Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 10 сентября 2012 г.)

Наука: Культурология

Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Щинова О.В. МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ УРАЛА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ УРАЛА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Щинова Ольга Владимировна

ученый секретарь Екатеринбургского музея изобразительных искусств, г. Екатеринбург

E-mail: olgaschinova@mail.ru

 

Музеи занимают важное место в социокультурной сфере современного общества. Общественно-экономические и политические преобразования 1990-х годов — начала XXIвека изменили содержательные и структурные характеристики культуры и повлияли на дальнейшее развитие музейного дела в России. Трансформации подверглись финансово-экономические, правовые, административно-управленческие условия функционирования музеев. Реформы, реализованные в области культурной политики, позволяют выделить рассматриваемый период в особый этап истории российского музейного дела.

Анализ исторического пути, достижений и проблем уральских музеев в широких хронологических рамках дает возможность восполнить научные знания по данной теме, осмыслить развитие, современное состояние и перспективы музейной сети как одного из важнейших факторов устойчивого социокультурного развития региона. Под музейной сетью, в свою очередь, подразумевается совокупность музеев, рассматриваемых в рамках какого-либо профиля, ведомственной принадлежности или конкретной территории. В настоящей статье затрагивается вопрос формирования только государственной сети музеев системы Министерства культуры РФ, так как большая часть негосударственных и ведомственных музеев имеет незначительный музейный фонд и небольшие экспозиции. Поэтому их влияние на культурное пространство региона невелико, хотя в перспективе, оно будет увеличиваться.

Распространение музейных учреждений на Урале в 1990—2000-е годы прослеживается на примере Пермской, Свердловской и Челябинской областей, так как это наиболее развитые уральские районы не только в промышленном, но и в культурном отношении. Здесь сосредоточена основная часть историко-краеведческих, художественных и научно-технических музеев Урала, причем наиболее крупных и обладающих самыми богатыми коллекциями. Однако распределение музеев в регионе носит неравномерный характер и зависит от различных факторов, в числе которых площадь территории, количество населенных пунктов, культурно-историческое пространство городов и пр.

В работе музеев Урала отразились все проблемы, характерные для учреждений культуры России в целом. Преобразования постсоветского периода заставили пересмотреть их роль в современном обществе и выявить новую модель, ориентированную, прежде всего, на удовлетворение духовных потребностей посетителя и расширение зрительской аудитории.

В середине 1990-х годов учреждения культуры переживали достаточно сложный период, когда изменения в социально-экономической сфере, возникшие в стране после распада СССР, поставили перед ними, прежде всего, задачу «выживания». Но и при наличии существовавших трудностей музеи не только продолжали выполнять свои традиционные функции по собиранию, хранению и изучению коллекций, но и развивались дальше, вели поиски новых форм взаимодействия с современным обществом. Поэтому и в эти годы наблюдался  значительный всплеск музейной активности, что наиболее сильно выразилось в увеличении сети музеев во многих регионах России, в том числе и на Урале.

В начале 1990-х годов государственная сеть музеев продолжала расширяться, хотя этот процесс несколько замедлился по сравнению с советским периодом. Рост музейной сети в 1970—1980-е годы был обусловлен открытием только новых филиалов, что, в большей степени было результатом государственной политики, ограничивающей создание новых институций. Уральскийрегион довольно долгий период отставал от европейской части России по количеству музейных учреждений, численность которых в 1991 году, учитывая статистику, выглядела достаточно скромно и составляла немногим более 70 организаций, когда в целом по стране насчитывалось более 1300 музеев. Этот показатель наглядно демонстрирует состояние музейной сети ведомства Министерства культуры на Урале в общероссийском масштабе. В 1994 году в России в системе Министерства культуры насчитывалось уже 1602 музея. К этому времени музейная сеть Челябинской области занимала 17 место по стране (и насчитывала 27 музеев), Свердловская — 19 (и включала в свою сеть 26 музеев), Пермская — 37 (насчитывала 18 музеев). Таким образом, музейная сеть не отражала в полной мере историко-культурное наследие региона и не могла удовлетворять потребностям его жителей, а также способствовать развитию туризма.

Анализируя процесс расширения музейного сообщества, можно сказать, что наиболее плодотворной в этом отношении стала вторая половина 1990-х — начало 2000-х годов. Несмотря на отсутствие в то время целенаправленной политики по развитию музейного дела в областях и городах Урала, региональными органами власти реализовывались программы, направленные на поддержку и развитие культуры в целом, а также на сохранение и расширение государственной сети музеев (в частности «Программа развития сферы культуры и искусства Пермской области на 1996—2000 гг.», программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области 1997—2001 гг.», «Сохранение и развитие культуры Челябинской области: наследие и перспективы на 2000—2005 гг.»). В связи с этим количество учреждений музейного типа к 2000 году достигло 175 единиц (вместе с филиалами), 102 из которых находились в Свердловской области [3, с. 28], 43 — в Пермской [4, с. 21], 30 — в Челябинской [8, с. 10].

Формирование и расширение музейной сети в 1990-е годы было обусловлено многими факторами, в числе которых — появление больших политических возможностей у региональных и местных органов власти в деле учреждения любой организации культуры. К тому же в этот период назрела необходимость в сохранении музеев за счет повышения их имущественного и правового статуса.

Очень важно отметить распространенную в то время практику перевода многих ранее существовавших общественных организаций музейного типа, в целях сохранения их коллекций от закрытия и расхищения, в статус муниципальных учреждений культуры. К началу 1990-х годов на Урале существовала довольно обширная сеть музеев на общественных началах, различающихся по типам. Только в Свердловской области на тот момент насчитывалось около 370 таких организаций, а в Пермской — свыше 200. У подобных музеев были уже сформированные собрания и накоплен определенный опыт работы что, безусловно, носило положительный характер при создании новых музейных институций. Рост сети муниципальных музеев — позитивный процесс, связанный с осознанием населением и местных администраций социокультурной значимости своего регионального исторического наследия.

Довольно часто встречается практика перевода в систему Министерства культуры РФ музейных учреждений из ведения других ведомств, либо преобразование некоторых муниципальных музеев, имеющих уникальные коллекции, в государственные музеи (Литературный музей В.П. Астафьева в г. Чусовом, Ирбитский музей изобразительных искусств, Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства, Нижнетагильский музей истории подносного промысла и др.). Сеть также увеличивалась за счет проведенной внутренней реорганизации ряда крупных муниципальных музеев (как например, в Соликамском, Кунгурском, Ильинском, Чердынском музеях), что привело к созданию их филиалов. Тем не менее, известны и случаи, когда музейные учреждения, по каким-либо объективным причинам, преобразовывались в отделы других музеев.

Создание муниципальных учреждений стало приоритетным направлением в увеличении музейной сети, организация которых была направлена на сохранение историко-культурного наследия в городах. Показательной в этом отношении может быть Пермская область, где, например, целенаправленно создавались музеи в местах, имеющих в России статус исторических. На основании статистических данных за 1999 год в ряде крупных районов, обладающих богатым культурным наследием, еще не было собственных муниципальных музеев. Поставленная  задача была фактически завершена к 2003 году, когда их количество достигло 47 единиц, 26 из которых были муниципальными [5, c. 26]. Примерно в это же время рассматривался вопрос об оптимизации музейной сети, проведение которой предполагалось в двух направлениях — реструктуризации и поиске новых форм деятельности [6, с. 18]. Кроме того, в целях упорядочивания сети музеев департамент культуры и искусства Пермской области разработал и утвердил Положение о муниципальном музее [1, с. 71—81].

За период с 1991 по 2005 годы музейная сеть Урала выросла более чем в 3 раза и включала в себя около 230 музеев, в том числе и филиалы. Лидирующее положение в этом отношении занимает Свердловская область, количество музейных учреждений которой составило почти половину от этой цифры — 108 организаций [7], на Челябинскую область приходится порядка 71 [8, с. 10], а на Пермскую — 51 [2, с. 25]. Свердловская область вошла в число тех регионов нашей страны, которые обладают наибольшим количеством открытых музеев, включенных в государственную сеть, и на сегодняшний день по числу музейных институций она занимает третье место по стране. Но, несмотря на наличие на Урале достаточно разветвленной сети музеев, налицо их сравнительно небольшой ассортимент и явная диспропорция по типам, что выразилось, главным образом, в преобладании комплексных музеев (историко-краеведческих, историко-архитектурных, этнографических). Лишь небольшая часть учреждений музейного типа приходится на художественные, литературные, естественнонаучные, археологические и научно-технические учреждения.

Однако спонтанный и не всегда оправданный рост числа музейной сети в 1990-е годы вызывал некоторую озабоченность со стороны государства, так как возникал вопрос финансового обеспечения учреждений культуры, созданных по инициативе энтузиастов, и это стало одной из основных проблем в области музейного дела. Увеличение числа муниципальных музеев выявил трудности, связанные не только с экономическими вопросами, задачами создания новых экспозиций и оптимальных условий для хранения и сохранности музейных ценностей, но и с подготовкой квалифицированных кадров музейных работников. Данной профессии практически не обучали ни в одном уральском ВУЗе, за исключением сокращенного курса музееведения.

2000-е годы оказались более спокойными и стабильными для организаций культуры, проводивших определенную работу по совершенствованию и развитию своей нормативной и правовой базы.

В последние годы общественные запросы к музейным учреждениям в условиях меняющейся политической и экономической ситуации трансформировались, что привело к повышению их роли и расширению социокультурных функций. Особенности развития последних выразились в формировании новых задач и в изменении направлений деятельности музеев в сторону более активного участия в жизни общества. В результате музейная институция стала восприниматься не только как хранилище различных артефактов, но и как своеобразный культурно-развлекательный центр и своего рода рекреационная зона для горожан.

В современных социально-экономических условиях идет процесс, связанный с изменением правового положения государственных и муниципальных учреждений культуры, так как существующая система бюджетных организаций в настоящее время уже устарела и требует нового подхода к их управлению. Таким образом, 08.05.2010 года был принят Федеральный закон от № 83 «О внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Это нововведение направлено на повышение эффективности работы музеев, за счет привлечения дополнительных средств, а также на оптимизацию бюджетной сети. В результате этого перед организациями культуры поставлена задача выбора между статусом казенного учреждения, бюджетной организации нового типа и автономного учреждения. Данное преобразование в области культурной политики открывает новый период в развитии музейного дела на Урале, и, может быть повлияет на состояние государственной сети музеев в будущем, что, безусловно, ляжет в основу дальнейших научных исследований.

 

Список литературы:

  1. ГАПК. Ф. 927. Оп. 1. Д. 2638.
  2. ГАПК. Ф. 927. Оп. 1. Д. 2654.
  3. ГАСО. Ф. 2354. Оп. 1. Д. 1306.
  4. Информационно-аналитический сборник / Департамент культуры и искусства администрации Пермской области. Пермь, 2000.
  5. Итоги развития отрасли культуры Пермской области за 2002 год. Аналитическая справка / Департамент культуры и искусства Пермской области. Пермь, 2003. — 100 с.
  6. Итоги работы отрасли в 2003 году. Аналитическая справка / Департамент культуры и искусства Пермской области. Пермь, 2004. — 105 с.
  7. Музеи Свердловской области. Справочник. Екатеринбург, 2006. — 200 c.: ил.
  8. ОГАЧО. Ф. 1589. Оп. 1. Д. 3099.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.