Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 29 апреля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ашимова Д.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КАЗАХСТАНЕ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

АКТУАЛЬНОСТЬ  ВНЕДРЕНИЯ  ДУАЛЬНОЙ  СИСТЕМЫ  ОБРАЗОВАНИЯ  ДЛЯ  ТВОРЧЕСКИХ  СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ  В  КАЗАХСТАНЕ

Ашимова  Дана  Акимовна

заведующая  кафедрой  актерского  искусства  и  режиссуры  Казахского  национального  университета  искусств,  г.  Астана

E-mailastanafest@bk.ru

 

Визит  Президента  Казахстана  Нурсултана  Назарбаева  в  ФРГ  в  феврале  текущего  года  по  развитию  «дуальной  системы»  образования,  —  дал  мощный  толчок  для  практической  реализации  договоренностей  в  этом  вопросе  в  Казахстане.

К  примеру,  в  Астане  подписаны  трехсторонние  Договора  о  социальном  партнерстве  в  рамках  внедрения  дуальной  системы  обучения  в  компаниях  АО  «Самрук-Қазына».  По  поручению  Главы  государства  Фондом  национального  благосостояния  определен  перечень  базовых  предприятий  и  разработан  пошаговый  план  внедрения  дуальной  модели  подготовки  специалистов,  тем  самым  был  создан  прецедент  в  Казахстане.  Комплекс  принятых  мер  включает:  внедрение  системы  дуального  образования,  эффективно  совмещающего  изучение  теоретической  базы  с  активным  практическим  освоением  современных  производственных  технологий,  модернизация  16  корпоративных  учебных  центров,  создание  корпоративных  стандартов  по  долгосрочному  планированию  трудовых  ресурсов,  включая  полный  перечень  профессий  и  специальностей,  формирование  единых  профессиональных  стандартов  и  моделей  отраслевых  квалификационных  рамок.

Общепризнанным  лидером  в  данном  вопросе,  по  праву,  считается  Германия.  Система  профессионального  образования  Германии  проверена  жизнью  и  является  образцом  для  всего  Европейского  Союза.  Высокая  жизнеспособность  и  надежность  дуальной  системы,  видимо,  объясняется  тем,  что  она  отвечает  кровным  интересам  всех  участвующих  в  ней  сторон  —  предприятий,  работников,  государства.  Для  молодых  людей  Германии  дуальное  обучение  —  это  отличный  шанс  рано  приобрести  самостоятельность  и  безболезненно  адаптироваться  к  взрослой  жизни.  Уже  во  время  обучения  они  получают  за  свой  труд  на  предприятии  денежное  вознаграждение,  а  после  его  окончания  —  работу,  к  которой  хорошо  подготовлены.  На  федеральном  уровне  в  Германии  принят  Закон  «О  профессиональном  обучении»  (далее  —  закон)  и  «Ремесленное  уложение»,  которые  регулируют  взаимоотношения  учащегося  с  предприятием  и  образовательным  учреждением.  Закон  этот  также  определяет,  какие  предприятия  могут  участвовать  в  программе  (из  3,6  млн.  предприятий  Германии  в  программе  профессионального  обучения  задействовано  500  тыс.),  то  есть  каждое  седьмое  предприятие.  Согласно  Закону,  положения  о  подготовке  специалистов  принимаются  сторонами  тарифных  переговоров,  то  есть  организациями  работодателей  и  работников  наемного  труда,  и  затем  вводятся  в  действие  на  федеральном  уровне  компетентным  министром  (как  правило,  министром  экономики).  Министерство  труда  в  свою  очередь  разрабатывает  «Положение  об  обучении»,  регламентирующее  экзаменационные  требования.

Общая  идеология  сотрудничества  определяется  Федеральным  институтом  профессионального  образования,  на  основании  которого  Министерства  образования  и  науки  ФРГ  взаимодействуют  с  другими  заинтересованными  министерствами  и  ведомствами.  Дуальная  система  обеспечивает  плавное  вхождение  в  трудовую  деятельность,  без  неизбежного  для  других  форм  обучения  стресса,  вызванного  недостатком  информации  и  слабой  практической  подготовкой.  Оно  позволяет  не  только  научиться  выполнять  конкретные  трудовые  обязанности,  но  и  развивает  умение  работать  в  коллективе,  формирует  социальную  компетентность  и  ответственность.

Дуальная  система  предоставляет  прекрасные  возможности  для  управления  собственной  карьерой.  Для  предприятия  дуальное  образование  —  это  возможность  подготовить  для  себя  кадры  точно  «под  заказ»,  обеспечив  их  максимальное  соответствие  всем  своим  требованиям,  экономя  на  расходах  на  поиске  и  подборе  работников,  их  переучивании  и  адаптации.  К  тому  же  есть  возможность  отобрать  самых  лучших  учеников,  ведь  за  три  года  все  их  сильные  и  слабые  стороны  становятся  очевидными.  В  свою  очередь  такой  подход  мотивирует  учащихся  учиться  не  для  галочки.

Поражает  сумма  инвестиций  в  систему  дуального  образования  в  Германии!  Для  многих  предприятий  Германии  дуальное  образование  стало  незыблемым  элементом  обеспечения  подрастающими  резервами.  Активная  деятельность,  которую  предприятия  проявляют  в  этой  области,  многообразна,  обширна  и  неослабна:  ежегодно  заключаются  около  полумиллиона  договоров  о  предоставлении  профессионального  образования  и  инвестируется  ежегодно  около  28-ти  млрд.  евро,  наряду  со  следующими  27-ю  млрд.,  идущими  на  меры  повышения  квалификации  в  стенах  предприятий.

Сэндвич-программа  или  дуальная  система  образования  предусматривает  сочетание  обучения  в  учебном  заведении  с  периодами  производственной  деятельности.  Для  обучающихся  предусмотрена  ежемесячная  оплата.  Учебные  заведения  также  на  равноправной  основе  сотрудничают  с  предприятиями,  на  базе  которых  осуществляется  производственное  или  практическое  обучение.  В  отличие  от  Казахстана,  где  дуальная  система  образования  стартовала  в  2012  году  только  для  училищ  и  колледжей,  в  Германии  уже  10—15  лет  оно  применяется  в  системе  высшего  образования  (подготовка  специалистов,  магистров).  Государство  при  этом  компенсирует  путем  различных  выплат  около  30  %  затрат  предприятия  на  профессиональное  обучение!  Программы  дуального  образования  разрабатываются  солидными  институтами,  например,  такими  как  EuroHandelsInstitut.

Казахский  национальный  университет  искусств,  недавно  отметивший  свое  15-ти  летие  —  один  из  самых  молодых  заведений  культуры  и  образования  МОН  РК.  Ему  присущи  креативность,  новизна  и  стремление  использования  новейших  технологий  образования.  Возможность  внедрения  «дуального  образования»  для  одной  из  крупнейших  кафедр  университета  —  кафедры  «Актерского  искусства  и  режиссуры»,  а  именно  для  подготовки  специалистов  уникальной  профессии:  актер  драматического  театра  и  режиссер,  —  не  имеет  равных  по  актуальности  и  огромным  перспективам!

В  рамках  данной  статьи  автор  затрагивает  три  актуальных  аспекта,  три  профессиональных  причины,  три  проблемы  —  решение  которых  зависит  от  факта  скорейшего  внедрения  дуальной  системы  обучения  в  вузах  искусства  Казахстана.

Первый  аспект.  Практика  —  критерий  истины.

Обратимся  к  государственному  образовательному  стандарту  МОН  РК:  «Основным  критерием  завершенности  образовательного  процесса  в  бакалавриате  является  освоение  студентом  не  менее  160  кредитов  или  7  200  часов  теоретического  обучения  и  не  менее  11  кредитов  или  385  часов  профессиональной  практики»  [1,  с.  32].  Итак,  по  специальности  5В040700  Актерское  искусство,  на  долю  профессиональной  практики  отведено  только  5  %.  А  ведь  речь  идет  об  образовании  актера,  человека,  чья  работа  в  театре  на  99  %  является  практической.  Для  понимания  сути  проблемы  проведем  сравнительный  анализ  существующей  модели  обучения  актерскому  мастерству.  Первый  год  на  долю  практических  занятий  приходится  20  %  от  общего  времени  обучения.  Итак,  доминирование  теории  над  практикой  очевидно.  Картина  обучения  второкурсников  более  радужная,  —  50  %  времени  высвобождается  для  обучения  практическим  предметам  по  специальности  и  сервисным  предметам  (в  совокупности).  Основные  проблемы  начинается  на  3—4  курсах.  Будущие  актеры,  изучившие  за  два  первых  года  азы  актерского  ремесла,  самым  неоправданным  образом  остаются  в  тех  же  студенческих  аудиториях.  Работа  над  ролью,  над  спектаклем,  происходит  в  виртуальном  формате.  Крылатая  фраза:  «Обучать  актера  без  театральной  сцены  —  тоже  самое,  что  учить  пловца  без  бассейна»  раскрывает  суть  проблемы  повышения  уровня  качества  высшего  образования  в  театральной  педагогике,  путем  изменения  приоритетов:  %  соотношение  практики  и  теории  должно  быть  изменено  в  пользу  практики.  Причем  театральной  практики.  На  настоящей  сцене,  со  специфическим  освещением,  звуком,  декорациями,  костюмами  и  реквизитом.  Как  бы  Вы  чувствовали  себя  на  месте  педагога,  который  в  течение  двух  лет  загадочно  произносит:  «Вот  когда  вы  выйдите  на  сцену…»  или  «Выходя  на  сцену  —  несите  «шлейф  роли…»  или  «Публичное  одиночество  —  это  умение  быть  органичным  находясь  на  сцене,  перед  сотнями  зрительских  глаз…»  или  «Ориентируйтесь  на  зрителя  с  последнего  ряда…»  или  «Не  отдыхайте  за  кулисами  в  ожидании  реплики  партнера…»  О  каких  кулисах,  зрительном  зале  или  органической  жизни  на  сцене  может  идти  речь,  если  все  происходит  в  учебной  аудитории?  А  ведь  80  %  преподавателей  кафедры  «Актерского  искусства  и  режиссуры»  КазНУИ  являются  действующими  артистами  столичных  театров,  из  них  три  народных  артиста,  8  —  заслуженные  артисты  и  деятели  РК,  остальные  —  лауреаты  премии  «Дарын»  и  т.  п.  А  как  быть  с  упущенным  «золотым  временем»  актерской  профессии,  когда  юные  Ромео  и  Джульетты,  явятся  в  профессиональный  театр  не  ранее,  чем  в  22  года?  Режиссеры  театров  практикуют  единичное  приглашение  студентов  3—4  курсов  в  труппу  театра,  но  почему  бы  не  использовать  данный  опыт  для  всех  обучающихся  по  специальности,  ведь  на  всю  республику  их  численность  не  превышает  200  будущих  специалистов.

Второй  аспект.  Мастер  —  инженер  человеческой  души.

В  Казахстане  не  более  100  театральных  педагогов,  если  из  их  числа  убрать  преподавателей  1—2  курсов,  преподавателей  по  смежным  сервисным  дисциплинам,  то  в  процесс  дуального  образования  будут  вовлечены  не  более  3-х  десятков  специалистов.  Учебный  процесс  десятилетиями  традиционно  проводится  по  схеме:  мастер-студент.  Мастер,  как  правило,  ведущий  именитый  артист,  с  большим  опытом  работы  в  театре,  в  некотором  смысле  доминирующий  авторитетом  над  учеником.  Период  ежедневного  общения  творческого  процесса  составляет  четыре  года.  За  это  время,  мастер  раскрывает  творческую  индивидуальность,  работает  над  «сопротивлением  материала»,  развивает  творческий  потенциал,  формирует  мировоззрение  и  человеческие  качества  подопечного.  Нередко,  единомыслие  и  творческая  совместимость  рождают  талантливую  творческую  студию,  которая,  как  правило,  «перерождается»  в  новый  театр  (например,  курс  Олега  Табакова,  после  окончания  основал  знаменитый  театр  «Табакерка»).

Но  существует  и  обратная  сторона  медали.  Поступивший  в  вуз  студент,  «обречен»  на  четырехлетний  контакт  с  руководителем,  и  не  факт,  что  они  психологически  совместимы.  Иногда,  мастера  подменяют  понятие  «школа»,  «подчерк  мастера»  —  актерскими  штампами  и  «расчесыванием  под  одну  гребенку».  И  такая  картина  вырисовывается  повсеместно.  Панацеей  в  решении  данной  проблемы,  по  мнению  автора,  является  дуальная  система  образования.  Студент,  поступив  на  службу  в  театр,  имеет  уникальную  возможность  обучаться  мастерству  актера  у  разных  мастеров:  членов  труппы,  работающих  по  договору  с  вузом.  Нельзя  скидывать  со  счетов  тот  факт,  что  в  театральном  искусстве  имеют  большое  значение  «творческие  школы»  и  «течения».  Поэтому  дуальная  система  образования  дает  уникальную  возможность  еще  в  период  обучения,  получить  «пробу  пера»  у  различных  мастеров  творчества  (в  Казахстане  практикуются  «московская»  и  «ленинградская»  театральные  школы).

Третий  аспект.  Бытие  определяет  сознание.

Реалии  материального  положения  артиста  драматического  театра  в  современном  обществе  сформировались  так,  что  это  одна  из  низкооплачиваемых  специальностей.  В  Казахстане  зарплата  Народных  и  Заслуженных  артистов  (не  говоря  о  молодежи)  ниже,  чем  в  России,  и  в  разы  ниже,  чем  в  странах  Европы  и  Америки.  Финансовое  неблагополучие,  вынуждает  работать  на  двух-трех  работах  одновременно:  дублировать  кинофильмы  и  передачи  ТВ,  подрабатывать  тамадой  или  конферансье,  преподавать  в  вузе.

Пропагандировать  престижность  и  востребованность  в  таком  контексте  очень  сложно.  Доля  уникальной  талантливой  и  креативной  молодежи  (потенциальных  абитуриентов  творческих  вузов)  уходят  на  ТВ,  в  шоу-бизнес,  масс-медия,  продюсирование,  работают  индивидуальными  предпринимателями.  Основная  масса  необученной  молодежи  несет  в  «массы»  низкопробную  продукцию.  Конкурентоспособность  отечественных  продуктов  культуры,  во  многом  можно  было  повысить,  если  бы  опыт  Германии  по  дуальной  системе  был  бы  применен  в  театральном  образовании  Казахстана.

Итак,  подводя  итоги,  автор  статьи  ратует  за  практическое  внедрение  дуальной  системы  образования  не  только  для  промышленных  и  производственных  специальностей,  используя  передовой  опыт  Германии,  но  также  включить  в  утвержденный  реестр  специальностей  и  творческие  специальности:  такие  как  музыкальная  педагогика,  актерское  исполнительское  искусство,  режиссура,  хореография  и  вокал.

Опыт  Германии  в  вопросе  дуальной  системы  образования  для  высшего  образования  требует  осмысления,  естественны  споры  и  дискуссии  в  обществе  на  всех  уровнях.  Но  автор  статьи,  как  театральный  педагог  с  большим  стажем,  ежедневно  сталкивающийся  с  насущными  проблемами  профессионального  образования,  является  пропагандистом  и  пионером  в  данном  вопросе.  Если  обществу  нужен  прорыв  в  театральном  искусстве  —  то  единственным  реальным  механизмом  его  осуществления,  бесспорно,  является  поддержка  и  внедрение  опыта  Германии  в  дуальном  образовании  на  государственном  уровне.

 

Список  литературы:

  1. Государственный  общеобязательный  стандарт  образования  республики  Казахстан.  Астана,  2009.  32  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.