking, lexicon, metaphor, comparison
Поэтическое мышление — один из принципов познания и творчества мастера слова. Оно находит своё воплощение в поэтическом языке, особом стиле речи, который синтезирует принципы образного воплощения мира, учитывая своеобразия личности автора, а также обстоятельств его жизни и творчества.
Борис Пастернак — один из наиболее часто исследуемых в России и за рубежом авторов. Ю.М. Брюханова [2], М.Н. Коннова [3] — далеко не полный список учёных, обращавшихся к поэтическим произведениям мастера слова. И всё же сугубо научные исследования не могут объяснить нам загадку таланта Пастернака, загадку его все охватывающего мышления, его способности связать воедино причины и следствия, начала и концы. В воспоминаниях современников Пастернак представляется нам не только как обыкновенный человек, но и как великий Художник. Именно Художник — творец, которому подвластны искусства слова, музыки и живописи. И потому в последнее время появляется интерес не только к Пастернаку — поэту, но и к Пастернаку — музыканту.
Для Бориса Пастернака музыка не только любимый вид искусства, но и способ поэтического мышления. Она была для поэта той неодолимой силой, которая постоянно притягивала его к себе, заставляла рыдать и плакать, страдать тосковать, радоваться и восторгаться, искать и пробуждаться, терзаться волноваться, петь и восхищаться.
Вся разнообразная палитра человеческих чувств, страстей, мыслей, переживаний, настроений отражена в уникальном поэтическом творчестве Бориса Пастернака. Оно насквозь пронизано музыкальными звуками и сложными метрами, ритмами и размерами, темпами, интервалами и тембрами, мелодиями, созвучиями, аккордами и гармонией, ладами — мажором и минором, знаками нотного письма. Весь этот музыкальный язык, его огромный диапазон лучами яркого света струится во всем гениальном творчестве поэта.
Существует множество факторов, обуславливающих музыкальность произведений Б.Л. Пастернака. Обращают на себя внимание уже названия стихотворений: «Импровизация», «Баллада» (1915), цикл «Темы и вариации» (1916—1922), «Импровизация на рояле», «Апассионата», «Скрипка Паганини», «Пианисту понятно шнырянье ветошниц...», «Рояль, дрожащий пену с губ оближет…», «Вторая баллада», «Опять Шопен не ищет выгод...», «Скрябин», «Раскованный голос», «Хор», «Бетховен мостовых» и др.
На протяжении всей жизни Пастернак декларирует свою связь с музыкой. Импульсом его творческого вдохновения становятся звуки музыкальных инструментов:
И арфой шумит ураган аравийский,
Бессмертья, быть может, последний залог.
«Лето»
Довольно часто в поэтических строчках Б.Пастернака звучит упоминание о рояле. При этом автор неоднократно обращает внимание не только на сам рояль, но и на отдельные его части: крышку, клавиши, клавиатуру, пюпитр.
Из всех музыкальных инструментальных жанров ближе всего Пастернаку была баллада; упоминания о ней и использование слова баллада в качестве названия стихотворений («Баллада», «Вторая баллада») не так уж редки. Из танцевальных жанров Пастернак обращается к польке и вальсу. Поэт активно включает в свои произведения наименования хоровых жанров — хорал, месса, реквием, хор.
Упоминания имён композиторов даёт возможность читателю угадать музыкальные пристрастия Пастернака. Это проникновенная и глубокая лирика Ф. Шопена, пафос симфоний Л. Бетховена, эмоциональный порыв П.И.Ч айковского, скорбная философская мудрость И.С. Баха, утончённость и яркий артистический темперамент А.Н. Скрябина.
Опять депешею Шопен
К балладе страждущей отозван.
«Сон в летнюю ночь»
Следует подчеркнуть, что более всех композиторов Б. Пастернак любил Александра Скрябина. Он был его кумиром, ему он поклонялся, его боготворил с детства. Мощный творческий дар Скрябина, его яркая личность, а главное — атмосфера, окружавшая музыкального гения и поддерживаемая его друзьями, приводили в восторг Б. Пастернака. Скрябин для поэта был в прямом смысле слова и учителем, и кумиром.
…Голоса приближаются —
Скрябин.
О, куда мне бежать
От шагов моего божества!
«1905 год»
Музыкальная лексика обладает не только смысловой, но и психологической нагрузкой. Она рисует не только конкретную обстановку, но и передаёт состояние лирического героя.
Пастернак использует музыкальную терминологию в составе тропов, сложных стилистических оборотов. Ведь поэтическое мышление неразрывно связано с метафоричностью, создающей в поэзии автора особый, многомерный мир.
Хорал выходил, как Самсон,
Из кладки, где был замурован.
«Ещё не умолкнул упрёк»
В стихотворении «Определение поэзии» сжатая, энергичная метафора выражает мысль о том, что оркестр (скорее всего камерный, домашний) играет увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро».
Разметав отвороты рубашки,
Волосато, как торс у Бетховена,
Накрывает ладонью, как шашки,
Сон и совесть, и ночь, и любовь оно.
Это уже целый комплекс метафор, метафорических сравнений. И далее в этом же стихотворении:
Соловьём над лозою Изольды
Захлебнулась Тристанова.
Этот оборот концентрирует в себе кольцо сложных ассоциаций: «Тристан и Изольда» Вагнера, идея «Liebestod» (любовь — смерти), звучащая в этой музыкальной драме, а также тема судьбы человеческого сердца в современном мире, ведущая к «Соловью и розе» О.Уайльда, к теме певца и его творчества.
Очень часто музыкальные образы у поэта представлены в виде гипербол, гиперболических сравнений, что придаёт теме музыки почти вселенское звучание:
…Несли рояль два силача,
Как колокол на колокольню.
«Музыка»
Поэзия Пастернака ориентирована одновременно и на разум, и на подсознание читателя. И поэтому чтение стихотворений поэта требует интеллектуального и эмоционального напряжения.
Язык Пастернака полифоничен. Эта полифоничность проявляется во всём: и в символической безграничности смыслового содержания, и в непрерывном взаимодействии мира высшего, мира духовного (связанного с поэзией, музыкой, живописью, философией) и мира быта. Поэтому нельзя не согласиться со словами известного российского ученого, доктора философских наук В.Ф. Асмуса [1], который справедливо утверждал, что музыка и поэзия были для Б. Пастернака единым языком искусства, в котором все слова были доступны и понятны.
Список литературы:
1.Асмус В.Ф. Философия и эстетика русского символизма / В.Ф. Асмус. — М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2013. — 88 с.
2.Брюханова Ю.М. Концепция красоты в художественно-философской системе Бориса Пастернака / Ю.М. Брюханова — Сибирский филологический журнал. — 2013. — № 2. — С. 141—148.
3.Коннова М.Н. Когнитивные основания аксиологии времени в поэтическом тексте (на примере стихотворений Б.Л. Пастернака) / М.Н. Коннова — Когнитивные исследования языка. — 2012. — № 12. — С. 673—683.
дипломов
Оставить комментарий