Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Инновационные процессы в образовании

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Сидорова С.Н. ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНИМАНИЕ ТЕКСТОВ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сидорова Светлана Николаевна

канд. пед. наук, доцент ВГАПК и ПРО, г. Волгоград

E-mail: Svetlatok@yandex.ru

 

Ключевым вопросом художественного образования является вопрос отношений человека и искусства. Актуальность данного вопроса обусловлена проблемой сохранения целостности человека как цели общественного развития. Данная проблема является ключевой для гуманитарной парадигмы образования. Рассматривая различные связи человека и искусства, в контексте гуманитарной методологии происходит переосмысление и понятий, касающихся их взаимодействия.

Каждая культура в своем развитии порождает те или иные нравственные ценности, вырабатывая нормы и формы отношений между людьми. Ценности объединяются в систему, представляя собой определённую иерархическую структуру, которая меняется, уточняется с течением времени и обстоятельствами жизни. По замечаниям В.П. Большакова «ключевая нравственная ценность — добро. Другие нравственные ценности не просто связаны с этой, но почти все (во всяком случае, основные) лишь модифицируют ее как особое межчеловеческое отношение. Ведь быть нравственным это и значит быть прежде всего добродетельным, то есть направленным (и в намерении и в действии) к добру» [2].

В русском искусстве, как и в русской культуре в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, долга и ответственности [2].«Русское искусство — это и русская философия, и русская особенность творческого самовыражения, и русская всечеловечность» — отмечает академик Д.С. Лихачев [4]. Язычество древних русичей представляло собой не только совокупность религиозных верований, но и систему духовно-нравственных ценностей. Народная культура сохраняет элемент синкретичностив широком смысле, под которой мы в данном случае понимаем нерасчлененное сосуществование этики и эстетики, знания и верования, художественного и внехудожественного отношения к действительности, мира представлений (картины мира) и практического действия, что характерно для группового (соборного) сознания и поведения.

Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. Все это содержание воплощено в культурных текстах разной знаковой природы (слово, жест, музыка, танец, изображение, материально-вещный пласт культуры).

Особую роль при выявлении понимания текстов играют исследования, выполненные в рамках философской герменевтики, как науки и искусства понимания текстов (В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, П. Рикёр, М. М. Бахтин, А. А. Брудный и др.). В контексте герменевтической традиции категория «понимание» проявляет себя как фундаментальный метод гуманитарного познания мира, представленного через различные тексты. С позиции герменевтики, понимание текста связано не столько с возможностью получения нового знания, сколько с процедурой его осмысления.

Задача педагога заключается в создании условия для понимания культурных текстов, при которых педагог и обучающийся осуществляют совместные действия по поиску и раскрытию их смыслового содержания.

Анализируя содержание программы «Музыка» под редакцией Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской с точки зрения цивилизационного подхода, согласно которому в истории России было выделено четыре периода (Будзилович П. И.): языческий (До Крещения Руси); с Крещения Руси в 988 г. до церковного раскола в XVII в. и Петра I; с Петра I до февраля 1917 г.; с февраля 1917 до наших дней.

В соответствии с этим мы распределили ключевые содержательные линии каждого периода в разных возрастных группах. Рассмотрим на примере первого исторического периода содержательные линии и соответствующие им темы разделов программы первого и пятого года обучения. Содержательные линии межпредметного взаимодействия (1 класс): мудрость прошлых веков песни, хороводы; силы природы в силе человека обряды символы; календарная обрядность Праздник коляды Масленица. Проблемное поле (1 класс): хоровод муз (фольклор, песни, хороводы); народные праздники и традиции; праздник Коляды; музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка; разыграй сказку; народный сказ о певце-гусляре Садко.

Содержательные линии межпредметного взаимодействия (5 класс): мифологическое мировоззрение(cимволы); мудрость прошлых веков повседневный уклад, житейская мудрость, события, традиции, обычаи; сила природы —сила человека, языческие поверья; календарная обрядность Бытовые обряды, праздник, Масленица. Проблемное поле. (5 класс): вокальная музыка, календарные песни; фольклор в музыке русских композиторов «Стучит, гремит Кикимора…»; вторая жизнь фольклорных жанров; первое путешествие в музыкальный театр Н.А. Римский–Корсаков, опера «Снегурочка».

Остановимся более подробно на теме «Календарно-обрядовые песни» и рассмотрим содержание урока «Календарные песни». Календарные песни представляют собой единство трудовых, обрядовых, игровых, хороводных, лирических и т.д. песен. Для педагога в данном случае необходимо определить, что же будет ключевым в содержании? Можно представить все жанры в перечислении, назывном порядке, выявив их огромное многообразие, и наличие в тот период культурного развития, но это ли является целью? При определении проблемы занятий как раз выделенные нами содержательные линии явились ориентиром, которые предстали отправной точкой, помогли в постановке целей и задач.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть (похоронные плачи-причитания).

Как отмечает Н. В. Калугина, согласно народнойтрадиции певцы «действуют» в песне. Они — не посторонние наблюдатели, а живые участники действия, заключенного в самой песне. И движение, жест, непосредственно вытекающие из настроения, ритма, внутренней эмоции песни, естественно передаются в исполнении [3].

Таким образом, стало очевидно, что ключевой проблемой занятий станет обращение к смыслам и содержанию календарных песен, понимание текстов. Такой подход позволили нам календарные песни рассматривать не только как многообразие жанров, а прежде всего как песни, которые отражали многообразие жизненных явлений, а отсюда традиции: семьи, родственных отношений, объединявших людей, обычай помощи в труде, взаимопомощи и взаимовыручки.

Для погружения ребенка в мир языческой культуры нами были предложено моделирование самой обрядовой ситуации. В соответствии с этим сучащимися был разучен и исполнен хоровод «Заплетися, плетень, заплетися». Учащиеся столкнулись с такими трудностями, как особенности значения слов, смысл слов. Символичность действий и словпозволил выявить особенности мифологического мировоззрения, представленное в языковых, звуковых средствах. Обращение к символам языческой культуры позволило находить смысловые взаимосвязи слова и музыки, вслушиваться в музыкальный текст, вычленяя звучащие символы.

Само понятие хоровод открывается в ином значении, с позиции его смыслового значения. В русском языке: «хоровод» — круговое движение, «хорошуль» — круглый ритуальный пирог-курник, «хоромы» — круговая застройка (древний смысл); в болгарском: «хоро» — круговой танец. Сибилянтным лингвистическим соответствием «хору» является слово «коло», обозначающее «круг», «колесо», «круговой танец», «кружок единомышленников», «мирскую сходку», «обод», «обруч». Особенности мышления древних народов обусловили осознание славянами Мироздания как единой и неделимой многоуровневой духо-материальной системы, объединяющей в себе множественность божественности и многообразие материальных проявлений. Божественные миры тесно взаимосвязаны и непосредственно взаимопроникают с материальными — Космосом, Стихиями, Природой.

В процессе разучивания хоровода, учащиеся самостоятельно выявляли содержание и смысловое значение слов, движений, а знание было включено в личностный план переживаний. При таком моделировании происходит погружение в сферу обряда, его прожива­ние, а их исполнение получает необходимую эмоциональную окраску.

Таким образом, в содержании самого искусства были отражены проблемы человеческого бытия, вместе с тем деятельностная основа познания позволила раскрыть сущностную сторону искусства. Гуманитарная парадигма образования позволяет выстраивать отношения между человеком и человеком, человеком и искусством, а значит помочь в понимании проблемы отношений человека с миром.

Список литературы:

1.Афанасьев А. Н. Древо жизни (избранные статьи). М.: Современник, 1983.

2.Большаков В. П. Культура как форма человечности. Учеб. пособие. Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. 92 с.

3.Калугина Н. В. Методика работы с русским народным хором. М.: Изд-во Музыка, 1977.

4.Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

5.Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. К.: Рад. Школа, 1985.— 557.

6.Сапрыкин В. А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность образовании [электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http:// avt.miem.edu/ru/

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.