Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 30 апреля 2012 г.)

Наука: Медицина

Секция: Клиническая лабораторная диагностика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Приходько М.А., Сенотова М.В. ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ И АНЕМИЯ // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ХРОНИЧЕСКИЙ ПИЕЛОНЕФРИТ И АНЕМИЯ

Приходько Мария Александровна

аспирант СГМУ, г. Саратов

Гладилин Геннадий Павлович

д-р. мед. наук, профессор СГМУ, г. Саратов

Сенотова Марина Викторовна

заведующий КДЛ, НУЗ «ДКБ на ст.Саратов 2 ОАО «РЖД», г. Саратов

Е-mail: 

 

В структуре воспалительных заболеваний мочевыводящих путей (МВП) ведущее место занимает пиелонефрит (ПН). Его распростра­ненность в России составляет порядка 100 случаев на 100 тыс. населения, а по данным патологоанатомической статистики инфекция МВП обнаруживается от 6 % до 20 % всех вскрытий, причем при жизни этот диагноз устанавливается всего у 20—30 % больных [8].

Хронический пиелонефрит (ХрПН), согласно обобщенным данным, самое частое заболевание почек [5]. В современной класси­фикации болезней (МКБ 10) ХрПН рассматривается в разделе хрони­ческих тубулоинтерстициальных нефритов. Это неспецифический инфекционно-воспалительный процесс, протекающий преимуществен­но в лоханочно-чашечной системе почки и ее тубулоинтерстициальной зоне [6]. Достаточно часто ПН протекает скрыто на протяжении многих лет и определяется как цистит, пиелит, мочевая инфекция и только при выраженной клинической картине, как, собственно, пиелонефрит [4]. За последние годы значительно увеличилось (в 2—2,5 раза) число латентных форм ПН, редко достигается полная ремиссия, что связано с развитием полиантибиотикорезистентности, наличием L-форм бактерий, снижением общей резистентности организма [6]. Как и любое прогрессирующее заболевание почек, ХрПН, в конечном итоге, приводит к развитию хронической почечной недостаточности (ХПН) [3].

Таким образом, социальная значимость проблемы ХрПН обус­ловлена его широкой распространенностью, частой заболеваемостью женщин репродуктивного возраста, значительными трудопотерями в связи с обострениями и осложнениями [8].

Известно, что анемия является классическим осложнением ХПН, однако, при ХрПН анемия может возникать задолго до появления нарушений экскреторной функции почек, что позволило выделить анемическую форму пиелонефрита. По некоторым данным, анемия у больных ХрПН с сохраненной функцией почек наблюдается в 30,4 % случаев [7].

За последние 5—10 лет произошли существенные изменения в понимании метаболизма железа, позволяющие с новых позиций предс­тавить патогенез анемии, возникающей у пациентов с инфекцией, воспа­лением. Так связующим звеном метаболизма железа и иммунного ответа признан железо-регуляторный протеин гепсидин. Вначале, гепсидин рассматривался, как фактор врожденного иммунитета, обладающий лишь антибактериальными свойствами. В последующем, была доказана его главенствующая роль в обмене железа, как негативного регулятора абсорбции железа в кишечнике и мобилизации из депо, т. е. суммарный биологический эффект гепсидина выражается в снижении доступного для эритропоэза железа в циркуляции (гипоферремии). Одним из факторов, регулирующих продукцию гепсидина в печени, является воспаление. Именно через усиленную продукцию гепсидина под воздействием воспалительных стимулов, главным образом ИЛ-6 и липополисахаридов (ЛПС) бактерий, происходит перераспределение железа из циркуляции в депо (ферритин) и ограничение его доступности для микроорганизмов [2, 9].

Под ингибирующим воздействием воспалительных цитокинов (ИЛ-1, α-ФНО) происходит снижение продукции эритропоэтина (ЭПО), ослабление пролиферации и дифференциации эритроидных предшест­венников, повышение деструкции и фагоцитоза эритроцитов, что вносит свой вклад в патогенез анемии при хронических заболеваниях [1].

Целью нашего исследования явилось изучение эритропоэза и феррокинетики у больных ХрПн без нарушения функции почек с применением современных лабораторных тестов.

Материалы и методы

Нами обследовано 139 больных ХрПН, с длительностью заболе­вания от 1 года до 5 лет, без нарушения функции почек, в возрасте от 20 до 45 лет, средний возраст составил 35,6 лет. Из них 78 пациентов (56,1 %) находились в фазе активного воспаления, 61 (43,9 %) — в фазе ремиссии. Основная масса пациентов была представлена женщинами — 104 человека (75,5 %), мужчин — 35 (24,5 %).

Обследование пациентов проводилось в НУЗ «Дорожная клиническая больница на станции Саратов 2 ОАО «РЖД».

Диагноз ХрПН, фаза заболевания, функциональное состояние почек были верифицированы клиницистами, в соответствии с класси­фикацией Н. А. Лопаткина на основании общепринятых методов клинического обследования, включающие анализ жалоб и анамнести­ческих данных, проведение физикального, клинико-лабораторного, ультразвукового и рентгенологического обследований.

Всем пациентам проведен комплекс специальных лабораторных исследований, направленный на оценку состояния эритропоэза — общий анализ крови, определение ЭПО; иммуногенеза - ИЛ-6, α-ФНО; феррокинетики — сывороточное железо (СЖ), общую железосвя­зывающую способность сыворотки (ОЖСС), насыщение трансферрина железом (НТЖ), сывороточный ферритин (СФ), гепсидин (Гп).

Общий анализ крови выполняли при помощи гематологического автоматического анализатора марки KX-21N(SYSMEX, Япония). Опре­деление биохимических параметров проводили с помощью програм­мируемого фотометра марки CLIMAМС-15 (PALL, Испания), с использованием специальных наборов реагентов. Иммуноферментный анализ (ИФА) выполняли на автоматическом иммуноферментном анализаторе марки Alisei Q .S. (SEAC, Италия), с использованием тест-систем производства ООО «Компания АлкорБио», ЗАО «Вектор-Бест». Для определения гепсидина в сыворотке крови использовали специальный набор без экстракции (Hepsidin-25 human), разработанный группой компаний «BCM», США, Cat. No. S-1337.

Контрольную группу составили 29 здоровых людей, аналогичного пола и возраста.

Статистическую обработку данных осуществляли на персональ­ном компьютере с использованием программы Statistika 6.0. Проводи­лось предварительное тестирование количественных данных на нормальность распределения с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. В случае нормально распределенных данных для описания использовалась средняя арифметическая (М) и стандартное отклонение (СО), как показатель разброса. Ассиметрично распределенные вариа­ционные ряды описывали при помощи медианы (Ме) и интерква­ртильной широты (интервал значений между 25-м и 75-м процентилями распределения). При анализе непрерывных данных двух независимых выборок использовался t-критерий Стьюдента, либо его непарамет­рический аналог U-критерий Манна-Уитни. Различие считалось достоверным при двустороннем уровне значимости р<0,05, p<0,01.

Результаты и обсуждения

При обследовании больных ХрПН нами выявлено снижение концентрации гемоглобина у 30,2 % (42/139), из них у 21 % (9/42) пациентов ниже 110 г/л. Среди женщин гемоглобин ниже 120 г/л отме­чен у 32,7 % (34/104), среди мужчин — ниже 130 г/л у 22,8 % (8/35) пациентов. Минимальное значение гемоглобина (HGB), зарегистрированное нами у больных ХрПН — 101 г/л. У 69,8 % (97/139) пациентов уровень HGBотмечен в пределах референтных значений.

Среднее значение гемоглобина (СО) в группе больных ХрПн составило 129,8 (14,4) г/л, что достоверно ниже (р<0,01), чем в контрольной группе — 138,9 (13,5) г/л. Различий в уровне эритроцитов нами не выявлено (р=0,12).

Результаты измерений эритроцитарных индексов и биохимических маркеров обмена железа при ХрПН отражены в таблице 1.

Таблица 1

Эритроцитарные индексы и биохимические показатели обмена железа при ХрПн, М (СО)

Показатель

Контрольная группа,

(n=29)

Больные ХрПн,

 (n=139)

MCV, фл

84,5 (4,3)

86,5 (5,8) ⃰ ⃰

MCH, пг

30,0 (1,8)

29,7 (2,2)

MCHC, пг

355,8 (14,4)

339,5 (17,7) ⃰ ⃰

RDW, %

11,9 (0,5)

13,0 (1,1) ⃰ ⃰

СЖ, мкмоль/л

19,3 (4,6)

13,7 (4,9) ⃰ ⃰

ОЖСС, мкмоль/л

60,4 (7,8)

49,3 (9,5) ⃰ ⃰

НТЖ, %

31,7 (5,2)

27,6 (7,8) ⃰

 

Примечание: ⃰ — р<0,05, ⃰ ⃰ — р<0,01, t-критерий Стьюдента

 

Уровень ЭПО в группе больных ХрПН колебался от 2,5 до 22 МЕ/мл, при этом среднее значение (СО) составило 7,1 (2,5) МЕ/мл, что достоверно ниже (р<0,01), чем в группе здоровых — 14,4 (3,3) МЕ/мл.

Нами выявлены изменения в уровне основных провоспалитель­ных цитокинов и железорегулирующих протеинов при ХрПН. Распре­деление данных заметно отличалось от нормального, и результаты измерений, описанные с помощью медианы и интерквартильной широты, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень цитокинов, СФ и гепсидина при ХрПН, Ме (25-й; 75-й процентили)

Показатель

Контрольная группа,

 (n=29)

Больные ХрПн,

(n=139)

ИЛ-6, пг/мл

0,2 (0,1; 0,8)

8,5 (5,0; 48,2) ⃰ ⃰

α-ФНО, пг/мл

0,3 (0,2; 0,5)

11,5 (5,4; 62,2) ⃰ ⃰

СФ, нг/мл

47 (35; 80)

155 (90; 290) ⃰ ⃰

Гп, пг/мл

126 (48; 168)

280 (192; 447) ⃰ ⃰

 

Примечание: ⃰ ⃰ — р<0,01, U-критерий Манна-Уитни

Таким образом, выявленный нами при ХрПН низкий уровень ЭПО, на фоне воздействия α-ФНО и других цитокинов, в сочетании с существующей недостаточностью железа при усиленной продукции гепсидина и ферритина, создают условия для развития анемии хронических заболеваний.

Выводы

ХрПН, у больных с сохраненной функцией почек, приводит к нарушению процессов эритропоэза, иммуногенеза и обмена железа, сопровождающихся формированием умеренно выраженной гипохром­ной анемии.

 

Список литературы:

  1. Анемия хронических заболеваний / Л. Козловская [и др.] // Врач. — 2006. — № 6. — С. 17—20.
  2. Маянский Н. А. Гепцидин: основной регулятор обмена железа и новый диагностический маркер / Н. А. Маянский, Е. Л. Семикина // Вопр. диагностики в педиатрии. — 2009. — Т.1. — №1. — С. 18—23.
  3. Медицинская лабораторная диагностика (программы и алгоритмы). Справочник / под ред. А. И. Карпищенко. — СПб. : Интермедика, 2001. — 544 с.
  4. Паскалев Д. Клинико-лабораторные признаки, способствующие объективизации диагностики обострения хронического пиелонефрита / Д. Паскалев, С. Танчева // Нефрология. — 2007. — Т. 11. — № 1. — С. 83—86.
  5. Рудиченко Е. В. Нарушения обмена липидов и системы пероксидации у больных хроническим пиелонефритом / Е. В. Рудиченко // Клиническая медицина. — 2006. — Т. 84. — № 5. — С. 54—58.
  6. Румянцев А. Ш. Этиология и патогенез пиелонефрита / А. Ш. Румянцев, Н. С. Гончарова // Нефрология. — 2000. — Т. 4. — № 3. — С. 40—51.
  7. Сарычева Т. Г. Эритрон и почечная патология / Т. Г. Сарычева, Г. И. Козинец // Клиническая лабораторная диагностика. — 2001. — № 6. — С. 20—23.
  8. Твердой В. Е. Сравнительная эффективность антибактериальных препаратов фторхинолонового и β-лактамного ряда в комплексной терапии больных хроническим пиелонефритом : дисс. …канд.мед.наук : 14.00.05 / Владимир Евгеньевич Твердой ; ГОУВПО «Тюменская государственная медицинская академия. — Тюмень, 2008. — 143 с.: ил. — Библиогр. : С. 127—143 (249 назв.).
  9. Цветаева Н. В. Основы регуляции обмена железа / Н. В. Цветаева, А. А. Левина, Ю. И. Мамукова // Клиническая онкогематология. Фундаментальные исслед. и клиническая практика. — 2010. — Т. 3. — № 3. — С. 278—283.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.