Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 17 августа 2015 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Толерантность: история и современность
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Смирнов Павел Юрьевич
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Городищенская СОШ» с УИОП,
аспирант кафедры филологии НИУ БелГУ,
РФ, г. Белгород
THE PROBLEM OF PUPILS’ TOLERANCE EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL
Pavel Smirnov
teacher of the Russian Language and Literature,
Municipal Budgetary General Education Institution “Gorodische Secondary General School” with advanced study of individual subjects,
post-graduate student of Philology Chair, Belgorod National Research University,
Russia, Belgorod
АННОТАЦИЯ
В статье поставлена проблема воспитания толерантности учащихся в школе, обозначены трудности в работе педагога, связанные с интолерантностью подростков, приведены примеры из педагогической деятельности автора, предложены рекомендации по снижению конфликтности в детском коллективе.
ABSTRACT
The article deals with the problem of pupils’ tolerance education in school; difficulties in the teacher’s work are specified which are connected with teenagers’ intolerance; examples from the author’s teaching activities are given; recommendations on reducing proneness to conflict in infant team are offered.
Ключевые слова: толерантность; педагогический процесс; конфликт.
Keywords: tolerance; pedagogical process; conflict.
Приоритетная задача государства и социума — обеспечение максимальных условий для всестороннего и полноценного развития личности, индивидуальный подход к ребенку, защита прав и свобод на дифференцированном этапе развития детей, формирование у них основы уважительного отношения к окружающим, призыв к общечеловеческим ценностям. Отсюда следует, что современные образовательные учреждения должны не только качественно обучать своих воспитанников наукам, но и готовить их к процессу адаптации и социализации в обществе. Одним из таких признаков является толерантность как основа жизненной позиции.
Современная наука располагает широким арсеналом терминов, поясняющих сущность данного явления, т. е. толерантности; мы не обнаружили однозначного толкования. Считаем, что это связано с многоаспектностью проявлений толерантности в обществе и недостаточностью представлений об истоках толерантности в онтогенезе.
Энциклопедическими словарями дается как минимум три интерпретации термина «толерантность». Первое значение носит преимущественно медицинский характер, приводится описание иммунологической системы. Другие значения — из области психологии и ими поясняется толерантность как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, терпимость к иным мнениям, верованиям, поведению. В частности, в Психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и Г.М. Ярошевского толерантность определяется как «…отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию…» [3, с. 401—402]; в Толковом словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой представлено такое определение: «толерантный» — «…умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению…» [2, с. 797]. Авторы одного из энциклопедических словарей определяют термин как «центральное понятие философии толерантности, отражающее открытые, искренние, бескорыстные, безвозмездные, беспристрастные отношения среди людей, социальных групп, народов, наций, государств и других субъектов социальных взаимоотношений, основанные на внимании, дружбе, любви, снисходительности, сочувствии, солидарности, справедливости, терпимости» [1, с. 199]
Самое важное, на наш взгляд, то, что понятие «толерантность» актуально для современного состояния общества и для современного образования в частности. Российская Федерация — это поликонфессиональное, многонациональное государство, поэтому необходимо детей с дошкольного возраста приобщать не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других народностей.
Дети по своей природе уже являются толерантными, так как опыт восприятия окружающей действительности у них недостаточен, еще отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Субъективное отношение к человеку другой национальности у ребенка складывается приблизительно с четырех лет, акцентируясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств. Специфичность этнического лишь выделяет значимость общечеловеческого. Нельзя не отметить, что в основном дети дошкольного возраста не вступают в активную фазу конфликта с представителями других народностей. И все же нами замечены случаи использования речевой (вербальной) агрессии детей, в частности, коверкание языка или языкового акцента представителей других национальностей, а иногда и прямое оскорбление. Пример — высказывание мальчика о девочке азиатской национальности в подготовительной группе детского сада: «Ты с нами играть не будешь, узкоглазая!». Еще большего «накала» приобретают оскорбительные интонации в диалогах старшеклассников, см., например, примеры высказываний учеников 8—9 классов: «Не общайся с этими чурками!», «Я считаю, что нужно выдворить всех армян из Старого Оскола! Они жестокие, бескультурные, бездуховные!» и под. Приведенные примеры иллюстрируют проявление интолерантного детского поведения, направленного на оскорбление национальных чувств учеников, не принадлежащих к титульному этносу нашего региона. Это проявляется в использовании весьма характерных лексем-агрессоров, которые воспринимаются участниками коммуникации как обидные и провоцируют конфликтную ситуацию. Примеры высказываний учеников 8—9 классов: «Понаехали эти хохлы!», «Эй, Чуркистан!» Такого рода примеры свидетельствуют о признаках интолерантного речевого поведения подростков.
В качестве примера, иллюстрирующего остроту проблемы толерантности для средней школе, можно привести обращение ученика 8 класса к однокласснику-киргизу: «Эй ты, китаёза!». Данным примером можно проиллюстрировать не только пренебрежительное, оскорбительное обращение ученика школы к однокласснику, который приехал из Киргизии, но и полное невежество старшеклассника: Киргизия не Китай! Ученик сделал вывод лишь на том основании, что у одноклассника узкий разрез глаз. Такое речевое поведение может спровоцировать конфликтную ситуацию, и, к сожалению, не все воспитатели готовы к ее предупреждению и благополучному разрешению.
Подобные проявления речевой агрессивности и конфликтности обусловлены отсутствием объективного представления о культуре других народов, скудными представлениями о специфике межнационального общения, ограниченным жизненным опытом, детской непосредственностью и вытекающей из нее детской бестактностью и др. причинами. Сложившееся положение позволяет толерантность обозначить как проблему воспитания и подчеркивает необходимость начинать деятельность в этом направлении с дошкольного возраста, потому что именно в этот период формируются ценностные ориентиры и основы мировоззрения ребенка.
Разумеется, вполне очевидно, что толерантное или интолерантное отношение ребенка зарождается прежде всего в кругу семьи, в окружающей его действительности, поэтому очень важно педагогам активно сотрудничать с родителями, как планомерно, так и спонтанно проводить разъяснительные беседы. Справедливо считать, что толерантность сегодня — это личностно-профессиональное качество учителя школы, которое определяется гуманитарным характером его деятельности.
После распада Советского Союза образовалось множество новых государств на карте Европы и Азии. В Россию стали приезжать представители азиатских и кавказских республик, что зачастую вызывало конфликты с местным населением вследствие специфичности культуры, ментальности, языка, морально-нравственных принципов этнических меньшинств. В школах стало больше учащихся разных национальностей, а также русских переселенцев из республик бывшего Советского Союза (надо отметить, что эти дети-переселенцы отражают культуру и ментальность тех стран, где они проживали, и тоже нуждаются в специальном подходе). Возникли новые понятия «поликультурная школа», «поликультурное образование» и др. Безусловно, все эти факты и новые образовательные реалии нуждаются в более широком анализе и изучении.
Важно отметить, что педагог в этих условиях сталкивается с рядом трудностей, к преодолению которых его надо готовить:
1. затруднение в коммуникации с представителями других народностей в силу дифференциации их менталитета и мировоззрения и невладение информацией о специфике их коммуникативного поведения, например, почему в определенных культурах не принято смотреть в старшему глаза даже в разговоре наедине и поэтому неэффективны призывы учителя: «Смотри мне в глаза!»;
2. повышение уровня конфликтности с учащимися иной национальности в учебной деятельности. Например, учащийся-армянин возмущается выставленной учителем отметкой: «Почему мне ставят тройки?! Только потому, что я армянин!? Русским Вы за такие же работы хорошие оценки ставите!» Т. е. ученик возмущен выставленной отметкой и категорически не признает тот факт, что его оценка — результат плохой подготовки к уроку, а отнюдь не субъективный фактор, т. е. национальный признак. Мы в своей практике не раз сталкивались с подобным фактом: дети другой национальности считают, что неудовлетворительные или удовлетворительные отметки им выставляют исключительно по национальному признаку, хотя очевидно их слабое знание предмета (особенно предметов «Русский язык», «Литература»). В результате происходит возникновение и нарастание конфликтных ситуаций. В качестве нейтрализации конфликтной ситуации существенный эффект дают индивидуальные разъяснительные беседы. Ребенку другой национальности важно почувствовать доверие к учителю, увидеть его стремление помочь, его уважение к культуре, представителем которой является данный ученик, однако при этом квалифицированно, убедительно показывать необходимость придерживаться правил и традиций общества национального большинства, того общества, в котором он в данный момент живет.
Воспитание толерантности определяется тем, что формирование и развитие этих и других человеческих качеств глобально направлено на эффективное взаимодействие растущего человека с многообразием изменяющегося мира. Однако возможности педагога по воспитанию толерантности, на наш взгляд, достаточно ограничены: это связано с тем, что воспитание как целенаправленная деятельность по совершенствованию человека не вполне толерантно по своей природе. Но этот тезис требует специального анализа, поэтому в данной статье мы хотели бы только обозначить эту сложнейшую проблему образования, к рассмотрению которой достаточно редко обращаются специалисты.
Нам видится, что учителю-предметнику, классному руководителю необходимо каждый день проводить с детьми, проявляющими признаки интолерантного поведения, профилактические разъяснительные беседы, причем, преимущественно индивидуальные (хотя не исключаются и беседы, общие для всего коллектива подростков). Важно отметить недопустимость такого поведения, подчеркнуть, что это свидетельствует о низких интеллектуальных и морально-нравственных качествах юного «агрессора».
Еще одной проблемой, характеризующей проявление интолерантности в средней школе, может выступить конфликтная коммуникативная ситуация, связанная с нетерпимостью к иным верованиям и религиозным убеждениям. Это может проявляться не в прямой форме агрессивного речевого поведения, а в косвенной, например, недоверие, желание не вступать в коммуникацию. Экстремистскую форму межконфессиональная интолерантность приобретает в случае, когда проявляется религиозный фанатизм, идет насаждение определенной веры, вовлечение в религиозные объединения и секты. Такие объединения выдвигают тезис о социальных преимуществах апологетов этой веры. Мы были свидетелями в ситуации, когда представитель ислама осуждал православное христианство: «Наша религия уважает родителей, почитает старших, а в вашем православии ничего хорошего нет». Другим примером может послужить заявление женщины-мусульманки: «Скоро в России будет одна единственная вера — это вера в Аллаха». Такие заявления также носят интолерантный характер, ранят чувства православных верующих (а таких учащихся в последнее время всё больше). Считаем, что в целях недопущения конфликтной ситуации не следует вступать в религиозные дискуссии с представителями других национальностей и других вер, тем более в присутствии всего коллектива.
Бесспорно, что в современном педагогическом процессе важно использовать видеоматериалы о культуре других народов, которые могут быть использованы на классных часах, и это позволит воспринимать культуру чужого этноса не как абстрактное явление, а как реальность. В рамках формирования межнациональной толерантности стойкий эффект дают дискуссии на межкультурные проблемы, драматизация народных обрядов, сказок, дифференцированные ролевые игры, обращение к изучению тонкостей национальной кухни. Эмоциональное восприятие культуры других народов учащимися должно сопровождаться раскрытием богатого внутреннего мира, красоты традиций различных народов. Целесообразно осуществлять педагогический поиск культурных параллелей, разъяснять ученикам ошибочность неприятия тех или иных компонентов мировой культуры, предоставлять возможность ученикам видеть многообразие и разноплановость культурной жизни разных народов. Аксиомой в деле воспитания толерантности современных школьников должна стать мысль о том, что сила и мощь России может быть достигнута лишь в случае сплочении и единении всех народов.
Стремление проникнуть в сущность ментальности того или иного этноса, конечно же, не может стать окончательным решением проблемы толерантности, но видится нам принципиально важным шагом на пути социума к урегулированию возникающих конфликтных ситуаций. Чуткое и уважительное отношение к специфике культуры другого этноса и умение воспитывать эти чувства у своих учащихся должны стать частью ментальности педагога, его профессиональной компетенции.
Список литературы:
- Кушаев У.Р., И.Г. Дорошина. Толерантность. Словарь под общей редакцией. М.: Социосфера, 2014. — 484 с.
- Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: А Темп, 2010. — 874 с.
- Петровский А.В., М.Г. Ярошевский. Психология. Словарь под общей редакцией. М.: Политиздат, 1990. — 498 с.
дипломов
Оставить комментарий