Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 февраля 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Профессиональная компетентность: проблемы, поиски, решения

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III

Библиографическое описание:
Савченко Р.А. СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗРУКОВОДИТЕЛЯ ДОЗ. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СТРУКТУРА МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И МУЗРУКОВОДИТЕЛЯ ДОЗ

Савченко Регина Анатольевна

канд. пед. наук, доцент, докторант НПУ им. М. П. Драгоманова, г. Киев, Украина

E-mail: sarina_30@ukr.net

 

Развитие высшего педагогического образования в начале третьего тысячелетия связано с мировыми тенденциями и принципами обновления. Во всем мире идет поиск подходов к разработке новых технологий образования. На сегодняшний день сформирована образовательная парадигма, в рамках которой пересмотрены ориентиры и приоритеты в системе образования. Приоритетом определено развитие личности и ее интересов, адекватных современным направлениям общественного развития.

В системе уровней образования высшая школа играет решающую роль в окончальном самоопределении и самореализации человека по нескольким причинам. Во-первых, современные условия общественной жизни требуют высококвалифицированых личностей, которые может обеспечить именно высшая школа. Во-вторых, высшая школа является завершающим этапом в профессиональном становлении человека относительно его участия в оптимальном распределении социальных ролей и успешного вхождения в конкурентный рынок труда. В-третьих, с повышением уровня образованности возростает жизненная успешность и конкурентноспособность человека.

В связи со сказанным, основной целью высшего педагогического образования становится подготовка высококвалифицированного педагога, конкурентноспособного на рынке труда и компетентного; педагога, который свободно владеет профессией и ориентируется в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Определяя пути модернизации украинского национального образования, В. Г. Кремень подчеркивал необходимость перехода от квалификации к компетентности, которая позволяет человеку находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуаціях [2, с. 6-7].

Требования к профессиональной компетентности педагога раскрываются через плоскость его практической деятельности, сферу тех полномочий, которые возлагает на специалиста общество. Многоуровневая система образования готовит специалиста одного профиля к выполнению разных должностных обязанностей на основе полученных знаний и сформированных профессиональных умений. Так, в должностные обязанности воспитателя дошкольного образовательного заведения входит руководство музыкальным воспитанием дошкольников. При этом, музыкальный руководитель остается главным вдохновителем и организатором музыкально-педагогического процесса в детском саду.

Осуществление музыкального воспитания в детском саду подразумевает несколько путей: ознакомление дошкольников с разными видами музыкальной деятельности — восприятием, пением, ритмикой, игрой на детских инструментах, а также включение музыки в свободную и другие виды деятельности (физическое воспитание, развитие речи, ознакомление с природой и т д.) В связи с чем выделяют такие направления музыкальной деятельности педагогов ДОУ, как  музыкально-образовательное и музыкально-просветительское (Н. А. Ветлугина, Л. А. Безбородова, О. П. Радынова). Первое направление предполагает включение музыкального искусства в содержание воспитательно-образовательного процесса наравне с изобразительным искусством и художественным трудом, развитием речи, знакомством с окружающим миром, второе — в свободную деятельность дошкольников. Каждое из данных направлений предполагает свои методы и приемы организации творческой деятельности дошкольников посредством музыки, для реализации которых необходима специальная подготовка воспитателя и музыкального руководителя.

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений, как правило, не имеют специального музыкального образования, не умеют играть на фортепиано, владеют ограниченным объемом музыкальных умений и навыков, знакомы с ограниченным объемом музыкальных призведений различных жанров, стилей и направлений, не могут качественно исполнять вокальные произведения. Все это затрудняет организацию различных видов музыкальной деятельности и реализацию умений и навыков дошкольников средствами музыки.

Музыкальный руководитель (при активном участии воспитателя) проводит музыкальные занятия, развлечения, праздники. Воспитатель общается с детьми в быту — руководит самостоятельной музыкальной деятельностью, организует игры, слушание музыки (используя аудиозаписи), готовит инсценировки и т.д. Большую часть своей работы по музыкальному воспитанию он осуществляет под руководством музыкального руководителя или при его непосредственном участии. Поэтому важным представляется вопрос о педагогическом сотрудничестве воспитателя и музыкального руководителя.

Для того, чтобы руководить самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников — обучать их игре на детских инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям, — воспитатель должен знать методику музыкального воспитания, владеть исполнительскими умениями и навыками (играть на детских инструментах, петь, пластично двигаться), уметь применять разнообразные методические приемы в работе с детьми, то есть, обладать музыкально-педагогической компетентностью, как и музыкальный руководитель.

На современном этапе существуют различные толкования понятий «компетентность» и «компетенции». Мы разделяем мнения ученых (В. И. Байденко, А. С. Белкина, И. А. Зимней, С. Г. Молчанова), которые считают, что компетентность, в отличие от обобщенных, универсальных знаний, имеет действенный, практико-ориентировочный характер. Поэтому она, помимо системы теоретических и прикладных знаний, включает также когнитивную и операционально-технологическую составляющие. То есть компетентность — это совокупность (система) знаний в действии — умений. Приобретение и преобразование знаний в умения и навыки предполагает активную познавательную деятельность, а поэтому в структуру компетентности входят также эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения.

В нашем исследовании мы опираемся на структуру компетентности А. В. Хуторского и его распределение компетенций по иерархическим уровням [4, с. 240]. Ученый выделяет ключевые, общепредметные и предметные компетенции. Ключевая компетенция — это усвоенная личностью система знаний, умений, навыков, которая интегрировала в субъективный опыт, имеет личностное содержание и универсальное значение. Ключевая компетенция необходима для любой профессиональной деяльности (в том числе музыкально-педагогической), и связана с успешностью личности решать профессиональные задачи с использованием информации, комуникации. Общепредметная (базовая) компетенция отображает специфику определенной профессиональной деяльности, в нашем случае — музыкально-педагогическую. Предметная (специальная) компетенция проявляется в конкретной или надпредметной сфере профессиональной деяльности, у нас— музыкально-педагогической. Это совокупность знаний, умений и характерных черт в пределах предмета, что позволяет личности выполнять определенные действия под воздействием собственного отношения. Специальную — музыкальную компетенцию можно рассматривать как реализацию ключевой и базовой компетенций в области предмета обучения.

Вышесказанное послужило основой для создания структуры музыкально-педагогической компетентности воспитателя и музыкального руководителя, которую составили три блока компетенций: общегражданские (ключевые), психолого-педагогические (общепредметные), музыкальные (предметные) (см. структуру). Поскольку компетентность состоит из знаний, умений и навыков, а также профессионально-значимых личностных качеств, то и предложенная нами структура музыкально-педагогической компетентности условно поделена на два уровня: знания, умения, навыки (ЗУНы) — первый уровень; качества личности (способности) — второй уровень.

Общегражданские знания, умения и навыки (первый блок компетенций) приобретаются в процессе освоения курсов философии, истории, социологии, политологии, культурологии, логики, этики и эстетики. В ходе изучения этих дисциплин у студентов формируются мировоззренческие позиции, лежащие в основе самосознания. В деятельности педагога идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности педагога, считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой его личности.

Психолого-педагогические знания, умения, навыки (второй блок компетенций) приобретаются студентами в процессе изучения одноименного цикла дисциплин.

Третий — блок музыкальных компетенций, в структуре поделян на две составляющие: музыкальную подготовку воспитателя и подготовку музыкального руководителя. Музыкальная подготовка последнего отличается количеством изучаемых дисциплин музыкального цикла. Так, исполнительская подготовка будущего музыкального руководителя включает комплекс дисциплин: вокал, хоровое дирижирование, специальный инструмент; в обучении будущего воспитателя она отсутствует вовсе.

 

 

Рисунок 1. Структура музыкально-педагогической компетентности воспитателя и музыкального руководителя

 

Теоретическая подготовка, присутствующая в обучении и воспитателя, и музыкального руководителя, у последнего является более разносторонней и содержательной: состоит из комплекса теоретических дисциплин, куда входять элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, анализ музыкальных форм. Музыкально-теоретическая подготовка воспитателя не выделена отдельной дисциплиной, однако она частично реализуется внутри учебного курса «Теории и методики музыкального воспитания детей», где отдельные темы посвящены музыкальной грамоте.

Методическая подготовка, реализуемая учебным курсом «Теории и методики музыкального воспитания детей» в полном объеме присутствует в структуре музыкально-педагогической компетентности  и воспитателя, и музыкального руководителя.

Непременным условием успешной деятельности воспитателя и музыкального руководителя в области музыкального воспитания дошкольников, основой музыкально-педагогической компетентности обоих, на наш взгляд, является их готовность к педагогическому сотрудничеству, которую мы относим к базовым (общепеда­гогическим) компетенциям.

Второй уровень структуры представлен качествами личности будущего педагога. Качества личности (или способности) — индивидуально-психические особенности личности рассматриваются наукой в тесной связи с деятельностью. Они развиваються в процессе деятельности, влияют на саму деятельность, повышают ее качественный уровень. Для музыкально-педагогической деятельности, как и для любой другой, необходимы определенные способности, которые входят в целостную систему способностей и обеспечивают успех в данной деятельности. Поскольку музыкально-педагогическая деятельность характеризуется как общими, так и специальными (музыкальными) способностями, индивидуальные качества личности связаны с профессиональной пригодностью педагога, которая понимается как соответствие выбранной  профессии, интересов, склонностей, потребностей, индивидуальных черт характера.

В структуре выделены общегражданские, психолого-педагогические и музыкальные качества личности, где психолого-педагогические разделены на педагогические, профессиональную направленность и нравственно-волевые [2]. Примечательно, что музыкальные качества личности являються общими для воспитателя и музыкального руководителя [3, с. 335].

Итак, в структуре музыкально-педагогической компетентности  присутствуют общегражданские, психолого-педагогические и музыкальные компетенции, которые являются общими как для воспитателя, так и музыкального руководителя. Отличительной чертой в структуре музыкально-педагогической компетентности является содержание музыкальной компетенции, которая у воспитателя и у музыкального руководителя разнится уровнем музыкальных знаний, умений и навыков.

 

Список литературы:

1.        Кремень В. Г. Нові вимоги до якісної освіти // Освіта України. 2006. № 45—46. С. 6—7.

2.        Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Питер, 1993. — 172 с.

3.        Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. Дубна: Феникс +, 2011. — 352 с.

4.        Хуторской А. В. Современная дидактика. СПб.: Питер, 2001. С. 240.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.