Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2013 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Золотарева Л.Р. ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXIV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  КАК  ИНТЕГРАЦИОННОЕ  ПРОСТРАНСТВО

Золотарева  Лариса  Романовна

канд.  пед.  наук,  профессор,  КарГУ  им.  Е.А.  Букетова,

  г.  Караганда

E-mail:  zolotareva-larisa@yandex.ru

 

Разработка концептуально-аналитического документа по худо­жественному образованию в Казахстане  «Художественное образо­вание  в  Республики  Казахстан:  осмысление  национальных  традиций  и  сближение  культур»  (2010),  реализация  «Дорожной  карты  художест­венного  образования»  ЮНЕСКО,  постепенный  переход  на  12-летнюю  модель  обучения  обеспечиваются  обращением  школы  к  национальной,  отечественной  и  мировой  культуре,  истории,  духовным  ценностям.  Утверждается  гуманистическое  предназначение  образования,  его  куль­туросозидающая  функция.  В  настоящее  время  в  учебные  планы  школ  введены  различные  интегративные  предметы  в  структуре  образова­тельной  области  «Искусство»,  в  старшем  звене  гимназии  —  «Художест­венная  культура  Казахстана»,  «Мировая  художественная  культура».

Исходя  из  необходимости  осуществления  культурно-эстетической  и  творческой  функции  в  общеобразовательной  школе,  качественная  общекультурная  и  профессиональная  подготовка  будущих  специалистов  художественно-эстетического  профиля  приобретает  свое  целевое  назначение.  Профессиональная  подготовка  педагогов  изобразительного  искусства  в  настоящее  время  не  может  быть  узкоспециальной.  Преподавание  художественной  культуры  Казахстана,  мировой  художественной  культуры,  предусматривающих  интеграцию  разных  видов  искусства  и  художественной  деятельности,  выдвигает  требо­вание  полихудожественной  подготовки  специалистов  художественно-эстетического  профиля  на  основе  культурологического  подхода.  В  связи  с  этим  в  контексте  нашего  исследования  формулируется  следующее  определение:  «Полихудожественное  образование»  —  это  комплексная  взаимосвязь  искусств  в  процессе  специального  образования  обучающихся  —  будущих  бакалавров-преподавателей  изобразительного  искусства,  которая  возможна  на  основе  интеграции  предметов  культурологического  и  искусствоведческо-эстетического  цикла.  Это  не  замена  традиционных  академических  занятий  по  искус­ству,  а  создание  новых  условий  их  организации  в  интеграционном  пространстве.  Целевая  задача  полихудожественного  образования  —  формирование  и  развитие  гуманитарного  диапазона  знаний,  полихудо­жественного  мышления,  творческих  и  исследовательских  способ­ностей,  культуры  восприятия,  воображения,  эмпатии  и  эмоционально-чувственной  сферы  обучающихся.  В  целостном  педагогическом  процессе  полихудожественное  образование  неразрывно  связано  с  исследованием  и  внедрением  в  практику  интерактивных  технологий  на  основе  личностных  ценностей.

Полихудожественное  образование  обеспечивает  такую  форму  приобщения  обучающихся  к  искусству,  которая  позволяет  им  понять  истоки  различных  видов  художественной  деятельности  и  приобрести  базовые  представления  и  навыки  в  области  каждого  искусства,  в  отличие  от  монохудожественного  подхода  к  преподаванию,  когда  занятия  строятся  на  основе  профессиональной  системы  одного  какого-либо  вида  художественной  деятельности.

Полихудожественное  образование  как  культурологическое  явление,  сопрягающее  в  себе  элементы  образовательной  практики  и  художественно-творческой  деятельности,  обоснование  культуроло­гической  модели  полихудожественного  образования  бакалавров  в  процессе  изучения  теоретических  культурологических  и  искусство­ведческо-эстетических  дисциплин  —  проблемное  поле  настоящего  исследования. 

Целесообразность  изыскания  обусловлена  гуманистическими  процессами  в  системе  гуманитарного  образования,  реализацией  альтернативных  программ  интегрированных  курсов  («Мировая  худо­жественная  культура»,  «Художественная  культура  Казахстана»),  переориентацией  предметов  художественно-эстетического  и  культуро­логического  цикла  как  курсов  «творчества»,  внедрением  принципов  взаимодействия  и  интеграции  различных  искусств  в  учебные  программы  по  изобразительному  искусству  и  музыке  с  целью  полихудожественного  развития  учащихся.

Возникает  настоятельная  необходимость  в  переосмыслении  содержания  и  методов  преподавания  предметов  художественно-гуманитарного цикла на специальных  профессионально-художест­венных,  художественно-графических  факультетах,  в  создании  новых  учебников,  учебных  пособий  и  учебно-методических  комплексов  интегративного  типа.

Целевая  установка  определяет  сущность  и  структурные  компо­ненты  полихудожественного  образования.  Исходя  из  интерпретации  теоретической  идеи  Б.С.  Гершунского,  полихудожественное  образо­вание  понимается  как  ценность,  система,  процесс,  результат.  Однако  такое  аспектное  разделение  понятия  «полихудожественное  образование»  не  нарушает  его  целостности.

Мы  разделяем  точку  зрения  Б.С.  Гершунского  о  том,  что  «все  указанные  аспекты  отражают  лишь  возможность  и  необхо­димость  акцентирования  внимания  на  тех  или  иных  сторонах  функционирования  образования  по  мере  исследования  его  сущност­ных  характеристик  и  их  реализации  в  образовательной  практике.  Понять  и  оценить  истинную  сущность  образования  (художественно-педагогического,  полихудожественного  —  Л.З.)  как  сложного,  многопланового  явления  можно  лишь  в  единстве  и  взаимодополнении  этих  аспектных  характеристик»  [3,  с.  34].

Ценностная характеристика образования предполагает рассмот­рение трех взаимосвязанных слоев:  полихудожественное образование  как  ценность  государственная,  социально-общественная,  личностная.

Эти  ценностные  характеристики  даны  в  Декларациях  Первой  и  Второй  Всемирных  конференций  ЮНЕСКО  (2006,  2010)  и  Дорожной  карте  по  художественному  образованию  (2006),  указывающих  для  нас  стратегическое  направление  деятельности.  Государственная  и  социально-общественная  ценность  художественного  образования  очевидна.  В  документах  подчеркивается,  что  «среди  самых  важных  проблем  XXI  столетия  является  увеличивающаяся  потребность  в  творческом  потенциале  в  обществах  с  разными  культурами  —  здесь  художественное  образование  может  быть  эффективным;  уделять  первостепенное  значение  развитию  понимания  и  глубокого  признания  существенного  вклада  художественного  образования  для  общества;  поставить  художественное  образование  на  постоянное  центральное  место  в  образовательном  учебном  плане,  соответственно  финанси­руемом  и  укомплектованном  преподавательским  составом  соответст­вующего  качества  и  определенными  навыками»  [4].

Центральной  составляющей  художественного  образования  является  личностно-ориентированная  ценность:  «признать  ценности  и  возможности  применения  искусств  в  процессе  обучения  и  их  роли  в  развитии  познавательных  и  социальных  навыков,  способствующих  развитию  мышления  и  творческого  потенциала»  [4]. 

Полихудожественное  образование  как  система,  как  ценностная  структура  педагогического  процесса  допускает  наличие  общих,  инвариантных  качеств:  вариативность,  преемственность,  многоуров­невость,  прогностичность,  целостность;  как  процесс  —  включает  инновационные  педагогические  технологии;  как  результат  —  определяет  облик  поликультурной  личности  специалиста  современного  типа,  его  профессиональной  грамотности,  образованности,  культу­рологической,  полихудожественной  и  педагогической  компетентности. 

Учитывая  приоритет  гуманитарно-культурных  ценностей,  профес­сионально-художественные  (художественно-графические)  факультеты  осуществляют  подготовку  кадров  по  специальности  5В010700  —  «Изобразительное  искусство  и  черчение»  с  присуждением  академи­ческой  степени  «бакалавр  образования  по  специальности  «Изобрази­тельное  искусство  и  черчение».  Присвоение  академической  степени  бакалавра  образования  значительно  расширяет  сферу  деятельности  молодых  специалистов:  помимо  собственно  педагогической  работы,  они  могут  работать  в  научно-исследовательских  подразделениях,  лабораториях,  в  художественно-производственных  мастерских  твор­ческих  организаций,  в  личных  творческих  мастерских  по  видам  изобразительного  и  декоративно-прикладного  искусства,  издательского  дела,  в  художественных  музеях,  музееведами  и  даже  искусствоведами. 

Исходя  из  социокультурных  задач,  определено  содержание  полихудожественного  образования  как  интеграционного  пространства.  При  этом  теоретическим  обоснованием  явился  синергетический  подход,  сопряженный  с  культурологическим.  Синергетика  может  служить  основой  для  междисциплинарного  синтеза  знания.  Она  междисцип­линарна  по  своей  собственной  природе,  поскольку  ориентирована  на  поиск  универсальных  паттернов  эволюции  и  самоорганизации  открытых  нелинейных  систем  любого  рода,  независимо  от  конкретной  природы  их  элементов  или  подсистем.  Теория  самоорганизации  активно  разрабатывается  в  настоящее  время  в  различных  странах  в  ряде  научных  школ  в  самых  разнообразных  аспектах  (И.Р.  Пригожин,  Ф.  Варела,  Э.  Ласло,  К.  Майнцер,  Б.  Мандельброт,  Э.  Моран,  Г.  Хакен  и  др.). 

С  точки  зрения  синергетического  подхода  необходимо  произвести  мониторинг  и  экспертизу,  далее  должен  идти  поиск  «поля  контекстов»,  конструирование  модели  и  установление  базовых  процессов  полихудожественного  образования  будущих  бакалавров-преподавателей  изобразительного  искусства. 

Полихудожественное  образование  предусматривает  интегра­тивный  процесс  изучения  предметов  искусствоведческо-эстетического  и  культурологического  цикла  на  основе  взаимосвязи  и  синтеза  родственных  видов  искусства. 

Интеграция  предметов  в  современной  средней  и  высшей  школе  —  одно  из  направлений  эффективных  поисков  новых  педагогических  технологий.  Она  идет,  как  нам  представляется,  по  нескольким  направлениям  и  на  разных  уровнях.  Отметим  эти  уровни:  внутрипредметный  и  межпредметный  [2,  с.  150—151].  Практика  показывает  разнообразие  вариантов  воплощения  этих  подходов.  Отметим  некоторые,  наиболее  существенные,  с  точки  зрения  исследователей.  Первое  направление.  Прежде  всего,  отметим  рождение  новых  интегративных  предметов,  таких  как  «Семиотика  искусства»,  «Описание  и  анализ  произведения  искусства»,  «Психология  художественного  творчества»,  «Педагогическое  искусствоведение»  для  концентра  обучения.  Второе  направление  —  интеграция  базовых,  классических  предметов.  Сюда  относятся  эксперименты  в  области  интегрирования  университетских  курсов:  культурология  —  история  и  теория  изобразительного  искусства  —  история  искусств  Казахстана.  Культурологическая  основа  является  базой  многих  явлений  в  данной  области  поисков.

Одним  из  самых  эффективных  результатов  интеграции  должно  быть  единство  в  формировании  у  будущих  бакалавров-преподавателей  изобразительного  искусства  ценностей,  изучаемых  в  разных  предметах,  единство  в  конечных  целях  образования.  К  таким  глобальным  ценностям  относятся  язык,  культура,  творчество.  Важны  не  только  конкретные  результаты  интеграции,  сколько  рождение  у  будущих  бакалавров  нового  уровня  мышления  —  глобального,  интегрированного,  не  замкнутого  в  узкой  своей  специализации.  Этот  итог  является  методологической  основой  любого  конкретного  решения.  Задача  интеграции  —  научить  студентов  «мыслить  веками»,  то  есть  не  просто  знать  художественную  культуру  разных  веков,  но  и  чувствовать  ее,  уметь  воспроизводить  в  соответствующих  самой  культуре  формах.  Важным  принципом  является  изучение  нацио­нальной  культуры  на  фоне  мировой,  сочетание  национального,  регионального  и  общечеловеческого  компонентов

В  настоящем  изыскании  подчеркивается  интегративный  характер  самого  процесса  обучения.  Фактологическим  материалом  для  исследо­вания  феномена  полихудожественного  образования  явилась  подготовка  специалистов  художественно-педагогического  профиля  в  системе  университетского  образования  —  бакалавров-преподавателей  изобрази­тельного  искусства,  переосмысление  содержания  и  методов  преподавания  культурологических  и  искусствоведческо-эстетических  дисциплин,  проектирование  модели  полихудожественного  образования.

Мы  исходим  из  определения  А.П.  Валицкой,  что  культуроло­гический  подход  нужно  рассматривать  как  «систему  принципов  целесообразного  построения  образовательного  процесса.  Применимых  в  школе  и  вузе  и  направленных  на  взращивание  человека,  способного  к  культуротворчеству,  к  продуктивному  диалогу  с  природой,  социумом  на  базе  полноценного  усвоения  содержания  образования  как  «целостного  культурного  текста,  пригодного  для  восприятия  и  понимания»  [8,  с.  84].  В  нашем  понимании  культурологический  подход  —  это  система  принципов  культуросообразного  построения  полихудожественного  образовательного  процесса,  направленных  на  развитие  модели  социально-культурной  личности  специалиста  —  человека  культуры  как  человека  творческого  на  базе  полноценного  усвоения  содержания  образования  как  целостного  культурного  текста,  пригодного  для  восприятия,  понимания  и  осмысления.

Вместе  с  тем  у  культурологического  подхода  как  методологии  образования  есть  и  более  узкое  понимание,  связанное  с  преподаванием  предметов  культурологического  и  искусствоведческо-эстетического  цикла.  В  связи  с  этим  в  логике  образовательного  процесса  рассматривается  содержание  учебного  предмета  как  компонента  и  текста  культуры.

Культурологическая  модель  полихудожественного  образования  представляет  интегративный  комплекс  междисциплинарного  знания,  конструируемый  из  образовательных  модулей. 

Гуманитарно-культурологический:  Культурология  как  методо­логия  искусствоведческо-эстетических  дисциплин. 

Полихудожественный:  История  и  теория  изобразительного  искусства  (История  искусства),  История  искусств  Казахстана,  Семиотика  искусства,  Описание  и  анализ  произведения  искусства,  Психология  художественного  творчества. 

Художественно-педагогический:  Педагогическое  искусствове­дение,  Музейная  практика  (музееведение). 

Научно-исследовательский:  курсовое  и  дипломное  сочинение  по  теории  и  истории  художественной  культуры,  деятельность  студен­ческого  научного  объединения  «Мир  искусства».

В  структуре  художественно-педагогического  образования  профи­лирующее  значение  имеет  курс  «История  и  теория  изобразительного  искусства».  В  отличие  от  культурологи,  он  имеет  конкретно-чувственное  наполнение,  так  как  проблемным  ядром  художественной  культуры  является  искусство  как  одна  из  форм  познания  мира,  художественно-образная  модель  действительности,  обладающая  наглядно-чувственной  полнотой.  История  искусства  передает,  с  одной  стороны,  духовный  опыт  поколений  (опыт  миропонимания  и  миро­отно­шения),  с  другой  —  одновременно  и  профессиональный  опыт  искусства  как  способа  творческой  деятельности.  Эти  две  стороны  представлены  в  художественно-педагогическом  процессе  в  единстве.  Опыт  мироотношения  является  универсальным,  общечеловеческим;  опыт  способа  творческой  деятельности  специфичен:  включает  обучение  «языку»  искусств,  целенаправленное  формирование  навыков  восприятия  произведений  искусства,  визуального  мышления.  «История  и  теория  изобразительного  искусства»  как  предмет  синкретического  воздействия  имеет  свою  специфику:  оставляя  область  пластических,  пространственных  искусств  доминирующей,  может  представлять  художественно-культурный  процесс  всеохватно  и  целостно  —  как  «художественную  картину  мира»  [5,  с.  14]. 

Курс  истории  искусства,  структура  его  программы  намечает  возможности  использования  и  междисциплинарных  связей  (фило­софия  искусства,  эстетика,  семиотика  искусства,  описание  и  анализ  произведения  искусства,  педагогическое  искусствоведение,  психоло­гия  художественного  творчества,  музееведение  и  др.)  и  связей  разных  видов  искусства.  Все  это  позволяет  в  образовательном  процессе  реализовать  научно  и  искусствоведчески  достоверную  «художест-венную  картину  мира». 

Важнейшим  ценностным  понятием  в  структуре  образовательно-культурологической  аксиологии  является  менталитет,  ассоциирую­щийся  с  проблемой  национального  своеобразия.  Гуманитарное  знание  в  ходе  изучения  истории  искусства  выступает  как  взаимосвязь  «универсального  и  регионального».  Акцентируется  этнокультурный  компонент  полихудожественного  образования,  именно  поэтому  учебные  планы  и  программы  культурологических  и  искусствовед­ческих  дисциплин  в  Республике  Казахстан  разрабатываются  по  этнокультурному  принципу  —  «гуманитарные  знания  должны  быть  связаны  с  национальной  культурой».  Неотъемлемой  частью  изучения  всемирной  истории  искусства  является  курс  «История  искусств  Казахстана»,  охватывающий  широкий  временной  диапазон  художест­венных  проблем  традиционной  и  современной  культуры  Казахстана.  Художественная  культура  Казахстана  ориентируется  на  диалог  культур  в  аспекте  «Запад-Восток»,  их  взаимовлияние  и  взаимообо­гащение,  способствуя  развитию  художественно-эстетического  сознания  будущих  специалистов,  отвечающего  предназначению  поликультурного,  полихудожественного  образования  [6]. 

Художественно-педагогический  модуль.  Так  как  в  ближайшее  десятилетие  школы  Казахстана  перейдут  на  12-летнее  обучение,  в  настоящее  время  разрабатываются  проекты  программ  по  художест­венной  культуре  Казахстана,  мировой  художественной  культуре  для  старшего  звена.  Выпускники  профессионально-художественных  (художественно-графических)  факультетов  должны  быть  подготов­лены  к  преподаванию  полихудожественных  курсов.  В  связи  с  этим  введен  компонент  по  выбору  —  авторский  спецкурс  «Педагогическое  искусствоведение»  [7].

Сконструированная  интеграционная  модель  изучения  предметов  гуманитарного  и  искусствоведческо-эстетического  цикла  на  основе  культурологического  подхода  содержит  ряд  важных  положений.  Предметы  гуманитарного  и  искусствоведческо-эстетического  циклов  составляют  единый  интегрированный  культурологическо-искусство­ведческий  модуль.  Дающий  возможность  осваивать  содержание  учебных  программ  параллельно  и  синхронно,  что  позволяет  сформировать  у  обучающихся  целостное  и  системное  видение  и  понимание  мира. 

Логика  дискурса  подводит  к  заключению:  если  исходить  из  определения  В.С.  Библера,  что  «культура  —  это  всеобщая  история  и  деятельность  человека,  сосредоточенная  в  вершине  самодетер­минации»  [1,  с.  289],  то  станет  очевидным  обоснованность  принципа  отбора  культурологического,  искусствоведческо-эстетического  материала  и  обобщающих  выводов,  апробированных  в  процессе  исследовательско-педагогической  деятельности. 

 

Список  литературы:

  1. Библер  В.С.  От  наукоучения  —  к  логике  культуры:  Два  филос.  введения  в  двадцать  первый  век.  —  М.:  Политиздат,  1991.  —  413  с. 
  2. Браже  Т.Г.  Интеграция  предметов  в  современной  школе  //  Литература  в  школе.  —  1996.  —  №  5.  —  С.  150—154. 
  3. Гершунский  Б.С.  Философия  образования  для  XXI  века.  (В  поисках  практико-ориентированных  образовательных  концепций).  —  М.:  Изд-во  «Совершенство»,  1998.  —  608  с.
  4. Дорожная  карта  художественного  образования:  создание  творческого  потенциала  для  XXI  века  /  Всемирная  Конференция  по  образованию  в  области  искусства.  —  Лиссабон,  6—9  марта,  2006  [Электронный  ресурс].  —  Режим  доступа.  —  URL:  http:  //portal.unesco.org/culture/en.
  5. Золотарева  Л.Р.  История  искусств.  «Художественная  картина  мира»:  Учеб.  пособие.  —  Караганда:  Изд-во  КарГУ,  1996.  —  191  с.
  6. Золотарева  Л.Р.  История  искусств  Казахстана:  Учеб.  пособие.  —  Караганда:  Изд-во  КарГУ,  2000.  —  332  с.
  7. Золотарева  Л.Р.  Основы  педагогического  искусствоведения:  Электрон.  учеб.  издание.  —  Караганда:  КарГУ,  2010.  —  Свид.  о  гос.  рег.  №  1433  от  10.09.2010.
  8. Нифонтов  В.И.  Результативный  урок  в  культуротворческой  школе  //  Культурологический  подход  в  образовании:  Тезисы  докладов  регион.  научно-практ.  конф.  (5—7  января  2000  г.).  —  Екатеринбург:  Изд-во  Дома  учителя,  2000  (Управление  образования  администрации  Екатерин­бурга.  —  Информ.  сб.,  вып.  №  5).  —  С.  84—86.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.