Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» (Россия, г. Новосибирск, 13 октября 2011 г.)

Наука: Филология

Секция: Русский язык. Языки народов Российской Федерации

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сивцева Н.А. ГЛАГОЛ-СКАЗУЕМОЕ С ФОРМОЙ ПРОШЕДШЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ В ТЕКСТАХ ЯКУТСКИХ СКАЗОК // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ГЛАГОЛ-СКАЗУЕМОЕ С ФОРМОЙ ПРОШЕДШЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО МЕЖФРАЗОВОЙ СВЯЗИ В ТЕКСТАХ ЯКУТСКИХ СКАЗОК

 

 

Сивцева Наталия Александровна

 к. ф. н., н. с. ИГИиПМНС СО РАН, г. Якутск

E-mail: sivna@mail.ru

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 11-34-00356а2 «Временные формы глагола как средство межфразовой связи в якутском языке».

 

В якутском языке прошедшее время изъявительного наклонения глагола имеет всего восемь форм. Из них прошедшее результативное время представлено двумя типами: первым (причастие на -быт, -пыт, -мыт + афф. сказуемости) и вторым (сочетание деепричастной формы на -ан с функционально-служебным глаголом тур- в форме настояще-будущего времени). В данном тезисе рассматривается глагол-сказуемое с первой формой прошедшего результативного времени как средство межфразовой связи в якутском тексте. Материалом исследования является сборник «Якутские сказки», составленный Г. У. Эргисом [6,с. 392], известный как первое крупное издание якутских сказок, обеспеченное добротным научным аппаратом.

Глагол в якутском языке является подробно изученной частью речи. Однако исследования глагола на уровне текстовых категорий, единиц в настоящее время отсутствуют, так как теоретическое обоснование проблемы лингвистического представления текста на якутском материале находится на начальной стадии. Сложное синтаксичекое целое (далее — ССЦ) — структурно-семантическая текстовая единица, представляющая собой группу взаимосвязанных самостоятельных предложений, объединенных лексико-грамматическими и ритмомелодичными признаками, характеризующих какую-либо сторону описываемого предмета (явления) [3, с. 15–80]. По мнению исследователей, ССЦ «является почти идеальной моделью» текста, «в его структуре обнаруживаются практически все принципы, приемы, средства, релевантные для текста» [2, с. 100–101]. В этом отношении изучение тех или иных языковых явлений, их текстообразующих функций на уровне ССЦ является целесообразным. ССЦ как единица, строящаяся по законам языка, имеет внутренний и внешний планы строения. Внутренний план строения ССЦ обусловлен грамматическими отношениями между его предложениями и единой авторской позицией. Внешний план строения ССЦ представлен композицией, состоящей из зачина, средней части и концовки.

Любая синтаксическая конструкция существует благодаря синтаксической связи. Как отмечают исследователи, «без синтаксических связей нет и не может быть никаких синтаксических объектов, никаких синтаксических субстанций, поскольку синтаксический объект всегда мыслится как конструктивный, построенный тем или иным способом» [5, с. 7]. Средства синтаксической организации текста, обеспечивающие его целостность и связность, подразделяются на лексические, морфологические и синтаксические. Временные формы глаголов-сказуемых относят к морфологическим средствам межфразовой связи [4, с. 8].

В материалах сборника «Якутские сказки» Г. У. Эргиса обнаружено использование глагола-сказуемого с первой формой прошедшего результативного времени в текстообразующей функции. Рассмотрим пример (арабскими цифрами обозначаются порядковые номера предложений в ССЦ):

(1) Арай биирдэ таҥара оҕонньор күлүк сири булан, утуйан тарайа сыттаҕына, аттыгар аһаан баран бочугурас көтөн тигинээбит. (2) Онтон улаханнык соһуйан, таҥара оҕонньор уһуутаан-уолуйан уһуктубут. (3) Уордайан туран, таҥара бочугураһы буруйдаабыт, кини түөһүн этин ылан атын көтөрдөргө үллэрэн биэрбит. (4) Онтон ыла бочугурас оччоон хаалбыт. (5) Атын көтөрдөр түөстэригэр үрүҥ эттээх буолбуттар. ʽОднажды, когда старик бог спал, раскинувшись в тенистом месте, рябчик, поевши около него, с шумом полетел. Испугавшись этого шума, старик бог проснулся с криком и трепетом. Вставши, разгневанный бог наказал рябчика, взял мясо с его груди и распределил его между другими птицами. С тех пор рябчик совсем уменьшился, а у других птиц в груди появились слои белого мясаʼ [6, с. 70]. Данное ССЦ состоит из пяти предложений, последовательно дополняющих друг друга. Вид связи между предложениями — цепная. Препозиция первого предложения-зачина выражена наречием арай биирдэ ʽоднаждыʼ, одним из традиционных языковых признаков жанровой особенности якутской сказки. Второе предложение связано с зачином при помощи формы исходного падежа указательного местоимения ол ʽтотʼ, синонима скрепы прономинального типа онтон в значении ʽот этогоʼ в дейктической функции. Имена существительные в качестве подлежащего и дополненния также обеспечивают связность предложений. Связь «подлежащее — подлежащее» существует между первым, вторым, третьим и четвертым предложениями: (1) таҥара оҕонньор — (2) таҥара оҕонньор — (3) таҥара; (1) бочугурас — (4) бочугурас, связь «подлежащее — дополнение» — между первым и третьим: (1) бочугурас — (3) бочугураһы, связь «дополнение — подлежащее» — между третьим и пятым предложениями: (3) көтөрдөргө — (5) көтөрдөр. Четвертое и пятое предложения представляют собой концовку ССЦ, маркированную составным союзом онтон ыла ʽс тех пор, с того времениʼ. Данная скрепа означает, что событие, выраженное в концовке, началось с того момента, когда произошло событие, описанное в средней части ССЦ. Однако средством межфразовой связи, наиболее очевидно подчеркивающим связность и целостность рассматриваемого ССЦ, выступает единство временных форм глаголов-сказуемых в первом прошедшем результативном времени (причастие на -быт, -пыт, -мыт + афф. сказуемости) в форме третьего лица обоих чисел: (1) тигинээбит (3 л., ед.ч.) — (2) уһуктубут (3 л., ед.ч.) — (3) буруйдаабыт, биэрбит (3 л., ед.ч.) — (4) оччоон хаалбыт(3 л., ед.ч.) — (5) буолбуттар (3 л., мн.ч.). Эта форма глаголов-сказуемых выражает «обычное действие, совершенное задолго до момента речи» [1, с. 312].

Обратимся к другому примеру из этого сборника:

(1) Арай биирдэ тулаайах уол бултуу сылдьыбыт. (2) Халарык түспүтүгэр табаларын сүтэрэн кэбиспит, бэйэтэ тыалга үүрдэрэн бара турбут. (3) Ол иһэн биир дьиэҕэ кэлэн кэтиллэ түспүт. (4) Онуоха халарык астан хаалбыт. ʽОднажды охотился парень-сирота. Тогда налетел вихрь. Парень потерял своих оленей, а сам, гонимый ветром, продолжал идти. Идя так, он наткнулся на один дом, тогда вихрь утихʼ [6, с. 128–129]. Данное ССЦ состоит из четырех предложений, связанных между собой цепной связью. Препозиция первого предложения-зачина также представлена наречием арай биирдэ ʽоднаждыʼ, характерным для вступления якутских сказок. Связь «подлежащее — подлежащее» видим в первых трех предложениях ССЦ. Подлежащее уол ʽпареньʼ первого предложения-зачина подразумевается в первой части второго, а также в третьем предложениях, на него указывают формы сказуемых в 3 л. ед. ч.: (2) сүтэрэн кэбиспит — (3) кэлэн кэтиллэ түспүт. Подлежащее второй части второго предложения бэйэтэ ʽсамʼ представляет лично-возвратное местоимение в 3 л. ед. ч. Связь «обстоятельство — подлежащее» существует во втором и четвертом предложениях: (2) Халарык түспүтүгэр — (4) халарык. Концовка ССЦ выражена скрепой прономинального типа онуоха ʽв результате, в итоге, из-за этогоʼ в функции межфразового средства связи, обозначающей причинно-следственные отношения. Все предложения объединены единством временной формы глаголов-сказуемых в первом прошедшем результативном времени (причастие на -быт, -пыт, -мыт + афф. сказуемости), в форме 3 л. ед. ч.: (1) бултуу сылдьыбыт — (2) сүтэрэн кэбиспит, бара турбут — (3) кэтиллэ түспүт — (4) астан хаалбыт.

В рассмотренных примерах глаголы-сказуемые в прошедшем результативном времени первом обозначают смысловое единство, структурную цельность ССЦ.

Таким образом, единство временных форм глаголов-сказуемых является одним из средств формирования текста якутских сказок. Дальнейшие исследования в этом направлении требуют изучения остальных временных форм глаголов-сказуемых в качестве межфразовой связи, определения текстообразующей роли их разновременных форм в ССЦ, в текстовом фрагменте. 

Список литературы:

  1. Грамматика современного якутского литературного языка. Фонетика и морфология. — М., 1982. — С. 312.
  2. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст: На материале русской прозы XIX–XX вв. — М., 2006. — С. 100–101.
  3. Лосева Л.М. Как строится текст. — М.: Просвещение, 1980. — С. 15–80.
  4. Цырендоржиева Б.Д. Межфразовые связи в современном бурятском языке (на материале категории личного притяжания): Автореф. дисс. …к.ф.н. — Улан-Удэ, 2008. — С. 8.
  5. Черемисина М.И., Колосова Т.А. Очерки по теории сложного предложения. — Новосибирск: Наука, 1987. — С. 7.
  6. Эргис Г.У. Якутские сказки. — Якутск, 1996. — 392 с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.