Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCVII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 января 2024 г.)

Наука: Междисциплинарные исследования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гулова Д., Худайназаров Э., Куделько Т.А. МЕТАФОРА В КУЛЬТУРНОЙ СИМВОЛИКЕ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XCVII междунар. науч.-практ. конф. № 1(89). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 32-41.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТАФОРА В КУЛЬТУРНОЙ СИМВОЛИКЕ

Гулова Дженнет

бакалавр, Пермский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Пермь

Худайназаров Эзиз

бакалавр, Пермский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Пермь

Куделько Татьяна Анатольевна

старший преподаватель кафедры лингводидактики Пермский государственный национальный исследовательский университет,

РФ, г. Пермь

METAPHOR IN THE CULTURAL SYMBOLICS

 

Jennet Gulowa

 Student of Linguodidactics, Perm State University,

Russia, Perm

Eziz Khudainazarov

Student of Linguodidactics, Perm State University

Russia, Perm

Tatiana A. Kudelko

Lecturer of Linguoiddactics Perm State University

Russia, Bukirev

 

АННОТАЦИЯ

В статье исследуются символы Туркменистана и Пермского края, которые выражают самобытность и уникальность культур. Авторы рассматривают определение метафоры и переносное значение в символике двух стран. В данной работе представлены наглядные практические примеры образных символов, метафорически характеризующих культуру изучаемых стран.

ABSTRACT

The article studies the symbolics of Turkmenistan and Perm region which presents the uniqueness of the cultures. The authors view the definition of the metaphor and the transformation of the meanings in the symbolics. The article considers the image examples of the symbolics which characterizes metaphorically the culture of the countries studied.

 

Ключевые слова: метафора, символика, Пермский звериный стиль, Туркменистан.

Key words: metaphor, symbolics, Perm animal style, Turkmenistan.

 

На сегодняшний день наиболее актуальной становится когнитивная теория метафоры, которая утверждает, что наша понятийная система насквозь метафорична. Однако, заметим, что метафора не является первичным фактором, который определяет наше сознание, так как она может являться только языковой реализацией символа или следствием символичности нашего сознания. Э. Сепир утверждал, что человек может не осознавать фундаментальной значимости символизма в жизни человека и культурной картине мира. В данном случае лингвисты, по мнению Э. Сепира, находятся в более выгодном положении, так как язык представляет собой руководство к пониманию символичности культуры, именно лингвисты могут помочь прояснить скрытый смысл слов человека и языковых процедур [9].

Всё вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования и теоретическую значимость в определениях метафоры и символа. Цель исследования заключается в выстраивание иерархии взаимоотношений между метафорой и символом. Для достижения поставленной авторами статьи цели, ведущими задачами будут являться: изучение специальной литературы; сравнительный анализ символов и метафор; сбор практических примеров. Методы, которые авторы предлагают использовать: метод словарных дефиниций, сопоставление, интерпретация, контекстуальный анализ.

Авторы полагают, что сознание изначально символично, вторично – метафорично. Символизм определяет отношение человека к жизни. Метафора рождается из символа, поэтому её природа вторична по отношению к нему. Это можно доказать с помощью процессов символизации и метафоризации мышления. Проведённые исследования утверждают, что символ в филогенезе и в онтогенезе первичнее знака (Сэпир, Брунер, Выготский, Пиаже, Кликс и др.).

Культурное наследие любой страны представляет собой большой пласт традиции, обычаев и образов. Именно через образы народ может выразить свои страхи, веру, историю, талисманы и тому подобное. Данное исследование посвящено изучению метафор в туркменской и русской культурной символике. Под метафорой авторы понимают выразительное наименование, основанное на сходстве двух объектов (Скребнев, 1975) [4]. В культурной метафоре это сходство будет между историей и культурой, однако культурная метафора будет являться, в первую очередь, символом. Официальная символика любой страны является выражением суверенитета самой страны и её самобытности. Культурная символика страны говорит о разнообразии культурной палитры народа или народов, проживающих на территории одной страны. На сегодняшний день важным фактором является сохранение государственной самобытности и культурного наследия стран для последующих поколений.

Авторы сравнивают символику Туркменистана и города Перми, так как являясь студентом Пермского университета, представитель туркменского народа интересуется символикой и метафорами, связанными с культурным наследием двух народов.

Идентификация метафор проводилась по метафорической модели Культурная символика, в которую вошли такие группы как культурная атрибутика, предметы быта и одежды.

Рассмотрим метафорическую культурную символику Туркменистана. Данная страна славится мастерами по изготовлению ковров. На коврах изображены различные узоры, которые являются переносным значением разных исторических фактов, например, основой любой композиции в центре ковра будет гёля (многоугольная розетка, напоминающая квадраты, круги и ромбы). Этот узор символизирует пространство степей и пустынь, где жили туркменские племена. На флаге страны изображены пять разных гёлей - это количество административных округов Туркменистана (велаяты (Рисунок 1)).

 

Рисунок 1. Флаг Туркменистана [11]

 

Кроме символики ковров интересное название имеют дверные занавеси –  энси. Это метафорическая иллюстрация представления туркменского народа о строении мира: сверху – небо, снизу – земля, между ними – люди. Энси имеют П-образную форму арки, что отражает идею переход в  мир человеческий (Рисунок 2).

 

Рисунок 2.  Занавески ЭНСИ [10]

 

 В результате запрета ислама на изображение животных туркмены использовали природу и счастье в своих рукоделиях.

 Основной целью ношения туркменской "Тахьи " является не только красота, но и необходимость уделять особое внимание тому, чтобы тахья не упала с головы , и ещё она защищает от солнечного удара .

 Если говорить об украшении тахьи, то в нем можно увидеть разные узоры.

 В центре Тахьи для мальчиков изображён  цветок абрикоса.  В Туркменистане абрикос считается предвестником весны. Поместив это изображение в центр, рукодельницы разместили вокруг него разные виды цветов. Поступая таким образом, туркмены уподобляли своих сыновей весеннему предвестнику, и надеясь, что их потомки продолжат жить, как  повторение  весеннего сезона (Рисунок 3) .   

 

      

Рисунок 3. Мужской головной убор [4]

 

  Если говорить о девичьей тахье, то все украшения тахьи украшены «пишме», туркменским лакомством в виде ромбов разных цветов. Его присутствие в разных цветах – особенность туркменских свадеб. Туркменскую свадьбу сложно представить без пишме.  Таким образом туркмены приравнивают своих дочерей к предвестникам свадьбы [Рисунок 4].

 

              

Рисунок 4. Женский головной убор [11]

 

Рассмотрев подробно метафорические особенности символики Туркменистана, перейдём к характеристикам символики города Перми.

Город Пермь славится своими традициями и самобытностью. На территории Пермского края проживают различные национальности от коми-пермяков до татар, каждая из которых имеет свою символику и самобытность.

Особое внимание для рассмотрения среди символов Пермского края заслуживает звериный стиль, который понимается как культовое литьё, представляющее собой бронзовые объёмные и плоские изображения зверей, духов и богов. Расцвет данной символики приходится на VII–XI вв. н.э. Разберём некоторые символы звериного стиля Пермского края более подробно [3].

Например, культ медведя, который широко распространён на Урале. Существует традиция медвежьих праздников, которые дошли до наших времён от культуры народа ханты и манси.

Как гласит одна из легенд, медведь был сыном божества верхнего мира. Спустившись на землю, к людям, медведь нарушил запреты богов и погиб. Убитый людьми, зверь возродится снова, а его дух после медвежьего праздника отправится на небо, к отцу (Рисунок 5).

 

Рисунок 5. Пермский звериный стиль - медведь [7]

 

В Пермском крае медведь всегда считался хозяином и повелителем лесного хозяйства. Кроме того, данный царь леса обладал всеми свойствами животных леса, знал их повадки и определял успех промысла. У медведя всегда выковывались четыре когтя, что символизировало знак оборотничества, то есть возможность превращения как в других животным, так и в человека [5].

Другую немаловажную роль в создании пермского звериного стиля играли птицы. По легенде Боги могли превращаться в птиц, а земля была создана водоплавающей птицей, которая по просьбе главного Бога нырнула на дно и достала горсть земли – так была создана суша.

Первопредки народа создателей пермского звериного стиля изображались птицами с лицом на груди. При этом существовали птицы с одной головой и  с тремя, которые были вестниками богов и летали в трёх мирах (надземном, земном и подземном) (Рисунок 6).

 

Рисунок 6. Пермский звериный стиль Боги-птицы [7]

 

Отдельного внимания заслуживает символ божества-хозяина. Он был посредником между людьми и высшими богами [4]. Он также повелевал зверями и птицами. Одно из основных божеств обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Нередко в амулетах есть указание на его возраст – ребёнок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения ребёнок становится божеством (Рисунок 7).

 

Рисунок 7. Пермский звериный стиль Божество-хозяин [7]

 

Символика Пермского стиля изображала Бога в виде птицы с двумя орлами. Крылья Бога обозначали его небесное местонахождение и способность присутствовать в тех местах, где Бог хочет быть. Орлы всегда были помощниками богов (Рисунок 8).

 

Рисунок 8. Пермский звериный стиль    Бог-птица [7]

 

В данной фигуре выковано изображение элемента Верхнего небесного мира, а именно лик богини или орёл, или души птиц, или лосиные головы. Затем следует средний уровень, который представлен земной богиней с людьми, человекоколосами и животными. После этого идёт невидимая граница подземного мира, представленная конем, медвежатами, лосями или гибридным ящером (Рисунок 9).

 

Рисунок 9. Пермский звериный стиль Уровни миров [7]

 

В общем и целом, авторами были проанализированы метафорические символы Туркменистана (15 символов) и Пермского звериного стиля (10 символов).

Были обнаружены следующие сходства:

  • в названиях используются этимологии слов, связанных с природой и бытом человека;
  • большинство терминов-символов имеют религиозную основу;
  • метафорический перенос названий символики позволяет более ярко и экспрессивно выразить самобытность культуры стран.

Различия, которые были отмечены при изучении:

  • в Пермском крае больше употребляется понятие «птица», «божество»;
  • наиболее часто употребляемые понятия в Туркменистане – «наследие», «переход из мира в мир», «сладость».

Проведённое исследование показало, что через образы и символику, древний туркменский народ изображал историю и культурные ценности своей страны. Находки пермского края показали, что люди больше всего изображали образы духовных ценностей, с помощью которых люди смогли победить страх,  верили в святого духа, сравнивали его с понятием «птиц».

 

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2007. – 352 с.
  2. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль / ред. Л. Войлокова; пер. текста Н. Мальцева. – Изд. 2-е, стереотип. – Кудымкар: Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, 2014. – 176 с.
  3. Грибова Л. С. Пермский звериный стиль: Проблемы семантики / Академия наук СССР, Коми филиал; Институт языка, литературы и истории. – М.: Наука, 1975. – 148 с.
  4. Наш ориентир то, что сближает людей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://orient.tm/ru/post/24908/turkmenskaya-tahya-i-golovnoj-ubor-i-simvol (дата обращения: 02.10.2023).
  5. Оборин В. А. Древнее искусство народов Прикамья // Пермский звериный стиль. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1976. – 192 с. 
  6. Оборин В. А., Чагин Г. Н. Чудские древности Рифея: Пермский звериный стиль. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1988. – 184 с. 
  7.  Пермский звериный стиль [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.perm-animal-style.ru/ (дата обращения: 02.10.2023). 
  8. Пиаже Ж. Теория Пиаже // История зарубежной психологии. – М., 1986. – С. 232–293.
  9. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – 656 с.
  10. Туркменский «энси» – дверной полог: миф или реальность? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.caa-network.org/archives/15477(дата обращения: 02.10.2023).
  11. Туркменский национальный костюм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.brsu.by/Turkmenistan/turkmenskij-natsionalnyj-kostyum (дата обращения: 02.10.2023).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.