Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 апреля 2014 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Гетманова Светлана Леонидовна
соискатель Санкт-Петербургского горного университета,
РФ, г. Санкт-Петербург
E-mail: getman68@mail.ru
HARMONIC DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL IN TERMS OF INNOVATIVE SOCIETY
Getmanova Svetlana
applicant of Saint Petersburg Mining Institute, Russia, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
На протяжении многих десятилетий Россия была втянута в разнообразные инновационные эксперименты политического, экономического, социокультурного характера, в результате которых социальные и культурные подсистемы подвергались постоянному изменению. В этих условиях российской системе образования необходимо уделять должное внимание гармоническому развитию индивида.
ABSTRACT
Over a number of decades Russia was forced into different innovative experiments of political, economic and sociocultural character as a result of which social and cultural subsystems underwent steady alteration. Under these conditions Russian education system should give due consideration to a harmonic development of an individual.
Ключевые слова: инновация; традиция; культура; гармоническое развитие; мифологическое и рациональное мышление; критическое мышление; правосознание; духовные скрепы.
Keywords: innovation; tradition; culture; harmonic development; mythological and rational thinking; critical thinking; sense of justice; spiritual bonds.
В современном обществе одной из базисных ценностей является обновление и новаторство, в результате чего социальные и культурные подсистемы подвергаются постоянному изменению. «Цивилизационный сдвиг в глобальном развитии свидетельствует, в первую очередь, о том, что современная культура перестала быть охранительницей устоев, традиций и стабильности и переориентировалась на ценности инновационного развития» [10, с. 129].
В начале прошлого века мир человека представлялся тремя взаимосвязанными и достаточно устойчивыми элементами: Природа, Общество и сам Человек. На сегодняшний день система пополнилась четвертым, потенциально независимым и неуправляемым элементом — Техникой. Современный человек может не только воздействовать на все происходящее в мире, но и определять альтернативы своего собственного будущего. Это господствующее положение в мире ко многому человека обязывает и вынуждает его брать на себя общие регулирующие функции, предполагающие уважение к сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы самого индивида и окружающей его природы [1, с. 101].
В этих условиях человек перестает быть лишь элементом социальной структуры и получает большую степень свободы в выборе индивидуальной траектории развития. В связи с этим культура превращается из «охранительницы устоев» в активный фактор социокультурного формирования и обновления. Таким образом, в современном обществе базовым механизмом производства и трансляции культуры является не традиция, а инновация. Именно эту особенность человеческого бытия необходимо использовать во благо человека и общества.
В системе образования изменились не только стратегические ориентации вузов, но и их организационные формы. Возникли новые типы университетов, «встроенные» в рынок: бизнес-школы, консорциумы университетов, тренинговые системы, корпоративные университеты. Появились современные вузы, стремящиеся максимально использовать возможности информационно-цифровых систем для дистанционного образования [9, с. 8—14]. Наряду со сценарием развития высшего образования как открытого сетевого сообщества, основой которого является интернационализация, есть сценарий развития региональных систем образования, актуализирующих этнокультурную идентичность и социально-экономическое своеобразие регионов [8, с. 59—62].
Гармоническое развитие индивида — фундамент, на котором строится будущее человечества. «Мыслящий человек есть мера всему!» — эта аксиома отражает взгляд на положение и статус человека в сфере природного и социального бытия [6, с. 257—270]. В последние десятилетия учеными Юга России активно разрабатывалась культурологическая, культурфилософская и культурантропологическая проблематика. Член-корреспондент РАН Ю.А. Жданов подчеркивал: «Для универсальной, всеобщей культуры характерно формирование универсально развитого индивида, свободного от классовых шор и националистических ограничений, меняющего формы своей жизнедеятельности в зависимости от потребностей общества и потребностей своего саморазвития» [6, с. 201].
Идеи Ю.А. Жданова в современном инновационном обществе оказываются чрезвычайно востребованными. В условиях глобальной модернизации, инновационного хаоса и социокультурного кризиса современный человек имеет не только много прав и свобод, но и массу экзистенциальных проблем, которые ему приходится решать. Во время кризиса и смуты человек хватается за соломинку. И этой соломинкой может стать отнюдь не рациональное, а мифологическое мышление.
Преобладание мифологического или рационального мышления у человека не вызывает противоречий в случае благоприятных обстоятельств, но ухудшение одной из составляющих жизненного успеха может повлечь за собой ряд непродуманных иррациональных действий индивида, которые в итоге приведут его в тупик [7, с. 76]. Например, пациенты с преобладающим мифологическим типом мышления, узнав от врача о неблагоприятном диагнозе, зачастую паникуют и в процессе принятия решения стремятся переложить груз ответственности за жизнь и состояние своего здоровья на другого человека [5, с. 75]. Пасуя перед неприятностями и пытаясь найти чудодейственные пути исцеления, они игнорируют здравый смысл и проверенные медициной методы лечения.
Исходя из темы данного исследования хотелось бы особо подчеркнуть то, что в современном инновационном обществе созрела необходимость не только развития критического мышления у индивидов, но и формирования правосознания, духовно-нравственных основ личности. «Ценности культуры не передаются с генами родителей, они заново формируются для любого человека в любую эпоху» [6, c. 213]. Безусловно, формирование зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [4, с. 83].
Социальная среда в самом широком понимании есть поле подготовки человека к самостоятельному поиску своего смысла жизни (воспитание, обучение, лечение, контроль за девиантным поведением и т. п.). Именно поэтому, в этом процессе науке и социальным институтам общества отводится позитивная роль, заключающаяся в осмыслении и анализе факторов, влияющих на динамику общества, а также в выработке планов и программ, способствующих активизации человеческого фактора в преобразовании общества [3]. Ведущую роль в этом процессе должны играть гуманитарные науки, а духовные скрепы общества станут одними из главных ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, основанием для ее приобщения к истокам русской культуры [2, с. 60].
Жизнь современного общества не стоит на месте, многое меняется в нашей жизни, и людям необходимо адаптироваться к этим изменениям. Российские ВУЗы были, есть и будут очагом культуры, местом духовно-нравственного становления граждан России, сбережения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны. Именно поэтому, в инновационном обществе система образования должна быть ориентирована на гармоническое развитие индивида.
Список литературы:
- Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 6. — с. 100—108.
- Агеева Н.А. Духовные скрепы общества как главный ориентир гуманизации высшего образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 31: сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 57—61.
- Агеева Н.А. Идея судьбы в противостоянии мифологического и рационального мышления: дис. канд. филос. наук: Ростов-н/Д., 2004. — 112 с.
- Агеева Н.А. Психолого-педагогические аспекты правового сознания личности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 30: сборник статей по материалам XXX международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2013. — с. 79—83.
- Агеева Н.А. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в контексте рационального и мифологического мышления // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 5. – с. 69–77.
- Жданов Ю.А. Избранное: в 3 т. Ростов-н/Д., — 2009 — Т. 2. — 368 с.
- Катаева Т.Н. Роль СМИ в процессе дерационализации общественного сознания // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. № 35: сборник статей по материалам XXXV международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014. — с. 74—78.
- Костюкевич С.В. Устремленные к сближению и сохранившие разнообразие: противоречия Болонского процесса // Alma Mater, — 2010, — № 10. — с. 59—62.
- Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы // Alma Mater, — 2011, — № 4. — с. 8—14.
- Штомпель О.М. Кризис-инновация-культура // Ю.А. Жданов о ценностях науки и образования. Ростов-н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. — 154 с.
дипломов
Оставить комментарий