Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инклюзивное образование: актуальные вопросы отечественной теории и практики

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Шемчук З.Р. СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.НОВЫЙ ВЗГЛЯД // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.НОВЫЙ ВЗГЛЯД

Шемчук Земфира Рафкатовна

директор ГОУ НПО ПЛ № 10 им. А. Давлетова, г. Уфа

E-mail: licey10ufa4@mail.ru

 

Система специального образования Российской Федерации сегодня находится в состоянии активного поиска новых моделей специальных образовательных учреждений, отвечающих современным социокультурным и экономическим условиям жизни страны и особым образовательным потребностям обучающихся. Моделей, которые могли бы эффективно функционировать в различных регионах страны в условиях дефицита кадров специальных педагогов и психологов, удовлетворяя все существующие образовательные и реабилитацион­ные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии.

В настоящее время дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специальными образовательными стандартами в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или на дому [1].

Кроме того во многих регионах России создаются реабилитационные центры различных профилей. Это центры: психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции; социально-трудовой адаптации и профориентации; психолого-педагогической и социальной помощи; специальной помощи семье и детям, оставшимся без попечения родителей и др. [2]. Задачей таких центров является оказание коррекционно-педагогической, психологической и профориентационной помощи, а также формирование навыков самообслуживания и общения социального взаимодействия, трудовых навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Нередко центры оказывают консультативно-диагностическую и методическую помощь родителям детей с особыми образовательными потребностями, в том числе информационную и правовую поддержку. Многие реабилитационные центры оказывают также социальную и психологическую помощь бывшим воспитанникам образовательных учреждений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Кроме того реабилитационные центры помогают образовательным учреждениям массового назначения, если там обучаются и воспитываются дети с особыми образовательными потребностями: ведут коррекционно-педагогическую работу и консультирование [3].

В последнее время стали создаваться школы надомного обучения, персонал которых, состоящий из квалифицированных специалистов-дефектологов, психологов, работает с детьми, как в домашних условиях, так и в условиях частичного пребывания таких детей в школе надомного обучения. В условиях групповой работы, взаимодействия и общения с другими детьми ребенок осваивает социальные навыки, приучается к обучению в условиях группы, коллектива.

Существуют и другие варианты специальных образовательных учреждений, создаваемых сегодня энтузиастами специальной педагогики сообразно возможностям местных социокультурных условий, национальных и региональных особенностей.

Большинство перечисленных выше специальных образовательных учреждений работают в основном с детьми школьного возраста. Несмотря на то, что мероприятия по социально-трудовой адаптации и профориентации в данных заведениях ведутся, выпускники имеют возможность продолжить свое обучение в учреждениях профессионального образования, как высшего, так и среднего и начального уровней, тем не менее, проблема социально-трудовой адаптации выпускников специальных образовательных учреждений остается достаточно острой.

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования  профессиональный лицей № 10 имени Ахмета Давлетова г. Уфы является образовательным учреждением массового назначения, но вот уже около 15 лет занимаемся и профессиональной подготовкой юношей и девушек с особыми образовательными потребностями.

Учащиеся с ОВЗ с сохранным интеллектом в лицее, как правило, закрепляются, за группами с обычными детьми. Для них выстраивается индивидуальная образовательная траектория с учетом их физических особенностей, с той долей интеграции в образова­тельный процесс, которая дает наибольший эффект комфортности и результативности в освоении профессии. Ключевую роль в процессе обучения занимает мастер производственного обучения по профессии (далее мастер ПО). Первоначально мастер ПО во время учебной практики (длительность которой составляет 6 часов) вводя ученика в профессию, адаптирует его к себе, а затем уже к коллективу группы и Лицея. Успех ребенка, как показывает практика, во много зависит от сложившегося тандема мастер-ученик. Эффективность работы мастера ПО зависит не только от его личностных и профессиональных качеств, но и от количества закрепленных за его группой «особых» детей. Как показывает наш опыт число детей с ОВЗ, обучающихся в обычной группе, не должно превышать 2—3 человек.

Учащихся с нарушенным интеллектом (выпускники специальных коррекционных школ VIIIтипа), чаще всего зачисляются в отдельную группу (не более 12 человек). Интеграция таких детей идет, через систему внеучебной деятельности, в процессе участия в общелицей­ских мероприятиях: культурных, спортивных, общественно-полезных, через работу кружков прикладного творчества.

Согласно «Перечню профессий и специальностей», лицей может обучать учащихся только в очной форме. Помещения Лицея не приспособлены для выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений с сохранным интеллектом с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В связи с этим обучение в нашем лицее для данной категории детей пока недоступно. Поэтому, коллектив внес предложение организовать условия для интерактивного обучения таких детей профессиям лицея. Конечно же интерактивное обучение является видом дистанционного обучения, но педагоги и мастера ПО убеждены, что эффект присутствия, возможность демонстрации и корректировки трудовых навыков в режиме реального времени позволят успешно освоить такие профессии как, закройщик-портной, парикмахер и некоторые другие. Для реализации данной идеи требуется: разовое (значительное) вложение денежных средств на закупку и установку специального оборудования; периодические (незначительные), для обслуживания данного оборудования; и урегулирование некоторых правовых вопросов. В связи с тем, что оборудование дорогостоящее, а финансирование системы НПО оставляет желать лучшего, реализацию этой идеи мы временно отложили и стали искать другие варианты решения проблемы.

Благодаря сотрудничеству лицея с доцентом кафедры педагогики БГУ, кандидатом педагогических наук З. Х. Шафиковой, автором проекта «Философия добра», по индивидуальному профессиональному обучению юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях, коллектив решил пойти по предложенному ей пути социально-трудовой адаптации детей с нарушенным интеллектом в «Индивидуальной мастерской» на дому. В своем проекте автор предлагает создать новую среду обучения: мастер, преподаватель — соученик (родитель, или законный представитель) — ученик с ОВЗ. Инновационность данной формы обучения состоит в том, что в учебном процессе соученик восполняет умственные и физические недостатки ребенка, обучается вместе с ним, получает соответствующую профессию и продолжает обучение своего ребенка-инвалида непрерывно через всю жизнь [4].

В течение 2010—2011 учебного года нами совместно З. Х. Шафиковой, ИРО Республики Башкортостан (далее РБ), Министерством труда и социальной защиты РБ и Министерством образования РБ велась работа по организации данной мастерской. Исходя из желания ребенка, из перечня профессий Лицея было выбрано направление профессиональной адаптации, разработана экспериментальная программа. К ее реализации мы приступили в октябре 2011 года. Опираясь на мировой опыт инклюзии, а так же на собственный многолетний опыт мы решили, что кроме трудовой адаптации в «Индивидуальной мастерской» на дому, необходима и социальная адаптация данного ребенка через вовлечение его во внеучебные мероприятия. За прошедшие 3 месяца Гузель (так зовут нашу новую учащуюся) вместе с мамой принимала активное участие во всех культурно-массовых мероприятиях Лицея, с интересом посещает уроки английского и башкирского языков. Наши опасения, что ребенок с 1 группой инвалидности, с диагнозом аутизм не сможет выдержать шестичасовую учебную практику, не подтвердились. Гузель с удовольствием осваивает трудовые приемы, проявляя немало усердия. Интерес к выбранной профессии так же не угас. И в этом конечно большая заслуга мастера ПО Л. В. Косаревой: тандем сложился! Конечно, делать какие-то выводы, подводить итоги еще рано. Но, несомненно одно, ребенок стал более открытым, контактным, уверенным. Считаем, что успешное завершение экспери­мента может стать отправной точкой для новой альтернативной системы профессионального обучения детей инвалидов. Родитель-соученик (владелец «Индивидуальной мастерской») пройдя за положенный по стандартам период обучение профессии совместно с ребенком, может стать тьютором и работать в своей мастерской с другими детьми. В результате данного эксперимента:

· могут возникнуть условия для создания и развития сети, обучающих не государственных центров по подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья различным профессиям с учетом их индивидуальных наклонностей и интересов под кураторством их лечащих врачей и соответствующих образовательных учреждений;

· будут обеспечены дополнительные условия для самозанятости юношей и девушек с особыми образовательными потребностями, что позволит им полноценно участвовать в жизни общества;

· острота вопроса трудоустройства выпускников специальных учреждений будет снята;

· появиться новая среда для общения как детей с ОВЗ между собой, так и их родителей.

Кроме того государство не будет нести дополнительных трат по: содержанию и обслуживанию данных обучающих центров («Индивидуальных мастерских на дому»); на специальную подготовку тьюторов (обучаются одновременно с ребенком).

Конечно же, для реализации проекта «Тьютор по профессии» в рамках проекта «Индивидуальная мастерская» предстоит еще много работы: будут и подводные камни, проблемы и юридические неувязки. Придется преодолевать какие-то, пока еще не видные у истока эксперимента преграды. Но это стоит того. Ведь данный проект позволит обеспечить практическую реализацию идеи доступности профессионального образования для инвалидов, станет средством обеспечения равных прав и возможностей обучения, и реализации творческого потенциала юношества с особыми потребностями в обучении.

 

Список литературы:

1.Закон РФ «Об образовании»

2.Закон РБ о социальной поддержке инвалидов в РБ (от 16 декабря 2004 г.).

3.Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития» // Всероссийский Интернет-проект «Учитель нашей новой школы», 2010.

4.Шафикова З.Х. Индивидуальное профессиональное обучение юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях. Уфа, 2010.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.