Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 23 октября 2010 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРОГРЕССИВНЫЕ СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВОСПИТАНИЯ НЕМЕЦКИХ ПЕДАГОГОВ-ФИЛАНТРОПИСТОВ
Медведева Ирина Николаевна
аспирантка кафедры «Социальная работа и социальная педагогика» МГОУ, г. Москва
E-mail: irinaepl@mail.ru
"Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать"
И.Кант
Проводимые сегодня в российском обществе реформы образования объективно обусловлены изменениями экономических, политических, социальных и духовных условий. Кроме того, научно-технический прогресс, который ведет общество по пути ускоренного развития, внедрение новых технологий, формируют для системы образования новый социальный заказ. Сегодня появляются все новые и новые профессии, расширяется круг базовых компетенций, необходимых подрастающему поколению. Для успешной адаптации в обществе требуются определенные личностные качества, следовательно, именно сейчас общество нуждается в социально-активных людях с высокой профессиональной подготовкой.
Изменение условий выдвигает новые требования:
- к системе образования, как совокупности форм и методов обучения и воспитания, позволяющих наиболее эффективно передать обучаемым и добиться усвоения ими всей совокупности знаний,
- к педагогам, к их уровню подготовки и профессионализма,
- к качеству получаемых воспитанниками знаний, умений и навыков,
- к разработке теоретических основ для формирования новых подходов к воспитанию и образованию.
На сегодняшний день предложены разнообразные основы формирования новых подходов в воспитании и образовании (религиозные, гуманистические, психолого-педагогические и др.), все они направлены на воспитание нового поколения в рамках социального запроса общества.
Проблемы взаимодействия общества и личности при различных социальных условиях рассматривались философами и педагогами с древнейших времен. Мыслители Англии, Франции, Германии, Америки оказывали мощное воздействие на развитие передовых социальных и философско-педагогических идей, из которых особенно актуальны сегодня идеи воспитания в труде.
Европейское образование Нового времени имеет принципиальное отличие от образования средневекового. Это обусловлено тем, что бурное развитие науки в указанный период поставило перед образованием того времени две крупнейшие проблемы: как передать обучаемому новые знания и воспитать социально-активную личность, способную продолжить за гранью известного процесс познания. Если развитие образования и воспитания в эпоху Возрождения определял гуманизм, то образование и воспитание первых двух веков Нового времени определяло Просвещение - его идеология и культура, философия и наука, литература и искусство.
Просвещение - идейное течение XVII - XIX вв., основанное на убеждении решающей роли разума и науки в развитии и прогрессе общества. С точки зрения просветителей, как только люди станут просвещенными, то есть познают законы своей и внешней природы, правильно поймут свои интересы и освободятся от предрассудков, - они станут свободными и наступит всеобщее счастье. Социоцентрические идеи воспитания и обучения наиболее полно рассматриваются немецкими педагогами середины 18 века, что вызвано определенными социально-экономическими условиями, сложившимися в стране.
Предпосылки реформы образования в Германии были заложены еще в XVII веке. Возросшая степень сложности общественной жизни требовала принципиально нового уровня образованности населения. Правящие классы, осознавая, что бедность может породить беспорядки и бунты, видят в образовании средства улучшения ситуации. В рамках идеи просвещенной монархии активно обсуждалась проблема государственного управления процессом образования (««просветить» народ, чтобы управлять им по закону, а не по произволу») [9,с.30]. Чрезвычайно отсталые экономические и политические отношения и культурные достижения после Семилетней войны (1756-1763) побудили широкие круги немецкой буржуазии, находившейся под влиянием идей Локка, Руссо и других известных прогрессивных современников, серьезно заняться вопросами воспитания.
Центральной фигурой этой эпохи в Германии стал Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786). Фридрих был консерватором, тем не менее, свою политику, он стремился осветить философскими идеями века [6]. По мнению Фридриха Великого ценность элементарного школьного образования была высока, как для экономики страны, так и для армии. Ф.Паульсен в своих исторических очерках отметил, что в конце 18 столетия во всех немецких странах школа перешла из « разряда ecclesiastium в разряд politicum» [8,с.142]. Управление школьными делами стало принадлежать государству, но духовенству при этом отводилась роль исполнителей. Посещение школы к концу 18 века стало гражданской обязанностью.
Фридрих II Прусский стремится к объединению немцев в единую нацию, реформируя систему образования и воспитания. Единой целью национального воспитания предполагается консолидация населения всех немецких княжеств. Преобразование государства требовало преобразования общества, необходимо было изменить мысли и образ жизни населения, воспитание и образование нацелить на «перерождение людей» [11, с. 312 ], т.е. следовало достичь преобразования поведения, отношения к работе, жизненных планов и взглядов на будущее подрастающего поколения.
Таким образом, реформы Просвещенного абсолютизма были направлены на создание «нового общества» [11, с.312], где главной целью является воспитание гражданина общества, при этом учет индивидуальных особенностей, интеллектуальное, патриотическое, физическое воспитание, профессиональная подготовка - стали основными идеями педагогов-реформаторов.
Распространение идей Локка и Руссо в Германии привело к образованию нового педагогического направления - «филантропизм». Основной принцип, которого - «естественное, гармоническое развитие телесно-духовного человека» [3, с.139]. В педагогической энциклопедии дается следующая характеристика вышеуказанного понятия: «Филантропизм, филантропинизм (нем Philantropismus, от греч. philantropos - друг человека), педагогическое течение в Германии, возникшее в конце 18 века под значительным влиянием идей французского Просвещения и в первую очередь Ж Ж .Руссо» [2, с.166].
Основателем филантропизма в Германии стал Иоганн Бернхард Базедов, воодушевленный идеями Руссо и хорошо знакомый с воззрениями Я.А.Коменского. Он написал «Methodenbuch für Vater und Mütter der Familien und Völker»(1773 г.) и в 1768 г. выступил с «Vorstellung an Menschenfreunde und vermögende Männer, über Schulen, Studien und ihren Einfluss in die цffentliche Wohlfahrt», где вместе с тем давал законченный план элементарного педагогического сочинения, которое, по словам автора, должно было стать «азбукой реального и номинального человеческого познавания» [7]. Развитые в этом труде идеи и план педагогического сочинения нашли сочувственный отклик и материальную поддержку. В 1774 г. появилось проектированное им педагогическое сочинение («Elementarwerk», в 4 томах, со 100 гравюрами, выполненные Д.Ходовецким) с переводом на французский и латинский языки.
27 декабря 1774 г. И.Базедов по поручению и финансовой поддержке герцога Леопольда-Фридриха-Франца торжественно открывает в Дессау «Школу Филантропии» или Philanthropinum. Филантропин Дессау представил новый вид школы, которая существовала вопреки обычной практике - абсолютно независимая от контроля и наблюдения церкви.
В филантропины принимали детей разных сословий от 8 до 18 лет на соответствующие отделения:
- академическое /пансионеры/ - дети состоятельных родителей, готовились здесь к поступлению в университет;
- фамулянтное - дети бедных родителей, по окончанию получали профессию гувернера или домашнего воспитателя;
- педагогическое - дети незнатных родителей, проявившие интерес к профессии учителя [5, с.378].
Совершенно новым был не только учебный план, включавший в себя: обучение языкам (немецкому, французскому, латинскому и греческому), физическую культуру, ручной, ремесленный и сельскохозяйственный труд, подготовку по «всем наукам, потребным в благоустроенном обществе, а также всем училищным и гимназическим предметам, до приготовительных к университетским включительно» [7], но и методы их изучения. Методы обучения основывались на принципах наглядности, активности, перехода от конкретного к абстрактному. Ученики должны чередовать между собой приобретение знаний, ручную работу и физические упражнения. И.Базедов предполагал, что изучение наук должно быть удовольствием для воспитанников, поэтому вводит игровые методы обучения, что в дальнейшем вызвало критические отзывы современников. Не смотря на критику, в «Руководстве по истории немецкого образования» под ред.У.Херрмана дается следующая характеристика И. Базедова «он был один из самых достойных и активных реформаторов школы и системы образования в последнее время, он (И.Базедов) принадлежит к людям, которые были предназначены для изменения в образе мыслей и действий многих» [11, с. 315]. Незадолго до своей кончины И.Базедов произнес следующие, хорошо характеризующие его слова: "Я желаю быть анатомированным для пользы моих сограждан" [11. с.315].
Немецкие педагоги-филантрописты (И. Базедов, Х. Зальцман, И. Кампе, Э. Трапп и др.), воодушевленные идеями Локка и Руссо рассматривали свободу в качестве одного из главных принципов обучения и воспитания. В своей работе «Очерк истории воспитания и обучения» Л.Н.Модзалевский обобщает воспитательные меры, предлагаемые филантропистами следующим образом:
- подготовить образованных воспитателей;
- вернуться к древней системе физического воспитания «сообщавших юношеству гимнастический закал и гимнастическую грацию» [5, с. 379];
- заниматься духовным развитием, где главная цель - гуманность, «человек должен быть, прежде всего, человеком, гражданином мира» [5.с. 379];
- укреплять волю посредством разумности, эффективного использования наград и наказаний;
- довести до сведения воспитанников, что религия должна вести людей к объединению, а не к вражде,
- учитывать, что религиозное воспитание детей должно быть доступно и тщательно, сообщение конфессиональных отличий веры, есть дело церкви, а не школы;
- сделать филантропию главной задачей всего нравственно - религиозного воспитания, т.к. насилие искажает нравственность ребенка;
- открывать ребенку окружающий и чувственный мир раньше, чем грамматика и катехизис;
- изучать латынь на одном уровне с немецким языком;
- читать книги, только в отрывках, «чтобы не осквернить фантазию ребенка грязными образами» [5, с.380].
Так устранив из области воспитания все препятствия и применив все предложенные воспитательные меры, возможно достигнуть конечной цели - «создать истинных людей, которые будут чувствовать себя одинаково счастливыми всегда и всюду»[5, с. 380]. Основной целью филантропистов было подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни, что влекло за собой коренное изменение существовавшей системы воспитания и обучения.
Другой яркий представитель филантропизма - Зальцман Христиан Готгильф (1744-1811) основавший в 1784 в поместье Шнепфенталь школу, аналогичную впервые созданному близ Дессау «Филантропину» Иоганна Базедова. В свою школу Зальцман привлек таких выдающихся педагогов и соратников как Бернард Генрих Блаше (1766 – 1832), Иоганн Кристоф Гутс - Мутс (1759 – 1839) и Иоганн Генрих Готлиб Хойзингер (1766 – 1837). 3альцман, так же как Базедов и другие филантрописты, проповедовал принцип обучения детей сообразно с их природой. Он вырабатывает новую педагогическую концепцию, где главная идея заключается в том, что воспитание это не только создание особого, предназначенного для ребенка жизненного пространства, но и прежде всего самовоспитание воспитателя, с тем, чтобы, в первую очередь, он, а не окружающая среда были важны и интересны для детей. Это единственная филантропическая школа в Германии, в которой, с её основания, вплоть до современности, непрерывно воплощается идея параллельного обучения и воспитания.
Филантропин в Шнепфентале был оригинальным творением Зальцмана: подчеркнуто семейный характер сосуществования со своими учениками, единение с природой и сельской жизнью, физическое оздоровление с помощью гимнастических упражнений и прогулок, организация уроков ручного труда, посещение производств и обязательное воздействие на учеников личным примером воспитателя. Дети воспитывались с учетом их индивидуальности, каждого ребенка обучали, прежде всего, тому к чему он обнаруживал способности, с целью подготовки к продолжению образования или избранной практической деятельности. «Мышление, терпение, действие» - основные принципы школы [14]. Они отражают символы педагогических требований филантропической школы, как для подрастающих поколений, так и для их воспитателей равным образом. Эти, формулируемые Зальцманом принципы, соответствовали духу эпохи. Требование: «Думай» созвучно словам Канта: «Имей мужество жить в соответствии с твоими собственными представлениями!» [1]. Призыв к терпению соответствует призыву к толерантности, а также к готовности переносить невзгоды. Воззвание к действию представляет собой требование использовать свои способности на службу общества и быть полезным его членом. Исходя из глубокого уважения к ребёнку и к его правам, руководствуясь желанием еще при жизни лишить людей бедствий, разрабатывал Зальцман свою педагогику.
Свою гражданскую гуманистическую позицию Зальцман выразил в памфлете антифеодальной направленности: «Воспитание и обучение низших сословий должно быть, безусловно, прекращено, если оно не ведет дальше умения написать письмо. Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы судить об этом, однако, один из двух вариантов должен присутствовать: либо те, кто надзирает за обучением и просвещением народа настолько ленивы, что не заботятся об этих процессах так, как они того требуют; либо высшие сословия преднамеренно держат низшие в незнании и безграмотности, чтобы их было проще угнетать и использовать как рабов» [12, с.12].
Его социально-критическое произведение «Карл из Карлсберга» было понято и оценено представителями прогрессивной буржуазии, но отвергнуто феодалами. Он изобразил картину человечества будущего, которое вырвалось из социальной нужды благодаря образованию и воспитанию, уничтожило аристократию и построило свою жизнь на совместном труде всех людей. Взяв за основу социоцентричекие идеи филантропии, Х.Г.Зальцман совершенствовал и улучшал их в течение своей многолетней воспитательной практики.
Основными заслугами Зальцмана , является то, что он развил, и на своем опыте опробовал основные педагогические принципы филантропизма, дал возможность Шнепфенталю развиваться как важнейшему экспериментальному центру в области педагогики, а также, соглашаясь с передовыми идеями педагогов своего времени, хотел подготовить человека к «полезной для общества, патриотической и счастливой жизни» [12, с. 13]. Он был «мастером, умевшим видеть малое в педагогике, не забывая при этом о большом» [14].
Наряду со школами в Дессау и Шнепфентале, филантропические заведения были основаны в Маршлине (Граубюнден) (1775) благородным Улиссом Салийским и в Гейдесгейме (Пфальц) графом Лейнингеном, но вследствие недобросовестных приемов их руководителя Карла Бардта (1741-1792) они были в короткое время разорены.
Таким образом, немецкие филантрописты, находясь под влиянием идей и практики французко-буржуазной революции, выдвинули ряд новых педагогических теорий, неприемлемых ранее в общественных и религиозных кругах. Своими основными задачами они считали необходимость воспитать высоконравственных членов общества, подготовленных к практической деятельности в различных сферах жизни, обладающих необходимыми для этого научными знаниями и умениями, а также воздействие на умы, с целью осуществления социальных преобразований.
Социоцентрические, практикоориентированные идеи И.Базедова и его соратников оказали влияние на педагогическую деятельность не только таких зарубежных педагогов как Ф. Э. Рохов, Э.Х.Трапп, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребель и др., но и педагогическую деятельность и в России. Так в 1764 г. И.И. Бецкой в своем докладе Екатерине II «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества” сообщает о необходимости воспитать в России “новую породу людей - образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев - “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло» [3]. Отражение их теорий можно проследить в деятельности Н.И.Новикова, В.Ф.Одоевского, а позже Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского.
К сожалению, несмотря на сохранившуюся, до сегодняшнего времени, актуальность идей немецких филантропистов, информации об их педагогической деятельности не достаточно, что и вызывает у нас исследовательский интерес.
Список литературы:
1.Гулыга А.В. Жизнь замечательных людей. И.Кант. вып. 7 М.: Молодая гвардия, 1977, [электронный ресурс] – Режим доступа - http://bookz.ru/authors/arsenii-guliga/kant/page-3-kant.html
2.История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. [Текст] / - М.: Просвещение. 1974.- 166 с.
3.Кларин В.М., Джуринский А.Н. Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци. Педагогическое наследие. [Текст] / В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. - М.: Педагогика, 1987. 139-141с.
4.Котова Е.В., Намазова А.С., Остапенко Е.С. Европейские монархии в прошлом, настоящем, будущем 18 -20 в. [Текст] / Е.В.Котова, А.С.Намазова, Е.С. Остапенко. – СПб.: Алетейя, 2001. 53-56 с.
5.Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения: учеб. пособие [Текст] / Л.Н.Модзалевский. - СПб.: Алетейя, 2000. 378 -385 с.
6.Новый энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. /т. IV, СПБ., 1911.[электоронный ресурс] – Режим доступа - http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/108/108952.htm
7.Образцова Л.В. Филантропизм и реформаторство в немецкой педагогике: Монография [Текст] / Л.В.Образцова. – Марбург: изд. Марбургской лаборатории, 1999. 3, 11-13 с.
8.Паульсен Ф. Исторический очерк. Развитие образования в Германии [Текст] / Ф.Паульсен. - М.: Типография Товарищества И.Д.Сытина, 1908. 142 с.
9.Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XlX: учеб. Пособие [Текст] / А.И.Пискунов. - М.: Академия педагогических наук, 1960. 30 с.
10.Российская педагогическая энциклопедия / [электронный ресурс] – Режим доступа. - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/20.php
11.Hammerstein, Notker; Herrmann, Ulrich: Handbuch der deutschen Bildungsgeschichte. Bd. II. 18. Jahrhundert. Vom späten 17. Jahrhundert bis zur Neuordnung Deutschlands um 1800. - München: Beck, 2005. - 583 S.;
12.C.G.Salzmann - bibliographie. Hermann boehlaus nachfolger. Weimar,1981. S. 11-14
13.Paedagogik. Herausgegeben von prof. Dr.Hans ( Das Fischer lexicon Herausgegeben: Herman Groothoff, 1964. S 204-230
14.Salzmannschule Schnepfenthal / [электронный ресурс] – Режим доступа. - http://www.salzmannschule.de/
дипломов
Оставить комментарий