Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 27 апреля 2016 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Овсянникова Ю.В., Пополитова Т.А., Елена И.Т. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(53). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 12-15.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Овсянникова Юлия Владимировна

канд. пед. наук, доц. Череповецкого государственного университета,

РФ, г. Череповец

Пополитова Татьяна Алексеевна

канд. пед. наук, доц. Череповецкого государственного университета,

РФ, г. Череповец

Елена Игоревна Тимошина

канд. пед. наук, доц. Череповецкого государственного университета,

РФ, г. Череповец

CHARACTERISTICS OF CREATIVE IMAGINATION MANIFESTATION IN THE GRAPHIC ACTIVITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Julia Ovsyannikova

master’s Degree Student, Cherepovets State University,

Russia, Cherepovets

Tatyana Popolitova

master’s Degree Student, Cherepovets State University,

Russia, Cherepovets

ElenaTimoshina

candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Cherepovets State University,

Russia, Cherepovets

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы и данных эмпирического исследования выявляются особенности проявления творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

ABSTRACT

In the article, characteristics of creative imagination manifestation in children of senior preschool age in the graphic activity are revealed based on the psychological and pedagogical literature analysis and empirical research data.

 

Ключевые слова: творческое воображение, приемы творческого воображения.

Keywords: creative imagination, techniques of creative imagination.

 

В наше время на страницах психологической и педагогической литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения. Воображение имеет исключительно важное значение в жизни старшего дошкольника, проявляя себя настолько ярко и интенсивно, что многие психологи, такие как: Л.С. Выготский, A.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, рассматривают его как изначально заданную детскую способность. Наряду с этим, проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии [3, с. 148].

Среди особенностей воображения, отличительной является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [1, с. 93].

Процесс творческого воображения являлся предметом изучения многих выдающихся психологов, таких как: А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко и др. Они подчеркивали мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.

Исследованием влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения занималась О.М. Дьяченко, А.А. Люблинская и др.

В изодеятельности дети создают творческие образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например, ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). Содержательность рисунка дети, как правило, могут заимствовать из литературных произведений. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными [2, с. 34–35].

Цель нашего эмпирического исследования – определить уровень творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Исследование проводилось на базе детского сада г. Череповца. В нем приняли участие 20 детей старшей группы.

Выявление уровня развития творческого воображения проводилось по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

Проанализировав рисунки детей по данной методике, выяснилось, что высокий уровень творческого воображения в изобразительной деятельности имеют 30 % старших дошкольников, средний – наблюдается у 45 % детей и низкий уровень выявлен у 25 % детей.

Оценка уровня каждого ребенка складывается исходя из коэффициента оригинальности (количество неповторяющихся изображений).

При низком уровне рисунки детей находились рядом с заданной фигурой, фактически беспредметные изображения.

Дети, чей уровень творческого воображения определился, как средний дорисовывали большинство фигур, при этом, все рисунки схематичные, без существенных деталей. Также встречались рисунки, повторяющиеся ребенком или другими детьми в группе.

Высокий уровень показали дети, рисунки которых схематичные, иногда детализированные, но оригинальные (не повторяющиеся ребенком и группой, в целом). И, что стоит отметить, предложенная для дорисовывания фигура является центральным элементом рисунка.

Таким образом, на основе количественного и качественного анализа рисунков детей, мы можем сделать вывод о том, что в группе доминирует средний уровень развития творческого воображения в изобразительной деятельности. Преимущественно детьми используются следующие приемы творческого воображения в изобразительной деятельности: сочетание отдельных элементов, различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях («комбинирование»); слияние отдельных представлений, сглаживание различий, пропуск незначительных деталей, выдвижение на первый план основных значимых черт фигуры («схематизация»).

На основе результатов полученных данных констатирующего эксперимента нами разрабатывается коррекционно-развивающая программа для педагогов ДОУ по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Мероприятия данной программы будут планироваться, учитывая условия, способствующие эффективной организации коррекционно-развивающей работы.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  2. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 34–35.
  3. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие / Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.