Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 марта 2014 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОНДОВЫЙ РЫНОК КИТАЯ (ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНОСТРАННЫХ ЭМИТЕНТОВ И ИНВЕСТОРОВ С ФОНДОВЫМИ РЫНКАМИ)
Юсыпчук Олеся Ивановна
студент 3 курса, кафедра Финансы и кредит ДВФУ, РФ, г. Владивосток
Email: olesya_93@mail.ru
Сенькова Оксана Николаевна
студент 3 курса, кафедра Финансы и кредит ДВФУ, РФ, г. Владивосток
Email: 2011-2012.1993_9@mail.ru
Рубинштейн Евгения Даниельнвна
научный руководитель канд. экон. наук, доцент ДВФУ, РФ, г. Владивосток
Email:
Китай является одной из ведущих стран по росту ВВП, а Шанхайская фондовая биржа занимает пятое место по капитализации компаний, ценные бумаги которых идут в обращение. Активный рост экономики осуществляется под строгим надзором государства. Большинство инвестиций приходится на государственные организации, а доступ для иностранных инвесторов весьма ограничен. Для того, чтобы получить листинг на китайском рынке, нужно соответствовать высоким критериям отбора. Барьеры, установленные правительством, лишь подогревают интерес нерезидентов. В адрес Китая уже не раз звучали противоречивые заявления: одни верят, что его мощь будет только лишь набирать обороты, стремясь выйти за рамки возможного, другие прогнозируют неминуемый обвал экономического сектора. Не смотря на негативные прогнозы и обвинения со стороны других стран, Китай идет своей дорогой по направлению «вверх». Его экономика имеет высокие темпы роста, а фондовая биржа несет статус одной из крупнейших бирж в мире.
Первые предпосылки вторжения иностранных инвесторов в фондовый сектор Китая появились еще в 1891 году. На тот момент выпуск акций был осуществлен не так давно, в связи с этим акции активно росли в цене. Желая их приобрести, но, не имея на это по закону право, иностранные предприниматели основали Ассоциацию Шанхайских брокеров, впоследствии переименованную в Шанхайскую фондовую биржу, которая успешно функционировала вплоть до Коммунистической революции Китая. Тогда торговля ценными бумагами была остановлена, а фондовая биржа закрылась [1].
К началу 90-х на рынке акций произошел взрыв, обусловленный повышением интереса к акциям со стороны населения Китая. Рыночная цена акций увеличивалась день ото дня, а рынок акций стал абсолютно неуправляемым. Акции покупались, где только можно, параллельно с книгами об инвестициях. Неудивительно, что во второй половине 1990 г. на рынке акций случился обвал. Стало очевидным, что рынок нуждается в регулировании. В целях его упорядочения было принято открыть Шанхайскую фондовую биржу.
На 1991 год приходиться новая вспышка роста, которая затянулась до1993 года. Тогда цены на акции в Шанхае и Шэньчжене достигли максимума, а затем снова обвалились. Превзойти докризисный уровень удалось только в 1996 году. В целом за 90-е годы 18 раз зафиксированы случаи, когда индексы менялись за день на 15 %. Высокая волатильность — свойство, наличие которого присуще всем развивающимся странам. Не исключение из правила и Китай. Состояние основного индекса Шанхайской фондовой бирже весьма неспокойное и по сей день. Раскачиваясь между максимумами и минимумами, его значения вызывают волнения со стороны инвесторов. В случае падение индекса они вынуждены сбрасывать приобретенные ранее Китайские акции. Но как только индекс идет на повышение, к акциям китайских компаний вновь просыпается интерес [3].
На сегодняшний день Фондовый рынок Китая объединяет в себе три биржи: Шанхайскую, Гонконгскую и Шэньчжэньскую. Рассмотрим каждую из них детальнее.
Гонконгская фондовая биржа существует с апреля 1986 года. Торги на ней ведутся в электронном виде практически с момента ее основания, что увеличило в своё время ее рыночную активность. В отличии от Шэньчжэньской и Шанхайской фондовых бирж, формально является открытой для иностранных инвесторов с 2008 года. Торги на бирже проходят под контролем Комиссии по эмиссионным и производным ценным бумагам Гонконга, а допущенные компании строго подчиняются регламентируемым им правилам. В свою очередь, Комиссия поддерживает постоянную связь с брокерами, предоставляя им информацию о происходящих на рынке событиях и способствуя принятию правильных решений [4].
Шанхайская фондовая биржа была основана 26 ноября 1990 года. Торги на ней ведутся в электронном виде, но при этом на самой бирже имеется большой торговый зал с большим количеством электронных терминалов, что отличает ее от большинства европейских бирж. Свои заявки инвестор отправляет через терминал, который расположен как в торговом зале, так и на определенных точках Шанхая. Шанхайская фондовая биржа по своей операционной способности является одной из наиболее мощных в мире, поскольку ее торговая система позволяет производить до 16 000 транзакций в секунду. Так же биржа имеет «ограничители», позволяющие контролировать спекулятивные колебания цен на рынке, которые не должны терпеть изменения более чем на 10 % за день, Система останавливает торговлю, если изменение цены подходит к пороговому значению.
Шэньчжэньская фондовая биржа начала свою деятельность 1 декабря 1991 года, в качестве новой возможности привлечения инвестиций. Особых отличий от Шанхайской фондовой биржи не имеет, за исключением торгуемых на ней инструментов, в связи с запретом в Китае кросс-листинга. Ее торговая система осуществляет до 20 млн. сделок в день, что немного опережает Шанхайскую фондовую биржу.
Со сравнительно недавнего времени на базе Шэньчжэньской фондовой биржи существует внебиржевая электронная торговая площадка ChiNext (открытие состоялось 1 ноября 2009 года), которая была открыта с целью привлечения венчурного капитала через фондовый рынок для финансирования новых инновационных компаний, нуждающихся в значительном объеме стартового капитала [2].
Рынок акций КНР имеет достаточно сложную структуру и до 2006 года был строго сегментирован на рыночные и нерыночные (акции государства, акции юридических лиц и акции работников предприятия).
Рыночные акции подразделяются на три класса: акции класса A, выпуск которых производится в юанях; акции класса B, эмитирующиеся в долларах и акции класса H, которые размещаются только на Гонконгской бирже, с номинальной стоимостью, выраженной в гонконгских долларах.
Все три класса акций предоставляют их владельцу одинаковые права, но имеют отличия в правилах их владения. Так, например, право на владение А-акциями долгое время имели лишь резиденты Китая. Доступ для иностранных инвесторов был открыт лишь с 2003 года. В свою очередь, B-акции были доступны исключительно нерезидентам. До 2001 года население Китая не имело права на покупку и размещение этого класса акций.
На китайском фондовом рынке производиться обращение только обыкновенных акций, которые имеют бездокументарную форму выпуска, и номинальную стоимость в 1 юань. Выпуск привилегированных акций правительством Китая не предусмотрен.
Так же существуют акции типа N,L,S, которые отличаются только местом размещения. Их эмиссия производиться в виде депозитарных расписок. N-акции предназначены для размещения на Нью-Йоркской фондовой бирже, L-акции обращаются на Лондонской бирже, а S-акции, в свою очередь, предназначены для Сингапурской биржи [3].
Отсутствие возможности производить конвертацию одного класса акций в другой и наоборот приводит к сегментации рынка, что впоследствии создает большой разрыв в рыночной цене между А-акциями и В-акциями в несколько раз, а так же между рыночными и нерыночными акциями в целом.
Для решения этой проблемы Правительство КНР в 2005 году начало разрабатывать реформу, суть которой заключается в частичной возможности конвертации рыночных акций в нерыночные с компенсацией потерь, в случае падения рыночной стоимости акций. Целью этой реформы было свести до нуля нерыночные акции. В связи с этим, было принято решение об удалении границы между двумя сегментами акций. Процедура происходила следующим образом: государство выпускает акции, принадлежащие миноритарным акционером, выплачивая им за это компенсацию, которая определяется посредством переговоров между контролирующими акционерами и миноритариями. Данная реформа пока еще не достигла конечной цели, но, не смотря на это, является достаточно продуктивной: в 2012 году количество нерыночных акций снизилось, уступив рыночным. До проведения этой реформы доля нерыночных акций составляла 2/3 от всех акций [2].
Что касается облигаций, то их размещение происходит на биржевом, внебиржевом и межбанковском рынках. В качестве эмитентов на первичном рынке выступают Центральный Банк и Министерство Финансов Китая. Облигации в Китае делятся на три группы: казначейские, финансовые и корпоративные, каждая из которых по срокам погашения выделяет краткосрочные(со сроком погашения менее 1 года), среднесрочные (от 2 до 10 лет) и долгосрочные (более 10 лет) облигации.
На межбанковском рынке сделки могут осуществлять только институциональные инвесторы на основе уже выставленных ранее котировках. Роль регулятора на этом рынке играет Народный банк Китая. Здесь размещаются векселя Центрального банка, среднесрочные векселя и корпоративные бумаги.
На биржевом рынке торги облигациями проходят среди малых, средних предприятий и частных инвесторов в режиме аукциона под контролем китайской комиссией по регулированию рынка ценных бумаг.
Внебиржевой рынок осуществляет торги за счет коммерческих банков, доступ которым на биржевой рынок закрыт. Инвесторы посылают коммерческим банкам письменные поручения на покупку или продажу облигаций, опираясь на выставленные заранее банком котировки. Инструментами на этом рынке являются государственные облигации в форме казначейских облигаций, облигации локальных правительств и сберегательные облигации.
Рынок облигаций, по сравнению с рынком акций, более упорядоченный. Каждый сегмент имеет своего регулятора. Народный банк Китая отвечает за финансовые облигации и ценные бумаги инвестиционных фондов. Государственная плановая комиссия регулирует эмиссию государственных инвестиционных облигаций и ценные бумаги государственных институциональных фондов. Региональные предприятия производят выпуск облигаций под надзором Региональных органов власти. В компетенцию комиссии по регулированию ценных бумаг входит регулирование эмиссии и торговли, а НБК отслеживает ситуацию на внебиржевом рынке [6].
До 1990 года роль выпуска облигаций была высока, но после потеряла свою актуальность. Это не удивительно, поскольку квоты на выпуск весьма невелики, что не скажешь об издержках, а процедура разрешения на выпуск облигаций — длительная и сложная.
После вступления Китая в ВТО на повестке дня встал вопрос о постепенном открытии внутреннего китайского рынка акций для нерезидентов. Иностранным инвесторам был открыт доступ к А-акциям (но только имеющим листинг на бирже), казначейским облигациям и облигациям предприятий и финансовых институтов. Инвестиции в вышеперечисленные ценные бумаги могут осуществляться через специальные инвестиционные фонды, которые могут создаваться далеко не каждым желающим. Во-первых, инвестор должен иметь статус квалифицированного иностранного институционального инвестора(QFII). Во-вторых, должно быть получено согласие от таких учреждений, как центральный банк, Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг и Государственная администрация валютного контроля. В-третьих, со стороны Китая установлен ряд условий к иностранной управляющей компании (существование на рынке не менее пяти лет и расположение активов на сумму 10 млрд. долл.). Так же ряд требований предъявлен к страховым компаниям, компаниям по ценным бумагам и коммерческим банкам. Только банк, входящий в рейтинг 100 крупнейших мировых финансовых учреждений может говорить о получении лицензии на китайском рынке.
Не просто дела обстоят и с получением статуса QFII. Кандидаты обязуются предоставить бухгалтерскую отчетность, инвестиционную декларацию и подтверждение о намерениях осуществлять среднесрочные и долгосрочные инвестиции.
После получения такой лицензии, нерезиденту Китая нужно открыть специальный счет в юанях, который будет выступать в качестве депозитария активов фонда. Приобретения акций возможно только лишь посредством участия китайских брокерских компаний, а их доля, приобретаемая иностранным инвесторам не должна превышать 10 % их общего количества.
Правительство жестко контролирует деятельность иностранных инвесторов посредством бесконечных ограничений. Как минимум у нерезидентов возникает проблема с конвертацией юаня. В настоящий момент, правительство Китая пытается как-то решить эту проблем, но конкретных мер предпринято не было. Так же, существует проблема репатриации капитала из Китая. Иностранные инвесторы должны сохранять свои деньги на рынке в течение трех лет. Возможна только частичная репатриация равная 20 % от общей суммы капитала с трехмесячным интервалом [3].
В настоящее время к странам с развивающейся экономикой, а именно к восточным странам, возникает все большой интерес, поскольку в них сохраняется устойчивой рост экономического сектора, тогда как рост стран с развитой экономикой имеет лишь незначительные колебания. Если раньше крупные компании преимущественно добивались получения листинга на Нью-Йоркской и Лондонской биржах, то сейчас в приоритете у них находятся фондовые площадки развивающих стран, в том числе и Китая. Вполне вероятно, что в скором будущем Китай станет международным финансовым и фондовым центром, а в связи с этим, китайская валюта — одной из ведущих валют мира. На эту роль претендуют Шанхай и Гонконг. Шанхай уже взял курс на опережения Гонконга, а мировое сообщество замерло в ожидании разрешения в нем листинга иностранных компаний. Вопрос стоит лишь в опасениях со стороны правительства, которое веками имело огромное влияние на экономику Китая. Финансовый сектор всегда был изолирован от глобальных потоков международного капитала. Это связано с тем, что фундаментом экономической политики Китая является механизм сбережения национального капитала, основным источником которого являются сберегательные счета населения и в связи с этим, острой нужды в иностранных инвестициях попросту нет. Однако активизация движения капитала нерезидентов может способствовать расширению границ экономического сектора Поднебесной. Но китайское правительство обеспокоено тем, что более конкурентоспособные иностранные компании повлекут за собой отток средств из государственных компаний, так как акции иностранных предприятий будут более привлекательны. Остается только надеяться, что Китайские органы власти либерализируют свою политику в отношении иностранных инвесторов и отдадут частному сектору власть в свои руки. Время расставит все на свои места, но то, что экономический сектор Поднебесной еще не раз удивит мир, не подвергается сомнениям.
Список литературы:
- Вахрушин И.В. «Рынок ценных бумаг КНР: состояние, развитие, перспективы»: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. М., 2009.
- Вахрушин И.В. «Фондовый рынок КНР и кризис», журнал Азия и Африка сегодня, № 9, 2010 год.
- Правила листинга и официальная информация Гонкогской фондовой биржи [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.hkex.com.hk/eng/index.htm
- Рубцов Б.Б. «Финансовый рынок КНР», журнал «Портфельный инвестор», № 10, 2008 год.
- Sujiang Zhang and Yi David Wang “Should Chinese Citizens be allowed to Invest in Chinas Corporate Bond Market?”, Stanford University, № 452, Jan 2012.
дипломов
Оставить комментарий