Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXI Международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (Россия, г. Новосибирск, 15 апреля 2024 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Слепцов Ю.А. ИННОВАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ЭВЕНОВ // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. LXXXI междунар. науч.-практ. конф. № 4(78). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 50-54.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИННОВАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА ЭВЕНОВ

Слепцов Юрий Алексеевич

канд. пед. наук, научный сотрудник, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН,

РФ, г. Якутск

АННОТАЦИЯ

С 2000 по 2022 гг. в Республике Саха (Якутия) осуществляли свою деятельность во время летних каникул временные образовательные организации – кочевые лагеря для детей эвенов. Коренные малочисленные народы Севера эвены проживают на Северо-Востоке Российской Федерации: Камчатке, Чукотке, Магадане, Якутии и на севере Хабаровского края. Опыт работы показал, что кочевой лагерь является инновационной формой в сфере образования и просвещения. Во время работы применялись технологии и методы этнопедагогики, с помощью которых дети погружались в аутентичные формы жизнедеятельности и традиционные виды хозяйствования. На данный момент воспитанники кочевого лагеря успешно работают в различных отраслях народного хозяйства, в том числе воспитателями и педагогами родного языка и национальной культуры эвенов.

 

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, эвены, дети школьного возраста, кочевой лагерь, традиционное воспитание.

 

Модернизация системы образования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в настоящее время становится одной из важнейших социально-педагогических проблем в Республике Саха (Якутия) и за ее пределами.

Возрождение кочевых систем образования в современных условиях рассматривается как разновидность типа сельской малокомплектной школы в условиях Севера, как мобильная форма школьной сети.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) функционируют различные типы кочевых школ: 1. Стационарно-кочевая школа; 2. Сетевая кочевая школа; 3. Тундровая, лесотундровая, таежная кочевые школы – филиалы базовых средних школ; 4. Кочевая школа – детский сад; 5. Общинная школа в местах компактного проживания коренных народов Севера.

Шестым типом формы образования стал кочевой лагерь, организованный в 2000 г. Руководителем и организатором является Слепцов Юрий Алексеевич. Костяк педагогического состава составляют учителя Улахан-Чистайской средней общеобразовательной школы Момского района Якутии.

Кочевой лагерь как новая форма образовательной организации впервые был организован на территории МУП «Момский» оленеводческой бригады «Чолой» в местности «Эсэ Сулбут» в Момском районе Республики Саха (Якутия) и проработал до ликвидации предприятия. Название первого кочевого лагеря «Нелтэнкэ» (Солнышко с эвенского) выбрали сами участники – дети [4, с.6].

В 2000 г. директор Индигирской средней школы Николай Алексеевич Брызгалов попросил открыть при школе кочевой экологический лагерь «Маранга» (Радуга с эвенского). В 2001 г. лагерь начал свою работу на территории Индигирского наслега в местности «Тойон Уйата» (Гнездо орла с якутского), далее в бассейне реки Чибагалах. Воспитанники лагеря исследовали обширную площадь своего родного края, где они на практике изучали экологию, топонимику, собрали гербарий.

В результате работы данного лагеря 8 детей из 12-ти впоследствии стали дипломированными педагогами различного профессионального направления, которые работают в различных районах Республики Саха (Якутия).

По просьбе жителей п. Сасыр в 2002 г. был организован кочевой лагерь «Гарпанга» (в переводе с эвенского «первые лучи солнца») при Улахан-Чистайской средней общеобразовательной школе в местности «Мраморная гора» на территории Момского национального природного парка. В последующем лагерь начал работать в родовых общинах эвенов и работает до настоящего времени.

Цель кочевого лагеря – создание мобильной системы кочевого образования с целью обеспечения доступности и всеобуча для детей коренных малочисленных народов Севера в условиях кочевого и полукочевого образа жизни и ведения традиционных видов хозяйствования [8, с.12].

В педагогической литературе имеются публикации, которые рассматривают общие вопросы общеобразовательных школ в условиях Севера в работах В.Г. Арсенова, А.Г. Базанова, Л.Н. Верина и др.

Известны работы ученых-педагогов Республики Саха (Якутия) В.Ф. Афанасьева, Н.Д. Неустроева, З.С. Жирковой и др.

В период 50-х годов ХХ в. были допущены грубые ошибки в национально-языковой политике. Это свертывание научно-исследовательской работы по языкам, фольклору и литературе, резкое сокращение подготовки специалистов, особенно преподавателей родных языков высшей квалификации, а также почти полное исключение родных языков из учебных планов школ народов Севера, что привело к резкому сокращению владения родным языком, а также его социальных функций. Как показала в 2010 году Всероссийская перепись населения, из 22383 эвенов (ламутов) владеют родным языком 5538, т.е. 25% [5, с.89]. Подобную картину можно наблюдать и у других коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия): долган, эвенков, чукчей, юкагиров.

Дети эвенов, живя в отрыве от своих кочующих родителей, были оторваны от стиля жизни кочевых народов, что в результате привело к утрачиванию традиционного вида хозяйствования – оленеводства, знаний, обычаев и всего пласта культурного наследия. Впоследствии основной урон был нанесен сфере оленеводства. Поголовье оленей во всех категориях хозяйств Республики Саха (Якутия) в 1980 г. насчитывалось 380 тысяч голов, а в 2022 г. – 160 тысяч. При этом в настоящее время средний возраст работников в оленеводстве составляет выше 40 лет.

Учитывая вышеизложенное, целями кочевого лагеря являются:

  1. Изучение родного эвенского языка, культуры, обычаев и обрядов;
  2. Обучение и практическое приобщение к труду оленеводов, умениям и владениям, обычаям охотничьего и рыболовного промыслов;
  3. Изучение естественной среды обитания оленеводов-кочевников [6, c.16].

В ходе культурно-образовательного процесса педагогическим коллективом, с одной стороны, применялись критерии для характеристики общего личностного развития детей, и с другой - проводилось непрерывное наблюдение, фиксирование, корректирование тех или иных фактов и явлений в процессе деятельности воспитанников, характеризующих их традиционную этническую идентичность [3, с.32].

Были созданы педагогические условия с этнической направленностью - содержание, формы и методы как новый вид организации традиционного воспитания детей эвенов:

  1. Набор разновозрастного объединения учащихся;
  2. Практическое обучение детей, в естественных условиях Севера, ведению домашнего оленеводства (обучение верховой езде, окарауливание основного стада вместе со взрослыми, приручение верховых оленей и т.д.;
  3. Погружение в самобытную кочевую жизнь и языковую среду, что обеспечивает действенность и результативность образовательного процесса.

В процессе воспитания необходимо отметить роль национальных игр. Одним из первых, кто описал игры эвенов, является Я.И. Линденау во время 2-й Камчатской экспедиции [1,с.63]. Многие из игр, описанные Яковом Ивановичем, частично утеряны, и современные дети их не знают. В кочевом лагере педагоги, учитывая положительный эффект игр, применяют весь арсенал знаний национальных игр, и ребята с удовольствием знакомятся с ними. Как справедливо отметила в свое время Маргарет Мид, игры детей напоминают игры взрослых по своему характеру, интересу, ими вызываемому, и по их взаимоотношению с трудом [2, с.169].

Немаловажную роль в изучении эвенского языка оказывает топонимика родного края. Дети довольно легко запоминают название тех мест, где проходит маршрут передвижения кочевого лагеря. В усвоении понятия и значения топонимики играют большую роль легенды или мифологическая основа местности.

В лагерь в обязательном порядке принимаются дети из социально-неблагополучных семей (один из родителей – алкоголик), многодетных и неполных семей. В 2022 г. были дети 40% из неполных семей. В Арктике остро стоит проблема с алкоголизмом. В лагере действует здоровый образ жизни. По результатам работы можно отметить, что несмотря на предпринятые усилия в воспитании, выбрали другой путь, и поэтому они ушли из жизни в молодом возрасте. Данные факты педагогами применяются как отрицательный символ общества.

Многие ребята, участвовавшие в работе кочевого лагеря, стремятся вновь побывать в нем. Из 206 воспитанников кочевого лагеря 86 детей посетили лагерь повторно 2-4 раза [8, c.22]. Некоторые дети, окончив средние специальные  и высшие учебные заведения, сами становились педагогами и воспитателями в кочевом лагере.

Опытом работы кочевого лагеря заинтересовались специалисты из США, которые разработали проект ««Олений след», адаптированный коренным народам Аляски [7]. Многие регионы Российской Федерации внедрили летние лагеря в соответствии своим требованиям и возможностям.

Заключение

Миссия ученых, педагогов и современного поколения заключается в том, чтобы жизнь на Севере продолжалась в своем традиционном ритме и темпе. Перед нами стоит задача - сохранить уникальную самобытную культуру, родной язык, традиционные виды хозяйствования и образ жизни номадов Севера. Одним из способов возможных решений данной задачи является организация временных детских объединений – кочевых лагерей.

 

Список литературы:

  1. Линденау, Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): историко-этнограф. материалы о народах Сибири и Северо Востока. / Я.И. Линденау. – Магадан: Кн. изд-во, 1983. – 176 с.
  2. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – М.: Наука, 1988. – 429 с.
  3. Неустроев Н.Д. Традиционное воспитание детей малочисленных народов Севера – эвенов в условиях кочевого лагеря // Н.Д. Неустроев, Ю.А. Слепцов / Педагогика и просвещение. – 2018. – № 2. – С. 31 - 37.
  4. Слепцов, Ю.А. Кочевой лагерь «Нелтэнкэ» / Ю.А. Слепцов. – Якутск: Издательство ЯГУ, 2002. – 16 с.
  5. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. – М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. – 183 с.
  6. Neustroev N.D. [et al.]. Small school as a sociocultural center in rural settlements of the North-East of Russia: search for the ways to preserve and develop / Revista ESPACIOS |Vol.39 (№23) Ano 2018/ 18392316.html
  7. Space technologies for enhancing the resilience and sustainability of indigenous reindeer husbandry in the Russian Arctic / N.G. Maynard [et al.] // Proceedings, 31st International Symposium on Remote Sensing of Environment, ISRSE 2005: Global Monitoring for Sustainability and Security, St. Petersburg, 20–24 июня 2005 года. – St. Petersburg, 2005.
  8. Слепцов, Ю.А. Педагогические особенности организации традиционного воспитания детей коренных малочисленных народов Севера в кочевом лагере: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Слепцов Юрий Алексеевич. – Якутск, 2018. – 24 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.