Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: II Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 15 ноября 2012 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ РАЗЛИВКА В СУДЬБЕ МОЕЙ СТРАНЫ

 

Ендовицкая Александра Алексеевна

ВБГОУ Волгоградский лицей-интернат «Лидер»

Кузьмина Нина Викторовна

научный руководитель, учитель истории и обществознания


 


Цель работы:


·исследовать историю деревни Разливка Руднянского района Волгоградской области и выявить причины её исчезновения.


Задачи:


1.  Собрать материалы об истории возникновения и развития деревни Разливка.


2. Записать и проанализировать воспоминания бывших жителей деревни.


3.  Познакомиться через конкретные человеческие судьбы с бытом и культурой жителей деревни.


4.  Выявить причины исчезновения деревни и влияние этого явления на судьбы её коренных жителей.


Методы:


1.  Изучение и анализ материалов фонда музея МОУ Ильменской СОШ, районного историко-краеведческого музея.


2.  Анализ литературы: книг, статей о деревне Разливка, об исчезающих сёлах района, словарей.


3.  Интервью и запись воспоминаний жителей деревни, их родственников.


4.  Анализ документов, фотографий из семейных архивов жителей деревни.


I.    Введение:


В очередной раз посещая краеведческий музей р. п. Рудня в июне 2011 года, я изучала карту Руднянского района и была поражена тем, сколько сёл, деревень, хуторов исчезли, закончили своё существование в XX веке. Я мысленно представила, как на берегах рек и озёр в них некогда жили люди, пахали землю, растили детей, пасли скот. Теперь там, наверное, почти ничего не осталось. А ведь эти деревни дали развитие большому количеству людей, они были и будут оставаться для них малой родиной, тем особым уголком, где родились, выросли, возмужали, научились дружить и любить, бороться с испытаниями, которые преподносит жизнь. От размера населённого пункта не зависит величина его значения. Малая родина всегда является духовным стержнем человека, фундаментом, на котором он в дальнейшем будет строить свою жизнь.


В моём родном селе Ильмень, а также в районном посёлке Рудня живут люди, которые именуют себя как «разливские». Между этими людьми существуют какие-то особенные, тёплые отношения. Все они в разное время переехали на новое место жительства из деревни Разливка, которая находится в 4-х километрах от Ильменя. К жителям Разливки относится и мой дедушка, Ендовицкий Иван Владимирович. Он часто и с удовольствием рассказывает нам, внукам о своём детстве, которое прошло у матери, Матрёны Андреевны, в Разливке. Эта деревня официально ещё существует, но живёт в ней всего один житель. Недавно и он купил дом в Ильмене и планирует сюда переехать. Судьба Разливки решена окончательно — она исчезает…


Факт исчезновения деревни меня очень взолновал и заинтересовал, и я стала собирать материал по истории Разливки. Создавая данную работу, изучала документы, статьи, беседовала с бывшими жителями деревни. Проводя данное исследование, всё более убеждалась в актуальности данной темы, ведь изучение истории исчезнувших деревень дает возможность осмыслить многое в жизни, осознать беспредельную любовь народа к своей малой родине, помогает найти ответы на вопросы: «Почему исчезают деревни? Как это явление сказывается на судьбах живших в них людей? Что нужно сделать, чтобы подобная участь не коснулась моего родного села?»


II.Основная часть:


1.  Возникновение и развитие деревни.


Примерно в середине 18 века на живописных холмах у правого берега реки Терсы в 4-х верстах от Ильменской слободы поселилась женщина с тремя сыновьями по фамилии Толкачёва. Она «бежала из Даниловки от крепостного гнёта, хотела вольной жизни для себя и своих детей. Здесь, прямо на бугре (приложение № 1) построили они себе землянку». (Из воспоминаний Чернобровкина Новомира Петровича). Здесь же в дальнейшем было основано первое кладбище деревни. Затем потянулись сюда из разных мест крестьяне, бежавшие в основном от Даниловских и Еланских помещиков. Были среди них «русские — Дубинины, Зайцевы, Плахотины, Колесниковы. Но большая часть» переселенцев являлась по происхождению малороссами «из Киевской, Полтавской и Харьковской губерний с украинскими фамилиями — Ильченко, Омельченко, Бондаренко, Степаненко» (Из воспоминаний Суминой Лидии Григорьевны и другие). Своё название деревня получила по небольшой речке Разливке, которая, являясь правым берегом реки Терсы, в весеннее время сильно разливается и затопляет земли на подступах к деревне. «Вообще-то доподлинно неизвестно, речка дала название деревне, или первые жители деревни — речке. В дальнейшем люди стали селиться у подножия холмов, ближе к реке. Здесь меньше дули ветра, было тише и уютнее». (Из воспоминаний Чернобровкина Новомира Петровича). Удивительно то, что во время весеннего разлива вода окружала село с трёх сторон, но дома и постройки никогда не заливала. Так удачно выбирались для них места.


Вокруг деревни на правом берегу реки Терса расположены луга и широколиственный лес. Почвы почти все суглинистые, не очень плодородные. В деревне в каждом дворе держали большое количество скота: овец, коров, свиней, коз, лошадей, птиц, некоторые семьи занимались бортничеством. Деревня быстро росла и развивалась. «По церковным документам в 1800 году в деревне Разливка значилось 29 дворов, 156 душ мужского пола и 135 женского пола…». По земской переписи 1886 года в деревне Разливка «считалось наличных: 152 домохозяев, 427 мужского пола, 444 женского пола, грамотных было 34 мужчины и 1 женщина. Всех жилых домов считалось 153, из них каменных — 1, деревянных — 135, сырцевых и мазанковых — 17, крытых тёсом — 1, соломой — 152, кабак — 1» [9]. В 1895 году (всего лишь через 9 лет после переписи) население увеличилось на 83 человека, в 1889 году в деревне появилась школа грамоты, в ней обучалось 36 мальчиков. «По сведениям священника В. Михайловского, 1885 года, деревня Разливка принадлежит приходом к Иоанно-Богословской церкви слободы Ильмень. Население всё исключительно православного вероисповедания» [9].


Разливцы недолго оставались свободными. Почти сразу со времени своего поселения они платили оброк помещику Нарышкину, на землях которого обосновались. А «с 1820 года стали отбывать работу барщиной, как крепостные крестьяне. С 1856 года они перешли в крепостное владение князя Четвертинского, как приданое за женой, урождённой Нарышкиной» [9].


Позднее, в конце 19-го, начале 20-го века в находившемся рядом с Разливкой хуторе Горелый Брод жил помещик Медведев Алексей Иванович. Многие разливские крестьяне работали на его землях за нищенскую плату.


21 июля 1895 года случилась большая беда в деревне. Огромный пожар «уничтожил 112 изб и 18 амбаров с хлебом. Убыток составил 135 тысяч рублей, по тем временам огромные деньги. Причина пожара не обнаружена, но известно, что начался он с постройки крестьянина Колесникова, а затем ветром перешёл на соседние строения» [10]. Несмотря на огромный ущерб, люди быстро отстраивались, помогали друг другу, и через несколько лет о том пожаре напоминали лишь кое-где уцелевшие, обуглившиеся столбы строений.


2.  Смутное время больших перемен.


Наступил XX век — время больших перемен, которые не могли не затронуть и маленькую деревню Разливка. Как сложно переплетались судьбы разных людей в это время! Вот один из примеров такого переплетения. Многих мужчин забрали на фронт во время первой мировой войны. В их числе были двое парней-земляков. Один из них, Трофим Прокопьевич Плахотин, до войны служил приказчиком у помещика Медведева, «был у него в уважении, и даже фотографию ему с войны присылал» [1]. Второй — сын купца, Дмитрий Баланин. Были они друзьями, служили в одной военной части. Трофим Прокопьевич впоследствии вспоминал, что в окопах всё чаще шли споры солдат о бессмысленной войне, о мире, о доме. «Пришёл приказ о демобилизации меня и Баланина. Накануне отъезда он явился ко мне и хотел, чтобы я дал ему пулемёт, так как собрался перейти на сторону Петлюры.


Я не знал, кто такой Петлюра, но оружие не доверил» [2].


Трофим Плахотин вернулся в родное село в конце 1917 года и с приходом Советской власти стал первым председателем Разливского сельского совета. А Баланин в 1918 году стал подпольно руководить белогвардейским штабом в Рудне. Во время гражданской войны власть часто переходила из рук в руки, при этом в военных конфликтах погибало много людей. По приказу Баланина арестовали и его бывшего друга Плахотина. Только обманным путём тому удалось вырваться и убежать в родную деревню.


Вскоре Разливка полностью была захвачена белогвардейцами, а коммунистам пришлось бежать в Ильмень, где шла мобилизация солдат Красной Гвардии. Сумина Лидия Григорьевна помнит рассказы своей бабушки о том, как стояли у них на квартирах белогвардейцы, «молодые ребята, в основном даниловские, такие же сыны своей Родины, только верившие в другую правду» [1]. Ранним осенним утром 1918 года вплотную к деревне подошли красногвардейцы. «Там была и пехота, и кавалерия, и броневик. Завязалась кровавая битва и почти все белогвардейцы погибли в ней. Весь бугор был усыпан трупами, как в урожайный год поле — копнами» [2]. Были они похоронены в общей могиле на холме с местным названием Дибривка. До сих пор здесь есть небольшой холмик на этом месте. Погиб и Баланин, а Плахотин Трофим ещё долгие годы работал председателем сельсовета своей деревни.


Прошли годы, но люди не забывали той кровавой битвы на Дибривке. Был случай уже в 70-е годы 20 века: «одна девушка с Разливки выходила замуж за Даниловского парня. На свадьбе пожилые люди из Даниловки вспомнили старую обиду — как расстреляли здесь их родственников в 1918 году. Дело дошло до скандала, едва не расстроилась свадьба молодых. Так что годы идут, а старые обиды не забываются» [3].


3.  Колхозный период.


В 20-е годы XX века в Разливке насчитывалось около 300 дворов. После гражданской войны жизнь стала понемногу налаживаться. «Сеяли хлеб тогда вручную, разбрасывали зёрна по полю, пахали и бороновали на лошадях. Летом урожай вязали в снопы, потом обмолачивали, в основном цепами. Веяли зерно лопатой, подкидывая его вверх. Жили бедно, но дружно. Дома никогда не запирали, огороды не охраняли, никто не бедокурил в этих местах, воровство считалось огромным грехом, и никто на это не решался» [4].


В 1930 году новые события стали лихорадить село. Началась коллективизация.


Раскулачили всего 10 дворов. «Это были самые крепкие, грамотные, трудолюбивые крестьяне» [5]. Судьба их в основном была трагична. К примеру, Толкачёва Трофима с семьёй сослали в Сибирь. Его жена вернулась уже перед войной и принесла известие, что её муж скончался от тяжёлого труда и болезней. Толкачёв Иван, узнав о раскулачивании, тайком убежал из села, сменил фамилию, и всю жизнь провёл в скитаниях далеко от своей семьи. Имущество раскулаченных крестьян передавалось в колхоз имени Сталина, созданный в этом же 1930 году. Первым председателем колхоза был 25-тысячник Костенко Иван Васильевич. В Разливку стала поступать техника. Первый трактор «Фордзон» появился здесь ещё в 1927 году. В 1935 году поступил ещё один. Первыми трактористами были Дубинин Иван Николаевич, Плахотин Александр Акимович, Омельченко Михаил. В деревне организуется мастерская зембельской артели. В ней из рогоза, который заготавливали с осени, плели замечательные сумки — зембели, имевшие в то время большую популярность среди населения. Со временем в этой мастерской стали делать мебель, шить фуфайки, платья, другую одежду.


3.  Великая Отечественная война в жизни Разливки.


Известие о войне принёс людям репродуктор у правления колхоза. В первые же дни войны многие колхозники были призваны на фронт, трактористов забирали вместе с техникой и горючим. В хозяйстве возрастала доля конно-ручных работ. Вспоминает Плахотина Анастасия Григорьевна: «Первые годы войны пахали на лошадях, волах и даже на коровах. Доит мама вечером корову и плачет — у бедной скотины от работы струпья на спине и молока почти нет. Ели пареные жёлуди, щавель, пышки из просяной шелухи, голод был постоянным чувством. Дрова для печки собирали тайком в лесу, боялись лесничего. Он мог и топор забрать, а родителей — арестовать. Помню, в 1942 году через Разливку шли пешком солдаты в Сталинград, останавливались на ночлег по 8—10 человек в избе, спали на соломе. Нам их даже покормить было нечем, сами голодали. В последние годы войны снова появились трактора, я работала учётчиком в тракторной бригаде. Запомнила на всю жизнь, как на моих глазах от усталости задремал пожилой мужчина и упал под диски сеялки — там его и задавило. Такие трагические случаи тогда были не редки. День Победы встретила в поле. Узнав радостную весть, мы, молоденькие девчата, бежали 10 километров в деревню на митинг, плакали от счастья. Наши матери же оплакивали погибших мужей и сыновей».


4.  Массовое строительство.


Закончилась война, но ещё долгое время « жилось в деревне не просто. «Душили» людей налогами, каждая семья обязана была сдать не менее 100 яиц, 100 литров молока, картофель, мясо, другие продукты» [6]. Однако, молодёжь всегда находила повод для праздничных гуляний.


В 1957 году колхоз расформировывается, Разливка становится II отделением совхоза «Руднянский». В 50—70-е годы в деревне жило более 300 человек. За эти годы было построено 2 свинофермы, 3 коровника с механизированной дойкой, телятника, 1 кузница, 1 водонапорная башня, 2 электростанции на Терсе, 2 котельные, 1 магазин, 1 баня. В 1965 году построили в Разливке два двухэтажных многоквартирных дома, в которые с удовольствием заселилась молодёжь. Начальная школа сначала была деревянной, а затем «переехала» в кирпичное здание бывшего общежития. С 5-го класса дети ходили пешком в Ильменскую школу, а с 70-х годов их стали возить в Руднянскую школу-интернат.


В 1964 году в результате политики укрупнения населённых пунктов в Разливке расформировали сельский совет и присоединили к Руднянскому поселковому совету. Скорее всего, это было первым шагом на пути ликвидации деревни. Для решения своих насущных ежедневных проблем жителям пришлось ездить в Рудню. Дорогу до районного центра обещали заасфальтировать, но так этого и не сделали. Многие молодые семьи стали переезжать в районный центр или в Ильмень.


5.  Село людьми богато.


Бывшие жители Разливки с тоской, и одновременно гордостью вспоминают, как дружно они жили. Объясняют это тем, что «деревня была маленькая, всего 2 улицы да 3 переулка. Каждый человек был на виду у всех. Зло в душе не держали, сразу вслух говорили друг другу, чем были не довольны. И тут же мирились, прощая все обиды» [7].


Немало талантов родила разливская земля. До сих пор вспоминают односельчане жившего во второй половине XX века поэта-частушечника, балалаечника и гармониста Манушина Петруху. Он легко, за пару минут, сочинял любые куплеты на злобу дня. Радовали на праздниках своей игрой знатные гармонисты Ильченко Иван Петрович, Плахотин Александр Васильевич, Колесников Василий Николаевич, Иванченко Иван. А как задушевно в послевоенные годы пела Толкачёва Ольга! У неё был прекрасный, сильный голос. В 40-е годы приезжали в Разливку представители хора имени Пятницкого, искали по деревням талантливых людей. Услышав, как поёт Ольга, пригласили её в Москву на учёбу. У Ольги на иждивении была сестра-инвалид. Ради сестры отказалась она от такого заманчивого предложения, «загубила свой талант, но сестру не бросила» [8].


Некоторые люди села имели какие-либо необычные увлечения, своего рода хобби. Например, «Зинченко Вера Ивановна всю жизнь собирала по улицам, берегам реки гусиные и утиные перья и делала из них пуховые подушки, которые славились на всю округу» [8]. В каждом доме были мастерицы, умевшие вязать, шить, стегать одеяла, валять валенки. Церкви в селе не было, но в разные времена находились бабушки (в 60—70-х годах помнят бабу Настю), которые имели в своём доме иконы, крестили детей, отпевали усопших. Это право было дано им церковью и они пользовалась в деревне большим уважением.


Заметной в деревне была семья Чернобровкиных. Отец семейства всю жизнь прожил, имея два имени. Его отец был коммунистом и назвал сына Новомиром. Мать же была набожной женщиной, крестила сына по христианскому обычаю — Михаилом. Из-за разных взглядов разошлись супруги, а мальчик, живя то у отца, то у матери, назывался по-разному. Но раздвоение имени никак не сказалось на судьбе Новомира-Михаила. Он всю жизнь жил и работал в родной деревне, за трудовые успехи не раз награждался грамотами и премиями, стал хорошим семьянином. Его супруга, Варвара Панфиловна, всю жизнь проработала заведующей клубом, организовывая не только досуг односельчан, но и выполняя тяжёлую работу по его ремонту. В настоящее время супруги живут в Волгограде у своей дочери, а их сына, Чернобровкина Сергея, в шутку зовут в нашем районе «последним из могикан» деревни Разливка. «Надо бы переезжать, да никак не хочет отпускать меня родина», — говорит Сергей Новомирович .


Многие разливские жители уехали из деревни и добились больших успехов в других уголках нашей страны. Так, «в годы войны стали кадровыми офицерами Зинченко Николай Кузьмич, Чередниченко Николай, Плахотин Василий Трофимович. Степаненко Василий Трофимович в 40—50-е годы был капитаном II ранга Северного Флота. Говорков Иван был послом в Харбине, работал в китайском посольстве. Степаненко Николай в 30-е годы являлся начальником железной дороги Москва — Симферополь» [9]. А сколько учителей, врачей, инженеров и других замечательных специалистов из Разливки живёт и работает сейчас в разных уголках России!


6.  Кризис страны в судьбе Разливки.


В 90-е годы XX века, в связи с экономическими проблемами, жизнь в Разливке стала понемногу угасать. Распалось отделение совхоза, в зимнее время перестали расчищать дорогу, из-за нехватки средств закрыли котельную, и из кирпичных домов уехали последние молодые семьи. Затем закрыли медпункт, почтовое отделение. Оставшиеся жители, как могли, пытались спасти родную деревню — писали письма, ездили с обращениями в администрацию района, просили хотя бы регулярно привозить хлеб и лекарства — все безрезультатно. Последнюю точку в этой истории поставил пожар, а вернее целая серия пожаров с 1999 по 2004 год. Сгорела большая часть села, оставшиеся дома жители уже оставили добровольно. Переезд на новое место жительства оказался трагичным для многих. Не все в пожилом возрасте сумели привыкнуть к новому жилью, переживая развал села, как личную трагедию…


III. Заключение.


В своей исследовательской работе я постаралась воссоздать события и судьбы людей, связанные с возникновением и развитием деревни Разливка. На основании изученных материалов я пришла к следующим выводам, что судьба Разливки является неотъемлемой частью истории моей страны:


1.  исчезновению деревни способствовали преобразования, произошедшие в разные годы нашей страны: укрупнение коллективных хозяйств в период коллективизации и раскулачивания в 30-е гг., расформирование малых сельских советов в 60-е гг., закрытие главных объектов инфраструктуры в деревне, связанные с экономическим кризисом в России в 90-х гг. XX столетия;


2.  понижение рождаемости из-за снижения материального уровня жизни селян привело к сокращению численности населения в деревне;


3.  процессы урбанизации,рост городского хозяйства, увеличение объемов промышленного производства в 70—80-х гг. XX столетия вызвали отток населения из сельской местности;


4.  нехватка бюджетных средств для развития сельской инфраструктуры и социальной сферы приводят к изчезновению малых деревень;


5.  отсутствие рабочих мест на селе по сей день.


Однако, я считаю, что деревня не должна была исчезнуть. Селяне были вынуждены уйти из родных для них мест. Деревни не стало, осталась лишь память людей, которые родились, выросли и жили в Разливке. Сегодня прошлое односельчан должно воплотиться в исторических местах в виде стелл, памятниках, мемориальных досок и т. д., куда можно будет прийти сегодняшнему и будущим поколениям и поклониться нашим предкам за их труд, подвиги, нелегкую жизнь ради нас.


Чтобы таких процессов, как исчезновение малой родины не происходило необхдимо государству и обществу продумать совместный Национальный проект о сохранении нашего духовного, культурного наследия, исторических корней, памятных мест, семейных родословных и т. д.


Я надеюсь, что моя работа в какой-то мере поможет осознать причины исчезновения малых сёл района, понять, насколько это трагично для людей. Хочу верить, что жители села и района, прочитавшие мою работу, сделают всё возможное для сохранения своей малой родины.


 

Работницы зембельской мастерской, с. Разливка, 1947 г.


 

Список литературы:


1.            Из воспоминаний Суминой Лидии Григорьевны, 15.11.2011 г.


2.            Из воспоминаний Плахотина Трофима Прокопьевича, 25.12.2011 г.


3.            Из воспоминаний Чернобровкина Сергея Новомировича, 21.11.2011 г.


4.            Из воспоминаний Плахотиной Анастасии Григорьевны, 25.12.2011 г.


5.            Из воспоминаний Чернобровкина Новомира Петровича 12.06.2011 г.


6.             Из воспоминаний Дубининых Р.Р. и М.И., 10.12.2011 г.


7.            Из воспоминаний Блохиной Ольги Ивановны, 19.10.2011 г.


8.            Из воспоминаний Ендовицкого И.В., 16.11.2011 г.  


9.            Минх А.Н. «Историко-географический словарь Саратовской губернии»


10.       Синельникова В. «Традиционная культура и быт украинцев Волгоградской области

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (4)

# Ульяна 22.11.2012 17:42
Когда материалы собраны у очевидцев, а не скатаны из интернета - это настоящее краеведение.
# Александр Дубинин 25.03.2013 21:08
Замечательная статья. Разливка - родина моих предков и я сам хотел бы побольше узнать о истории деревни. Я часто вспоминаю время проведенное летом у бабушки и дедушки, некоторые истории, описанные в данной статье, я знаю по рассказам моего отца. У него хранится множество фотографий Разливки и его жителей. Чернобровкин Новомир Петрович является моим крёстным. В статье есть несколько неточностей. К примеру, Толкачёв Трофим - мой прадед. Сослали их не в Сибирь, а в Коми АССР и прабабушка вернулась уже после войны. Толкачёв Иван до сих пор живет в Сыктывкаре и переписывается с моим отцом (его внуком). Еще мне отец рассказывал про прадеда - Дубинина Гавриила Федоровича, который участвовал и в Первой мировой, и в гражданской войне, вернулся кавалером трех Георгиевских крестов (у меня хранится его фото), рассказывал про прапрадеда Дубинина Федора Васильевича, который 10 лет был мировым судьей в Рудне. Если возникнут какие-либо вопросы буду рад помочь. С уважением, Дубинин Александр Владимирович.
# Загоруйко (Долозина) Валентина 23.10.2019 18:04
Разливка - это родина и моих предков по отцовской линии (Долозин). Мои детии племянники приняли решение восстановить свою родословну. Если сможете нам помочь в этом вопросе любой информацией, фото, документами о семье и родственниках Долозиных, буду очень благодарна.
# Сергей 25.12.2019 01:47
Мой Прадет Толкачёв Василий Максимович с Разливки, не могу корни найти до сих пор

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.