Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 31 октября 2012 г.)

Наука: Психология

Секция: Общая психология и психология личности

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Ляченкова В.В. ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Ляченкова Виктория Владимировна

мл. науч. сотр., кафедра экстремальной психологии и психологической помощи МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии г. Москва

E-mail: Victoria.zorina@gmail.com

 

Смысл как понятие традиционно является предметом философских и психологических исследований. Данная работа посвящена эмпирическому исследованиюсвязи между трансфор­мацией смысла и поведением человека в кризисных ситуациях.

Причиной возникновения психических изменений, в частности изменений смысловой сферы, может являться переживание человеком аномальной, кризисной для него ситуации. Кризисная ситуация определяется как ситуация невозможности, т. е. это такая ситуация, в которой субъект встречается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.) [3].

Экстремальная ситуация — это ситуация неповседневного опыта существования человека в мире, т. е. опыта, выходящего за пределы обычного повседневного существования [6]. Выход за пределы обыч­ного человеческого опыта есть вход в ситуацию трансгрессивного опыта.

Экстремальность создаётся перепадом реальностей, разницей миров, смыслов, а не количеством воздействия. Экстремальность поэтому есть интенсивность, а не просто количество воздействия. Человек в силах выдержать самые тяжёлые, суровые испытания, но страдает он от перепадов испытаний. И перепады бытия однако, являются только источниками проблематизации, а результат определяется характером работы личности [4].

Считается, что имеются индивидуальные различия по чертам, особенностям личности, которые измеряются и оцениваются наблюдателем. Можно уточнить это утверждение с точки зрения работы личности. Когда человек охвачен страхом смерти и может создаться впечатление, что этот страх определяет его личность и поведение. Но это не совсем так. Когда человек испытывает страх, имеет значение, как личность обращается, относится к своему страху, как она работает со своим переживанием. То, как личность обращается со своим страхом, чертами, характером, способностями, определяет тот вклад, который личность вносит в свое и чужое бытие в мире.

В экстремальной ситуации мотивация человека трансформи­руется и направляется, главным образом, на такие ценности, которые в обычной повседневной жизни для людей не характерны. Понятие работы личности позволяет персонализировать личностный смысл, то есть показать в работе личности ее отношение к тому, что она делает в своей жизненной ситуации.

Известно, что кризисная ситуация — это ситуация, с одной стороны, представляющая опасность, с другой — предоставляющая возможность [1]. Жизненные бедствия вызывают не только негативные реакции, но и позитивные трансформации. Согласно, Парк К.Л. в жизни многих людей происходят положительные изменения, такие как улучшение взаимоотношений с близкими и друзьями, осознание психологической силы, устойчивости и смена жизненных приоритетов после прохождения через стрессовые или травматические ситуации [7].

В этой связи в деятельностно-смысловом подходе рассматри­ваются такие три формы трансформации личности в кризисной ситуации, как расстройство, стойкость, рост. С точки зрения смыслообразования эту триаду можно рассматривать следующим образом: в случае расстройства как формы трансформации личности — фрагментация, конфликт и утрата смыслов, в случае стойкости — сохранение существующих смыслов, при росте личности — обретение подлинных, собственных смыслов через смыслоутрату, то есть через освобождение от травматического опыта или неактуальных в данный момент существования личности или несобственных для неё смыслов. В кризисной ситуации происходит трансформация смысловой структуры личности: человек пытается найти смысл как своей ситуации для понимания, интерпретации опыта, так и для своего существования — смысл для продолжения своего бытия. Человек может переживать смысловые конфликты, смыслоутрату, с одной стороны, и осуществить смысловую трансгрессию, открытие новых смыслов бытия, развития и роста личности, с другой [3; 6].

М.Ш. Магомед-Эминов рассматривает смыслообразование как «работу личности в связи с осознанием объективной реальности, борьбой со старыми, неадекватными смыслами и заменой их на новые, истинные смыслы» [6]. Также вводится понятие смыслоутраты, то есть избавления от конвенциональной бессмысленности [5; 6].

М.Ш. Магомед-Эминовым был сформулирован парадоксальный на первый взгляд принцип необходимости смыслоутраты: для освобождения от травматического опыта, а также от неактуальных в текущий момент существования личности смыслов. Таким образом, смыслоутрата определяется в трех аспектах: негативном, нейтральном, позитивном. Важно, что смыслоутрата возникает не только в связи с исчезновением определенного способа существования, но и при невоз­можностиизбавиться от определенного способа продолжающегося существования [5, 6].

В кризисной ситуации возникаютценностные противоречия, причиной которых, с одной стороны, являются особые требования, качественно отличающиеся от требований обычной жизненной ситуации, а с другой стороны, относительная стабильность ценностно-смысловой сферы личности, не поддающаяся быстрому кардинальному перестраиванию. Одно из главных отличий ценностных систем доэкстремальной и экстремальной ситуаций есть принципиально различное место, которое в них занимает вопрос о жизни и смерти. Доэкстремальная смысловая сфера личности сфокусирована вокруг идеи «жизни» (L-смыслы), а смысловая система, соответствующая аномальной экстремальной ситуации, ориентирована на понятие «смерти», т. е. на непосредственной деструкции, уничтожении, умирании (D-смыслы) [5].

Целью данной работы было исследование путей трансформации смысла в кризисных ситуациях различных видов у людей с различ­ными структурами смысловой сферы.

Эмпирическое исследование была направлено на изучение связи трансформации смысла личности в кризисной ситуации с ее психоло­гическими последствиями. Следовательно, целью исследования является изучение трансформации смысла в кризисной ситуации, выражающейся в поведенческих изменениях человека. Подобная постановка цели позволяет рассматривать смысл не как чисто ориентировочное индивидуальное значение, а с точки зрения детерминации поведения. Смысл, таким образом, выражается в поведении в тех или иных актах. Итак, мы исследовали не просто факт трансформации смысла в кризисной ситуации, а воздействие смысловой трансформации на поведение человека.

Для проведения исследования мы выбрали модель, в которой трансформация смысла была рассмотрена с точки зрения 2-х факторов:

·           L—смысловая трансформация;

·           D—смысловая трансформация.

Напомним, что под L-смыслами понимаются жизнецентри­рованные, то есть определяемые фундаментальным стремлением к бытию, выживанию смыслы, а под D-смыслами, соответственно, смертоцентрированные, то есть связанные с угрозой к смерти, небытия или стремлением к ним.

L — и D — смысловые ориентации, являются факторами, которые изменяются в кризисной ситуации. Они были выбраны нами как независимые переменные. От направленности трансформации этих переменных зависит изменение исхода поведения в кризисной ситуации. Трансформацию поведения мы также рассматриваем с точки зрения 2-х факторов:

·           неудача,

·           успешный исход.

Таким образом, успех и неудача принимаются нами за 2 уровня исхода поведения как зависимого фактора нашего исследования. Выбор успеха и неудачи как признака эффективности поведения обоснован тем, что всякое поведение человека независимо от его содержания может быть разделено именно на два подобных исхода. Следовательно, наше исследование носит характер модели 2 х 2. Это означает, что независимые переменные имеют два уровня, а именно L — и D — уровни; зависимые переменные также имеют два уровня: успех и неудача.

В исследовании были использованы качественные методы, такие как полуструктурированное интервью и контент-анализ, а также количественный метод, а именно корреляционный анализ.

Полуструктурированное интервью было основано на разрабо­танных на кафедре Экстремальной психологии и психологической помощи МГУ вопросах и направлено на выявление темпоральных смысловых структур жизненного мира человека в кризисной, транзитной ситуации, а также на их трансформацию по завершению этой ситуации.

В нашем исследовании мы работали с письменными самоотчетами испытуемых, выделяли L — и D — смысловые единицы, подсчитывали их количество в кризисной ситуации и после окончания кризисной ситуации, а также подсчитывали и анализировали единицы поведения, которые относили к ориентированным либо на успех, либо на неудачу.

Связь между двумя переменными проверялась на основе коэффициента корреляции хи-квадрат, который является критерием проверки значимости связи между двумя категоризованными перемен­ными. Для расчета в первой части исследования использовалась компьютерная программа SPSS математико-статистической обработки данных, позволившая проанализировать собранную информацию с помощью математических методов, в частности с помощью подсчета коэффициента корреляции хи-квадрат.

В результате подсчета частоты упоминания смысловых единиц, соответствующих L- и D-смыслам в смысловой структуре личности, а также в ориентированности на успех или на неудачу в поведенческой деятельности в первой части нашего исследования были получены данные, приведенные в таблице 1.

Таблица 1.

Таблица сопряженности L — и D — смыслов с тенденциями в поведении, ориентированными на успех и на неудачу

 

Lсмыслы

D смыслы

Успех

21

5

Неудача

4

24

 

 

При проверке сопряженности переменных с помощью расчета коэффициента корреляции хи-квадрат Пирсона была получена обратная линейная зависимость (c2=1,000). Результаты расчетов приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Correlations

 

 

VAR00001

VAR00002

VAR00001

Pearson Correlation

1

-1,000**

Sig. (2-tailed)

 

.

N

2

2

VAR00002

Pearson Correlation

-1,000**

1

Sig. (2-tailed)

.

 

N

2

2

**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).

NPAR TESTS /CHISQUARE=VAR00001 VAR00002/EXPECTED=EQUAL /MISSING ANALYSIS.

 

 

В результате проведенного иcследования нами была выявлена следующая зависимость: те испытуемые, у которых наблюдалась L — смысловая ориентация, статистическая значимость успеха превалировала в сравнении с неудачей. У испытуемых, у которых наблюдалась D — смысловая ориентация, обнаружилась обратная зависимость.

Эти результаты показали, что смысловые трансформации являются не только ментальными процессами, но и радикально влияют на исход человеческого поведения.

То что нами были выбраны поляризация на L — и D — смыслы позволило нам сделать вывод, что смысловые структуры задают определенные направления поведения. Хотя исход поведения зависит от множества факторов, смысловые структуры задают границы поведения в которых оно осуществляется. Следовательно, чем больше жизнеориентирована личность, тем больше будет преобладать конструктивность в ее поведении. Смысловые трансформации являются не только психическими процессами, но они существенно влияют на человеческое поведение в целом.

Выводы.

Современным подходом к понятию смысла и его трансформации является деятельностно-смысловой психотрансформативный подход. В рамках этого подхода рассматривается взаимосвязь смысла, его трансформации, а также деятельности человека. Целью данного исследования было продемонстрировать такую взаимосвязь.

Мы изучили трансформацию смысла в кризисной ситуации, выражающейся в поведенческих изменениях человека. Подобная постановка цели позволила рассматривать смысл не как ориентиро­вочное индивидуальное значение, выражающее отношение мотива к цели действия [2], а с точки зрения детерминации поведения. Смысл, таким образом, выражается в поведении в тех или иных актах. Итак, мы исследовали не просто факт трансформации смысла в кризисной ситуации, а воздействие смысловой трансформации на поведение человека.

На основе деятельностно-смыслового психо-трансформативного подхода мы показали взаимосвязь смысловой трансформации и ориентации поведения человека на успех и неудачу. Полученные нами эмпирические данныеподтверждают перспективность дальней­ших исследований в этом направлении.

Данное исследование вносит посильный вклад в дальнейшее теоретико-методологическое осмысление трансформации смысла в кризисной ситуации с позиций деятельностно-смыслового подхода и в развитие практики психологической помощи людям в кризисных ситуациях.

 

Список литературы:

  1. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
  3. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: ПАРФ, 1998.
  4. Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология. Том 2. От психи­ческой травмы к трансформации — М.: Психоаналитическая Ассоциация, 2006.
  5. Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия: в 2-х тт. М.: ПАРФ, 2007
  6. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен экстремальности М., 2008
  7. Park L.C. Medical Illness and Positive Life Change: Can Crisis Lead to Personal Transformation? Edited by Crystal L. Park, Suzanne C. Lechner, Michael H. Antoni, Annette L. 2008
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.