Поздравляем с 9 мая!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 07 октября 2013 г.)

Наука: История

Секция: Этнология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Городецкий В.И. ОСОБЕННОСТИ КУЗНЕЧНОГО РЕМЕСЛА НА ГУЦУЛЬЩИНЕ (КОНЕЦ ХІХ — НАЧАЛО ХХ ВЕКА) // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(29). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ОСОБЕННОСТИ  КУЗНЕЧНОГО  РЕМЕСЛА  НА  ГУЦУЛЬЩИНЕ (КОНЕЦ  ХІХ  —  НАЧАЛО  ХХ  ВЕКА)

Городецкий  Виталий  Иванович

аспирант  кафедры  этнологии  и  археологии,  института  истории,  политологии  и  международных  отношений  Прикарпатского  национального  университета  им.  ВСтефаникагИвано-ФранковскУкраина

E-mail: 

 

THE  FEATURES  OF  BLACKSMITHING  ON  HUTSULSHCHYNA (END  OF  19TH    IS  BEGINNING  20TH  —  CENTURY)

Vitaliy  Gorodetsky

graduate  student  of  department  of  ethnology  and  archaeology,  institute  of  history,  political  science  and  international  relations  of  the  Stefanyk  Precarpathian  national  university,  Ivano-Frankovsk,  Ukraine

 

АННОТАЦИЯ

В  статье  проанализированы  особенности  кузнечного  ремесла  в  особом  этнографическом  регионе  Карпат  —  Гуцульщине.  Прослежено  сферы  применения  продуктов  ковки,  в  частности  хозяйственно-производственную  и  магически-ритуальную.  Обращено  внимание  на  основные  этапы  развития  кузнечного  ремесла  на  территории  Гуцульщины,  особенно  в  период  второй  половины  XIX  —  начала  ХХ  века. 

ABSTRACT

The  features  of  blacksmithing  in  a  particular  ethnographic  region  of  the  Carpathians  —  Hutsulshchyna  are  analyzed  in  the  article.  Is  traced  the  application  of  forging  products,  including  household-industrial  and  magic-ritual  spheres.  The  particularly  attention  is  focused  on  the  main  stages  of  development  of  the  blacksmithing  in  the  Hutsulshchyna,  especially  during  the  second  half  of  19th  —  early  20th  century. 

 

Ключевые  слова:  гуцулы;  кузнечное  ремесло;  техники  обработки  металла;  орнаментальные  знаки  и  символы;  ковка;  кованый  крест.

Keywords:  the  hutsuls;  blacksmithing;  engineering  processing  of  metal;  ornamental  signs  and  symbols;  forging;  forged  cross.

 

Актуальность  темы.  Гуцульщина  —  историко-географическая  область  Украины,  заселенная  этнографической  группой  —  гуцулами,  которая  охватывает  горные  районы  Ивано-Франковской  и  Черновицкой  областей  и  Раховский  район  Закарпатской  областей. 

Гуцульщина  —  уникальный  этнографический  регион  Украины,  где  в  силу  многих  обстоятельств,  в  условиях  особенностей  географической  среды  сформировался  специфический  быт  и  способ  ведения  хозяйства,  сохранилась  уникальная  духовная  культура  и  художественные  традиции  [4].

Ремесло  традиционной  обработки  металла  Гуцульщины,  которое  несомненно  берет  свое  начало  из  давних  времен,  наивысшего  развития  приобретает  во  второй  половине  XIX  —  в  начале  XX  века.  Естественные  условия  на  предгорных  и  горных  территориях  Гуцульского  региона  определяли  соответствующие  сферы  хозяйственной  деятельности,  быта,  социальных  отношений.  В  частности,  кроме  скотоводства,  гуцулы  развивали  и  домашние  промыслы,  отдельным  видом  которого  было  кузнечное  ремесло.  С  целью  лучшей  реализации  домашних  изделий  на  торгах  и  ярмарках  гуцульских  деревень,  гуцулы  постоянно  работали  над  усовершенствованием  технологии  их  изготовления.  В  наше  время  немногочисленные  сохраненные  образцы  гуцульских  изделий  из  кованого  металла  предопределяют  необходимость  выхода  за  пределы  искусствоведческого  аспекта  исследования  проблемы  сохранения  кузнечного  ремесла,  поиск  общих  историко-теоретических  основ  его  развития. 

В  своем  развитии,  насколько  позволяет  источниковедческая  база,  кузнечное  ремесло  гуцулов  прошло  несколько  этапов.  В  частности,  наименее  выразительным  есть  большой  доисторический  период,  который  фиксируется  лишь  незначительным  археологическим  материалом  фракийской  и  словяно-русской  культур  древнего  населения  карпатского  региона.

В  период  Киево-русского  государсутва  (IX—XI  век)  и  Галицкого,  а  потом  Галицко-Волинского  княжеств  (XII—XIII  век)  кузнечное  ремесло  Гуцульщины  очевидно  развивалось  в  единой  древнерусской  традиции.  Этот  период  также  представляется  очень  незначительным  материалом,  который  не  дает  возможности  выйти  на  более  конкретные  выводы.

В  период  польской  оккупации,  а  затем  правления  Австрии  и  Австро-Венгрии  (вторая  половина  XVIII—XIX  века)  кузнечное  ремесло  на  Гуцульщине  кроме  развития  своих  традиционных  техник  изготовления  предметов  домашних  изделий,  было  сориентировано  и  на  отдельные  новейшие  приемы  западноевропейского  ремесла,  а  также  на  изготовление  соответствующих  новых  предметов  домашних  изделий.  Особенно  эти  новейшие  влияния  заметны  в  первой  половине  ХХ  века,  во  время  общеевропейского  экономического  подъема.  Так,  в  1929  году  на  Гуцульщине  было  большое  количество  ремесленников,  в  частности  -  125  кузнецов,  23  жестянщиков,  17  слесарей  и  др.  [5,  с.  321].  На  Западной  Гуцульщине  в  1926—1927  году  было  начислено  28  патентованных  кузнецов  [5,  с.  352]. 

Особенной  актуальности  нашего  исследования  представляет  то  обстоятельство  что,  несмотря  на  бурное  развитие  художественного  кузнечества,  которое  происходит  в  последнее  время,  ремесло  народного  (сельского)  кузнеца  на  Гуцульщине  практически  исчезло.  С  другой  стороны,  возникло  ремесло  художественной  обработки  металла  для  обслуживания  «Евроремонта»  усадеб  «новых  гуцулов».

Анализ  исследований.  Проблема  сохранения  традиционной  обработки  металла  Гуцульщины  стала  предметом  заинтересованности  этнографов,  историков  и  искусствоведов,  начиная  со  второй  половины  ХІХ  века.  Особенности  изготовления  металлических  предметов  на  Гуцульщине  описаны  в  исследованиях  Д.  Гобермана  [3],  автор  указывает  на  сходство  гуцульских  изделий  с  археологическими  древностями  Киевской  Руси.  Исследуя  народные  металлические  изделия  Восточных  Карпат,  Л.  Суха  [6]  весь  вещественный  материал  разделяет  на  три  группы:  бытового  потребления,  украшения,  конская  сбруя.  Подает  богатый  иллюстративный  материал  по  вопросу  традиционной  обработки  металла  на  Гуцульщине,  а  также  отделки  металлических  изделий  орнаментом,  который  является  чрезвычайно  важной  базой  для  изучения.  Ценным  источником  этнографии  карпатского  региона  является  труд  В.  Шухевича  «Гуцульщина»[7],  где  собран  материал  из  гуцульского  фольклора  и  кроме  того  важное  место  отведено  описанию  металлических  изделий.  Чрезвычайно  ценные  труды  С.  Боньковской  [1—2],  при  написании  которых,  автором  использованные  материалы  полевых  исследований,  технические  данные  металлографического  анализа  изделий,  типологический  и  историко-сравнительный  анализы.

На  сегодня  публикуются  научные  статьи,  посвященные  исследованию  Гуцульщины,  обычаям  и  верованиям  горцев,  традиционному  декоративно-прикладному  искусству.  Но,  невзирая  на  эти  достижения,  много  аспектов  материальной  культуры  гуцулов  являются  еще  малоизученными,  что  касается  и  кузнечного  ремесла.

Цель  работы  —  всестороннее  и  объективное  исследование  традиционной  обработки  металла  Гуцульщины  через  комплексный  анализ  литературных  источников,  музейных  и  фондовых  материалов,  полевых  исследований.

Задание  для  решения  данной  проблемы  предусматривает  исследование  кузнечного  ремесла  на  Гуцульщине  в  соответствии  с  этапами  его  производственного  процесса,  используемого  сырья,  орудий  труда,  разных  приспособлений,  готовой  продукции,  особенностей  технологического  процесса.

Постановка  проблемы.  Анализ  исследований  современного  состояния  кузнечного  ремесла  показал,  что  на  сегодняшнее  время  недостаточно  научных  разведок  относительно  исследования  кузнечного  дела  на  Гуцульщине,  как  украинского  традиционного  ремесла.  В  то  же  время  возникает  потребность  в  реконструкциях  изготовленных  гуцулами  кованых  бытовых  и  хозяйственных  изделий,  орудий  труда,  инструментов  ремесленников.

Объект  исследования  —  историко-культурологические  и  археологические  материалы,  связанные  с  кузнечным  производством  и  промыслами  населения  украинских  Карпат  с  древнерусского  времени  до  наших  дней. 

Предметом  исследования  является  кузнечное  ремесло,  составляющие  производственного  процесса,  начиная  от  сырья,  технико-технологических  особенностей  и  до  готовой  продукции. 

Изложение  основного  материала.  Во  второй  половине  II  тысячелетия  нашей  эры,  в  Украине  преобладало  ремесленное  производство.  Среди  распространенных  видов  народных  промыслов  —  прядение,  ткачество,  обработка  кожи,  дерева  и  камня,  ремесленный  характер  приобрело  металлообрабатывающее  производство,  которое  разделилось  на  металлургическое  и  кузнечное.  Традиционные  украшенные  кузнечные  изделия  нашли  применение  в  материальной  культуре  гуцулов,  в  оформлении  жилищных  и  общественных  сооружений  —  широкие,  с  острогами,  полосы  дверных  навесов,  ручки  и  скобы  дверей,  всевозможные  фигурные  поковки  для  повозок  и  саней,  надкупольные  храмовые  кресты  [3,  с.  39].  Как  отмечает  С.Боньковская,  гуцульские  кованые  надкупольные  кресты  в  своих  конструктивной  основе,  как  и  сооружения,  сохранили  признаки  ажурного  архетипа  [1,  с.  96].  Немного  отраслей  народного  художественного  искусства  могут  себя  показать  в  таком  широком  кругу  разнообразных  функций  и  техник  выполнения,  начиная  от  кузнечных  операций  к  литью  цветных  металлов.  Народные  кузнецы  были  единственными  производителями  железных  изделий,  главных  и  необходимых  орудий  труда  в  сельском  хозяйстве,  хотя  эта  тема  длительное  время  оставалась  малоизученной.  Вместе  с  распространением  во  второй  половине  XIX  века  дешевого  фабричного  железа,  количество  кузнецов  по  селам  постепенно  увеличивается. 

Гуцульским  мастерам,  работавшим  в  области  обработки  металла,  присущий  талант  украшать  свои  домашние  изделия,  начало  которого  достигает  Древней  Руси.  Еще  с  дохристианских  времен  в  мировоззренческих  представлениях  многих  народов  мира  утвердилась  вера  в  защитные  обереговые  свойства  орнаментальных  знаков  и  символов.  Рудименты  этих  верований  сохранились  и  теперь  на  Гуцульщине.  Каждая  эпоха,  каждая  национальная  культура  выработала  свою  систему  орнамента  —  мотивы,  формы,  расположения  на  украшаемой  поверхности.  Поэтому,  судя  из  использования  орнамента  можно  определить,  к  какому  времени  и  к  какой  стране  относится  то  или  иное  произведение  искусства. 

Известно,  что  геометрические  орнаменты  относятся  к  древним  символам,  это  первые  символично-знаковые,  пиктографические  и  иероглифические  системы.  Изучая  геометрические  и  геометризируемые  мотивы  присутствующие  на  кованых  изделиях  гуцульских  мастеров,  видим  унаследованные  от  далекого  прошлого  знаки  и  символы,  связанные  с  архаичным  мировоззрением  наших  предков.  К  самым  распространенным  мотивам  геометрических  орнаментов,  какие  мы  наблюдаем  в  отделке  кованых  изделий,  принадлежат  ромбы,  треугольники,  розетки,  квадраты,  кресты  разной  конфигурации,  зигзаги,  а  также  разные  комбинированные  мотивы,  образованные  путем  соединения  основных.  В  отличии  от  польских  кузнецов,  которые  обильно  украшали  свои  изделия  геометрическим  и  растительным  орнаментами  [8],  жители  Восточных  Карпат  использовали  для  украшения  кованых  предметов  традиционную  орнаментику,  характерную  местным  промыслам  —  резьбе  по  дереву,  ткачеству,  вышивке.  При  этом  орнамент  всегда  был  подчинен  форме  изделия.

Изучая  особенности  кузнечного  ремесла  на  Гуцульщине,  были  организованы  научно-исследовательские  экспедиции  по  регионам  карпатского  края.  В  одной  из  таких  экспедиций  выявлена  уникальная  технология  изготовления  инструментов  труда:  топоров,  долот,  серпов,  ножей  и  тому  подобное.  Так  мастер  М.  Ковальчук  из  с.  Глинки  Надворнянского  района,  сохранил  и  в  неизменном  виде  продолжает  развивать  давнюю  технологию  ковки  и  закалки,  которая  применялась  еще  древнерусскими  мастерами.  Также  мастеру  известные  давние  техники  скрепления  деталей,  которые  были  традиционными  и  применяемые  гуцулами  в  кузнечном  деле:  клепание  (ковка)  —  в  холодном  и  горячем  виде  и  сразу  заклепывание.  Одним  из  самых  трудных  моментов  в  работе  есть  скрепление  между  собой  отдельных  элементов.  Чаще  всего  осуществляемое  через  «швайцевание»  —  кузнечная  сварка,  сковка  на  наковальне  двух  разогретых  элементов.  Еще  мастер  применяет  метод  скрепления  с  помощью,  так  называемой  «связки»,  то  есть  скрепление  с  помощью  опоясывающей  оба  элемента  железной  перевязи  —  «хомута».  В  его  работах  присутствует  технология  —  заклепывание,  когда  в  обоих  выкованных  элементах  пробивают  отверстия,  после  чего  укладывают  железную  заклепку,  оба  конца  которой  расклепывают  на  наковальне.  Для  украшения  изделий  использует  технику  «обвалки»,  (то  есть  перебивка  образцов  на  бляхе)  гравировки  и  «штемпелевание»  насекание  рисунка  разными  штемпелями  (чеканами).  Вышеупомянутые  техники  выковывания  и  скрепления  деталей  предоставили  характерную  разнородность  изделий.  С  целью  обеспечения  выполненных  элементов  от  коррозии,  в  давние  времена  поверхность  изделия  покрывали  смолой,  а  уже  позже  растительным  маслом  или  пчелиным  воском  —  техника  (воронение).  В  начале  XIX  века  в  кузницах  сырьем  был  прежде  всего  старый  железный  лом.  Лишь  во  второй  половине  XIX  века  появились  торговцы,  которые  поставляли  железо  и  скупали  у  мастеров  готовые  изделия.  Большую  роль  в  обеспечении  сельского  населения  железными  изделиями  играли  цыгане.  Это  были  преимущественно  путешествующие  ремесленники,  которые  чаще  всего  появлялись  в  селах  вместе  с  цыганским  лагерем.  Проезжая  через  село  продавали  топоры,  сапы,  сковороды,  замки,  ножи.  В  своих  путешествиях  пользовались  порою  существующими  в  селах  кузницами,  в  связи,  с  чем  их  умения  проникали  к  местным  кузнецам.  В  частности,  эти  данные  взяты  из  свидетельств  народного  мастера  М.Ковальчука,  который  всю  свою  жизнь  занимался  кузнечным  ремеслом.

Выводы.  Анализируя  традиционную  обработку  металла  на  Гуцульщине,  в  частности  кузнечное  ремесло,  мы  обратили  внимание  на  техники  выполнения,  которые  в  силу  своих  условий  остались  неизменными  еще  с  древних  времен,  но  уже  модернизировались  с  применением  современного  оборудования. 

Особенности  кузнечного  ремесла:

1.  Региональо-локальные  особенности  кузнечного  ремесла  на  Гуцульщине  проявились  в  трактовке  форм  изделий  со  своеобразным  декоративным  стилем.  Также  присутствующая  дохристианская  традиция  уважения  к  данной  профессии.

2.  В  связи  с  малой  концентрацией  (многочисленности)  населения  в  горных  районах  Карпат  —  кузнечное  ремесло  также  имело  ограниченное  использование.

3.  Ориентация  хозяйства  на  скотоводство  не  предполагало  широкое  использование  кузнечного  ремесла,  а  в  большей  мере  декоративно-прикладной  характер  в  изготовлении  украшений,  литых  из  цветных  металлов.

4.  Традиционные  и  патриархальные  условия  жизни  и  быта,  также  не  способствовали  развитию  кузнечного  ремесла.

Оторванность  населения  от  больших  городских  центров  с  их  передовыми  технологиями  в  развитии  ремесла,  предполагало  долгое  и  повсеместное  существование  народного  кузнечного  ремесла,  ориентированного  на  старые  традиции.  Их  изучение  дает  возможность  выявить  эти  древние  приемы  и  методы,  которые  не  сохранились  в  других  регионах.

Будущее  кузнечного  ремесла  на  Гуцульщине,  как  и  других  народных  промыслов,  в  значительной  степени,  зависит  от  умелого  использования  его  традиций  и  художественного  уровня.  Имеется  в  виду  сохранение  традиционных  техник  обработки  металла,  художественно-стилевых  особенностей  декорирования  изделий.  Ни  один  из  регионов  Украины  не  обозначен  таким  богатством  разновидностей  металлообработки.  Это  возможно  сделать  не  только  через  научные  исследования,  пополнения  экспозиций  музеев,  создания  частных  коллекций,  но  и  в  организации  мастерских  для  воссоздания  опыта  кузнечного  дела,  призвании  к  ремеслу  молодых,  талантливых  народных  мастеров,  через  традиционную  форму  передачи  и  сохранения  профессиональных  знаний  —  учебе  ремесла.

 

Список  литературы:

1.Боньковська  С.М.  Ковальство  на  Україні  (19  —  поч.  20  ст.)  /  С.М.  Боньковська.  К.:  Наукова  думка,  1991.  —  109  с. 

2.Боньковська  С.  Мандрiвнi  ковалi  //  Схiдний  свiт.  —  1995.  —  №  2;  —  1996.  —  №  1. 

3.Гоберман  Д.  Искусство  гуцулов  /  Давид  Гоберман.  М.:  Советский  художник,  1980.  —  210  с. 

4.Іван  Вах.  До  історії  дослідження  географії  народних  художніх  промислів  на  Гуцульщині  //  Історія  української  географії.  Всеукраїнський  науково-теоретичний  часопис.  Тернопіль:  підручники  і  посібники,  —  2005.  —  Випуск  2.  —  С.  66—69. 

5.Клапчук  В.М.  Гуцульщина  та  гуцули:  економіка  і  народні  промисли  (друга  половина  XIX  —  перша  третина  XX  ст.)  :  монографія  /  Володимир  Михайлович  Клапчук;  Інститут  українознавства  ім.  І.  Крип’якевича  НАН  України,  Прикарпатський  національний  університет  імені  Василя  Стефаника.  Львів  Івано-Франківськ:  Фоліант,  2009.  —  507  с. 

6.Суха  Л.М.  Художні  металеві  вироби  українців  східних  Карпат  /  Л.  М.  Суха.  К.:  АН  УРСР,  1959.  —  104  с. 

7.Шухевич  В.  Гуцульщина  /  Володимир  Шухевич.  Верховина,  1997.  —  159  с. 

8.Roman  Reinfuss.  Ludove  kovalstwo  artystyczne  w  Polsce.  Wroclaw,  Akademia  Nauk,  1983.  —  288  s.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.