Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXVII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Панкина М.В., Солошенко В.А. ПРОЦЕССЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В ДИЗАЙНЕ // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(67). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 34-38.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОЦЕССЫ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ В ДИЗАЙНЕ

Панкина Марина Владимировна

студент кафедры арт-дизайна, Российский государственный профессионально-педагогический университет,

РФ, г. Екатеринбург

Солошенко Валерия Алексеевна

студент кафедры арт-дизайна, Российский государственный профессионально-педагогический университет,

РФ, г. Екатеринбург

PROCESSES OF REGIONALIZATION IN THE DESIGN

Marina Pankina

doctor of cultural studies, associate professor of department of art-design

Russian State Vocational-Pedagogical University,

Russia, Yekaterinburg

Valeria Soloshenko

student of department of art-design, Russian State Vocational-Pedagogical University,

Russia, Yekaterinburg

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются тенденции проявления этнических черт в объектах дизайна. Сравниваются подходы и теоретические взгляды различных авторов на процессы регионализации в дизайне. Автор предлагает приемы, позволяющие дизайну быть исторически точным, сохранять культурную самобытность народа, не превращаясь при этом в китч.

ABSTRACT

The article analyzes the trends manifestations of ethnic features in the design of objects. We compare the approaches and theoretical views of various authors on the processes of regionalization in the design. The author offers techniques that allow the design to be historically accurate, preserve the cultural identity of the people, without becoming kitsch.

 

Ключевые слова: глобализация; этническая культура; дизайн; этнодизайн.

Keywords: globalization; ethnic culture; design; ethno design.

 

В современном мире особую актуальность принимает проблема глобализации. Глобализация – до определенной степени необходимый процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. В настоящее время он обеспечивается, в частности, работой таких организаций как ООН, НАТО, МВФ. Однако, четко прослеживается обезличивание либо американизация многих культур. Символами глобализации можно назвать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s, компании Microsoft, Apple, IKEA и др. Данное явление затрагивает область искусства и дизайна. Мы наблюдаем похожие образы, типовые, не имеющие «корней» произведения. Особенно это касается дизайна, выросшего из индустриального дизайна, опирающегося на научный и технический прогресс, подчиняющегося функциональным и эргономическим требованиям, стремящегося к унификации и стандартизации. В противовес глобализации возникло такое явление как регионализация. Цель данной статьи – рассмотреть тенденции регионализации в дизайне и возможности воспроизведения в дизайн-объектах этнокультурных традиций.

Существует обширное количество работ, посвященных регионализации в целом и регионализации в дизайне в частности. Можно выделить следующие подходы к возникновению процесса регионализации: регионализация «как противовес безликости и стандартизации в промышленности, модульности в архитектуре и строительстве» [4, с. 201]; регионализация как инструмент «сохранения этнической идентичности каждого народа» [2, с. 120]; регионализация как способ «формирования позитивного имиджа регионального дизайна» [3, с. 116].

Например, Р.Х. Чаббаров отмечает, что без проявления национальных особенностей в объектах дизайна, он остается безликим и серым, но необходим не национальный дизайн, а преломление характерных особенностей национальной культуры в дизайне того или иного региона [4, с. 202]. Автор выделяет области искусства и дизайна, в которых регионализация может проявиться наиболее ярко: живопись, кино, декоративно-прикладное искусство, дизайн одежды, средовой дизайн, графический дизайн. Также этому процессу подвержена архитектура, но в ней проявляется и ретроспективизм – обращение к использованию исторических стилей. Отличие от стилизаторства автор видит в том, что архитекторы не просто копировали какой-либо исторический стиль, а изучали региональные стили, стремясь как можно глубже проникнуть в теоретические основы того или иного стиля. К областям практически не подверженным регионализации автор относит промышленный дизайн.

В работе О.М. Тихомировой процесс регионализации рассматривается в более узком проявлении, а именно как этнодизайн, деятельность по проектированию объектов материальной культуры с учетом культурных особенностей какого-либо народа. Автор отмечает тенденции к возрождению ремесел, реконструкции или переосмыслению традиционных ценностей. Поднимает вопрос о важности этнодизайна в многонациональном культурном пространстве России. Автором выделяется два подхода к национальному искусству: монокультурный взгляд, с опорой на главную этнокультуру, когда под именем «народная» скрывалась исключительно русская культура и «мультикультурализм», принцип параллельного существования культур и этносов [2, с. 121]. Автор критикует оба этих подхода в чистом виде и призывает придерживаться «золотой середины».

В работе же И.В. Хомяковой также подчеркивается важность ориентации на этническую культуру, так как корни дизайна – в «большой истории» и в пространственной, вещной, образной среде в целом. Автор отрицает возможность регионализации в крупных архитектурных формах, но подчеркивает ее важность в малых [3, с. 115–117]. Позицию о важности дизайна в формировании позитивного имиджа региона автор доказывает на примере республики Мордовия. Традиционный орнамент получил современное развитие на элементах государственной символики региона: флаге и гербе, а кроме того в оформлении общественных пространств, праздничных мероприятий.

Можно выделить следующие позиции, показывающие важность регионализации: она позволяет сохранить культурную самобытность и идентификацию народа; помогает поддерживать позитивный имидж определенного региона; способствует формированию уникальной современной материальной культуры региона. Важен и экологический фактор: учет исторического опыта существования в данном климатическом регионе, опора на народную мудрость, использование этнической модели организации пространства, местных технологий и материалов, связь с эстетикой региона, уважение к традициям, их сохранение, переосмысление, использование в соответствии с требованиями настоящего времени [1].

Многие дизайнеры-практики очень творчески и корректно используют этнические традиции и образы. Среди российских авторов это, прежде всего, модельеры В. Зайцев, В. Юдашкин, Г. Лосева (Мордовия), промышленный дизайнер В. Пирожков (объекты для Олимпийских игр в Сочи) и др. Жаль только, что иногда в работах некоторых авторов этнодизайн выглядит как китч, когда цветовые и композиционные решения образов выполнены неточно, искажены. Важно понимать, что регионализация в дизайне не должна превращать самобытные черты этнокультуры в мишуру, на первом месте должны стоять уважение к традициям, эстетическая ценность, а не коммерческая.

Подводя итог, хотелось бы предложить приемы, позволяющие дизайну быть исторически точным, сохранять культурную самобытность народа, не превращаясь при этом в китч. Это использование традиционных мотивов с применением современных технологий и материалов; характерной для народного орнамента цветовой гаммы; геометризация народного орнамента, но применение его на других носителях, в других материалах, использование традиционных материалов в современных производственных процессах.

Наша страна обладает уникальной культурой, одной из главных ее особенностей является то, что она соединяет в себе культуры многих народов. Отечественный дизайн должен отражать специфичность российской культуры, подчеркивать ее индивидуальность. Регионализация, сохраняя индивидуальность каждой из культур, поддерживает возможность более продуктивного обмена опытом между народами, изучения чужих культур, а, следовательно, позволяет человеку развиваться, за счет соприкосновения с различными материальными культурами. Вполне возможно, что процессы регионализации дизайна в России перейдут от декоративно-прикладного искусства, графического дизайна и дизайна одежды к промышленному дизайну, и жители нашей страны смогут стать обладателями и гордиться новыми бытовыми приборами, техникой с российскими чертами.

 

Список литературы:

  1. Панкина М.В. Принципы экологического дизайна – [Электронный ресурс] – // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – URL: http://www.science-education.ru/115-12128 (Дата обращения: 20.12.2016).
  2. Тихомирова О.М. Этнодизайн как инструмент сохранения культурного разнообразия в многонациональном российском обществе: тезисы доклада на конференции // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. / Екатеринбург: РГППУ, 2013. С. 120–122.
  3. Хомякова И.В. «Символический капитал» регионального дизайна: проблемы экологии культуры // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. Химки: МГИК, 2010. С. 114–117.
  4. Чаббаров Р.Х. Национально-культурные тенденции в современном дизайне и архитектуре // Известия УрФУ. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: УрФУ. Т. 92. С. 201–206.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.