Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI-XXII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 08 мая 2019 г.)

Наука: Экономика

Секция: Теория управления экономическими системами

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Соболева О.В. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СВЯЗАННЫХ С КУЛЬТУРОЙ В КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XXI-XXII междунар. науч.-практ. конф. № 4-5(15). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 57-66.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ СВЯЗАННЫХ С КУЛЬТУРОЙ В КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

Соболева Ольга Владимировна

ст. преподаватель Пражской высшей школы торговли и предпринимательства,

Чехия, г. Прага

LOCATION OF ACTIVITIES RELATED TO THE CULTURE IN THE CLASSIFICATION OF TYPES OF EVENT TOURISM

 

Olga Soboleva

senior Lecturer at the University College of Business,

Prague

 

АННОТАЦИЯ

В статье проведен сравнительный анализ классификаций видов событийного туризма в отечественной и зарубежной научной литературе. Цель исследования создать более полную и точную классификацию видов событийного туризма, которая будет учитывать новые явления в международном туризме в области культуры. В результате проведенного исследования рекомендовано в классификациях событийного туризма отдельным пунктом выделять мероприятия в области культуры под общим названием «культурно–событийный туризм».

ABSTRACT

The article gives a comparative analysis of the classifications of event tourism in domestic and foreign scientific literature. The purpose of the study is to create a more complete and accurate classification of types of event tourism, which will take into account new developments in international tourism in the field of culture. As a result of the study, it was recommended that in the classifications of event tourism a separate point should be allocated to activities in the field of culture under the general name “cultural-event tourism”.

 

Ключевые слова: туризм; событийный туризм; культурно–событийный туризм; культурное мероприятие; туристский регион.

Keywords: tourism; event tourism; cultural and event tourism; cultural event; tourist region.

 

В настоящее время событийный туризм является одним из наиболее молодых и перспективных разновидностей специализирован­ного туризма – это подтвержают оценки, как международных, так и отечественных специалистов [2, 7, 11, 14]. О важности этого направления туристической деятельности свидетельствует наличие в плане мероприя­тий по реализации стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году, специального пункта № 56 связан­ного с развитием событийного туризма в подразделе «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и между­народном рынках».

В последние годы наблюдаются новые явлений в сфере собы­тийного туризма – на международной арене стали регулярно проходить уникальные мероприятия в области культуры, которые привлекают необычайно большое количества посетителей, обеспечивают повышен­ную прибыль и тем самым увеличивают значение событийного туризма. В качестве примера можно сослаться на выставку нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего в Венском музее истории искусств, которая открылась осенью 2018 года и закрылась в январе 2019 года. Это уникальное мероприятие в области культуры, которое заслуживает отнесения к событийному, а не к культурно–познавательному туризму, посетило более 400 000 зрителей [16]. Кстати, по словам директора музея С. Хааг, особенным успехом выставка пользовалась у туристов из России [16].

Подобные исключительные события в области культуры проис­ходят и в России – директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова заявила о том, что персональная выставка В.А. Серова в конце 2015 года поставила рекорд посещаемости выставок русского искусства: «На настоящий момент выставку посетили около 440 тыс. человек. Это абсолютно рекордная цифра в истории Третьяковской галереи и выставок русского искусства за последние 50 лет» [15].

В текущем 2019 году в мире планируется провести еше несколько подобных уникальных мероприятий в области изобразительного искусства связанных с именами Леонардо да Винчи (Лувр, Париж), Рембрандта (Рейксмузеум, Амстердам), Тинторетто (Национальная художественная галерея, Вашингтон), Микеланджело (Королевская академия художеств, Лондон) [17]. Подобные явления своей значимостью и количеством подтверждают сложившуюся тенденцию по увеличению роли мероприятий в области культуры в рамках событийного туризма. Пресса оперативно откликнулась на изменения характера мероприятий в области культуры и предложила новый термин для подобных уни­кальных и масштабных событий – «выставки-блокбастеры» [17].

Однако, новые тенденции в событийном туризме наблюдаются не только в области изобразительного искусства. Не так давно внимание мировой общественности привлекли уникальные мероприятия в области музыкального искусства, которые также заслуживают отнесения к собы­тийному. Имеется в виду редчайшие совместные выступления популяр­ного трио классических оперных теноров, состоявшего из испанских певцов Пласидо Доминго и Хосе Каррераса и итальянского певца Лучано Паваротти, которые под названием «Три тенора» давали концерты в 1990‑2003 годах.

В связи с обозначенными новыми явлениями в сфере культуры и имеющими непосредственную связь с событийным туризмом было проведено исследование, посвященное уточнению классификации собы­тийного туризма. Данная работа представляет интерес как для научных сотрудников специализирующихся на проблемах туризма, так и для специалистов непосредственно работающих в сфере туристического бизнеса.

Цель данного исследования разработать рекомендации по внесению изменений в классификацию видов событийного туризма, в которой мероприятия в области культуры найдут достойное местоположение с учетом новых явлений в современном международном туризме.

В начале исследования, необходимо уточнить проблему связанную с терминологией. Для обозначения событийного туризма в области культуры, в данной работе, предлагается использовать более краткий термин «культурно–событийный туризм». В научной литературе посвя­щенной туризму, в настоящее время, такой термин не встречается. Однако, успешное введение А.В. Коноваловым и Т.Ю. Колпащиковой в научный оборот формально близкого термина «спортивно–событийный туризм» для обозначения событийного туризма в области спорта и дальнейшее его успешное использование, позволяет обосновать целесо­образность и правомерность применения такого нового термина, как «культурно–событийный туризм» [4, 5, 9, 12].

Обзор научной литературы показал следующую общую проблему, при классификации событийного туризма – в отечественных и в зару­бежных классификациях оказано недостаточное внимание уникальным мероприятиям в области культуры, количество которых постоянно увеличивается, и в результате, как правило, в классификациях отсут­ствует культурно–событийный туризм в качестве отдельного, самостоя­тельного вида событийного туризма.

Так, профессор канадского университета Калгари Д. Гетц при классификации событийного туризма отдельным пунктом объединил события в искусстве и развлекательные события [13, с. 37]. К меро­приятиям этой разновидности событийного туризма Д. Гетц отнес только концерты, церемонии награждения, выставки, ярмарки [13, с. 37].

А.Н. Глушко и А.М. Сазыкин выделили следующие мероприятия событийного туризма: международные выставки, ярмарки, совещания, конференции, конгрессы, спортивные мероприятия, конкурсы, фестивали [3, с. 54]. Культурно–событийный туризм в качестве отдельного, самостоятельного вида событийного туризма в данной классификации отсутствует. Некоторые мероприятия культурно–событийного туризма отнесены авторами к другим видам событийного туризма. Так, А.Н. Глушко и А.М. Сазыкин включили национальные праздники и конкурсы песен, которые имеют непосредственное отношение к куль­туре, в рамки фестивального туризма [3, с. 54, 56].

А.В. Бабкин выделил в событийном туризме следующие тематичес­кие мероприятия: национальные фестивали и праздники, театрализо­ванные шоу, фестивали кино и театра, гастрономические фестивали, фестивали и выставки цветов, модные показы, аукционы, фестивали музыки и музыкальные конкурсы, спортивные события [1, с. 63–64]. В данной классификации важные и значимые мероприятия культурно–событийного туризма логически не сгруппированы вместе, а разбросаны по отдельности – культурно–событийный туризм в качестве отдельного, самостоятельного вида событийного туризма отсутствует.

Е.А. Лакомов в своем диссертационном исследовании разработал следующую классификация видов событийного туризма по функцио­нальной направленности – конгрессный, фестивальный, спортивный, международный выставочный и ярмарочный, развлекательный, познава­тельный виды [7, с. 5]. Особенность предложенной классификации состоит в том, что автор не выделил культурно–событийный туризм в качестве отдельного, самостоятельного вида событийного туризма и исключил из сферы событийного туризма многие культурные меро­приятия. Например, при детализации международного выставочного событийного туризма не нашлось места как выставкам в области изобразительного искусства и фотографии, так и исключительными событиями в области балета и цирка [7, с. 5]. Часть культурных событий, по мнению автора, Е.А. Лакомова, соответствуют познавательному туризму, как разновидности событийного туризма: «Познавательный туризм ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно–историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией» [7, с. 13]. Необходимо обратить внимание на то, что в такой формулировке ознакомление с ценностями культуры относится к неспециализи­рованному культурно–познавательному туризму, а не к событийному – отсутствует акцент на исключительности и уникальности перечисленных культурных мероприятий [11, с. 342].

А.С. Кузнецова, А.В. Еремеев связывают событийный туризм с познавательными, развлекательными, спортивными мероприятиями, а С.В. Булганина, Н.С. Лопаткина считают, что «наиболее значимыми мероприятиями событийного туризма являются крупные события в спортивном мире, модные показы, выставки и фестивали, музыкальные концерты» – в обеих классификациях культурно–событийный туризм в качестве самостоятельного вида событийного туризма отсутствует [2, 6].

Я.С. Нарута и Т.А. Гарина использовали классификацию видов событийного туризма по функциональной направленности предложен­ную Е.А. Лакомовым и дополнительно выделили в событийном туризме следующие тематические мероприятия: «национальные фестивали и праздники; театрализованные шоу; фестивали кино и театра; гастро­номические фестивали; фестивали и выставки цветов; модные показы; аукционы; фестивали музыки и музыкальные конкурсы; спортивные события; международные технические салоны» [8]. В данной клас­сификации культурно–событийный туризм в качестве отдельного, вида событийного туризма отсутствует, а важные и значимые мероприятия культурно–событийного туризма логически не сгруппированы вместе, а разбросаны по отдельности.

Выявленные недостатки существующих классификаций можно объяснить тем, что мероприятия в области культуры достаточно долго не были связаны с событийным туризмом, а относились к культурно–познавательному туризму. Однако, на отечественной и международной культурной сцене произошли и происходят новые события разрушающие подобные представления.

Для понимания сложившейся ситуации, целесообразно рассмотреть несколько событий из области культуры в Российской Федерации и в Европе, которые в соответствии с масштабом мероприятий возможно отнести событийному туризму на национальном и на международном уровнях [7, с. 6].

Так в 2015-2016 года в филиале на Крымском валу в Москве проходила самая масштабная персональная выставка в истории Третьяковской галереи – выставка к 150-летию со дня рождения художника В.А. Серова. Три этажа и 250 произведений, работы из 25 российских музеев, а также 4 зарубежных музеев и частных коллекций, бесконечный поток желающих посмотреть картины, многочасовые очереди на морозе и сломанные двери – вот краткая характеристика этого неординарного события.

В первой половине 2019 года, в том же помещении, а именно в филиале Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве проходит выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника И.Е. Репина. Экспонируются лучшие работы мастера, созданные с начала 1870-х по конец 1920-х годов. Грандиозная экспозиция, расположенная на трех этажах в самых крупных выставочных залах Государственной Третьяковской галереи, включает около 170 живописных полотен и 130 графических работ из 26 отечественных и зарубежных музеев, а также из многих частных собраний. Помимо общеизвестных, знакомых всем из школьной программы произведений для экспонирования на выставке отобраны малоизвестные картины, которые стали настоящим открытием для отечественной публики. Из собрания Государственного Русского музея привезено крупноформатное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Данное произведение поражает своими размерами – длина картины составляет почти 9 метров, а ширина 4 метра, на ней изображено около 80 человек. И.Е. Репин вместе с двумя помощниками трудился над «Торжественным заседанием» по заказу российского императора в течение трех лет.

На первый первый взгляд персональные выставки В.А. Серова и И.Е. Репина с точки зрения классификации туризма по цели путешествия предпочтительно отнести к культурно–познавательному туризму на национальном уровне, однако исключительность данного события не позволяет это сделать. В данном случае необходимо вспомнить, что в исследовании Хальцбаур У., Йеттингер Э., Кнаусе Б. посвященном событийному туризму под «event» понимается не просто мероприятие, а исключительное, неповторимое, уникальное событие, обладающее некой «изюминкой» с точки зрения посетителей [10, с. 16, 37]. В нашем случае так и происходит – выставки произведений изобразительного искусства принадлежащих кисти В.А. Серова и И.Е. Репина из обычных мероприятий, которые относятся к культурно–познавательным событиям, превратились в значимые, редчайшие явления, которые необходимо классифицировать как явления культурно–событийного туризма.

Можно привести и противоположный пример – в 2015 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, на несколько месяцев раньше по времени, чем в Москве, проходила другая выставка к 150-летию со дня рождения В.А. Серова с названием «Серов не портретист». Данная выставка, осуществлённая с более высоким художественным вкусом, чем выставка в Государственной Третьяковской галереи, тем не менее по причине отсутствия уникальности, не привлекла к себе такого огромного общественного внимания, как в Москве и поэтому относится к культурно–познавательному, а не к культурно–событийному туризму.

Отнесение аналогичных выставок к разным направлениям туризма демонстрирует двойственную природу мероприятий в культурной области о объясняет сложности возникшие при классификации видов событийного туризма.

Для понимания отличий между культурно–познавательным и культурно–событийным туризмом на международном уровне, целесо­образно рассмотреть следующие мероприятия культурного характера в Вене и Амстердаме. Так в 2018 году в Венском музее истории искусств открылась выставка нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, которая продлилась до января 2019 года включительно. Она была приурочена к 450-летию со дня его смерти, которое отмечают в 2019 году. Уникальность выставки определялась тем, что произведения Брейгеля Старшего для выставки собирали по всему миру: и в музеях, и у частных коллекционеров. Некоторые полотна не выставлялись в других местах десятками, а то и сотнями лет. Агрессивная рекламная компания заставила поверить потенциальных посетителей в правду – это событие уникально и в ближайшие 30–50 лет оно не повторится. В результате выставка превратилась в явление событийного туризма, то есть в такой вид туризма, при котором поездки приурочены к каким–либо редчайшим событиям.

Аналогичная ситуация складывается в современное время – в феврале 2019 года в Государственном музее (Рейксмузеуме) в Амстердаме открылась самая большая в истории выставка произведений выдающегося голландского художника Рембрандта Харменс ван Рейна (1606–1669). На выставке экспонируется почти 400 произведений – так много работ Рембрандта одновременно выставляют впервые. Такие исключительные обстоятельства позволяют квалифицировать выставку Рембрандта не как мероприятие культурно–познавательного туризма, и как культурно–событийному – туристические поездки при этом приурочены к неординарному культурному событию, а именно к открытию самой большой в истории выставки Рембрандта.

В сложившейся ситуации необходимо понимать, что различие между культурно–познавательном и культурно–событийным туризмом, которое имеет место в случаях с выставками Питера Брейгеля Старшего и Рембрандта Харменс ван Рейна, происходит достаточно редко. Посещение культурных достопримечательностей, например выставочных экспозиций Лувра (Париж), Лондонской национальной галереи и Тейт Модерн (Лондон), Метрополитен-музея (Нью-Йорк), Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), без привязки к уникальным выставочным проектам относится к культурно–познавательному, а не к культурно–событийному туризму.

Завершая анализ выставочных проектов в Москве, Санкт-Петербурге, Вене и Амстердаме необходимо коснуться важной проблемы, связанной с влиянием количества посетителей на возможность отнесения данных мероприятий к культурно–познавательному или к культурно–событийному туризму. Для понимания ситуации предлагается обратиться к следующим возможным ситуациям.

Предположим, что посетители проигнорировали исключительно редкие, уникальные по своей сути выставки в Москве, Вене и Амстердаме – является ли в этом случае отсутствие посетителей основа­нием для того, чтобы данные неповторимые культурные мероприятия не относить к культурно–событийному туризму, а классифицировать их как явление культурно–познавательному туризму. Представляется разумным продолжать называть данные выставки - мероприятиями событийного туризма, основываясь на существовании объективных предпосылок для подобной классификации. Такими предпосылками являются, с одной стороны, – уникальность выставочных событий, а с другой стороны, – потенциальная заинтересованность в посещении не только узких специалистов, но и больших групп зрителей. Если перечисленные выдающиеся выставки действительно были проигнори­рованы зрителями, то причиной этого была бы недостаточная или не эффективная маркетинговая деятельность организаторов, но при этом, выставки продолжают относиться к явлениям культурно–событийного туризма.

Подводя итоги, проведенного исследования можно констатировать, что обнаружена проблема, проявляющаяся в недостаточном внимании к культурно–событийному туризму в рамках видовой классификации событийного туризма.

Возникновение проблемы связано с тем, что до недавнего времени не было необходимости определять границу между явлениями культурно–познавательного и культурно–событийного туризма, так как только в последние годы проявилось стремление участников туристи­ческого бизнеса к организации таких мероприятий в области культуры, которые носят исключительный, уникальный характер и могут быть отнесены к событийному туризму.

В классификациях событийного туризма рекомендуется отдельным пунктом выделять культурно–событийного туризм – в этом случае уточненная классификация видов событийного туризма будет учитывать новые тенденции международного туристического бизнеса.

 

Список литературы:

  1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов–на–Дону: Феникс, 2008. 117 с.
  2. Булганина С.В., Лопаткина Н.С. Событийный туризм: история и перспективы развития. // Интернет – журнал «Науковедение», 2015. Том 7, № 3. http://naukovedenie.ru/PDF/168EVN315.pdf.
  3. Глушко А.А. Сазыкин А.М. География туризма. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. 265 с.
  4. Коновалов А.В., Колпащикова Т.Ю. Основные направления развития cпортивно–событийного туризма. // Журнал «Экономика и управление сервиса». Изд. СПбГУСЭ, 2007. № 1. С. 75–80.
  5. Коновалов А.В. Формирование условий развития спортивно–событийного туризма в регионе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: 2007. 178 с.
  6. Кузнецова А.С., Еремеев А.В. Особенности событийного туризма. // Физическое воспитание и спортивная тренировка. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры. 2015, № 2 (12). С. 70-75.
  7. Лакомов Е.А. Повышение конкурентоспособности регионов России на основе развития услуг по событийному туризму. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: 2013. 28 с.
  8. Нарута Я.С., Гарина Т.А. Событийный туризм: понятия, виды, клас­сификация. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11, выпуск 6. С. 1158–1162.
  9. Печерица Е.В. Развитие спортивно–событийного туризма в РФ (на примере Южного федерального округа (ЮФО)) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9. С. 119–123.
  10. Хальцбаур У., Йеттингер Э., Кнаусе Б. и др. Event-менеджмент. М.: Эксмо, 2006. 384 с.
  11. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Кормишова А.В. Теория и методология социально–экономических исследований в туристской индустрии: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2014. 480 с.
  12. Е.Е. Шарафанова, Е.В. Печерица, А.М. Житлов. Шарафанова Е.Е. Спортивно–событийный туризм и развитие территорий. СПб.: Изд. СПбГиЭУ, 2014. 155 с.
  13. Getz D., Event Studies. Theory, research and policy for planned events. Routledge, 2010, 37
  14. Thomas O., Hermes B., Loos P. Reference model–based event management // International Journal of Event Management Research. 2008. Volume 4, №1, pp. 38–57.
  15. Выставку Серова назвали самой посещаемой русской экспозицией за 50 лет. URL: https://style.rbc.ru/impressions/571638349a79472acdb347d4 (Дата обращения: 22.03.2019).
  16. Рекордный Брейгель позади. Что на очереди? URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6510/ (Дата обращения: 22.03.2019).
  17. Выставки-блокбастеры — 2019: от Леонардо да Винчи до Билла Виолы. URL: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6499/ (Дата обращения: 22.03.2019).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.