Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 сентября 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Русская литература

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Нечепуренко Д.В. ГЕРОЙ И ЧИТАТЕЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.О. ПЕЛЕВИНА // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ГЕРОЙ И ЧИТАТЕЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.О. ПЕЛЕВИНА

Нечепуренко Дмитрий Валерьевич

 соискатель кафедры теории массовых коммуникаций ЧелГУ, г. Челябинск

E-mail: dsyan@yandex.ru

 

Уникальность главного героя В.О. Пелевина заключается в том, что в его произведениях отождествление читателем себя с ним является чуть ли не обязательным условием для полного понимания идеи произведения. В связи с этим не будет лишним попристальнее взглянуть и собственно на читателя пелевинских произведений. Такую попытку предпринял А. Каренин в статье «Виктор Пелевин о Фаулзе: pro et contra» [2].Согласно его наблюдениям образ идеального читателя пелевинских произведений выглядит следующим образом: он должен, в первую очередь, отказаться от строгой логики, дать волю чистому чувству; людей с техническим складом ума стоит вычеркнуть из списка потенциальных читателей Пелевина из-за специфичности используемых приёмов для изложения своих мыслей. Каренин считает, что в категорию идеальных читателей нельзя включить профессиональных филологов, историков, культурологов, не принадлежащих к постмодернистскому крылу культуры: «...далее круг лиц, отчаянно не попадающих в число поклонников данного текста В. Пелевина, растет… В общем, портрет идеального читателя получается довольно примечательным: это человек без всякого образования и способности мышления, но отчаянно стремящийся думать как люди с научным складом ума. Идеальный читатель Пелевина на деле не знает элементарных вещей, но одновременно уверен в своей глубокой интеллектуальности и начитанности… роль же самого автора скромна — он лишь помогает таким читателям «выбиться в люди»… С точки зрения идеальных читателей В. Пелевина, отсутствие строгой, подчас трудной для восприятия логики, сочетание ликбеза с апелляцией к наукообразности и, возможно, главное — полный разрыв с реальным историческим миром, построение своей, «иной» реальности и является гарантом популярности пелевинских текстов» [2]. Такое представление о читателе Пелевина слишком поверхностное и неглубокое, роль же писателя отнюдь не скромна. Произведения Пелевина могут быть интересны практически каждому человека. Этому способствует смешение тем и стилей в произведениях писателя. Рассчитаны же они на самого заурядного, обычного человека, обывателя, особенно же на читателей с живым, сообразительным умом, которые полагаются на собственные силы, тогда как почитатели классической литературы более напоминают тугодумов, которые надеются на чужую помощь (мудрого, авторитетного писателя, автора). Такое, хоть и довольно грубое сравнение довольно точное, к тому же вовсе не отрицает прежние достижения и ценность классической литературы и её метода. Сочетание различных традиций предлагает людям с различными способностями и потребностями приемлемый для них способ приобщения к высокому (духовному). С одной стороны, его творчество интересуют тех, кто испытывает зов практической жизни, они в духе своего времени, актуальны сегодняшнему дню, с другой стороны, интересны тем, кто испытывает метафизический зов вселенной.

Главный герой в творчестве В.О. Пелевина — это герой-профан. Герой-профан — это тот, кто ищет духовного просветления. Под просветлением мы понимаем особое мудрое видение, понимание мира, тесно связанное с психикой, сознанием, душой героя. Это особое видение мира. Стоит иметь в виду прикладной характер произведений В. Пелевина, в том смысле, что то, о чём в нём говорится, связано с психологий, самоанализом человека. Вот как обрисована разница состояний между просветлением и заблуждением. Этот отрывок из «Жёлтой стрелы» описывает ощущения героя после определённых «психотерапевтических» воздействий героя-гуру, позволяет понять природу просветления.

— Ты сейчас помнишь, что с тобой было? — спросил Хан.

— Уже плохо, — сказал Андрей. — Только в общих чертах. Вроде ничего особенного и не произошло. Как меня зовут, я знал, из какого я купе — тоже. Но это как будто был совсем не я. Я себя очень странно чувствовал — словно есть разница, в каком вагоне ехать. Словно у всего происходящего появилось бы больше смысла, если бы скатерть в ресторане была чистой. Или если бы по телевизору показывали другие хари, понимаешь?

— Можешь не объяснять, — сказал Хан. — Ты просто стал на время пассажиром… [4, С. 241].

Стал «пассажиром», то есть обывателем, человеком масс, живущим в мире заблуждений, каким предположительно и является читатель. Герой-профан — это обычный средний человек, обыватель, простой, искренний, честный, доверчивый. Недаром многие читатели узнают в нём себя. Герой-профан — это тот же читатель, причём не только в социокультурном плане, но и психофизически при чтении книги. Читатель читает о самом себе, о своих мыслях, о своём быте «без купюр», узнаёт свои проблемы, ситуации в которых он был и часто не мог из них без труда выбраться. Язык главного героя, окружающий мир, привычки — всё до боли знакомо. Пелевин использует первичное, естественное обращение человека к себе (внутренний монолог) — общение с собой на самой близкой, доверительной дистанции: мы обращаемся к себе, близкие нам люди обращаются к нам просто по имени, без отчества и фамилии (неполная форма). Так обычно и выглядят имена главных героев Пелевина: Андрей, Стёпа, Саша, Дима, а не Александр, Дмитрий, Степан. Когда при обращении используется имя и отчество, это сразу подключает информационный социокультурный багаж о человеке, вследствие чего развёртывается ложное сознание, функционирующее как искажающая призма при обращении к явлениям окружающей действительности. Кроме внутреннего монолога для решения философских вопросов писатель плодотворно использует диалог, что издревле было распространено у философов классиков. Внутренний мир главного героя — уютен, чист, светел, герой изначально доброжелателен, наивен. Это та сторона личности, которую А.П. Чехов рекомендовал скрывать от других людей, не показывать своё истинное лицо. Наоборот, на этом тонком чувствительном психологическом пространстве сосредоточен В.О. Пелевин, он хочет научить читателя защищать себя. Именно такое открытое, честное отношение к миру разрушит закостенелые, искусственные стереотипы, барьеры на пути создания гуманного общества. Что может быть важнее этого психологического пространства лично для человека? По сути, это единственное важное для человека, то, что человек соотносит с собой как с реальным субъектом в первую очередь. Это психологическое поле, внутренняя субъективность и есть человек, прежде всего, для самого индивида. Таким образом, констатируем индивидуализм героев В.О. Пелевина, но это естественный, первичный индивидуализм. Прежде чем учить чему-то других, преобразовывать мир нужно разобраться в себе самом. Через это личное, индивидуальное, описываются общие для всех людей закономерности, решаются вечные проблемы: знание устройства одного человека даёт представление о всех людях, так как их природа едина. Изначально окружающий пелевинского героя мир — быт человека масс, знакомый читателю до гротеска. Поведение героя-профана отличает простота, естественность, спонтанность. Его сознание и мышление, поведение в меньшей степени отягощены личным социокультурным багажом. В герое-профане нет широко распространённого самолюбивого врождённого природного, либо приобретённого в социуме гонора, предвзятого, искажённого отношения, обусловленного высоким положением в обществе, необразованностью, стереотипами. Это первичное, очищенное, объективное (для уровня профана) «Я» личности по отношению к самому себе, к миру, к истине. Герой смотрит на мир открыто, непосредственно, непредвзято, взглядом простого человека, не применяя к нему ни политических, ни религиозных, ни научных, ни каких-либо других идей, не отстаивает уже знакомые из классической литературы «истины». Его проблема в том, что он не знает, что выбрать, какой путь, и, как представитель этого мира, пытается понять какой из них правильный.

Манипулированием различными типами своих персонажей писатель реализует особую методологическую установку, направленную на непосредственное вовлечение читателя в процесс поиска истины вместе с главным героем, развивая через него интеллект читателя. Этому способствует особым образом организованная поэтика произведения. У Пелевина нет героев, которым можно подражать, как идеалу в какой-то области, даже герою-гуру. Хватит беглого взгляда, увидев внешний облик, привычки такого героя, чтобы понять, что этот герой не идеален (Хан из «Жёлтой стрелы», Простислав из «Чисел»). Более того, у Пелевина, нет реального, естественного человека. Все герои — ступеньки, составляющие иерархию духовного восхождения к настоящему идеалу. Его герои — это обобщённые типы всех людей вообще в зависимости от их уровня близости к идеалу, достигаемому духовным и интеллектуальным самосовершенствованием. Каждому человеку есть, куда расти, и такого рода деятельность предполагается, по Пелевину, чуть ли не долг каждого.

Ключевое в художественном произведении — это главный герой: это отправная точка всей поэтики произведения. Главный герой произведения — средство, благодаря которому читатель имеет возможность самому окунуться в мир произведения: он концентрируется на главном герое и через призму его сознания и характера видит других персонажей и весь окружающий мир. Читатель способен проецировать себя на главного героя и испытывать его чувства, жить его ситуацией, проблемой, как своей личной, зачастую проблемы героя оказываются хорошо известными читателю по своему личному опыту. С другой стороны, автор произведения также прикован к своему главному герою. Через героя автор выражает свою позицию и управляет прозрением читателя. Пелевин управляет сразу несколькими типами, дирижирует ими. Ключ к прозрению лежит только в главном герое (профане), даже если в произведении есть герой, который изначально авторитетнее в философском понимании жизни. В персонаже, как минимум, три функциональных слоя: герой сам по себе в сюжете, только такой, каким он кажется на первый взгляд, читатель — герой, автор — герой. Необходимо анализировать какими качествами обладает главный герой, каковы его представления о собственной природе и об устройстве окружающего мира, его функция относительно других героев, значение в произведении для реализации писателем своей цели. Также важно понимать авторский идеал и качества, которые ему присущи, выполняемую им функцию в общей системе образов, его связь с читателем, роль в раскрытии главной идеи произведения (творчества) писателя. Анализируя творчество писателя, в частности его характерологию, нужно обратить внимание на нечто главное, единичное, опорную точку, стержень всей системы. Этой точкой является главный герой. Учитывая проблематику и тематику творчества В.О. Пелевина, для объективного описания героя внимание нужно работать с такими понятиями,  как сознание, душа, ум, характер, физическая оболочка. Необходимо рассмотреть, что изначально представляет из себя главный герой сам по себе, как он понимает себя, других, окружающий мир, как он взаимодействует с другими элементами художественного мира Пелевина? Каковы его взгляды, разделяет ли их автор? Каков идеал автора в вопросе о том, каким должен быть этот герой (человек), кто или что он в действительности. Необходимо попытаться увидеть, есть ли идеальный тип героя в произведении и каков он? В большинстве случаев, главный герой произведений В.О. Пелевина — мужского пола: молодой парень или мужчина средних лет, представитель среднего класса. Причём, не обязательно, что герой является человеком, нередко им может оказаться и получеловек-полуживотное («Проблема верволка в средней полосе», «Жизнь насекомых», «Ампир ‘В’»), предмет, например, сарай в «Жизни и приключениях сарая номер XII». Часто герой Пелевина претерпевает внешние и внутренние трансформации физического и психического характера. Главные герои Пелевина схожи по характеру. Перевоплощения персонажей не меняют их качественной характеристики и функционирования. Потеря героями части человеческих свойств, признаков, как и приобретение новых, метаморфозы с ними отражают сложную философскую теорию писателя об устройстве мира, природе всего живого и неживого. Она очень близка дзэн-буддизму. При всех внешних отличиях главных героев произведений, по сути, это один и тот же, с тем же проблемным арсеналом, уровнем интеллектуального развития, типом восприятия мира.

Почему писатель в основном выбирает в качестве главного героя молодого человека, а не ребёнка, подростка, не зрелого мужчину, не старика, не женский персонаж? Данный тип удобен для оперирования им в целях решения вечных вопросов, к тому же соответствует классической европейской традиции в науке, философии, искусстве — абстрактное, эталонное представление человека мужчиной. Возраст главного героя — ближе к среднему, средний. Это юноша, молодой человек — тот, кому предстоит жить потенциально долгую жизнь, формирующийся, зреющий тип, уже обладающий некоторым жизненным опытом и уже имеющий определённые убеждения, но ещё не окончательно принявший их, а ещё решающий насколько они верны, поэтому такой «экземпляр», действительно, может претендовать на серьёзность, значимость занимаемой позиции в творчестве писателя. Такой герой — это тот, кто ещё должен построить свою жизнь, кто ещё только ищет свой путь, причём, правильный, истинный Путь. Ему ещё жизненно необходимо сформировать адекватное, полное представление о нём, чтобы суметь приспособиться к миру.

 

Список литературы

  1. Абаев Н.В. Некоторые явления архаичного происхождения в теории и практике чань-буддизма // Общество и государство в Китае. Сборник материалов конференции. — М., 1978.
  2. Каренин А., Виктор Пелевин о Фаулзе: pro et contra [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.pelevin.info/pelevin_218_0.html?page=1
  3. Пелевин В.О. Ампир «В». — М.: Эксмо, 2006. — 416 с.
  4. Пелевин В.О. Омон Ра/Жёлтая стрела. — М.: Вагриус, 2003. — 319 с.
  5. Пелевин В.О. Синий фонарь.—М.: Текст, 1991. — 317 с.
  6. Пелевин В.О. Чапаев и Пустота. —М.: Вагриус, 1996. — 399 с.
  7. Пелевин В.О. Числа. — М.: Эксмо, 2011. — 288 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.