Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 мая 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическое мастерство и профессиональное саморазвитие педагога: проблемы и перспективы развития

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Дубровина И.В. СИСТЕМА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПОНЕНТЫ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

СИСТЕМА  ПОСЛЕДИПЛОМНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ:  КОМПОНЕНТЫ  САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ  МУЗЫКИ  В  КОНТЕКСТЕ  ТВОРЧЕСТВА

Дубровина  Ирина  Владимировна

аспирант  Уманского  государственного  педагогического  университета,  Украина

E-mail:  badger1@  ukr.net

 

POSTGRADUATE  EDUCATIONAL  SYSTEM:  COMPONENTS  OF  SELF-EDUCATION  ACTIVITY  OF  MUSIC  TEACHER  IN  THE  CONTEXT  OF  CREATIVITY

Dubrovina  Irina

Aspirant  Umansky  of  the  State  Pedagogical  University,  Ukraine

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  предложено  определение  сущности  понятия  «компоненты  самообразовательной  деятельности»,  проанализированы  компоненты  самообразовательной  деятельности  в  аспекте  творчества.

ABSTRACT

The  paper  proposes  the  definition  of  the  concept  "components  of  self-education  activities"  and  consider  the  components  of  self-educational  activity  in  the  aspect  of  creativity.

 

Ключевые  слова:  самообразовательная  деятельность  учителей  музыкального  искусства;  компоненты  самообразовательной  деятельности  педагогов;  творчество;  рефлексия.

Keywords:  self-educational  activities  of  teachers  of  music;  the  components  of  self-education  of  teachers;  creativity;  reflection.

 

Современное  последипломное  педагогическое  образование  обеспечивает  профессиональное  сопровождение  активных  проблемно-поисковых  и  исследовательских  форм  учебных  занятий,  повышая  научный,  теоретический,  методический  уровень  квалификации  современного  специалиста,  активизируя  его  самообразовательную  деятельность  как  условие  профессионально-личностного  роста.  Поэтому  процессы  модернизации  образования  взрослых  в  системе  последипломного  образования  направлены  на  создание  педагогических  условий  развития  самообразовательной  деятельности  педагогов-музыкантов  в  контексте  творчества.  Так,  А.  Щербак  определяет  главной  целью  системы  непрерывного  повышения  квалификации  «создание  условий  для  постоянного  самообразования,  самосовершенствования,  развития  исследовательских  способностей  и  педагогического  таланта  педагогов.  Важное  значение  имеет  обновление  содержания  непрерывного  повышения  квалификации,  которое  определяется  требованиями  общества  к  качеству  образования,  новейших  данных  отечественной  и  мировой  науки  и  практики  с  учетом  личностных  потребностей  работников  образования»  [5,  с.  470].  Реагируя  на  современные  требования  социума  к  личности  педагога,  современный  учитель  музыки  должен  проводить  «мониторинг-переосмысление»  умений  эффективной  музыкально-педагогической  деятельности.  Согласно  современной  профессиограмме  педагога,  необходимыми  личностно-профессиональными  качествами  современного  педагога-музыканта  являются:  мобильность;  конкурентоспособность;  владение  информационно-коммуникативными  и  художественно-педагогическими  технологиями;  методическая  грамотность;  высокий  уровень  владения  психолого-педагогическими  и  профессиональными  знаниями  и  умениями;  коммуникативные  навыки  общения  с  учениками;  готовность  к  непрерывному  самообразованию  в  различных  областях  науки,  образования,  искусства  и  потребность  в  нем;  владение  моделями  внедрения  инноваций  в  практическую  деятельность  школы;  умение  осуществлять  рефлексию  собственной  педагогической  деятельности;  творчество.

Проблема  творчества  как  педагогическая  категория  была  рассмотрена  в  работах  В.  Андреева,  Д.  Богоявленской,  А.  Бодалёва,  В.  Зягвязинского,  И.  Зязюна,  Я.  Климова,  В.  Крутецкого,  В.  Лисовской,  Л.  Лузиной,  В.  Мерлина,  О.  Мороза,  М.  Никандровой,  Я.  Пономаревой,  Н.  Тарасовича,  Г.  Филонова.  Такие  ученые,  как  В.  Сласёнин,  Ю.  Чабанский,  Г.  Щукина,  считают  творчество  первоосновой  становления  личности  педагога.  Проанализировав  многогранность  понятия  «творчество»  в  психолого-педагогической  науке,  приходим  к  выводу,  что  компоненты  самообразовательной  деятельности  в  аспекте  творчества  не  являлись  объектом  научных  исследованиях  и  поэтому  требуют  дальнейшего  рассмотрения.

Цель  статьи  —  определение  структуры  творческого  процесса,  сущности  понятия  «компоненты  самообразовательной  деятельности»,  анализ  компонентов  самообразовательной  деятельности  учителя  музыки  в  системе  последипломного  образования.

Творчество  —  это  состояние,  которое  предусматривает  высшую  меру  проявления  индивидуальной  самобытности  человека,  деятельность,  которая  превращает  личность  творца  в  индивидуальность,  благодаря  которой  осуществляется  продвижение  человеческой  культуры  в  направлении  прогресса  [6,  с.  57].  Главное  в  творчестве  не  внешняя,  а  внутренняя  активность.  У  каждой  личности  есть  способности,  мотивы,  знания  и  умения,  благодаря  которым,  она  создает  продукт,  отличающийся  новизной,  оригинальностью  и  уникальностью  (неповторимостью).  Изучение  этих  способностей,  знаний  и  мотивов  позволило  выделить  наиболее  важные  из  них  для  творческого  процесса:  воображение,  интуиция,  потребность  личности  в  самоактуализации.  Элементы  творчества  учителя  музыки,  включают  в  себя  творческое  мышление,  творческое  чувство,  воображение,  фантазию,  интуицию,  которые  через  самообразовательную  деятельность  взаимодействуют  на  всех  этапах  творчества.

Еще  К.  Станиславский  отмечал,  «что  творчество  есть  прежде  всего  полная  сосредоточенность  всей  духовной  и  физической  природы.  …Она  захватывает  кроме  того  и  тело,  и  мысль,  и  ум,  и  волю,  и  чувство,  и  память,  и  воображение»  [2,  с.  8].  Цель  художника  ученый  понимал  в  «познании,  искусстве  и  работе».  На  наш  взгляд,  творчество  учителя  музыки  выступает  высшим  активным  познавательным  процессом,  направленным  на  раскрытие  общих  и  специальных  свойств,  признаков  предметов  и  явлений,  закономерных  связей  между  ними.  Все  формы  деятельности  человека,  в  том  числе  и  самообразовательная  деятельность,  осуществляются  при  посредничестве  творчества.  Идеи,  размышления,  индивидуальные  взгляды  мастера  на  мировые  события,  впечатления  от  той  эпохи,  в  которой  он  творит,  отображаются  в  его  произведениях  музыкального  искусства.  Своеобразие  объединения  творчества  и  самообразовательной  деятельности  основано  на  содержании  художественно-творческого  процесса  как  поиска  собственной  интерпретации  художественного  образа  личностью,  «самовыражения  себя»  и  требует  от  современного  учителя  музыки  синтеза  способностей,  умений  и  творчества.

Как  отмечает  И.  Зязюн,  «часто  педагогическую  деятельность  учителя  сравнивают  с  искусством.  Творческий  характер  деятельности  педагога  определяется  рядом  факторов.  Во-первых,  разнообразие  индивидуальных  особенностей  учащихся,  которые  привлечены  к  педагогическому  взаимодействию,  во-вторых,  нестандартность  педагогических  ситуаций,  в  рамках  которых  происходит  взаимодействие»[4,  с.  17].

О.  Мергут  определяет  пять  подсистем  творческой  педагогической  деятельности:  дидактическая,  воспитательная,  организационно-управленческая,  степень  овладения  педагогическими  формами,  самосовершенствование,  общественно-педагогическая.  Самообразование  рассматривается  в  контексте  подсистемы  самосовершенствования,  которая  включает  творческую  профессиональную  деятельность  педагога  по  повышению  своей  профессиональной  и  общей  культуры,  самовоспитания,  саморазвития  профессионально-значимых  качеств,  педагогической  креативности  деятельности  педагога  по  созданию  собственной  творческой  лаборатории  [3,  с.  192].  Самопознание  является  содержанием  творчества  и  целью  самообразовательной  деятельности.  Вследствие  чего  следует  отметить,  что  активная  самопознавательная  деятельность  пронизывает  все  компоненты  самообразования  в  аспекте  творчества  учителей  музыки.

Ю.  Дубровская  выделяет  три  основных  компонента  самообразования:  мотивационный,  операциональный  и  волевой,  оценочный.  Таким  образом,  автор  понимает  самообразование  как  взаимосвязь  и  взаимообусловленность  его  основных  компонентов:  саморазвития,  самообразовательной  деятельности,  самообучения  и  самовоспитания.  Компоненты  самообразовательной  деятельности  включают  в  себя  знания,  умения  и  навыки,  формирование  которых  в  основном  осуществляется  в  процессе  самостоятельной  деятельности  субъекта  обучения.  Компонент  —  составная  часть,  элемент  чего-либо.  Компоненты  самообразовательной  деятельности  учителя  музыкального  искусства  формируются  в  аспекте  творчества  на  основе  активной  позиции  саморазвития,  высокого  уровня  общей  культуры  педагога,  совершенствования  личностно-профессиональных  качеств,  специальной  музыкально-педагогической  подготовки  и  умения  размышлять  над  собственной  деятельностью.

Т.  Скоробогатова,  Е.  Перенощикова  в  числе  основных  компонентов  самообразовательной  деятельности  выделяют  следующие:  мотивационный,  информационный,  организационно-рефлексивный  [1,  c.  93].

Проанализировав  вышеизложенное,  мы  выделили  следующие  компоненты  самообразовательной  деятельности  учителя  музыки:  мотивационно-ценностный,  организационно-рефлексивный,  эмоционально-волевой,  информационно-коммуникативный.  Рассмотрим  их  подробнее.

Мотивация  является  неотъемлемой  частью  познавательной  деятельности  человека.  В  этом  смысле  в  структуру  самообразовательной  деятельности  следует  включить  мотивационно-ценностный  компонент  самообразовательной  деятельности  [1,  с.  92].  Мотивационно-ценностный  компонент  самообразовательной  деятельности  создает  непосредственное  эмоциональное  впечатление,  которое  дает  толчок  для  активизации  творчества  педагога-музыканта.  Поэтапный  процесс  переработки  информации  от  окружающей  действительности  на  фоне  постоянной  позитивной  мотивации  к  творчеству  внедряется  в  художественный  образ  создания  произведения  на  каждом  витке  спирали  акта  творчества,  чередуясь  с  размышлениями-обращениями  к  собственному  эстетическому  опыту,  вызывает  умственный  образ  предмета  и  приводит  к  художественному  замыслу  как  творческой  задаче.  Художественный  замысел  музыкального  произведения  —  это  желаемый  результат  на  основе  операций  творческого  мышления  под  воздействием  воображения.  В  процессе  возникновения  «идеи  произведения»,  его  «идейного  зерна»  активизируются  мышление  и  память  личности  педагога  в  поиске  решения  «ценностных»  художественных  задач.  Собственные  чувства  становятся  каналами  информации,  направленными  на  переработку  художественного  материала  и  опыта  конкретного  композитора-творца.  При  создании,  а  позже  —  интерпретации  музыкального  произведения  возрастает  роль  организационно-рефлексивного  компонента  самообразовательной  деятельности.  Его  интегральными  характеристиками  выступает  внутренняя  самоорганизация,  которая  развивает  художественные  образы,  наполняет  их  эстетическим  содержанием,  движением,  красками.  Художественное  творчество  строится  на  обостренном  внимании  педагога-гуманитария  к  художественным  явлениям  и  предполагает,  по  мнению  Гёте,  «яркие  впечатления»,  умение  удержать  в  памяти  и  осмыслить  самое  яркое  впечатление,  а  позже  его  воспроизвести.  В  свою  очередь,  рефлексия  учителя  музыки  включает  способность  анализировать  и  интерпретировать,  сравнивать  и  выбирать  главное,  первоочередное  для  определенной  педагогической  ситуации  в  создании  и  интерпретации  музыкального  произведения.  Без  рефлексии  невозможен  образ  деятельного,  энергичного,  активного  «творческого  учителя».  Такого  педагога-музыканта  отличает  оригинальный  взгляд  на  художественные  явления,  своеобразное  их  восприятие,  интерпретацию  через  неповторимый  художественный  интеллект  и  самосознание,  глубокий  самоанализ  драматургии  произведений  искусства,  высокий  уровень  творчества.  Важным  психологическим  фактором  самообразовательной  деятельности  является  активизация  творчества.  Для  эффективной  самообразовательной  деятельности  важны  ее  характеристики:  мобильность,  «готовность  находить  информацию»,  умение  объединять  художественные  образы  в  композицию,  умение  фиксировать  различные  впечатления,  эмоции  и  включать  их  в  систему  ассоциаций  индивидуальности.  Художественный  образ  выступает  результатом  единства  стихийного  воображения,  фантазии  и  рационального  мышления.

Эмоционально-волевой  компонент  самообразовательной  деятельности  воспроизводит,  комбинирует,  моделирует  и  формирует  в  самосознании  творца  живые  картины,  которые  он  передает  в  своих  музыкальных  произведениях.  Эмоционально-волевой  компонент  нацелен  на  собственное  самопознание  и  на  будущего  слушателя  для  передачи  художественной  информации.  Вдохновение  выступает  высшим  умением  эмоционально-волевого  компонента  самообразовательной  деятельности  творческой  индивидуальности  творца,  активизирует  творческие  способности,  фантазию,  интуицию,  воображение,  мышление  и  активизирует  механизмы  энергии  творчества  через  накопленный  жизненный  художественно-эстетический  опыт.  Формы  вдохновения  различны,  но  имеют  общие  признаки:  концентрацию  в  творческом  процессе  всех  сил  на  определенном  содержании  и  эмоциональную  увлеченность  этим  содержанием  на  протяжении  длительного  периода  деятельности.  Поэтому  следует  обратить  внимание,  что  важнейшие  составляющие  самообразования  учителя  музыки,  которые  отражают  процессы  творчества  —  умение  эмоционально  погружаться  в  творческий  процесс,  умение  самопознавать  захватывающее  содержание  и  концентрировать  на  нем  собственный  творческий  потенциал  —  часто  сопровождаются  разными  формами  вдохновения.

Информационно-коммуникативный  компонент  самообразовательной  деятельности  требует  от  личности  педагога  незаурядного  художественного  интеллекта,  силы  творческого  мышления,  эрудиции,  что  отображается  в  отборе  учителем  музыки  необходимой  музыкальной  информации  для  обучения  учащихся.  А  также  свободной  ориентации  и  выборе  необходимых  информационных  технологий,  стимулировании  себя  на  изучение  новых  версий  программного  обеспечения,  поддержание  интереса  учащихся  к  музыкальному  искусству  через  использование  компьютерных  программ.  В  свою  очередь,  в  комуникации  учителя  музыки  заложены  способности  музыкальной  интеллектуальности:  ум,  остроумие,  глубина  мысли,  способность  охватить  широкий  круг  явлений,  оригинальность,  умение  общаться,  самостоятельно  расширять  специализированные  знания  путем  общения,  в  том  числе  и  в  профессиональных  сообществах  Интернета.

Таким  образом,  современному  учителю  музыки  невозможно  совершенствовать  себя  как  профессионала  без  сознательного  отношения  к  самообразовательной  деятельности,  ее  компонентам  как  условию  духовного  роста  личности.  Овладение  компонентами  самообразовательной  деятельности  создает  свободу,  совершенствует  эмоционально-волевую  сферу  личности,  стимулирует  художественную  интуицию.  Поэтому  важным  в  контексте  образования  взрослых  является  определение  компонентов  самообразовательной  деятельности  учителя  музыки  в  системе  последипломного  образования  как  отклик  на  возросшие  требования  информационного  общества  к  личности  педагога-гуманитария.

 

Список  литературы:

  1. Скоробогатова  Т.  Подготовка  будущего  учителя  информатики  к  самообразованию  в  своей  педагогической  деятельности  /  Т.  Скоробогатова,  Е.  Перевощикова  //  Информатика  и  образование.  №  6,  2011.  —  С.  92—97.
  2. Станиславский  К.  Моя  жизнь  в  искусстве.  320  с.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://royallib.ru/book/stanislavskiy_konstantin/moya_giznv_iskusstve.html>  (дата  обращения  22.04.2013).
  3. Мергут  О.  Мистецтво  педагогіки.  Творчість  як  педагогічна  категорія  /  Мергут  О.  //  Науково-методичний  вісник  "Професійна  освіта"  №  1—2  (38—39),  2012.  С.  187—194.
  4. Педагогічна  майстерність:  підручник  /  І.А.  Зязюн,  Л.В.  Крамущенко,  І.Ф.  Кривоноіс  та  ін.;  за  ред.  І.А.  Зязюна.  3-тє  вид.,  допов.  і  переробл.  Київ:  СПД  Богданова  А.  М.,  2008.  —  376  с.
  5. Професійна  освіта:  ціннісні  орієнтири  сучасності  [текст]:  зб.  наук.  праць.  /  за  заг.  ред.  І.А.  Зязюна;  інститут  педагогічної  освіти  і  освіти  дорослих  АПН  України.  Київ;  Харків:  НТУ  "ХПІ",  2009.  —  472  с.
  6. Роменець  В.  Психологія  творчості:  навч.  посібник.  /  В.  Роменець.  3-тє  видання.  Київ:  Либідь,  2004.  —  288  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.