Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIII Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 августа 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное и декоративно- прикладное искусство и архитектура

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Логвинова Е.Э. СОБРАНИЕ МЕБЕЛИ ФОНТАННОГО ДОМА ГРАФА П.Б. ШЕРЕМЕТЕВА
1750–1770 гг. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. LXIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(63). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 12-20.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОБРАНИЕ МЕБЕЛИ ФОНТАННОГО ДОМА ГРАФА П.Б. ШЕРЕМЕТЕВА
1750–1770 гг.

Логвинова Елена Эдуардовна

соискатель ФГБОУ ВПО «Российская Академия художеств, Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина», г. Санкт-Петербург, администратор, ФГБУК Государственный Эрмитаж,

РФ, г. Санкт-Петербург

FURNITURE COLLECTION OF SHEREMETEV’S FOUNTAIN HOUSE 1750–1770

Elenа Logvinova

the applicant of Russian Academy of arts, the Repin Saint-Petersburg Academic Institute of painting, sculpture and architecture, St. Petersburg,

administrator, State Hermitage Museum,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Впервые, на основе изученных архивных материалов, автор при помощи историографического метода, методики стилистического анализа формы и декора предметов декоративно-прикладного искусства и методики систематизации предметов по типам формы, декора и свойствам материала выявляет и анализирует типологический состав и стилистические особенности художественной мебели мебельного собрания Фонтанного дома 1750­1770 годов.

ABSTRACT

First, based on the study of archival materials, the author with the help of historiographic method, methods of stylistic analysis of the shape and decoration of objects of decorative art and techniques of systematizing objects by shape, decoration and material properties, identifies and analyses the typological composition and stylistic features of art furniture of the Fountain house’s collection 1750–1770.

 

Ключевые слова: мебель; стиль; барокко; канапе; кресла; стол ломберный; буфет; резьба; золочение; маркетри.

Keywords: furniture; style; Baroque; canapés; armchairs; a card table; buffet; carving; gilding; marquetry.

 

Мебельное собрание графа П.Б. Шереметева в Фонтанном доме 1750–1770 годов, являясь одним из первых и значительных собраний художественной мебели, в исследованиях русской художественной мебели до настоящего времени не рассматривалось. Сложность исследования заключается в том, что в 1770–1771 годах владелец Фонтанного дома распорядился коллекциями по своему усмотрению – мебельные «наборы» и отдельные предметы были распределены по другим владениям графа Петра Борисовича Шереметева, в частности, в Кусково и московский шереметевский дом. Реконструкция Фонтанного дома в 1795–1809 годах и создание новых парадных интерьеров дворца довершили утраты. Изучение архивных материалов фонда позволило автору восстановить типологию и художественные стилистические особенности первого мебельного собрания Фонтанного дома. В статье впервые публикуются наиболее значимые выдержки и цитаты архивных документов Фонда 1088 графов Шереметевых РГИА.

Изготовление предметов декоративно-прикладного искусства и мебели для парадных интерьеров Фонтанного дома началась в 1750 году. Самым значительным произведением мебельного искусства первоначальной меблировки Фонтанного дома был буфет. Буфет Фонтанного дома был выполнен в 1751 году, он располагался в парадной Зале дворца, и представлял собой барочную композицию, ритм которой был задан шестью резными рельефными гермами [18, л. 6 об.], расположенными на лицевых планках рам буфета. Композицию дополняло резное пластическое изображение – «резьба десюдепорта» [18, л. 7]. Резные декоративные детали буфета были вызолочены артелью золотаря Дмитрия Степанова «с товарыщи» [18, л. 16 об.] и цированы Петром Смирновым [18, л. 5; 12, л. 7 об.]. Буфет был украшен «живописной работой … писания в буфете …разных художеств» [18, л. 4 об.], то есть на буфетной доске было выполнено живописное изображение [12, с. 312–315].

Для Галереи графа П.Б. Шереметева, где была представлена коллекция живописи итальянской и французской школ, были выполнены резные жерендоны. 25 декабря 1754 года было «заплачено партикулярному верфи рещику Семену Иванову за дело в галерее шесть штук в пилястры (жередонов), по 3 шандала (каждый)» [18, л. 33]. «Жередонами» (или «жерендонами», – галлицизмы) в 1750-х – 1770-х годах называли крупные напольные, или настенные канделябры на несколько свечей, украшенные подвесками. Для резных жирандолей 1750-х годов характерна асимметричная фигурная композиция, с использованием резной орнаментики на тему завитка аканта, и изогнутые свечники. Описание «шесть штук в пилястры (жередонов), по 3 шандала [каждый]» означает, что шесть упомянутых осветительных приборов в Галерее были крупными настенными канделябрами, каждый на три свечи, крепящимися на пилястрах («в пилястры»). Кроме шести резных «жередонов», для Галереи были изготовлены три пары резных ручных шандалов: «выдано за резьбу в галерею три пары ручных шандалов 4 руб. 50 коп.» [18, л. 11]. Резные ручные шандалы было принято размещать на подстольях, следовательно, в Галерее так же были размещены шесть подстольев для ручных шандалов или резные золоченые консоли.

В 1753–1755 годах для Фонтанного дома граф П.Б. Шереметев приобретает ряд готовых предметов мебели. Так, 1 февраля 1755 года заплачено двум художникам, «которые привезли из дворца 12 дубовых стульев за провоз 2 рубли – 2 р.10 коп.» [18, л. 1б]. В середине XVIII века дворцом именовался императорский дворец, никак не частный дом. Вероятно, граф Петр Борисович приобрел набор из 12 дубовых стульев, работы мастеров севера Европы, судя по использованному материалу, в одном из императорских дворцов Петербурга, возможно, в не использовавшемся в то время дворце Екатерины I на набережной Невы. Скорее всего, эти дубовые стулья были выполнены не в «аглинском» стиле, близком стилю Т. Чиппендейла, получившем распространение с 1754 года в России и весьма модными в этот период. А это были стулья предшествующей эпохи, не столь модные в середине XVIII века, так что их продажа из дворца представлялась практичным делом. Дубовые стулья первой четверти XVIII века имели простую конструктивную форму с проногой, ряд деталей выполнен на токарном станке, включались также резные детали.

Но, судя по ведомостям расходов петербургской домовой канцелярии, Петр Борисович Шереметев предпочитал не покупать готовую мебель, а заказывать изготовление предметов модной мебели мастерам, работавшим в Петербурге. Так, по его заказу не названный в ведомости мастер-резчик «который приехал», то есть иностранец, изготавливает в 1755 году два «столика ломборныя» за «5 руб.» [18, л. 6]. Столики, предназначенные для игры в ломбер, имели прямоугольной формы столешницу со скругленными углами, и изогнутой формы ножки. Верхние доски столешницы отделывались в технике маркетри. Мы можем утверждать, что наборные «штучные» столы или столики находились в Фонтанном доме в середине XVIII века, так как они подвергались ремонту: «за дело штучным столам петель 9 пар» [18, л. 12 об.] было уплачено «2 руб. 30 коп.» [18, л. 12 об.]. В 1780-е годы в собрание графа П.Б. Шереметевых вошел ломберный стол работы одного из лучших петербургских мастеров, работавших в технике деревянного набора – М.Я. Веретенникова [5, с. 252–253], и заслуженно считается одним из шедевров мастера [16, с. 92]. Ломберный стол имеет простую лаконичную прямоугольную форму, сужающиеся четырехгранные ножки стола «обуты» в «башмачки» из золоченой бронзы с рисунком жемчужника и лавровой ветки. Край столешницы отделан дорожником золоченой бронзы с рисунком жемчужника. Деревянный набор украшает верхнюю плоскость столешницы, фартук, и все четыре грани ножек стола. Виртуозное сочетание жанровой сцены, набранной на плоскости столешницы, с пейзажем фартука дополнено геометрическим орнаментом, композициями из музыкальных инструментов и фестонами. Деревянный набор на дубовой основе выполнен из пальмового дерева, красного дерева, розового дерева, сахардана, морёного клена, грушевого дерева, самшита, орехового дерева и древесины яблони [5, с. 252, сведения о материале почерпнуты из этикетажа к этому столу].

В 1757–1759 годах в инструкциях управляющему при подготовке к праздничному приему П.Б. Шереметев упоминает «стол стул ломбарной» [19, с. л. 4] и стол для новой модной французской карточной игры ралнон – «под ралнон стол французский и шендалы» [19, л. 4]. Важно отметить комментарий «стол французский» – очевидно, этот предмет мебели был французской работы – выписан из Франции или выполнен в Петербурге французским мастером. Использовался также ещё один стол для игры – «для баниу круглой стол краснова дерева» [19, л. 4], материал вошел в моду после публикации Т. Чиппендейлом в 1754 году своих проектов. Используемый материал часто дает подсказку стилевого решения предмета мебели. Вполне возможно, что стол для баниу был выдержан в «аглинском» стиле середины XVIII века – русском стилевом варианте стиля Т. Чиппендейла. «Другой стол краснова дерева» [19, л. 5], возможно, так же в «аглинском» стиле – интерпретации русских мастеров середины XVIII века стиля Т. Чиппендейла, использовался в 1757 году в качестве подстолья для музыкантов.

Во время приемов для игры в нарты ставился также дополнительный маленький столик: «вовремя как в нарты будеть играть то заготовить маленькой столик подставить подле картошного стола» [19, л. 6 об.].

Также в Фонтанном доме имелись большие столы – не менее шести штук, так как для застолья в 1757 году использовались шесть больших столов, в указе графа П.Б. Шереметева о подготовке празднества в Фонтанном доме говорится: «по рядам как быть столу: шесть штук больших вдоль по Галереи во весь стол кушанье как обыкновенно» [19, л. 10].

В небольшой Проходной комнате, «что обито желтыми атласами» [21, с. 521], располагались «два зеркала и два столика мраморныхъ, что стоятъ подъ тъми зеркалами» [21, с. 521]. Зеркала этого периода не велики по размеру, окаймлены в деревянные резные (скорее всего позолоченные) рамы, под ними располагались два столика с мраморными столешницами, с резным фартуком и ножками (предположительно, позолоченные). В одной из парадных комнат находился «экранъ съ гербомъ моимъ» [21, с. 521], очевидно, герб Шереметевых был вышит на ткани.

В 1751 году резчик Иван Леонтьев по заказу графа Петра Борисовича выполнил для «покоя Его Сиятельства» «12 кресел ценою по 6 итого 72 руб.» [18, л. 14]. Оплата производилась «за резьбу» кресел, позолота произведена не была. В 1750-х годах петербургские мастера применяли два варианта окраски по левкасу. Очевидно, кресла были окрашены – либо по левкасу в голубой (лазоревый) цвет, либо «на ореховый колер», то есть краска имитировала цвет орехового дерева. Выполненные Иваном Леонтьевым стулья имели характерную для елизаветинского барокко слегка волнисто-скругленную форму спинки и плавно изогнутой формы ножки на кабриолях. Для обивки сплошной спинки и сидения применялась вышивка крестом. Комплект (или «набор») из 12 кресел мог быть установлен только в крупном зале. Это могла быть либо Галерея, либо Зала. Судя по декоративному оформлению и шпалерной развеске картин в Галерее, а также размещению ручных шандалов на подстольях или консолях, и многочисленных осветительных приборов, 12 кресел навряд ли могли быть размещены в ней. Поэтому они должны были быть установлены в парадной Зале, которая не была столь насыщенна декоративно-прикладными предметами.

В том же году столяр Андрей Куропаткин выполнил «парадный стул» [18, л. 17 об.] для графа Шереметева. Специализация мастера – «столяр», а не резчик, указывает на простоту формы и конструкции «парадного стула», очевидно, изготовленного в простых прямоугольных формах. Стоимость – «заплачено … за столярную работу 2 руб.» [18, л. 17 об.] указывает на относительную простоту исполнения «парадного стула». Так же несколько стульев (точное количество в ведомости не указано) выполнил «рещик Иван Савельев сотоварыщи» [18, л. 17 об.].

Убранство комнат дополняли ширмы: «а для дам … огарадить ширмами» [19, л. 4 об.].

В покое («Конторке») на втором этаже Фонтанного дома также находилось бюро [19, л. 7] владельца. К сожалению, сколь-нибудь подробных сведений о бюро П.Б. Шереметева не сохранилось. Там же находилось крупное для середины XVIII века зеркало [19, л. 7]. Стены «Конторки» были затянуты шелковым зеленым штофом: «штофъ зеленой широкiй, которымъ въ томъ моемъ доме обита конторка» [23, с. 452]. Убранство Конторки дополняли «кресла большие резные золоченыя обиты зеленым штофом что зделаны слошъ (…) креселъ» [17, л. 43] и «ложе» [17, л. 43]. В Указе П.Б. Шереметева содержится заказ управляющему Замятину на изготовление этих кресел: «въ Фонтанный мой домъ, въ контору мою, четыре кресла, которыя положено сдълать точно такимъ манеромъ, какiя я видълъ въ спальнъ у графа Никиты Ивановича Панина. У нихъ верхъ круглой, чего ради въ покои графа Никиты Ивановича тебе сходить и тъ кресла посмотрътъ, и заказать сдълать противъ ихъ, а обить ихъ штофомъ зеленымъ» [22, с. 279]. Эти два описания позволяют уточнить распространенный в этот период тип кресел елизаветинской эпохи, выполненных в рокайльных волнообразных формах, со скругленными спинками и ножками-кабриолями. Эпитет «золоченые» указывает на сплошное золочение профиля спинки, подлокотников, царги и ножек. Спинки кресел, сиденье и подлокотники были обиты шелковым штофом зеленого цвета. Мастер, выполнивший заказ этих четырех кресел, остался неизвестным.

Об интерьере библиотеки остались крайне скудные сведения, но в ней как будто из предшествующей петровской эпохи, присутствовал токарный станок: «станокъ токарный съ находящимися при немъ инструментами, которые были въ Петербургской библiотекъ» [24, с. 7–8]. Вполне вероятно, что сам граф работал на этом токарном станке. Сохранились свидетельства, передаваемые изустно, о том, что Петр Борисович не был чужд точным искусствам, и был автором ряда рисунков паркетов в Кусково [20, с. 8]. В Бильярдной комнате находился выписанный из Англии бильярдный стол красного дерева с прибором [24, с. 8].

В Указе П.Б. Шереметева управляющему также упоминаются плетеные канапе: «В Шампетръ (ближняя дача по Петергофской дороге), въ гостиную голубую комнату, вмъсто плетеныхъ канапе, заказать сдълать канапе ольховые, такiе, какъ есть въ Фонтанномъ моемъ доме (выделение автора) по мъре мъста, только щитокъ невысокiй, чтобъ бълье и зеркала не закрывало … матерья пришлется отсюда» [22, с. 279]. Из этого указания следует, что в одной из двух гостиных Фонтанного дома стояли минимум два ольховые канапе с плетёными сидениями с высокими щитками (спинками). Канапе, выполненные в барочной стилистике, являлись парадной мебелью, имели крупные формы с подчеркнуто капризно-изогнутыми линиями и с обильной орнаментикой сплэта в форме раковины или картуша. Размеры канапе позволяли разместиться 2-м и более (до 4-х) гостям, соответственно количество ножек варьировалось от 6-и до 10-и. На плетёные сиденья клались подушки, обивалась либо тканью, расшитой вышивкой крестом, либо штофом. В обивке канапе гостиной Фонтанного дома использовался штоф, как следует из текста документа.

Одно канапе также находилось вместе с креслами в личных покоях владелицы – будуаре Фонтанного дома: «… будуаръ … со стеклами зеркальными, съ ръзьбою, … съ канапе, съ креслами» [24, с. 5]. Канапе и кресла были выполнены не позднее 1764 года (год смерти владелицы), они были выдержаны в стилистике елизаветинского барокко.

В ряде указов 1770 года петербургскому управляющему Петр Борисович Шереметев неоднократно упоминает мебельные гарнитуры Фонтанного дома: «всем мебелямъ наборам ведомости как написал» [17, л. 28]; «… всем мебелямъ наборамъ ведомостя какъ писал прислать немедленно» [17, л. 24]. Это означает, что на протяжении примерно 20 лет – с 1750 по 1770 года – в Фонтанном доме сложилось собрание мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. И предметы мебели изготавливались (отдельные предметы могли докупаться) полными мебельными гарнитурами – «наборами», как, например, упомянутый выше «набор» из 12 кресел.

На основе впервые опубликованных архивных материалов фонда графов Шереметевых Фонд 1088 РГИА можно сделать выводы о том, что в 1750–1770-е года в Фонтанном доме графа Петра Борисовича Шереметева сложился единый стилевой ансамбль предметов декоративно-прикладного искусства елизаветинского барокко, дополнением к которым являлись предметы так называемого «аглинского стиля» русских мастеров. Собрание мебели включало в себя все типы мебельных предметов этой эпохи: буфет, канапе двух видов – с плетёными сидениями и обитые шелковым штофом, кресла, стулья, подстолья, столы и столики для карточных игр, в том числе ломберные наборные столы, столы хозяйственного назначения, бюро, бильярд, ширмы, осветительные приборы – жирандоли напольные, настенные и ручные. Отдельные предметы петровской эпохи дополняли шереметевское собрание.

 

Список литературы:

  1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. «Русский интерьер XVIII–XIX веков», – М. «Сварог и К», 2000. 128 с.
  2. Бенуа А.Н. Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны. СПб. Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1910 г. 59 с.
  3. Ботт И.К., Канева М.И. Русская мебель: История. Стили. Мастера. СПб. Искусство-СПБ, 2003. 507 с.
  4. Ботт И.К., Пахомова-Герес В.А., Серпинская Т.В. Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. СПб, изд. «Аврора», 2009. 256 с.
  5. Гусева Н.Ю., Семенова Т.Б. Русская художественная мебель XVIII века в собрании Эрмитажа. Санкт-Петербург. Изд. Государственного Эрмитажа, 2015. 432 с.
  6. Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия (авт. раздела «мебель» Гусева Н.Ю.) Т. 2. Изд-во Государственного Эрмитажа АРС, 2006. 296 с.
  7. Денисов Ю.М. Зимние маленькие хоромы Петра Первого. // Зимние дворцы Петра I. История Строительства. Архитектура и убранство. События и люди. СПб. Тип. Филологич. факультета СПбГУ. 2002. С. 190–199.
  8. Иванов Д.Д. Искусство мебели. Русское декоративное искусство. Вып. 5. – М. Гос. изд., 1924. 32 с.
  9. Казакова В.В. Частные собрания декоративно-прикладного искусства в контексте русской культуры XVIII – первой половины XIX вв. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. СПб, 2009. 24 с.
  10. Кочерова Е.И. Коллекция мебели XVIII века собрании Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум». Спб, 2007.
  11. Лансере Н.Е. Фонтанный дом (Шереметевых). // Лансере Н.Е. Старый Петербург. Историко-архивные исследования. СПб, изд. Коло. 2012. С. 38–54.
  12. Логвинова Е.Э. И. Дункер и декоративное и мебельное убранство Фонтанного дома в середине XVIII века. // Историческая и социально-образовательная мысль. Всероссийский научный журнал № 5 2014 г. С. 312–315.
  13. Матвеев М.М. Фонтанный дом. История строительства и перестроек 1712–1990 гг. // Усадьба графов Шереметевых «Фонтанный дом». 300 лет. СПб. 2012. С. 6–89.
  14. Матвеев В.Ю. Разных художеств мастера (новые архивные материалы к истории русской культуры первой четверти XVIII века) // Наука и культура России XVIII века. – Л. 1984. С. 149.
  15. Михайлов Г.В. Зимние дворцы Петра I. История Строительства. Архитектура и убранство. События и люди. СПб. Филологический фак-т СПбГУ. 2002. С. 224. илл.
  16. Русское наборное дерево восемнадцатого века: Мебель. Панно. Паркет. Альбом (Авт.-сост. Ю.В. Фомин). – М. Изд. Сов. Россия, 1989. С. 182.
  17. Ф. 1088.оп. 12.д. 17. Указы гр. П.Б. Шереметева петербургскому управителю домами в Петербурге, мызами и дачами и личным делом Шереметевых: о сборе оброчных и арендных денег, строительных работах … ч. II. 1770 г.
  18. Ф. 1088. оп. 12. д. 58 «Ведомость денежных сумм на жалованье служителям, на строительство Фонтанного дома, Невской дачи и на маскарады. Март 1755 г.» (1751–1755 гг.).
  19. Ф. 1088. оп. 12. д. 60 «Записки, инструкции и указы гр. П.Б. Шереметева Василию Замятину о поправках и переделках в Фонтанном доме и с. Вознесенском, программа праздника в с. Вознесенском. 1757–1759 гг.».
  20. Шереметев П.С. О русских художественных промыслах: Докл. чл. Кустар. сов. Моск. губ. земства гр. П.С. Шереметева. – Москва: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1913. – С. 8.
  21. Шереметев С.Д. Указы графа П.Б. Шереметева его управителям // Журнал «Русскiй архивъ», изд. П. Бартеневымъ, – М., 1898 г. № 4. С. 509–522.
  22. Шереметев С.Д. Указы графа П.Б. Шереметева его управителям. // Журнал «Русскiй архивъ», изд. П.И. Бартеневымъ, – М., тип. Университетская, 1898 г. № 6. С. 275–288.
  23. Шереметев С.Д. Указы графа П.Б. Шереметева его управителям. // Журнал «Русскiй архивъ», изд. П. Бартеневымъ, – М., тип. Университетская, 1898 г. № 7. С. 445–459.
  24. Шереметев С.Д. Указы графа П.Б. Шереметева его управителям. // Журнал «Русскiй архивъ», изд. П. Бартеневымъ, – М., 1898 г. № 9. С. 5–35.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.