Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XCIV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 октября 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ван Ц. КРИТИКА ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕКОНСТРУКЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XCIV междунар. науч.-практ. конф. № 10(86). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 5-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРИТИКА ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕКОНСТРУКЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ФОТОГРАФИИ

Ван Цзихэн

аспирант Белорусского государственного университета культуры и искусств,

Республика Беларусь, г. Минск

АННОТАЦИЯ

Данная статья анализирует ряд работ современных китайских фотографов, в которых реконструкция произведений классической живописи используется для критики проблем современного общества.

ABSTRACT

This article analyzes a number of works by contemporary Chinese photographers, in which the reconstruction of works of classical painting is used to criticize the problems of modern society.

 

Ключевые слова: концептуальная фотография, современная фотография, реконструкция, классическая живопись, традиция, постмодернизм, КНР.

Keywords: conceptual photography, modern photography, reconstruction, classical painting, tradition, postmodernism, PRC.

 

Для концептуальной фотографии большое значение имеют языковой и содержательные аспекты. Она стремится доносить до своего зрителя идеи при помощи символов, метафор, воплощать абстрактные идеи в конкретных визуальных формах, используя при этом в том числе и художественные языки прошлого. Китайская концептуальная фотография начала развиваться в 1980-е гг. после провозглашения политики реформ и открытости (1979 г.), а также проведения выставки группы «Звёзды», в которую вошли художники Ван Кэпин, Хуан Жуй, Ма Дэшэн, Чжун Ачэн, Ай Вэйвэй и др. Члены группы отрицали теорию «искусства ради искусства», распространённую во времена династии Мин и Цин, утверждали свое право на самовыражение. Первая выставка группы состоялась осенью 1979 г., ее экспозиция включала в себя 163 произведения 23 художников и привлекла внимание не только узкого круга специалистов, но и широкой аудитории. В ходе этой значимой выставки художники не только показали стремление к новым стилям и формам выражения и отрицание строгих канонов Культурной революции, но и вступили в спор с традиционной теорией искусства того времени. Выставка группы «Звёзды» потрясла художественную общественность и дала толчок к развитию современного китайского искусства.

Благодаря проведению таких смотров современного искусства как «Китайская выставка нового искусства после 1989 г.» (куратор Ли Сянтинь, 1993г.), «Новый образ: выставка концептуальной фотографии» (куратор Шимако, 1997 г.) и «Образа Чжии: выставка новой китайской концептуальной фотографии» (куратор Чжу Ци, 1998 г.) началось не только активное развитие китайской фотографии, но и ее теоретическое осмысление.

Как часть искусства постмодернизма, современная концептуальная фотография стремится преодолеть традиционные ограничения творчества. Выразительные приемы современной китайской концептуальной фотографии, равно как и ее темы, чрезвычайно разнообразны. Однако, когда концептуальная фотография обращается к реконструкции произведений классической живописи, чаще всего она фокусируется на критике актуальных проблем своего времени. В современном фотоискусстве обращение к иконосфере традиционного искусства, реконструкцию образного мира классической живописи следует понимать как творчество после размышлений и изучения окружающей реальности, выбора темы и работы с образами, которые имеют ряд коннотаций. Исследователь Ван Сюйдун отметил: «Цель воссоздания классики – взять традицию за основу, интегрировать концепции в традицию и заставить классику сиять новыми художественными эффектами и смыслами» [1, с. 3]. В этом месте возникает вопрос о том, почему современные китайские фотографы-концептуалисты чаще склонны обращаться к классике, размышляя о проблемах современного общества.

 

Рисунок 1. Яо Лу. «Китайский пейзаж» (2006 г.)

 

Например, Яо Лу создал серию фотографических работ «Китайский пейзаж» (2009 г.) очень похожих на пейзажную живопись династии Сун (960—1279 гг.), но внимательный взгляд обнаруживает, что эти пейзажи «вылеплены» из строительного мусора и зеленых пылезащитных сеток. Автор использует цифровые технологии для монтажа, сбора коллажа, включая в композиции изображения павильонов, беседок и лодок; на фотографиях видны рабочие-мигранты в касках, прогуливающиеся у воды и по горам. Такие визуальные эффекты поражают воображение, а поэтичный живописный образ укоренен в реальности современного строительства. Яо Лу показал зеленые пылезащитные сетки, используемые для прикрытия мусора, предотвращения скоплений пепла на строительной площадке, ставшие одним из новых символов Китая, отражающим разрушение природной среды современным обществом.

Схожий подход использовал Ян Юнлян в работе «Пейзаж-мираж» (2006 г.): фотограф позволяет увидеть в непривлекательных реалиях специфическую красоту, которая противопоставлена традиционной эстетике и создает поле для размышлений о красоте, общепринятых истинах и современной реальности.

Созданная во времена династии Северная Сун, картина «Путешествие по реке в День поминовения усопших» (Чжан Цзэдуань, около 1104 г.) входит в десять самых известных китайских произведений живописи. На ней запечатлен городской пейзаж XII в. и условия жизни представителей всех слоев общества. Дай Сян, один из представителей современной китайской концептуальной фотографии, использовал это классическое произведение в качестве прототипа и потратил 3 года на создание собственной версии «Путешествия по реке в День поминовения усопших 2013». Эта 25-метровая фоторабота, содержащая 1000 символов, позволяет охватить взглядом более 40 локаций, запечатленных в 2010—2013 гг. Вместо традиционных видов природы и процветающих рынков по обе стороны реки Бяньхэ мы видим современные реалии. Исследователь Ван Дэхуа отмечает: «Эта работа фокусируется на определенных темных сторонах реальности. Ее предназначение в том, чтобы предупредить мир, эти темные стороны реальности нередко преувеличиваются в Интернете, и некоторые люди используют это во зло. Создатели произведений искусства также должны помнить о своем влиянии на общество при выборе темы. Если они полностью основаны на деструктивном воздействии, то литературные и художественные произведения полны негативной энергии, которая вредна для общества и не приносит пользы» [2]. 

 

Рисунок 2.  Дай Сян. «Путешествие по реке в День поминовения усопших 2013 г.» (2010—2013 гг.)

 

Существует множество примеров произведений в которых реконструкция классических произведений становится визуальным выражением критики проблем современного общества. Работы Ван Цинсуна полны иронии и метафор; этот художник, увлеченный анализом социальных проблем, создал около 100 концептуальных фотографий в период с 1997 по 2020 год. В 17 работах он реконструирует классические произведения искусства, наиболее важными из них стали «Ночной банкет Лаоли» (2007 г.), «Тайная вечеря» (1997 г.), «Учись у меня» (1993 г.) и т.д. Из этих 17 работ только одна под названием «Богиня» (2011 г.) исследует культурный конфликт между Востоком и Западом, остальные посвящены критике проблем современного Китая, и среди других его 64 концептуальных фоторабот, созданных с использованием других творческих подходов, около 30 не носят критического характера. Например, «Свет надежды» (2007 г.) рассказывает о трудном пути Китая к получению права на проведение Олимпийских игр, «Общежитие» (2005 г.) рассказывает о людях, в погоне за своими мечтами и новыми возможностями переехавших в мегаполис.

Родившийся в Шанхае Ма Лян создает фотографии в сюрреалистическом стиле с использованием фантастических эффектов. Лю Цзысюань прокомментировал творчество Ма Ляна в «Визуальном решении концептуальной фотографии в эпоху цифровых технологий» следующим образом: «Его работы в основном постановочные, реквизит и декорации незаменимые элементы для него, он использует драматическую хореографическую пластику, чтобы моделировать образность картины, делая ее более преувеличенной и причудливой, передавая людям мечтательное ощущение» [3, с. 20].

Ма Лян обращался к самым разным темам в своих работах, включая размышления о вере в «Богах в беде» (2019-2021 гг.), о чувствах в «Вербовке потерянной любви» (2019-2021 гг.), смерти в «Возвращении всего сущего» (2019-2021 гг.) и невинности в «Письме молодого человека» (2019-2021 гг.). Однако, когда Ма Лян обращается к реконструкции произведений классической живописи, он все же предпочитает критиковать социальные проблемы. В «Поэзии эпохи Тан из вторых рук» (2007 г.) и «Путешествие на Запад» (2008 г.), он отразил постепенный уход традиционной культуры и ее духовных ориентиров.

Реконструкция классической живописи чаще используется в произведениях, посвященных социальной критике по следующим причинам:

1) концептуальная фотография, как постмодернистское искусство, стремится передать точку зрения своего автора через критику реального общества;

2) многие классические образы имеют особое символическое значение, они способны транслировать не только новые послания, но и традиционные ценности;

3) сочетание современной реальности с историей и традициями позволяет создавать особый эффект, способный привлечь внимание аудитории и заставить ее задуматься о социальных проблемах;

4) благодаря переосмыслению классических образов в фотографиях в определенной степени снижается сопротивление аудитории критическому контенту, облегчается восприятие зрителями точки зрения автора.

Как отмечает Кан Вэйлун в «Исследование ландшафта в концептуальной фотографии»: «При реконструкции обычно отбираются типичные образы и типичные сцены… это напрямую связано с общераспространенными знаниями, пониманием среды обитания, с которой зрители ежедневно взаимодействуют. Поэтому концепции, передаваемые с помощью этой техники визуализации ландшафта в концептуальной фотографии, часто легче понять и принять публике» [4, с.15].

В современной китайской концептуальной фотографии реконструкция классических произведений часто сопровождается сильной социальной критикой и глубокими размышлениями о гуманистических ценностях. Этот феномен является закономерной тенденцией постмодернистской фотографии, мы надеемся, что реконструкция классических произведений обретет более разнообразное содержательное наполнение в концептуальной фотографии.

 

Список литературы:

  1. 王旭东. 经典绘画在后现代摄影中的再造研究:美术学硕士研究生.齐鲁工业大学 / 旭东王. – 济南, 2021. – 86页 = Ван, Сюйдун. Исследование воссоздания классической живописи в постмодернистской фотографии:дис. ... канд.  искусствоведения / Сюйдун Ван. – Цзинань, 2021. – 86 л
  2. Wang Dehua 王德华 [Электронный ресурс] // Sina News. – Режим доступа: https://news.sina.cn/pl/2014-11-27/detail-iavxeafr5310827.d.html. – Дата доступа: 27.10.2023.
  3. 刘子璇. 数字时代观念摄影的视觉表现:艺术学硕士研究生.云南师范大学 / 子璇刘. – 云南,  2021. – 51页 = Лю, Цзысюань. Визуальное решение концептуальной фотографии в эпоху цифровых технологий: дисс. ... канд.  искусствоведения / Цзысюань Лю. – Юньнань, 2021. – 51 с.
  4. 康伟伦. 造景在观念摄影中的应用研究:美术学硕士研究生.齐鲁工业大学 / 伟伦康. – 济南,  2020. – 92页 = Кан, Вэйлун. Исследование ландшафта в концептуальной фотографии:дисс. ... канд.  искусствоведения / Вэйлун Кан. – Цзинань, 2020. – 92 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.