Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 декабря 2014 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Хореографическое искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Черепанова Н.Ю., Карпенко В.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЕЙ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XLIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(43). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ  ЗАНЯТИЙ  ХОРЕОГРАФИЕЙ  С  ДЕТЬМИ  С  ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ  ЗДОРОВЬЯ  ПО  СЛУХУ  В  СИСТЕМЕ  ОБЩЕГО  КОРРЕКЦИОННОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Черепанова  Наталья  Юрьевна

студент  заочного  отделения  кафедры  хореографического  творчества,  Белгородский  государственный  институт  искусств  и  культуры,  РФ,  г.  Белгород

Карпенко  Виктор  Николаевич

канд.  пед.  наук,  доцент,  доцент  кафедры  теории  и  методики  хореографического  искусства,  Белгородский  государственный  институт  искусств  и  культуры,  РФ,  г.  Белгород

E-mail:  nikita-61@mail.ru

 

THE  PEDAGOGICAL  VALUE  OF  THE  LESSONS  OF  CHOREOGRAPHY  WITH  CHILDREN  WITH  DISABILITIES  AT  THE  HEARING  IN  THE  SYSTEM  OF  GENERAL  EDUCATION

Cherepanova  Natalia  Yurievna

student  absenteeoffices  of  the  department  of  choreography,  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Russia,  Belgorod

Karpenko  Viktor  Nikolaevich

cand.  ped.  sciences,  associate  professor,  assistant  professor  of  the  theory  and  methodology  of  choreography,  Belgorod  State  Institute  of  Arts  and  Culture,  Russia,  Belgorod

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  рассматривается  значение  занятий  хореографией  с  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  по  слуху  в  системе  общего  коррекционного  образования.  В  сохранении  культурного  наследия  ученые,  исследователи,  педагоги  особое  значение  придают  искусству.  На  занятиях  хореографией  ребенок  учится,  в  первую  очередь,  соблюдать  нормы  этики  и  эстетики.  Этому  способствует  воспитание  культуры  танца,  культуры  взаимоотношения  в  коллективе  и  с  педагогом,  которые  невольно  проецируются  детьми  в  повседневную  жизнь. 

ABSTRACT

The  article  discusses  the  importance  of  choreography  classes  with  children  with  disabilities  at  the  hearing  in  General  Special  Education.  Scientists,  researchers,  educators  give  special  importance  to  art  to  keep  up  the  cultural  heritage.  At  choreography  classes  first  of  all  the  child  learns  how  to  respect  rules  of  ethics  and  aesthetics.  The  culture  of  dance,  culture  of  mutual  understanding  in  a  group  with  a  teacher,  which  project  children’s  life  in  every  day  routin,  forster  it.

 

Ключевые  слова:  проблемы  образования;  хореография;  коррекционная  направленность.

Keywords:  problems  of  education;  choreography;  correctional  orientation.

 

Сегодня  образование  находится  на  новом  этапе  развития,  когда  приоритетным  направлением  государство  называет  не  определенные  образовательные  области,  а  воспитание.  Если  быть  точнее,  то  воспитание  в  том  виде,  в  котором  оно  существует  уже  очень  много  лет,  но  до  последнего  времени  не  выделялось  в  отдельное  звено,  а  было  сопутствующим  обучению  процессом.  Тенденции  нынешнего  времени  таковы,  что  в  современном  образовательном  пространстве  разработано  достаточно  большое  количество  программ,  методических  пособий,  книг,  научных  трудов  о  том  чему  и  как  необходимо  учить.  Но,  к  сожалению,  большая  часть  этих  трудов  посвящена  самым  обычным  детям,  которые  учатся  в  массовых  школах,  занимаются  в  ДШИ,  ДЮСШа,  участвуют  в  различных  ансамблях  и  коллективах.  Но,  как  быть  с  остальными  детьми,  с  теми,  у  которых  имеются  серьезные  заболевания,  с  теми  у  которых  с  детства  поставлен  диагноз  «ребенок-инвалид»?

Правительство  РФ  разрабатывает  различные  программы,  способствующие  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  социум.  Ярким  примером  тому  может  служить  государственная  программа  «Доступная  среда».  Согласно  этой  программе  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  приравнивают  к  обычным,  здоровым  детям.  Согласно  этой  же  программе  работа  образовательных  учреждений  коррекционной  направленности  строится  на  основе  СанПиН  2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»  от  1.09.11  г.,  которые  не  учитывают  особенности  психического  и  физического  развития  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  в  частности  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  по  слуху.  Это  же  касается  и  ФГОС  и  ФГТ,  особенностью  которых  является  их  нацеленность  на  первоочередное  решение  воспитательных  задач.  ФЗ  «Об  образовании»  говорит  о  том,  что  воспитание  —  это,  в  первую  очередь,  целенаправленная  деятельность  по  созданию  условий  для  развития  духовных  ценностей  детей,  как  общечеловеческих,  так  и  отечественных,  этнокультурных. 

Нельзя  не  согласиться  с  тем,  что  традиции  отечественной  культуры,  отечественного  образовательного  опыта  являются  национальным  достоянием.  Бесспорным  остается  и  тот  факт,  что  в  сохранении  культурного  наследия  ученые,  исследователи,  педагоги  особое  значение  придают  искусству.  Практически  все  авторы  книг  и  исследований  по  сурдопедагогике  и  сурдопсихологии  сходятся  во  мнении  о  том,  что  с  детьми  с  нарушением  слуха  необходимо  заниматься  изобразительным  искусством,  декоративно  —  прикладным  искусством,  театральным  творчеством,  музыкой  и  танцами.  И  даже  существуют  разработки  по  всем  перечисленным  образовательным  предметам,  кроме  танцев,  точнее  сказать,  хореографии.

Но  неужели  это  справедливо?  Неужели  занятия  хореографией  с  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  по  слуху  менее  ценны,  чем  занятия  другими  видами  искусства?  И  почему  до  сих  пор  не  уделялось  должного  внимания  методике  обучения  хореографическому  творчеству  детей  с  нарушением  слуха?  Попробуем  разобраться  в  этих  вопросах.

Т.В.  Пуртова  в  книге  «Учите  детей  танцевать»  пишет:  «Хореографическое  искусство  у  ребенка  является  дополнением  и  продолжением  его  реальной  жизни,  обогащая  ее».  Действительно,  на  занятиях  хореографией  ребенок  учится,  в  первую  очередь,  соблюдать  нормы  этики  и  эстетики.  Этому  способствует  воспитание  культуры  танца,  культуры  взаимоотношения  в  коллективе  и  с  педагогом,  которые  невольно  проецируются  детьми  в  повседневную  жизнь.  Согласитесь,  приятно  видеть,  когда  ребенок  пропускает  вперед  старшего  по  возрасту,  в  общественном  транспорте  уступает  место  взрослому,  когда  дети  помогают  друг  другу  справляться  с  трудностями.  А  ответственность?  Дети,  танцующие  в  ансамбле,  с  первых  дней  знают  о  том,  что  они  должны  стараться,  должны  двигаться  вперед,  должны  на  каждом  занятии  работать  в  полную  силу  потому,  что  от  каждого  из  них  зависит  успех  выступления  всего  коллектива. 

Воспитание  опрятного  отношения  к  внешнему  виду,  старательности  и  аккуратности  в  исполнении  хореографических  элементов,  комбинаций  и  постановок  переносится  и  на  отношение  к  бытовым  вопросам:  это  и  опрятная  прическа,  и  всегда  чистая,  выглаженная  одежда,  и  аккуратность  в  выполнении  не  только  домашнего  задания,  но  и  иных  бытовых  дел.

Еще  одним  немаловажным  аспектом  является  то,  что  педагоги-хореографы  годами  воспитывают  в  детях  терпение,  трудолюбие,  настойчивость  в  достижении  цели,  дисциплинированность,  которые  необходимы  не  только  в  хореографическом  зале.  Наличие  именно  этих  качеств  личности  в  дальнейшем  будет  способствовать  личностному  и  профессиональному  росту  ребенка  вне  зависимости  от  выбранной  им  профессии. 

Одним  из  критериев,  который  предъявляют  к  результативности  работы  педагога,  в  частности  педагога  дополнительного  образования,  ФГОС  и  ФГТ  является  развитие  творческой,  креативной  личности  ребенка.  Достаточно  большое  количество  людей  считают,  что  творчество  является  исключительной  особенностью  избранных.  Однако,  еще  в  1930  году  в  своем  психологическом  очерке  «Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте»  Л.С.  Выготский  писал,  что  «…  творчество  является  уделом  всех  в  большей  или  меньшей  степени,  оно  же  является  нормальным  и  постоянным  спутником  детского  развития».  Но  хореография  сама  по  себе  невозможна  без  творческого  развития.  Хореографическая  постановка  по  сути  своей  является  театрализацией,  только  без  слов.  Подтверждением  высказывания  Выготского  Л.С.  является  тот  факт,  что  как  на  занятиях  хореографией,  так  и  в  процессе  работы  над  постановкой,  дети  с  огромным  удовольствием  принимают  на  себя  образы  хореографической  композиции,  особенно  если  они  им  понятны  и  близки,  если  эти  образы  носят  яркий  эмоциональный  характер.  Дети  наравне  с  педагогом  стараются  передать  образность  через  музыкальность,  пластичность  лексики,  мимику  и  другие  выразительные  средства  хореографии.  Нередко  обучающиеся  сами  предлагают  музыкальное  или  драматургическое  решение,  идеи  для  композиционной  постановки,  конечно,  если  в  коллективе  царит  атмосфера  доверия,  коллективного  творчества  и  демократии. 

Последний  аспект,  который  мы  рассмотрим  —  физическое  развитие.  Свою  книгу  «Анатомия  танца»  Жаки  Грин  Хаас  начинает  со  следующей  фразы:  «Танец  —  это  уникальная  демонстрация  человеком  своих  физических  способностей,  выражающая  как  неуемную  энергию,  так  и  нежные  чувства…  Танец  является  воплощением  безукоризненного  баланса,  полного  мышечного  контроля,  грации,  ритма  и  скорости».  На  самом  деле,  очень  сложно  назвать  группы  мышц,  связок  и  суставов,  которые  не  были  бы  задействованы  в  процессе  обучения  хореографии.  Красивая  осанка,  натянутость  ног,  подъем,  выворотность  ног,  гибкость  корпуса  и,  в  итоге,  изящность  и  грациозность  не  только  походки,  но  и  всех  движений  —  все  это  достигается  работой  в  хореографическом  зале.

Педагоги,  работающие  в  детских  хореографических  коллективах,  знают,  что  родители  приводят  детей  в  ансамбль  для  того,  чтобы  укрепить  общее  здоровье,  снизить  риск  появления  хронических  простудных  заболеваний,  устранить  проблемы  позвоночника  (сколиоз,  лордоз,  кифоз),  стопы  (различные  виды  плоскостопия  и  деформации),  для  развития  координации  и  двигательной  динамики,  внимания  и  памяти,  с  целью  решения  некоторых  психологических  проблем,  существующих  у  ребенка.

Е.Г.  Речицкая  пишет:  «Во  внеурочной  работе  глухим  и  слабослышащим  можно  предложить  занятия  ритмикой  и  танцами,  которые  способствуют  не  только  раскрытию  творческих  возможностей,  но  и  активизации  общения  ребенка  с  педагогом  или  в  группе  в  целом  для  более  ясного,  точного  выражения  своих  проблем,  переживаний,  внутренних  противоречий».

Е.З.  Яхнина  в  пособии  «Методика  музыкально-ритмических  занятий  с  детьми,  имеющими  нарушения  слуха»  также  подчеркивает  значимость  музыкально-ритмических  занятий  и  занятий  хореографией  в  процессе  развития  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  по  слуху.

Более  того,  ряд  коммерческих  организаций  совместно  с  Всероссийским  обществом  глухих  регулярно  проводят  творческие  конкурсы,  в  которых  наряду  с  такими  номинациями,  как  «декоративно-прикладное  искусство»,  «пантомима»,  «жестовая  песня»,  выделена  и  номинация  «хореография»,  к  которой  предъявляются  четкие  критерии  оценки. 

Тогда  возникает  вопрос:  почему  не  разработано  программ,  утвержденных  Министерством  образования  и  Министерством  культуры  по  обучению  детей  с  нарушением  слуха  хореографическим  дисциплинам?  Можно  лишь  предположить,  что  это  связано  с  проблемами,  возникающими  в  процессе  обучения.  Это  не  только  проблемы  в  восприятии  детьми  с  нарушением  слуха  хореографической  лексики,  и  не  только  проблемы  в  исполнении  отдельных  хореографических  элементов,  комбинаций,  перестроений,  но  и  общие  проблемы  исполнительства:  передать  образ,  вовремя  вступить,  сохранить  темп,  выдержать  ритмическую  структуру  и  т.  д.  Безусловно,  это  крайне  сложно.

Подводя  итог  всему  вышеизложенному,  мы  можем  сделать  вывод  о  том,  что  в  процессе  занятий  хореографией  решается  целый  комплекс  проблем:  физическое  развитие,  развитие  эмоциональной  и  волевой  сферы,  творческое  развитие,  духовное  и  эстетическое  воспитание  и,  в  конечном  счете,  развитие  индивидуальных  качеств  личности.  Все  вышеперечисленное  становится  наиболее  значимым  при  обучении  хореографии  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  по  слуху.

Также  можно  предположить,  что  недостаточная  проработанность  этой  проблемы  связана  с  тем,  что  зачастую  дети  с  нарушением  слуха  являются  обладателями  целого  набора  сопутствующих  заболеваний:  это  может  быть  и  ДЦП,  и  нарушение  интеллекта,  и  нарушение  зрения,  и  слабый  иммунитет  и  т.  д. 

Возможно,  что  отсутствие  программ  и  методических  пособий  по  обучению  детей  с  нарушением  слуха  хореографическим  дисциплинам  связано  с  недостаточной  апробацией  на  практике. 

Независимо  от  наших  предположений  в  итоге  мы  получаем  следующее  противоречие:  потребность  в  занятиях  хореографией  с  детьми  с  нарушением  слуха  есть,  а  методики  обучения  нет.  Почему?  К  сожалению,  на  сегодняшний  день  на  этот  вопрос  не  существует  четкого  и  однозначного  ответа.

 

Список  литературы:

  1. Выготский  Л.С.  Воображение  и  творчество  в  детском  возрасте.  Психологический  очерк.  М.:  Просвещение.  1991.  —  93  с.
  2. Психология  глухих  детей./  Под  ред.  И.М.  Соловьева,  Ж.И.  Шиф,  Т.В.  Розановой,  Н.В.  Яшковой  М.:  Советский  спорт,  2006.  —  448  с. 
  3. Пуртова  Т.В.,  Беликова  А.Н.,  Кветная  О.В.  Учите  детей  танцевать:  Учебное  пособие  для  студентов  учреждений  среднего  профессионального  образования.  М.:  Владос,  2003.  —  256  с.
  4. Речицкая  Е.Г.  Развитие  младших  школьников  с  нарушениями  слуха  в  процессе  внеклассной  работы.  М.,  2004.  —  156  с.
  5. СанПиН  2.4.2.2821-10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  условиям  и  организации  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях»  от  1.09.11  г.,  зарегистрировано  в  Минюсте  РФ  3.03.11  г.  №  19993.
  6. Сурдопедагогика:  учебник  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений/И.Г.  Багрова/Под  ред.  Е.Г.  Речицкой.М.:  ВЛАДОС,  2004  —  655  с.
  7. Федеральный  государственный  образовательный  стандарт,  утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  РФ  от  17.12.2010  г.  №  1897.
  8. Федеральными  государственными  требованиями,  утвержденными  приказом  Министерства  культуры  РФ  от  12.03.2012  г.  №  158.
  9. ФЗ  «Об  образовании  в  Российской  Федерации»  от  29.12.2012  г.  №  273.
  10. Хаас  Ж.Г.  Анатомия  танца.  Минск:  Попурри,  2011.  —  200  с.
  11. Яхнина  Е.З.  Методика  музыкально-ритмических  занятий  с  детьми,  имеющими  нарушения  слуха:  Учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений./  Под  ред.  Б.П.  Пузанова.  М.:  ВЛАДОС,  2003.  —  272  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.