Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2012 г.)

Наука: Филология

Секция: Теория языка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Ордабекова Х.А. АССОЦИАТИВНАЯ СТРУКТУРА КОСМОНИМИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АССОЦИАТИВНАЯ СТРУКТУРА КОСМОНИМИЧЕСКИХ НАИМЕНОВАНИЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ

Ордабекова Хафиза Арысбаевна

канд. филол. наук, доцент, Университет имени Сулеймана Демиреля, г. Алматы, Республика Казахстан

E-mail: hafiza_1975@mail.ru

 

Московская психолингвистическая школа в начале 90-х годов приступила к формированию первой методологической базы этнопси­холингвистических исследований. В качестве основной проблемы таких исследований были взяты языковое сознание, этнокультурный характер понятия языкового сознания, особенности в национальном сознании коммуникантов межкультурной коммуникации. Языковая система хранится и функционирует в языковом сознании людей. Для того чтобы описать лексико-семантическую связь слов семантического поля, этнокультурные особенности понятия языкового сознания, в этнопсихолингвистике применяется метод ассоциаций. В общей советской психолингвистике языковое сознание определяется как комплекс образов сознания, формирующихся с помощью единиц языка (слово, словосочетание, предложение, текст и ассоциативное поле). На сегодняшний день понятие ассоциация применяется не только в психологии, но и в других отраслях науки как комплексное понятие. К примеру, в таких новых направлениях языкознания, как психо­лингвистика, этнопсихолингвистика, когнитивная лингвистика, опре­делено, что в изучении вопросов, связанных с психическими действия­ми людей, когда они воспринимают и познают реальную действитель­ность посредством родного языка, а также при ее передаче, у них отмечается особая ассоциативная деятельность [2. с. 224].

Развитие и усложнение значений (абстрактизация) напрямую связано с мыслительной системой человека. Ассоциация — это связь между определенным объектом и явлением, основанная на индивидуальном субъективном опыте. В широком значении ассоциацию понимают как источник получения знаний, реализующихся на основе психических действий, которые применяются для познания сущности окружающего мира. Таким образом, различные изменения в значениях слов, а также явления, связанные с применением слов в прямом и переносном значениях, в концептуальной системе основываются на законе ассоциации в психологии. Исследователь Н. Айтова, прово­дившая подобные эксперименты по наименованиям цветов, пишет следующее: «Ассоциация способствует определению бытия представи­телей определенной нации, присущего данной нации, содержание субъективных и ситуативных знаний, влияние социальных явлений, а также ассоциативное поле, отражающее субъективную языковую картину мира» [1. с. 57]. Язык существует не только в обществе, он также существует и в сознании индивида. Взаимозависимость, относительность и упорядоченность языковой системы, существующей в сознании индивида, определяются на основе ассоциативного поля. Ассоциативный эксперимент проводится по системе стимул (S)~реакция (R). Совокупность слов-реакций, придаваемых словам-стимулам, составляет ассоциативное поле. Ассоциативное поле — совокупность объединенных языковых единиц в отношении общности содержания понятийному, предметному и функциональному сходству. Оно объясняется в виде объединения относительно ассоциативных и актуаль­ных слов. Ассоциативное поле представляет систему знаний, ассоциирую­щихся со словами-стимулами в определенной национальной культуре.

Насколько информация воспринимается человеческим сознанием при познании определенного понятия, настолько она сохраняется в памяти, затем отражается посредством языка свойственного данной нации. Изучая и познавая какую-либо действительность, для того чтобы донести сформированные в сознании ассоциации или понятия о данной действительности посредством языка, человек опирается на образовательные, культурные, духовные представления. Они отражаются в языковом фонде через лексическую, фразеологическую, паремеоло­гическую структуры. Например, такие слова, как смиренность, кротость, обыденная жизнь, богатство, красота, относящиеся к овцам, составляют простые ассоциации — стереотипы в национальном сознании казахского народа, а в познании поэтов-писателей источники ассоциативных знаний отражаются посредством изобразительных образов.

В настоящее время повысился практический уровень ассоциаций, все больше проводится ассоциативных экспериментов и различных практических исследований. Основной целью проведения ассоциативного эксперимента является наблюдение активности, влияния (реакции) на познание, познаваемость реальной действительности субъекта, наблю­дение за собственным «я» субъекта. Благодаря данному эксперименту, можно познать культуру и жизненную практику субъекта. У каждого народа, нации, у каждого индивидуального субъекта имеются сложив­шиеся определенные стереотипы об окружающем мире, ассоциации в познании самого себя. Вместе они составляют ассоциативную систему любого слова в языке. Психологическая (ассоциативная) структура значения слов тесно взаимосвязана с внутренним лексиконом человека, который формируется в языковом сознании и который нужно понимать как системную организацию лексических значений в памяти человека.

В психологии и лингвистике имеются два вида систематизи­рованных знаний. Эти два процесса взаимосвязаны друг с другом, поэтому образ сознания в психологии рассматривается в качестве явления, состоящего из частей чувства и разума, где часть чувства формируется на основе познавательных действий, а часть разума, воспринимая информацию, представленную в речевом действии сознания субъекта, то есть в процессе осуществления языковой коммуникации, и на основе содержания воспринятой информации фор­мирует новые знания. Такое традиционное деление системы знаний относится к бытовому и рефлексивному уровню сознания по Выготс­кому Л. С. В данном случае бытовое сознание формируется в процессе познания предметной стороны мира, а рефлексивное сознание — в результате переобработки, переосмысления знаний на бытовом уровне. Через ассоциативный эксперимент отдельные социально-бытовые особенности, свойственные всякому этнокультурному сообществу, мож­но определить на основе приведенной выше системы знаний. Вместе с тем посредством проведения анализа вербальных ассоциаций, получен­ных в результате ассоциативных экспериментов, можно определить, каким образом воспринимается национальным сознанием картина мира, система ее мотивов и ценностей, культурные и социальные стереотипы.

Человечество с самых древних времен стремилось познать тайны окружающего мира. Люди всегда интересовались голубым небом, магическим и загадочным миром звезд. Различные тюркские народы, в том числе и казахи, в древние периоды с особым уважением и почтением относились к небесным телам, перед некоторыми даже преклонялись. Казахский народ с древних времен по-своему познавал тайны звездного неба, давал имена некоторым звездам, имел свое собственное представление о них. В народе сочинялись различные сказки, мифы, легенды. В данной статье мы рассматриваем национальный културный компонент семантического значения, изображающего сформированные в языковом сознании казахского народа ассоциативные отношения, связанные с космонимическими наименованиями. Это необходимо прежде всего для изучения психологии народа, формирующего данный язык. В целом, в языке семантическая доля (а также национально-культурный компонент), входящая в состав лексического фона, не находит отражения в эксплицитной форме на протяжении всего слова. Сведения о лексическом фоне получают следующими способами:

·           посредством ассоциативного эксперимента;

·           отображение в лингвистических словарях только лексического содержания слова; отражение представленного в словарных статьях иллюстартивного материала на основе лексического фона;

·           собственный разъяснительный анализ форм, перешедших из одного национально-культурного сообщества в другое культурное сообщество;

·           получение сведений через восприятие информации, использованной в скрытом виде в художественном тексте,.

Для того чтобы выявить национально-культурный компонент значения слова, семантический строй лексического значения, в данной статье мы опираемся на материалы ассоциативного эксперимента. Хочется отметить, что посредством проведения подобных экспериментов мы получаем возможность определить «семантическую близость» между словами. В качестве единицы измерения семантической близости за основу принимаются реакции, полученные на слова-стимулы, то есть схожесть ассоциантов.

В качестве основного способа методов исследования проводился свободный ассоциативный эксперимент. По инструкции требовалось на каждый предложенный стимул ответить словом, первым пришедшим на ум. Общее количество информантов, принимавших участие в экспери­менте, — 50 (двадцать пять мужчин и двадцать пять женщин). Возраст принимавших в эксперименте участие информантов колебался у женщин от 22 до 60 лет, у мужчин — от 22 до 65 лет. Все участники эксперимента имели высшее образование, являлись специалистами в гуманитарной сфере. Так как ассоциативный эксперимент проводился в свободной форме, была составлена таблица частотности в количественном и качественном отношении предложенных слов-реакций на слова-стимулы.

Таблица частых и индивидуальных ассоциаций, составляющих ассоциативное поле, связанных со словами-стимулами Большая Медведица, Венера:

Таблица 1

Таблица частых и индивидуальных ассоциаций

Большая Медведица

Количество слов-реакций

Венера

Количество слов-реакций

1

Звезда

21

Звезда

18

2

Ковш

18

Яркая звезда

16

3

Направление

15

Имя человека

14

4

Вор

11

Утренняя звезда

8

5

Семь звезд

9

Признак рассвета

6

6

Скопление звезд

9

Планета

5

7

Легенда

8

Утренняя Венера

5

8

Охранник

6

Красивая звезда

2

9

Планета

4

Рождение Венеры

2

10

Особая звезда

2

Девушка

2

11

Единство

2

Айман-Шолпан

1

12

Любовь

2

Венера

1

13

Яркая звезда

1

Нежность

1

14

Темная ночь

1

Чистота

1

15

Традиции предков

1

Звонкий смех

1

16

Священное число

1

Яркосияющая Венера

1

17

Хорошая примета

1

Надежда

1

18

Детство

1

Направление

1

19

Наименования дней недели

1

Красота

1

20

 

 

Любовь

1

21

 

 

Дедушка Шолпан

1

22

 

 

Священное место

1

23

 

 

Звезда сверху

1

24

 

 

Земля

1

25

 

 

Две звезды

1

26

 

 

Детство

1

27

 

 

Наподобие Венеры

1

28

 

 

Время

1

29

 

 

Предрассветное зарево

1

При анализе материалов проведенного ассоциативного экспери­мента по количественным и качественным показателям сыграли большую роль индивидуальные особенности. Некоторые из участников ограни­чились только 1—2 ассоциациями и широко распространенными, знакомыми общенародными значениями (Большая Медведица — звезда, ковш, направление; Венера – утренняя звезда, яркая звезда), а некоторые опрашиваемые выдали индивидуальные ассоциации с высокой эмоцио­нальной окраской, образными и расширенными видами ассоциаций, имеющие «значение лично для него», связанные с космонимическими наименованиями: звезда в виде ковша, любовь, священное число (Большая Медведица); надежда, чистота, нежность, любовь, детство, красота (Венера). 

Действия познания, восприятия окружающей среды осуществ­ляются через чувственно-предметный (сенсорно-перцептивный) образ, каждый раз при глубоком и всестороннем изучении определенного объекта, для индивида раскрываются новые значительные признаки, таким образом создается ассоциативное поле, связанное с системой общенародных понятий с социальными свойствами. У объекта, познанного в результате этого, расширяется концептуальное значение, повышается его содержание. Тем не менее значимость некоторых признаков может как повышаться, так и уменьшаться.

А индивидуальной особенностью ассоциаций является актуализа­ция любого понятия в сознании, относящегося к предмету, что связано, во-первых, с индивидуальным опытом субъекта, во-вторых, с его функциональной ситуацией.

В целом, в этнопсихолингвистике имеется несколько вариантов, сформированных при анализе результатов материалов, полученных на основе ассоциативного эксперимента. Такие виды анализа являются составной частью понятия ассоциации в этнопсихолингвистике.

 

Синатгматическая ассоциация:

Большая Медведица— звезда в форме ковша, звезда в форма поварешки, группа воров, семь звезд, группа звезд, скопление звезд, направление, особая звезда, священное число, хорошая примета, традиции предков, легенда, ночное время, чувство молодости, парень и девушка, детство, наименования дней недели.

Венера— имя девушки, женское имя, красивая звезда, яркая звезда, самая яркая звезда, утренняя звезда, утренняя Венера, звезда Венера, звонкий смех, предрассветное время, признак рассвета, утрен­нее время, яркосияющая Венера, рождение Венеры, взошла Венера, дедушка Шолпан, священное место, высокая звезда, моя Венера, две звезды, детство, утренняя заря, звезда, ярко виднеющаяся ранним утром.

Синтагматическая ассоциация является лексико-грамматической группой, описывающей предметные, действенные отношения в предикативном виде, изображающие в речи слова-стимулы.

Парадигматическая ассоциация:

Большая Медведица— направление, маршрут, компас, наблюде­ние; крепость, охранник, наблюдатель; согласие, единство; любовь, чувство, молодость, девушка, парень; ковш, поварешка; особенный, яр­кий; вор, кража, семь разбойников; священный, традиция, добро, примета.

Венера— утро, направление, маршрут, время.

Парадигматические ассоциации показывают связи слов-лексем в лексической и грамматической парадигме в сознании человека или в его памяти, то есть лексико-грамматическую, лексико-семантическую группу, свойственную словам-стимулам слов-реакций.

Национальная (метафорическая) ассоциация(социальные стереотипы, изображает переносное и символическое значения):

Большая Медведица— источник жизни, жизнь, вечность, светлый, словно солнце, солнце мое, свет мой, луч мой и т.д.;

Венера– мечеть, тайна, лунная ночь, чувство, любовь, красива, словно луна, яркая луна, луна моя, одеть луну вместо ожерелья и т.д.;

Разъяснительная или описательная ассциация:

Большая Медведица— по легенде это семь разбойников, выкрав­ших принцессу, указатель верного пути заблудившимся, на ум приходит песня: «Ну-ка посмотри, вон семь разбойников, ночью семь разбойников выходят на воровство», звезда, сразу бросающаяся глазам.

Венера – ранняя звезда, восходящая с рассветом, первая звезда, восходящая на небосклоне, яркая звезда, восходящая ранним утром, утренняя звезда.

Ассоциативная связь:

Большая медведица— ковш, поварешка, семь звезд, вор;

Венера —признак рассвета, Утренняя звезда, Венера, яркая звезда, Айман-Шолпан;

Устойчивые словосочетания:

Большая медведица— семь звезд, скопление звезд, группа воров, группа звезд;

Венера— утренняя звезда, утреннее время, звонкий смех, сияющая Венера, утренняя заря, две звезды, чувства молодости;

Реакции, основанные на ситуативных связях между обозначен­ными предметами: Большая Медведица — ночь, вор; Венера — утро, заря, яркая; полярная звезда.

Эмоционально-оценочная ассоциация:

Большая Медведица— крепость, наблюдение, охранник, согласие, единство, звезда, бросающаяся взгляду, особая звезда, священное число, традиции предков, компас на небе, любовь, чувство молодости.

Венера — утренняя звезда, самая яркая, нежность, красота, чистота, сияющая Венера, заря, звонкий смех, надежда, любовь, детство, священное место.

Таким образом, выявлено, что семантика космонимических наименований (Большая Медведица, Венера) имеют различные значения, каждое наименование состоит из совокупности нескольких понятий, считающихся общими и индивидуальными. А это лишний раз доказывает, что семантика слова подвергается изменениям в связи с историко-культурными, социальными преобразованиями. Материалы приведенного ассоциативного эксперимента доказывают, что у семантической структуры языковых единиц имеется психолингвистическая основа. Результаты эксперимента являются ценным материалом в описании семантических связей слов в языковой системе, хранящихся в языковом сознании носителя языка, определяющего понятие «ассоциативного поля» в психолингвистике. Анализируя материалы ассоциативного эксперимента, мы пришли к следующим выводам:

  • когнитивно-семантическое поле наименований Большая Медведица, Венера в языковом сознании имеет концептное значение со многими смыслами, состоит из системы индивидуальных понятий, сформированных в устойчивом и ассоциативном виде;
  • семантическое значение космонимических наименований является многогранной системой, состоящей из совокупности познава­тельных, метафорических, эмоционально-оценочных и ассоциативных отношений;
  • выявлено, что сохранены элементы традиционного миропони­мания, отражающегося в современном языковом сознании посредством устойчивых вербальных ассоциаций;
  • половая принадлженость респондентов оказывает свое влияние на структуру ассоциативного поля. Во-первых, функциональная ассимет­рия строения мозга, особенности функционирования правого и левого полушарий оказывают влияние на манеру говорить у женщин и мужчин.

 

Список литературы:

  1. Айтова Н. Когнитивная семантика наименований цвета в казахском языке: дис. на соискание уч.степ.канд.филол.наук: 10.02.02. — Алматы, 2005. — 126 с.
  2. 2Психологический словарь // Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. —М.: Педагогика—Пресс, 1999. — 440 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.