Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 апреля 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Качесов И.Н., Блошкина Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ РОКОКО // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(81). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 24-29.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ФОРМИРОВАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ РОКОКО

Качесов Иван Николаевич

ст. преподаватель БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Сургут

Блошкина Наталья Андреевна

студент, БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет»,

РФ, г. Сургут

АННОТАЦИЯ

Данная статья содержит в себе информацию об основных характеристиках стиля Рококо, а также его формировании и влиянии на европейскую моду 18 века.

 

Ключевые слова: Рококо, рокайль, барокко, интеллектуальный прогресс, феодализм, «стиль регентства», жюстокор.

 

Рококо – стиль, имевший главенствующую роль в европейском мире и искусстве второй четверти и середины 18 века. Стиль нес в себе воплощение элегантности и легкости, ведь само его название произошло от слова, имеющего французские корни – Рокайль. Данным словом обозначались декоративные камни, ракушки и свитки, поскольку стиль изначально использовался в интерьере, аксессуарах и уже позже в одежде. Данный стиль имеет свои главные отличительные черты: изогнутость линий, которые своим видом напоминают очертания раковины, сдержанные оттенки, предпочтительно, пастельных и приземленных тонов. Это невероятно кокетливый стиль, несущий в себе изысканность, лёгкость и хрупкость, которые пришли на смену динамичному и броскому в своих цветах барокко. Век Рококо принес свою особую роль в формировании аксессуаров, которые по-своему преобразились в эпоху легкости, приобретая свои внешние особенности, новые назначения

В 18 веке, во всей Европе, происходили многочисленные войны, где принимали свое участие множество стран, однако на этот же исторический этап приходится и освобождение от феодализма в большинстве европейских стран, благодаря чему формируется широко известное культурное течение «Просвещение». Философы, мыслители и общественные деятели повлияли на коренные изменения в общественном строе, смещая на задний план отжившие свое время идеи прошлого.

Эпоху нередко называют временем интеллектуального прогресса, когда значимые лица, такие как Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Бенджамин Франклин и т.д., ставили под сомнения общественные устои прошлого времени. Процесс был тяжелым, поскольку для него требовалось немало упорства – было необходимо противостоять мощному государственному строю и церкви, имевшей колоссальное влияние на человеческий разум.

Невзирая на проблемы и пережитки феодализма в обществе, век смог установить рациональность подхода для постижения мира. Возникает цивилизованное общество, проводящее борьбу за освобождение человека от феодализма и церковной власти.

В искусстве возникает большее значение реалистичного изображения мира вокруг человека. Данная сфера проникается злободневностью, обличавшей пороки феодального общества и зарождающегося буржуазного мира. Выдвигается идеал нескованной и свободной человеческой личности, а само искусство становится доступным не только для узкого круга высшего социума и ценителей, но и обширной   общенародной среде.

Рококо (с фр. Rocaille – декоративная ракушка) – европейский стиль первой половины 18 века, имеющий свои корни и сформированный во Франции в период кризиса абсолютизма и получившее свое распространение по Австрии, Германии. В ранний период рококо существовало как «стиль регентства». Свое название художественное течение получило от французского слова рокайль, которое применяли для обозначения орнамента, имеющего вид ракушки, а первые элементы рококо появлялись в украшении парковых гротов, которые украшались морскими раковинами, обломками скал и различными декоративными камнями.

Художественное направление зародилось во времена правления Филиппа, а именно регентства 20-ых годов 18 века, а достигает пика своего расцвета во времена правления короля Франции Людовика XV, при котором произошла смена строгости этикета на легкомыслие. Само направление искусства обращается к внутреннему миру человека, его чувствам и тяжело уловимым моментам настроения. Однако и в этом исключительно положительном видении стиля находили свое предчувствие кратковременности момента, тревоги. 

Главным образом оно развивалось в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и так же затрагивало изобразительное искусство. В ходе своего совершенствования рококо получило отражение в интерьере, скульптуре, литературе.

Большинство соотносят данный стиль только с ответвлением позднего этапа формирования барокко, которое уже успело потерять свою величественность стиля.  Рококо стоит считать исконно светской культурой, ведь оно имеет начало во французской аристократии, но, тем не менее, смогло не просто оставить свой кратковременный след на истории искусства, но и повлияет на дальнейшее развитие уже более позже возникших культур.

Содержательным фундаментом рококо становятся: апогея чувств и эмоций, гедонизм, индивидуализм, грациозность, изысканность. Все перечисленные черты имели свое отражение в аристократическом образе жизни.

Отходя от динамичности форм, композиций, броскости цветов барокко, рококо принимает в себя утонченность и удобство. Рококо возвел в абсолют и принес в моду хрупкость, томность. Стиль характеризует изысканность, декорированную перегруженность в композиции, изящность орнамента, игривость различных форм. В своем образовании рококо отступает от конструктивности и больше отдается декоративности.

Идейной основой стиля является уход от суровой и темной реальности в мир элегантности, эстетичности и вечно цветущей юности. Для рококо несет в себе легкость и грациозность орнаментов, которым характерны достаточно сложные резные узоры в виде вычурных завитков, рельефов.

Со стилем барокко, рококо объединяет желание и стремление к завершенности своих форм, однако если первый стиль отталкивается от монументальной торжественности, то второй тяготеет к изящности. На замену тяжелым позолоченным цветам барокко пришли светлые пастельные тона – голубой, серебристый, сиреневый, розовый, цвет нежного шампаня с многочисленными добавлениями вставок белого оттенка.

Выдвигают следующие особенности рококо:

  • Существенные изменения оценки и видения окружающего мира человека – отход от суровости и грубости к игривой иронии, шутливости;
  • Компактность, миниатюрность;
  • Светлые, пастельные оттенки цветовых гамм;
  • Игривость, легкость;
  • Идиллия, галантность;
  • Желание сохранить вечную юность и красоту;
  • Пышность и изобилие мелких деталей;
  • Эстетичность;
  • Рокайльная изогнутость линий.

В основу создания образа эпохи рококо идет представление о искусственном человеке, который всем своим видом противостоит ренессансной трактовки. Если во времена эпохи Возрождения ценилось крепкое, полнокровное и сильное тело, то рококо считало идеалом хрупкость, нежность, кокетливость, бледность и хилость тела. Образы становятся грациозными, подчеркивается кукольность, далекая от природной натуральности. Внешний образ проявляет и подчеркивает женственность как женского, так и мужского облика. Новый идеал был воплощён следующими методами: тончайшие нюансы формы, ее асимметричность, круглые линии, приглушенные оттенки.

Если сравнивать рококо с его предшественником барокко, тот сразу же бросается в глаза более спокойный, приглушенный характер, дарящий чувство уюта и комфорта. В свои первые этапы формирования, рококо зачастую комбинировался с барокко, включая в себя как роскошность и напыщенность, так и растительные, плавные мотивы, легкость. Таким образом, они прекрасно дополняли друг друга, однако доминирование того или иного стиля могло сильно пошатнуть визуальную составляющую и нарушить композицию.

Перегруженность и динамичность барочного костюма ушли, оставляя главенство утонченному, хрупкому с виду костюму рококо. Облик представителей аристократии стирал особенности возраста, многие носили обувь на каблуке, белили кожу лица.  Грань между мужским и женским одеянием и поведением сильно сближается, ведь в моду входят элегантные, плавные и легкие движения, манера походки. Мужчины, так же, как и женщины, украшали себя париками и одеждой, которая пестрила все различными кружевными вставками, на пальцы надевали перстни, а шпагу надевали крайне редко.

Апогеем женской красоты зрелого рококо была девушка, обладающая тонкой талией, худыми, узкими плечами, бледной кожей лица и маленькими ладонями. Для позднего этапа рококо характерны поражающие размеры, различные виды париков, однако с предыдущим этапом их объединяли особенности лица дамы – отбеленное опасным свинцом, нарумяненное, что придавало им крайнюю кукольную внешность.

Женское платье 18 века приобретает гиперболизированные особенности за счет крайне узкой части лифа и широкой юбки на каркасе, длина которой доходила до щиколотки и открывала изящный вид на роскошные туфли.

Платья зачастую имели каркас-панье (фр. Panier – корзинка), на который сверху надевалась широкая юбка. Сам каркас представлял куполообразный чехол, форму которого поддерживали обручи из металла и пристегивались к корсету. Платье на панье и узком корсете имели узких лиф, глубокое декольте, пышную юбку, подол которой украшался золотом или серебром, шелковой вышивкой. Во второй половине 18 века каркас претерпел изменения, становясь более пышным и скорее горизонтальным, что создавало проблемы при передвижении: через дверной проем даме нужно было проходить боком, а кавалер шел позади нее, поскольку размеры юбки физически не давали возможности идти рядом.

Лиф платья часто украшался небольшим букетом искусственных цветов, бантом из атласной ленты или же целым каскадом из бантов. Рукав был узкий, закрывающий локоть и декорировался воздушным кружевом или же волнами складывался ближе к кисти руки. Платья переливались атласными, шелковыми тканями, визуально смягчались воздушными кружевами.

Женская обувь шилась из шелка, декорировалась драгоценными камнями, имела высокий каблук, из-за чего наряд женщины дополнялся аккуратной тростью. Повседневная обувь не блистала разнообразием, выполнялась из тонкой кожи.

В первой половине 18 века мужской костюм так же имел изменения. Жюстокор приобрел косую линию плеча, жесткая прокладка нижней части создавала от 4 до 6 крупных фалд, из-за чего жюстокор приобретал черты пышной юбки. Для декорирования использовали кружева. Ткань костюма, карманы и рукава украшались золотыми или серебристыми нитями, все различными декоративными вставками.

Во времена уже полностью сформированного стиля рококо возникло стремление к упрощению костюма, но сохранении элегантности. Длинный камзол под жюстокором сменил короткий жилет, задняя часть которого состояла из шелка или же полотна. Жилет и жюстокор выполнялись из одного материала – атласа или шелка, украшенного золотой или серебристой вышивкой. Дополнением к костюму были брошки, перстни и часы.

Постепенно, мужская обувь отдалялась от украшений в виде брошей и драгоценностей, красного каблука. Она представляла собой туфли с низким каблуком, крупной пряжкой. Во второй половине 18 века туфли могли сменяться на сапоги.

Костюмы и пышные прически аристократии украшались большим количеством драгоценностей, сияли различными камнями, сверкали металлическими нитями, жемчужинами.

 

Список литературы:

  1. Сокольникова, Н. М.  История стилей в искусстве : учебник и практикум для вузов / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 405 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14108-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513031 (дата обращения: 24.04.2023).
  2. Шерман, М. В. История костюма и прически от древности до начала XX в. : учебное пособие : [16+] / М. В. Шерман ; отв. ред. А. А. Пронин. – Изд. 2-е. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – 204 с. : ил.. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=690747 (дата обращения: 24.04.2023). – ISBN 978-5-4499-3243-3. – DOI 10.23681/690747. – Текст : электронный.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.